Социальная коммуникация 7 кл. (рабочая программа).
Предварительный просмотр:
ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор школы Зам. директора по УВР
_______________ Л.Л. Рыжих ___________ О.В. Шовкалюк
« »_______________20__г. « _» ________________ 20__г.
Рабочая программа
Название предмета: Социальная коммуникация
Класс: 7
Учебный год: 2017-2018
Общее кол-во часов 102, кол-во часов в неделю 3
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении
учителей средних классов
Протокол № от
« »_____________ 20__г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Социальная коммуникация» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2017-2018 учебный год, рассчитана на 102 часов (исходя из 34 учебных недель в году). Предназначена для обучающихся с нарушением интеллектуального развития умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов. А также на основе педагогического наблюдения и изучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, опыта проведения с ними коррекционно-развивающей работы в условиях школы.
Социальное развитие является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогического обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.
Важнейшей задачей специального (коррекционного) образования детей со сложной структурой дефекта является их социальная адаптация и возможная интеграция в общество.
Особенности познавательной сферы детей со сложной структурой дефекта проявляются в недоразвитии отвлеченного мышления, неспособности самостоятельно устанавливать элементарные причинно- следственные связи между явлениями и предметами окружающей действительности, отмечается ограниченность представлений об окружающем мире. Это дети, у которых грубо нарушены процессы анализа и синтеза, внимания и памяти, а также работоспособность, моторика и речь. Представления, понятия и практические навыки формируются у них с большими трудностями и быстро распадаются без практического применения. Всё это ограничивает возможность понимания детьми целесообразности выбора определенной модели социальной коммуникации в конкретной жизненной ситуации.
Данная программа призвана выработать элементарные навыки социальной коммуникации, познакомить учащихся с моделями поведения в различных стандартных жизненных ситуациях.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – формирование теоретической основы и практических навыков социальной коммуникации, необходимых для эффективного решения задачи социальной адаптации учащихся со сложной структурой дефекта.
Специальные коррекционные занятия по курсу «Социальная коммуникация» формируют у учащихся знания и умения, необходимые им в жизни, способствуют расширению общего кругозора, формируют культурные потребности, воспитывают морально – этические нормы поведения.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- формирование у учащихся со сложной структурой дефекта знаний, умений и навыков социального общения и поведения в различных жизненных ситуациях;
- формирование моделей межличностных взаимоотношений с окружающими людьми;
- коррекция основных недостатков психического развития (восприятия, внимания, памяти и др.);
- коррекция поведенческих нарушений у учащихся;
- освоение форм речевого этикета;
- совершенствование диалогической и монологической формы речи.
Программа «Социальная коммуникация» строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью программы является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, так как овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки.
В основе обучения программы «Социальная коммуникация» лежит ролевой принцип. Каждый участник социальной коммуникации осознаёт свои ролевые позиции (ученик – учитель, покупатель – продавец, мальчик – девочка и др.) и строит своё общение и поведение, согласно типичной жизненной ситуации.
Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, приёмов и средств обучения, выбор которых осуществляется с учетом психических особенностей детей
со сложной структурой дефекта и имеет практическую направленность (осуществляется за счёт организации тренинга учащихся в условиях окружающей действительности). Использование различных дидактических методов сообщения теоретического материала (бесед, рассказов, драматизаций, просмотра видеосюжетов, анализа иллюстративного материала, чтения и обсуждения текстов и др.) закрепляется практическими упражнениями. Тренинг проводится в условиях класса (метод моделирования), а затем в реальных жизненных ситуациях. Целесообразно использование арт-терапии в работе с детьми со сложной структурой дефекта. Сообщение теоретического материала проводится при четком соблюдении дидактических принципов, используемых в специальном (коррекционном) обучении.
Программа «Социальная коммуникация» составлена с учётом осуществления межпредметных связей с образовательными курсами «Устная речь», «Чтение», «Живой мир», «Домоводство».
При изучении курса "Социальная коммуникация" учащиеся расширяют свой социального опыта, приобретают знания о различных сферах жизни и быта людей, накапливают практический опыт, получают навыки культуры общения, социально-нормативного поведения.
Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы. Полученные на уроке умения необходимо включать в режимные моменты, реализуя деятельностный подход в обучении.
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- осознавать себя как ученика;
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять стремление к общению, выражать его социально приемлемым способом;
- владеть доступными средствами коммуникации, использовать их адекватно ситуации;
- проявлять и выражать свои эмоции социально приемлемым способом;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- быть готовым адаптироваться к изменениям в учебной среде и дома;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Метапредметные результаты.Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, глобальное чтение);
- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
- умение находить ответы на картинке;
- умение работать в паре и микрогруппе;
- умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета и овладеть предусмотренными программой знаниями и умениями.
Предполагаемые результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
- значение невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, визуальный контакт, тактильный контакт, дистанция, интонация и т.п.);
- допустимое и недопустимое использование невербальных средств коммуникации;
- общепринятые правила общения с друзьями и близкими, с незнакомыми людьми;
- модели поведения в бытовых ситуациях с участием других людей;
- правила поведения в общественных местах.
Обучающиеся должны уметь:
- понимать смысл коммуникации;
- вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя доступные вербальные и невербальные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;
- смотреть на взрослого/сверстника в ситуации общения;
- различать невербальные средства общения и определять их значение (мимику, жесты, интонацию и т.п.);
- вступать в контакт со знакомыми и незнакомыми взрослыми, сверстниками приемлемым способом;
- уметь обратиться за помощью к незнакомому взрослому;
- соблюдать правила поведения в общественных местах;
- передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
- использовать модели поведения в бытовых ситуациях с участием других людей.
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
Программы и методические пособия:
- Этика. 7—9 классы (Н. Б. Матвеева)
- Социально-бытовая ориентировка (В.И. Романина,НЛ. Павлова)
- Макатон. Основной словарь. Символы.// Под ред. Т.А. Бондарь. - М.: РБОО "Центр лечебной педагогики", 2014. - 50 с.
- Зарубина Ю. Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ .– М.: Теревинф, 2009. – 56 с.
Наглядные пособия:
- иллюстративный материал по темам (предметные и сюжетные иллюстрации);
- презентации;
- видео- и аудиозаписи;
- дидактические игры по темам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 полугодие
№ | Тема | Цели | Виды работ | Оборудование |
1. 1.1(2) | Уроки вежливости. | Повторение правил приветствия в различных ситуациях. | Приветствие. Актуализация знаний. Моделирование различных ситуаций. Игра –разминка «Вежливые часики» Подведение итогов. | Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи. |
Здравствуйте,здравствуйте,здравствуйте вам! | ||||
1.2(3) | Где аккуратность, там и опрятность. | Закрепление на практике правил аккуратности и опрятности. | Приветствие. Актуализация знаний. Беседа. Просмотр видеосюжета/моделирование различных ситуаций. Загадки-добавлялки. Пословицы и поговорки. Дразнилки для нерях. Подведение итогов. | Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи. |
1.3(3) | Приятного аппетита. | Закрепление на практике правил этикета. | Приветствие. Актуализация. Беседа. Ролевая игра. Аппетитные скороговорки. Пословицы и поговорки. Игра «Приятного аппетита» Подведение итогов. | Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи. |
1.4(3) | После вкусного обеда… | Закрепление на практике правил этикета. | Приветствие. Актуализация знаний. Беседа. Просмотр видеосюжета/моделирование различных ситуаций. Веселое аппетитное задание. Вкусная считалочка. Подведение итогов. | Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи. |
1.5(3) | Правила поведения в транспорте. | Закрепление правила поведения в транспорте. | Приветствие. Актуализация знаний. Беседа. Просмотр видеосюжета/моделирование различных ситуаций. Загадки на колесах. Игра «Вежливый трамвайчик» Подведение итогов. | Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи. |
