Обоснования школьного курса информатики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обоснования школьного курса информатики | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»
Факультет информационных технологий
Кафедра социальной и педагогической информатики
Реферат на тему
Обоснования школьного курса информатики
по дисциплине
«Дистанционное обучение младших школьников»
Выполнил: Белый В.С.,
группа ПОИ-ЗМ-1
Проверил: докт. пед. наук, профессор
Первин Ю.А.
Москва – 2014
Содержание
Стр. | |
Введение | 3 |
1. Обоснование структуры школьного курса информатики | 4 |
2. Обоснование содержания школьного курса информатики | 6 |
2.1. Обоснование пропедевтического уровня | 6 |
2.2. Обоснование базового уровня | 11 |
2.3. Обоснование профильного уровня | 18 |
Заключение | 21 |
Список литературы | 22 |
Введение
Историческая эпоха развития человечества – информационная эпоха характеризуется непрерывным ростом информационного потенциала общества. Вместе с этим в духовной сфере деятельности человеческого общества проблема информатизации образования становится всё более актуальной и практически важной.
С одной стороны информационные системы и технологии обладают огромными, практически неисчерпаемыми потенциальными возможностями для ведения образовательной деятельности. Одновременно с этим в реальные образовательные процессы фактически внедрено и используется только часть таких возможностей.
Целью работы является обоснование структуры и содержания школьного курса информатики как важнейшей учебной дисциплины, направленной на социальную адаптацию учащихся и выпускников средней школы в настоящее время – в век информационных технологий.
Цель работы достигается путём решения двух взаимосвязанных задач:
- Обоснование структуры школьного курса информатики;
- Обоснование содержания школьного курса информатики.
Наличие двух данных задач предопределило структуру реферата, который состоит из введения, двух разделов и заключения.
Во введении приводится общая характеристика работы.
В первом и втором разделах приводится обоснование структуры и содержания школьного курса информатики.
В заключении представлены основные выводы по работе.
Список используемой литературы приводится в конце реферата.
Автор выражает глубокую благодарность и признательность руководству и профессорско – преподавательскому составу кафедры социальной и педагогической информатики РГСУ за помощь, оказанную на всех этапах проделанной работы.
1. Обоснование структуры школьного курса информатики
Основными целями изучения дисциплины «Информатика» в средней общеобразовательной школе являются [4]:
–формирование основ научного мировоззрения учащихся;
–развитие мышления;
–создание условий для прочного и осознанного овладения учащимися основами знаний и умений о современных средствах работы с информацией.
В соответствии с этим целями, структура курса школьной информатики должна отражать все аспекты предметной области науки, в частности:
–мировоззренческий аспект, связанный с формированием системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, роли информации в управлении, общих закономерностях информационных процессов;
–пользовательский аспект, связанный с практической подготовкой учащихся в сфере использования новых информационных технологий;
–алгоритмический аспект, связанный с развитием процедурного мышления школьников.
Эти аспекты отражаются в школьной программе в следующих дидактических единицах:
1. Информация. Информационные процессы. Языки представления информации.
2. Информационное моделирование.
3. Алгоритмизация и программирование.
4. Компьютер как средство обработки информации.
5. Новые информационные технологии обработки информации.
Эти дидактические единицы носят сквозной характер, т.е. изучаются на всех этапах школьного курса со 2 по 11 класс.
Материал курса является трёхуровневым, т.к. он должен учитывать возраст учащихся и их подготовку:
Первый уровень – пропедевтический уровень, который является начальным и охватывает со 2 по 6 классы;
Второй уровень – базовый, охватывающий с 7 по 9 классы;
Третий уровень – профильный – это уровень 10 и 11 классов.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта объём курса школьной информатики рассчитан на 68 годовых часов (2 часа в неделю), которые вводятся в учебный план за счет школьного компонента. Содержание курса требует обязательного наличия компьютерной техники.
Программа курса для 2 – 9 классов полностью соответствует обязательному минимуму содержания уровня «А» образования, а в старших классах планируется углубленное изучение по профилям для подготовки школьников к профессиональной деятельности [1].
