Проблемы экологического образования детей в период дошкольного детства.
Экологическое образование детей является составной частью системы дошкольного образования уже на протяжении более чем пятидесяти лет. В основе этого образования лежат подходы экологии, как науки, которая, по словам Э. Геккеля, занимается изучением «взаимодействия живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экология | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы экологического образования детей в период дошкольного детства
Экологическое образование детей является составной частью системы дошкольного образования уже на протяжении более чем пятидесяти лет. В основе этого образования лежат подходы экологии, как науки, которая, по словам Э. Геккеля, занимается изучением «взаимодействия живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой».
В переводе с древнегреческого слово «экос» означает «дом, жилище», значит экологию можно понимать и как науку о доме для всех природных объектов – начиная от невидимых глазу микробов и бактерий до человека. Таким домом для животных и растений является естественная среда обитания. В этом случае, как указывает В.С. Фридман, экология «исследует закономерности жизнедеятельности организмов, их приспособленности к тем или иным условиям». Ознакомление с этими закономерностями позволяет дошкольнику понять, что растения и животные обладают определенными потребностями, удовлетворение которых происходит в среде их обитания посредством приспособленности организмов к внешним условиям, пригодным для выживания, роста и развития определенного вида растений или животных.
Прежде чем рассмотреть проблемы экологического образования дошкольников, дадим определение этому понятию. Хорошо известный в нашей стране эколог, профессор и член-корреспондент Российской академии образования А.Н. Захлебный считает, что экологическое образование – это «процесс обучения, воспитания и развития экологически направленной личности, предусматривающий формирование системы представлений, знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды» . Н.М. Мамедов, доктор философских наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации определяет экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранной деятельности, формирование общей экологической культуры».
С.Н. Николаева считает, что экологическое образование дошкольников – это «процесс ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии».
Важной проблемой экологического образования дошкольников является определение его целей и задач. Цель этого образования О.М. Газина и В.Г. Фокина определяют, как «воспитание в начальных формах экологической культуры». Для достижения этой цели педагогами дошкольных организаций реализуются следующие задачи:
– формировать у детей систему экологических представлений, ценностное отношение к природе, практические умения по уходу за растениями и животными;
– развивать эстетическое восприятие природы;
– воспитывать гуманное отношение ко всему живому и культуру поведения в природе.
В результате экологического образования у детей к концу дошкольного возраста, по убеждению О.М. Газиной и В.Г. Фокиной, «должна быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с природой, которая проявляется в интересе к любому проявлению жизни, в желании активно участвовать в экологически ориентированной деятельности, в положительных эмоциональных реакциях при встречах с природой, в стремлении оказать помощь живым существам, контролировать свое поведение, предвидеть его последствия и оценивать действия других людей с точки зрения экологической целесообразности».
Еще одна проблема экологического образования дошкольников, на которую обращают внимание О.М. Газина и В.Г. Фокина, – это принципы, которые должны быть положены в основу экологического образования детей дошкольного возраста. Их выбор важен, так эти принципы задают основные направления и определяют характер этого образования. По мнению этих авторов, «такими общедидактическими принципами должны быть принципы системности, целостности, непрерывности и междисциплинарности. К ним добавляются специальные принципы комплементарности (дополнимости), принцип взаимосвязи общемирового, национального и краеведческого подходов к анализу экологических проблем и нахождению путей их решения и принцип единства «познания – переживания – действия».
Важной проблемой экологического образования в системе дошкольного образования является отбор его содержания, которое производится с учетом входящих в него компонентов. Н.М. Мамедов выделяет 4 таких компонента, которые взаимосвязаны между собой:
1. Научный компонент. Он включает современные экологические концепции, теории, идеи и взгляды, основные понятия, научно обоснованные тенденции взаимодействия человека и природы. Овладение этим компонентом развивает у детей познавательный интерес к природе, стремление и желание находить верные пути решения экологических проблем.
2. Ценностный компонент. Это признание природы одной из важнейших ценностей современного человека, наряду с ценностью здоровья. Формирование этого компонента у детей способствует нравственно-эстетическому отношению к природе, формированию экологически направленной личности, готовой и вносить посильный вклад в охрану и восстановление окружающей среды, вести здоровый образ жизни.
3. Нормативный компонент. Это система правовых и моральных принципов и правил, которые разрешают гуманное поведение в природе и запрещают хищническое и безответственное к ней отношение. Дети дошкольного возраста должны знать основные из этих запретов, чтобы сознательно следовать им при общении с природой.
4. Деятельностный компонент. Это познавательные, исследовательские и практические навыки, которые позволяют познавать, изучать и преобразовывать природу, не нанося ей ущерба, а сохранять и беречь природные богатства.
Как было сказано выше, целью экологического образования дошкольников является формирование экологической культуры. Основа этой культуры – экологическое сознание, которое в настоящее время, как указывает О.М. Газина, представляет собой «совокупность представлений о взаимосвязях в системе «человек – природа», а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней». Формирование экологической культуры и экологического сознания предусматривает «единство экологических представлений и знаний, эмоциональных переживаний, деятельностного отношения к природе» . Проблема же состоит в том, чтобы определить, каковы должны быть эти представления и знания.
По мнению О.М. Газиной и В.Г. Фокиной, они, прежде всего, должны обладать системностью, которая обеспечивает их «осмысление и практическую реализацию при решении экологических проблем». Эти авторы уверены в том, что именно «системность должна быть положена в основу формирования экологических представлений детей о растениях и животных как живых существах (их многообразии, росте и развитии, отношениях с другими организмами, разнообразии условий обитания), сезонных изменениях, труде людей в природе и т. д.».
По мнению С.Н. Николаевой одной из важнейших проблем экологического образования дошкольников является «правильный выбор экологических понятий для научной основы и построения методики экологического воспитания детей». Поскольку экология, как указывает С.Н. Николаева, это «биологическая наука, которая изучает взаимоотношения организмов со средой обитания», то в биоэкологии наиважнейшими являются 3 раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи:
1) отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология);
2) популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом (демэкология);
3) сообществ живых организмов со средой совместного их проживания (синэкология).
Наиважнейшим экологическим понятием, по мнению С.Н. Николаевой, является понятие «взаимосвязи живого организма со средой обитания, в которой эти организмы удовлетворяют свои потребности в кислороде, питательных веществах, в воде и т.д., растут и изменяются, используя свою жизненную энергию».
С.Н. Николаева выделяет и такие важные проблемы экологического образования дошкольников, которые связаны с «пониманием отличия живых организмов от неживых объектов природы, формированием у детей умений правильно взаимодействовать с растениями и животными и с неживыми объектами природы и создавать для них условия, учитывающие их приспособленность к среде обитания».
Формирование элементарных представлений о животных у детей дошкольного возраста, по С.Н. Николаевой, – это «процесс ознакомления детей с разнообразными животными, частями их тела, внешними условиями жизни, что является основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними». И здесь основополагающим выступает понятие «взаимосвязи организма со средой (единство организма и среды). Оно универсально с разных точек зрения: с экологической – распространяется на каждый живой организм и доступно детям через наблюдение, обсуждение, моделирование; с педагогической – применимо для воспитания бережного и заботливого отношения к животным; с практической – предполагает формирование у детей умений ухаживать за животными, создавать для их жизни определенные условия; с психологической – познание морфофункциональной приспособленности животных существ к среде обитания».