1.6(3) | Вежливая поездка. | Закрепление правила поведения в транспорте. | Приветствие. Актуализация знаний. Беседа. Просмотр видеосюжета/моделирование различных ситуаций. Игра «Такси» Подведение итогов. | Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи. |
1.7(3) | Театральные секреты. | Закрепление правил поведения в театре. | Приветствие. Актуализация знаний. Беседа. Просмотр видеосюжета/моделирование различных ситуаций. Этикетная напоминалочка. Вредные советы Нехочухи! Театральная игра «Походка» Подведение итогов. | Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи. |
1.8(3) | Ура! Идем в театр! | Закрепление правил поведения в театре. | Приветствие. Актуализация знаний. Беседа. Просмотр видеосюжета/моделирование различных ситуаций. Вредные советы Нехочухи! Театральные загадки-добавлялки. Игра «Занавес» Подведение итогов. | Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи. |
1.9(3) | Идем в гости. | Повторение и закрепление правил поведения в гостях. | Приветствие. Актуализация знаний. Беседа. Просмотр видеосюжета/моделирование различных ситуаций. Пословицы и поговорки. Веселые загадки. Подведение итогов. | Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи. |
1.10(3) | Чтобы гости не скучали. | Закрепление на практике правил, как не дать гостям заскучать. | Приветствие. Актуализация знаний. Беседа. Ролевая игра. Вкусные загадки. Скороговорки для веселой компании. Веселая арифметика. Игра «Волшебный чемодан» Игра «Вкусные имена» Подведение итогов. | Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи. |
1.11(3) | Что тебе подарить? | Расширение знаний о том как надо выбирать подарки. | Приветствие. Актуализация знаний. Беседа. Моделирование различных ситуаций. Подарочные загадки. Подведение итогов. | Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи. |
1.12(3) | Не подарок дорог, а внимание. | Расширение знаний о правилах поведения в различных ситуациях. | Приветствие. Актуализация знаний. Беседа, раскрытие значения термина. Просмотр видеозаписей. Подарочные загадки. Пословицы и поговорки. Подведение итогов. | Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи. |
1.13(3) | Поход в магазин. | Расширение знаний о правилах поведения в различных ситуациях. | Приветствие. Объяснение, что поведение в различных ситуациях (в школе, дома, на улице, в магазине) будет различным. Актуализация знаний. Беседа, раскрытие значения термина. Просмотр видеозаписей. Сюжетно-ролевая игра «Скандал» Игра «Овощной магазин» Подведение итогов. | Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи. |
1.14(3) | У меня зазвонил телефон. | -дать элементарные сведения о правилах общения по телефону; - учить нормам речевого этикета; - пополнить словарь | Беседа по теме. Моделирование данной жизненной ситуации. Проигрывание актуальной ролевой ситуации. Определение возможной темы разговора по телефону, обсуждение того, что можно сказать по этой теме, подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации; составление связного высказывания. Напоитналочка. Игра «Испорченный телефон» | Иллюстрации, видеозаписи, макеты телефона |
1.15(3) | Не обижайте малышей. | -продолжить формировать модель поведения в данной ситуации; - учить нормам поведения, речевого этикета; - пополнить словарь | Беседа по теме. Необходимость бережного отношения к маленьким. Составление правил поведения. Проговаривание нужных словосочетаний, фраз. Игра-мирилка. Проигрывание актуальной ролевой ситуации. | Иллюстрации, видеоматериал |
1.16(3) | Наедине с природой. | -продолжить формировать модель поведения в данной ситуации; - учить нормам поведения, речевого этикета; - пополнить словарь | Беседа по теме. Необходимость бережного отношения к природе. Проигрывание актуальной ролевой ситуации. Игра «Я знаю лес» Лесная физкультминутка. | Иллюстрации, видеоматериал |
Список литературы
- Серия «Беседы по картинкам» Уроки вежливости. И.В Мирошниченко, М.А. Пузыренко, ООО Издательство «Ранок», 2007.
- Серия «Беседы по картинкам» Чувства. Эмоции. Л.Б. Фесюкова, З.А. Курбатова, ООО Издательство «Ранок», 2007.
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – КАРО, 2007. – 92 .
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006
- Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 1996г.
- Программы специальных(коррекционнных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, Спб, филиал изд. "Просвещение", 2007
- Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта, Просвещение, 2009
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии, м., 2002
- Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, Пособие для учителя, СПб., 2004
- Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития, учебно-методическое пособие, СПб., 2001