Вывод:
В соответствии с основными целями изучения дисциплины «Информатика» в средней общеобразовательной школе, структура курса должна отражать все аспекты предметной области науки. Эти аспекты отражаются в школьной программе в соответствующих дидактических единицах, которые носят сквозной характер. Материал курса является трёхуровневым, учитывающий возраст учащихся и их подготовку. Объём курса школьной информатики определён требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Содержание курса требует обязательного наличия в школе компьютерной техники.
2. Обоснование содержания школьного курса информатики
Обоснование содержания школьного курса информатики, с логической точки зрения, целесообразно выполнить последовательно в соответствии с уровнями изучения материалов.
2.1. Обоснование пропедевтического уровня
Пропедевтический уровень является начальным уровнем и включает в себя пять разделов с соответствующими дидактическими единицами и уровнями обученности:
Раздел 1: Информация. Информационные процессы. Языки представления информации.
Информация и ее роль в жизни человека. Информационные процессы. Способы представления информации. Кодирование информации. Язык передачи информации. Виды информационных процессов.
Учащиеся должны знать:
–какую роль играет информация в жизни человека;
–понятие «кодирование» информации;
–виды информационных процессов;
уметь:
–приводить примеры различных видов информации;
–кодировать символьную информацию средствами какого-либо алфавита;
–определять вид информационного процесса, происходящего в конкретной ситуации.
Раздел 2: Информационное моделирование.
Объекты: признаки, состав, сравнение, классификация. Информационные модели объектов. Графические информационные модели. Множества. Пересечение, объединение, вложенность множеств.
Учащиеся должны знать:
–понятия «существенный признак», «классификация» и уметь их объяснять;
–некоторые виды графических моделей: графы, деревья, множества;
уметь:
–определять существенные признаки предмета;
–описывать состав предмета;
–определять признак, по которому проведена классификация;
–выполнять классификацию предметов по заданному существенному признаку;
–определять и описывать простые случаи взаимного расположения множеств.
Основные понятия логики. Высказывание. Истинность и ложность высказывания. Логические операции отрицания, конъюнкции, дизъюнкции. Методы решения логических задач (табличный метод и метод кругов Эйлера).
Учащиеся должны знать:
–понятия «высказывания», «истинное высказывание», «ложное высказывание»;
–действие логических операций «неверно, что», «и», «или»;
–методы решения логических задач;
уметь:
–определять истинность и ложность высказывания;
–приводить примеры истинных и ложных высказываний;
–решать задачи методами таблиц и кругов Эйлера;
–строить выигрышную стратегию в играх типа «Цепочка».
Раздел 3. Алгоритмизация и программирование.
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя. Линейные, разветвляющие и циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы и процедуры.
Учащиеся должны знать:
–понятия «алгоритм», «исполнитель алгоритма», «программа»;
–виды алгоритмов;
–основные команды исполнителя Черепашка (язык ЛОГО);
уметь:
–определять вид готового алгоритма;
–находить ошибки в алгоритме решения задачи;
–определять тип алгоритмической структуры;
–составлять алгоритм.
Координаты клетки. Числовая ось, отрицательные числа. Координатная плоскость. Координаты точки. Алгоритмы с использованием координат.
Учащиеся должны знать:
–понятия «координаты клетки», «координаты точки»;
–правило определения и записи координат клетки на шахматной доске, точки на координатной плоскости;
уметь:
–определять координаты заданных клеток, точек;
–отмечать клетки, точки с заданными координатами;
–использовать команды учебных исполнителей для работы с координатами.
Симметричные фигуры. Ось симметрии. Симметричные точки на координатной плоскости. Правила построения симметричных фигур. Лабиринты. Правило выхода из лабиринта.
Учащиеся должны знать:
–понятия «симметричная фигура», «ось симметрии»;
уметь:
–определять, является ли фигура симметричной;
–достраивать фигуру до симметричной, используя данную ось симметрии;
–строить фигуру, симметричную данной относительно данной оси симметрии;
–находить выход из лабиринта.
Раздел 4: Компьютер как средство обработки информации.
Краткая история вычислительной техники. Состав персонального компьютера. Освоение клавиатуры компьютера. Представление информации в компьютере.
Учащиеся должны знать:
–какими средствами вычислительной техники пользовались люди до появления компьютеров;
–название и назначение основных частей персонального компьютера;
–назначение основных клавиш на клавиатуре;
–способ представления информации в компьютере;
уметь:
–включать и выключать компьютер;
–пользоваться клавиатурой компьютера для работы с экранным меню, ввода текстовой информации;
–пользоваться мышью.
Хранение информации. Диски и файлы. Имя файла, типы файлов. Файловая система. Дерево диска. Действия с файлами в оболочках операционных систем.
Учащиеся должны знать:
–основные виды носителей для хранения информации;
–понятия «файл», «каталог», «папка», «дерево диска»;
–правила написания имен файлов;
–основные типы расширений имен файлов;
уметь:
–определять правильность имени файла, тип файла по его расширению;
–находить нужные файлы или папки на диске, запускать или просматривать их;
–создавать каталоги, копировать, переименовывать и удалять файлы с помощью программ – оболочек типа «Norton Commander».
Раздел 5: Информационные технологии обработки информации.
Обработка текстовой информации на компьютере. Текстовые редакторы. Набор, редактирование, сохранение и распечатка текста. Десятипальцевый слепой метод письма.
Учащиеся должны знать:
–назначение текстового редактора и сферы его применения;
–возможности простых текстовых редакторов: Микрон, Блокнот;
–понятия «редактирование текста», «фрагмент текста»;
уметь:
–набирать текст в текстовом редакторе, пользуясь десятипальцевым методом письма;
–редактировать набранный текст;
–сохранять текст на диске;
–распечатывать текст из файла на принтере.
Обработка графической информации на компьютере. Графические редакторы. Построение изображений с помощью инструментов графического редактора. Создание графических моделей в графических редакторах.
Учащиеся должны знать:
–назначение графического редактора и сферы его применения;
–возможности простых графических редакторов типа «Paint»;
–понятия «панель инструментов», «палитра»;
уметь:
–создавать рисунок в графическом редакторе, используя основные инструменты;
–редактировать рисунок;
–сохранять рисунок на диске.
Передача информации в компьютерных сетях. Электронная почта. Глобальная сеть Интернет. Гипертексты, переход по гиперссылкам. Адресация в Интернет.
Учащиеся должны знать:
–возможности компьютерных сетей;
–понятия «электронное письмо», «электронная почта», «гиперссылка»;
–правила работы с браузером «Internet Explorer»;
уметь:
–находить нужные странички в Интернете по заданному адресу;
–выполнять переходы по гиперссылкам;
–пользоваться электронным почтовым ящиком в Интернете для передачи текстовых файлов и писем с графическими файлами.
Таким образом, пропедевтический уровень позволяет в течение пяти лет подготовить школьников до уровня, при котором они будут способны освоить следующий – базовый уровень подготовки.
2.2. Обоснование базового уровня
Базовый уровень, как и пропедевтический, содержит пять разделов с такими же названиями, однако дидактические единицы и уровни обученности имеют значительные отличия.
Раздел 1:
Информация и ее виды. Действия с информацией. Информационные процессы. Язык как средство представления информации. Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации.
Учащиеся должны знать:
–содержание понятия «информация»;
–что такое информационные процессы;
–какие существуют носители информации;
–функции языка как способа представления информации; что такое естественный и формальный языки;
–как определяется единица измерения информации – бит при алфавитном и содержательном подходе;
–что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;
–в каких единицах измеряется скорость передачи информации;
уметь:
–приводить примеры информации информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
–приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации;
–измерять информационный объем текста;
–пересчитывать количество информации в различных единицах.
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Двоичная арифметика.
Учащиеся должны знать:
–основные открытия в области хранения, передачи и обработки информации;
–что такое система счисления, в чем различие между позиционными и непозиционными системами счисления;
уметь:
–переводить целые числа из десятичной системы счисления в другие системы и обратно;
–выполнять арифметические действия над числами в двоичной системе счисления.
Раздел 2:
Понятие объекта, модели объекта. Материальные и информационные модели. Системные модели. Формы представления информационных моделей. Адекватность модели. Словесные, графические, табличные и математические модели. Компьютерное моделирование.
Учащиеся должны знать:
–понятия «модель», «информационная модель», «система», «адекватность модели»;
–формы представления информационных моделей;
уметь:
–приводить примеры материальных и информационных моделей;
–проводить системный анализ объекта с целью построения его информационной модели;
–в несложных случаях формализовать «плохо поставленную» задачу и построить модель для ее решения;
–проводить компьютерный эксперимент над несложной моделью;
–ориентироваться в таблично – организованной информации.
Раздел 3:
Кибернетика – модели управления. Процессы управления. Обратная связь. Формальный исполнитель. Понятие алгоритма и его свойства. Виды алгоритмов. Алгоритмы работы с величинами.
Учащиеся должны знать:
–что такое кибернетика, предмет и задачи этой науки;
–сущность кибернетической схемы управления обратной связью;
–что такое алгоритм управления;
–в чем состоят основные свойства алгоритма;
–способы записи алгоритмов: словесный, блок-схема;
–виды алгоритмов;
уметь:
–при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
–пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на формальном алгоритмическом языке.
Языки программирования высокого уровня: их классификация, понятие о синтаксисе и семантике. Введение в язык программирования Паскаль.
Учащиеся должны знать:
–назначение языков программирования;
–правила представления данных на языке программирования Паскаль;
–правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, цикла, ветвления;
–правила записи программы;
–содержание этапов разработки программы;
уметь:
–работать в среде «Турбо-Паскаль»;
–составлять несложные программы решения вычислительных задач;
–программировать диалог;
–осуществлять отладку и тестирование программы.
Раздел 4:
История развития ЭВМ. Виды современных компьютеров. Архитектура персонального компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Понятие о программном управлении компьютером. Язык машинных команд.
Учащиеся должны знать:
–правила техники безопасности работы на компьютере;
–состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
–основные характеристики компьютера в целом и его узлов;
–структуру внутренней памяти компьютера;
–типы и свойства устройств внешней памяти;
–сущность программного управления работой компьютера;
уметь:
–включать и выключать компьютер;
–пользоваться клавиатурой и мышью.
Элементы формальной и математической логики. Логические основы работы компьютера. Логические элементы.
Учащиеся должны знать:
–что называется «высказыванием»;
–что такое логические операции, как они выполняются;
–что такое «логический элемент»;
уметь:
–определять истинность высказываний;
–записывать логические выражения с использованием логических операций инверсии, конъюнкции, дизъюнкции, импликации;
–составлять схему по логическому выражению;
–строить таблицу истинности для логического выражения или схемы.
Виды программного обеспечения. Системное ПО. Операционные системы: организация диалога с пользователем, файловая система, управление устройствами.
Учащиеся должны знать:
–назначение программного обеспечения и его состав;
–принципы организации информации на дисках: что такое файл, каталог, файловая структура;
–виды и возможности операционных систем;
уметь:
–работать с операционной системой «Windows – ХР»;
–выполнять основные операции с дисками, папками, файлами: форматирование, проверку на наличие ошибок, поиск, копирование, перемещение, удаление, переименование;
–работать с сервисными программами: архиваторами; антивирусами.
Раздел 5:
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с магнитными дисками и принтерами. Текстовые редакторы и принципы работы с ними.
Учащиеся должны знать:
–способы представления символьной информации в памяти компьютера;
–виды программ для обработки текстов и назначение текстовых процессоров;
–основные режимы работы текстового процессора;
уметь:
–набирать и редактировать текст в текстовом редакторе «Word»;
–выполнять форматирование текста, применять элементы оформления;
–сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Компьютерная графика: области применения, технические средства, принципы кодирования изображения. Графические редакторы и принципы работы с ними. Редактор презентаций.
Учащиеся должны знать:
–способы представления изображений в памяти компьютера; понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
–какие существуют области применения компьютерной графики;
–компьютерные средства обработки графики;
–назначение графических редакторов и их возможности;
–назначение основных компонентов среды графического редактора: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры и др.;
–принципы работы редактора презентаций;
уметь:
–строить несложные изображения с помощью графических редакторов «Paint», «CorelDraw»;
–сохранять рисунки на диске, загружать с диска, выводить на печать;
–создавать презентацию, используя вставку текстов, рисунков, встроенную анимацию; демонстрировать готовую презентацию.
Базы данных (БД): основные понятия, типы данных. Системы управления базами данных и принципы работы с ними. Просмотр, редактирование, поиск в БД. Проектирование БД.
Учащиеся должны знать:
–что такое база данных, система управления БД (СУБД), информационная система;
–что такое реляционная БД, ее элементы (поля, записи, ключи); типы и форматы полей;
–структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
уметь:
–открывать готовую СУБД «Access»;
–организовывать поиск информации в БД;
–редактировать содержимое полей БД;
–сортировать записи БД;
–добавлять и удалять записи в БД;
–проектировать собственную БД.
Табличные расчеты и электронные таблицы (ЭТ). Принципы работы с электронными таблицами. Моделирование и решение задач в электронных таблицах.
Учащиеся должны знать:
–что такое ЭТ и табличный процессор;
–основные информационные единицы ЭТ: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
–какие типы данных заносятся в ЭТ; как табличный процессор работает с формулами;
–основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
–графические возможности табличного процессора;
уметь:
–использовать табличный процессор «Excel» для решения несложных задач;
–заполнять таблицу данными и формулами;
–редактировать и форматировать ячейки таблицы;
–выполнять операции с фрагментами ЭТ;
–получать диаграммы средствами табличного процессора.
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Виды телеобработки: электронная почта, телеконференция, «всемирная паутина». Этика поведения в компьютерной сети. Методы защиты информации. Правовая охрана программ и данных.
Учащиеся должны знать:
–что такое компьютерная сеть, различие между локальными и глобальными сетями;
–назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, протоколов;
–назначение основных видов услуг глобальных сетей;
–что такое Интернет, какие возможности предоставляет пользователю «всемирная паутина»;
–этику поведения в компьютерной сети; методы защиты своих данных;
уметь:
–осуществлять обмен информацией в локальной сети компьютерного класса;
–использовать браузер «Internet Explorer» поиска страниц по адресам;
–осуществлять поиск информации в одной из поисковых систем по ключевой фразе;
–пользоваться почтовой программой «Outlook Express» для отправки и получения писем.
Как видно из содержания разделов, на втором уровне подготовки к учащимся средней школы предъявляются более жесткие требования, несмотря на аналогичные наименования разделов курса. Самые высокие требования к уровню подготовки учащихся предъявляются на завершающей стадии обучения – на профильном уровне.
2.3. Обоснование профильного уровня
Содержание образования профильного уровня включает в себя три раздела, значительно отличающихся от разделов пропедевтического и базового уровней:
Раздел 1: Математическое моделирование и программирование.
Математическое моделирование в ЭТ. Основы объектно – ориентированного программирования на языке «Visual Basic». Проектирование в среде «Autocad». Работа в среде «Mathcad». Обработка изображений в редакторе «Photo Shop». Основы языка разметки гипертекста HTML.
Раздел 2: Компьютерная графика и дизайн.
Графические информационные модели. Деловая графика в ЭТ. Обработка изображений в редакторах «Corel Draw», «Photo Shop». Компьютерные презентации. Система верстки «Microsoft Publisher». Создание объемных изображений, работа в 3D-studio. Дизайн Web-сайтов, работа с «Front Page».
Раздел 3: Компьютерное делопроизводство, экономика и бухгалтерия.
Технология обработки текстовой информации, текстовый процессор «Word». Правила оформления деловых бумаг, шаблоны. Ведение баз данных в СУБД «Access». Выполнение расчетов в ЭТ «Excel». Планирование событий в «Microsoft Outlook». Ведение бухгалтерского учета на компьютере, 1С-бухгалтерия. Поиск информации в Интернет. Ведение деловой переписки по электронной почте.
Учащиеся должны знать:
–основы математического моделирования в ЭТ;
–основы объектно – ориентированного программирования на языке «Visual Basic»;
–основы языка разметки гипертекста HTML.
–графические информационные модели;
–основы деловой графики в ЭТ;
–правила оформления деловых бумаг и шаблонов.
уметь:
–проектировать в среде «Autocad»;
–работать в среде «Mathcad»;
–обрабатывать изображения в редакторах «Corel Draw», «Photo Shop»;
–делать компьютерные презентации;
–работать в системе верстки «Microsoft Publisher»;
–создавать объемные изображения, работать в 3D-studio;
–работать в текстовом редакторе «Word»;
–вести базы данных в СУБД «Access»;
–выполнять расчеты в ЭТ «Excel»;
–планировать события в «Microsoft Outlook»;
–вести бухгалтерский учет на компьютере в 1С;
–находить информацию в Интернет;
–вести деловую переписку по электронной почте.
Другими словами, выпускник средней общеобразовательной школы должен не только уметь читать, писать и считать, но и владеть информационными технологиями, что обеспечивает ему возможность жить, учиться и работать в настоящее время – в двадцать первом веке.
Вывод:
Пропедевтический уровень является начальным уровнем подготовки и включает в себя пять разделов с соответствующими дидактическими единицами и уровнями обученности. Это позволяет в течение пяти лет подготовить учащихся к процессу освоения базового уровня подготовки.
Базовый уровень содержит те же разделы, однако дидактические единицы и уровни обученности имеют значительные отличия. На втором уровне подготовки к учащимся предъявляются более жесткие требования.
Самые высокие требования к уровню подготовки учащихся предъявляются на завершающей стадии обучения – на профильном уровне. Освоение программы профильного уровня даёт возможность выпускнику жить, учиться и работать в настоящее время – в веке информационных технологий.
Заключение
Основная цель изучения дисциплины «Информатика» в средней школе предполагает отражение в структуре курса всех аспектов предметной области науки. Отражение нашло в названиях разделов, носимых сквозной характер. Объём курса школьной информатики определён требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Содержание курса требует обязательного наличия в школе компьютерной техники.
Материал курса включает в себя три уровня, учитывающих возраст учащихся и их подготовку. Пропедевтический уровень является начальным и включает пять разделов, дидактические единицы и уровни обученности. Это позволяет в течение пяти лет подготовить учащихся к процессу освоения базового уровня подготовки, где дидактические единицы и уровни обученности значительно отличаются. На базовом уровне к учащимся предъявляются более жесткие требования, но самые высокие требования предъявляются на завершающей стадии обучения – на профильном уровне. Освоение программы данного уровня даёт возможность выпускнику жить, учиться и работать в настоящее время – в веке информационных технологий.
Список литературы
- Дик П.Ю. Активация школьной образовательной среды на основе интернет-технологий: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.02 – Москва, 2010. – 16 с.
- Кудрявцев В.В. Методическая система изучения электронного курса в профильной школе с использованием мультимедийных технологий – Москва, ИСМО РАО, 2010 – 93 с.
- Лавина Т.А., Роберт И.В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – Москва, 2006. – 524 с.
- Мартиросян А.П. Методические рекомендации по использованию информационных технологий на уроках информатики в 6 классе – 2-е издание, Институт информатизации образования РАО, Москва, 2010. – 170 с.
- Наумов А.Л. Исследование влияния характера проектной деятельности на формирование ключевых компетенций учащихся, Москва, МПГУ, 2010. – 260 с.
- Рубцова С.Ю. Система менеджмента качества подготовки специалистов в условиях информатизации образования: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.02 – Москва, 2011. – 16 с.