Социальная коммуникация 7 кл. (рабочая программа).

Буланова Мария Владимировна

Социальная коммуникация 7 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_v_sotskommunikatsiya_2017-2018.docx43.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                           СОГЛАСОВАНО

Директор школы                                                                                                   Зам. директора по УВР

_______________ Л.Л. Рыжих                                                                           ___________ О.В. Шовкалюк

«     »_______________20__г.                                                                           «   _» ________________ 20__г.

Рабочая программа

Название предмета: Социальная коммуникация

Класс: 7

Учебный год: 2017-2018

Общее кол-во часов 102, кол-во часов в неделю 3

РАССМОТРЕНО

на  методическом  объединении

учителей средних классов

Протокол №          от

«         »_____________ 20__г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Социальная коммуникация» образовательной области «Коррекционные технологии»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2017-2018 учебный год, рассчитана на 102 часов (исходя из 34 учебных недель в году). Предназначена для обучающихся с нарушением интеллектуального развития умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов.  А также на основе педагогического наблюдения и изучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, опыта проведения с ними коррекционно-развивающей работы в условиях школы.

        Социальное развитие является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогического обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.

       Важнейшей задачей специального  (коррекционного) образования детей со сложной структурой дефекта является  их социальная адаптация и возможная интеграция в общество.

       Особенности познавательной сферы детей со сложной структурой дефекта проявляются в недоразвитии отвлеченного мышления, неспособности самостоятельно устанавливать элементарные причинно- следственные связи между явлениями и предметами окружающей действительности, отмечается ограниченность представлений об окружающем мире. Это дети, у которых грубо нарушены процессы анализа и синтеза, внимания и памяти, а также работоспособность, моторика и речь.  Представления, понятия и практические навыки формируются у них с большими трудностями и быстро распадаются без практического применения. Всё это ограничивает возможность понимания детьми целесообразности выбора определенной модели социальной коммуникации в конкретной жизненной ситуации.

        Данная программа призвана выработать элементарные навыки социальной коммуникации, познакомить учащихся с моделями поведения в различных стандартных жизненных ситуациях.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – формирование теоретической основы и практических навыков социальной коммуникации, необходимых для эффективного решения задачи социальной адаптации учащихся со сложной структурой дефекта.

      Специальные коррекционные занятия по курсу «Социальная коммуникация» формируют у учащихся знания и умения, необходимые им в жизни, способствуют расширению общего кругозора, формируют культурные потребности, воспитывают морально – этические нормы поведения.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • формирование у учащихся со сложной структурой дефекта знаний, умений и навыков социального общения и поведения в различных жизненных ситуациях;
  •  формирование моделей межличностных взаимоотношений с окружающими людьми;
  • коррекция основных недостатков психического развития (восприятия, внимания, памяти и др.);
  • коррекция поведенческих нарушений у учащихся;
  • освоение форм речевого этикета;
  • совершенствование диалогической и монологической формы речи.

           Программа «Социальная коммуникация» строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью программы является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, так как овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки.

           В основе обучения  программы «Социальная коммуникация» лежит ролевой принцип. Каждый участник социальной коммуникации осознаёт свои ролевые позиции (ученик – учитель, покупатель – продавец, мальчик – девочка и др.) и строит своё общение и поведение, согласно типичной жизненной ситуации.

          Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, приёмов и средств обучения, выбор которых осуществляется с учетом психических особенностей детей

со сложной структурой дефекта и имеет практическую направленность (осуществляется за счёт организации тренинга учащихся в условиях окружающей действительности). Использование различных дидактических методов сообщения теоретического материала (бесед, рассказов, драматизаций, просмотра видеосюжетов, анализа иллюстративного материала, чтения и обсуждения текстов и др.) закрепляется практическими упражнениями. Тренинг проводится в условиях класса (метод моделирования), а затем в реальных жизненных ситуациях. Целесообразно использование арт-терапии в работе с детьми со сложной структурой дефекта. Сообщение теоретического материала проводится при четком соблюдении дидактических принципов, используемых в специальном (коррекционном) обучении.

                      Программа «Социальная коммуникация» составлена с учётом осуществления межпредметных связей с образовательными курсами «Устная речь», «Чтение», «Живой мир», «Домоводство».

При изучении курса "Социальная коммуникация" учащиеся расширяют свой социального опыта, приобретают знания о различных сферах жизни и быта людей, накапливают практический опыт, получают навыки культуры общения,  социально-нормативного поведения.

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы. Полученные на уроке умения необходимо включать в режимные моменты, реализуя деятельностный подход в обучении.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- осознавать себя как ученика;

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять стремление к общению, выражать его социально приемлемым способом;

- владеть доступными средствами коммуникации, использовать их адекватно ситуации;

- проявлять и выражать свои эмоции социально приемлемым способом;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- быть готовым адаптироваться к изменениям в учебной среде и дома;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, глобальное чтение);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета и овладеть предусмотренными программой знаниями и умениями.

Предполагаемые результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

  • значение невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, визуальный контакт, тактильный контакт, дистанция, интонация и т.п.);
  • допустимое и недопустимое использование невербальных средств коммуникации;
  • общепринятые правила общения с друзьями и близкими, с незнакомыми людьми;
  • модели поведения в бытовых ситуациях с участием других людей;
  • правила поведения в общественных местах.

Обучающиеся должны  уметь:

  • понимать смысл коммуникации;
  • вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя доступные вербальные и невербальные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;
  • смотреть на взрослого/сверстника в ситуации общения;
  • различать невербальные средства общения и определять их значение (мимику, жесты, интонацию и т.п.);
  • вступать в контакт со знакомыми и незнакомыми взрослыми, сверстниками приемлемым способом;
  • уметь обратиться за помощью к незнакомому взрослому;
  • соблюдать правила поведения в общественных местах;
  • передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
  • использовать модели поведения в бытовых ситуациях с участием других людей.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

Программы и методические пособия:

  1. Этика. 7—9 классы (Н. Б. Матвеева)
  2. Социально-бытовая ориентировка (В.И. Романина,НЛ. Павлова)
  3. Макатон. Основной словарь. Символы.// Под ред. Т.А. Бондарь. - М.: РБОО "Центр лечебной педагогики", 2014. - 50 с.
  4. Зарубина Ю. Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ .– М.: Теревинф, 2009. – 56 с.

Наглядные пособия:

  1. иллюстративный материал по темам (предметные и сюжетные иллюстрации);
  2. презентации;
  3. видео- и аудиозаписи;
  4. дидактические игры по темам.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Тема

Цели

Виды работ

Оборудование

1.

Чувства. Эмоции.

Повторить  и закрепить знания о данной эмоции.

Беседа. Работа с иллюстрациями.

Коллективное составление рассказа по серии картинок.

Игра "Кузнечик" (без слов, с помощью мимики и жестов).

Иллюстрации, картинки

1.1(2)

Интерес.

1.2(3)

Испуг.

-Повторить  и закрепить знания о данной эмоции;

-формировать навыки поведения при определенных обстоятельствах;

- уточнить и обогатить словарь по теме.

Беседа. Работа с иллюстрациями.

Коллективное составление рассказа по серии картинок.

Чтение отрывка из сказки К.Д. Ушинского «Заяц»

Проигрывание актуальной ролевой ситуации (обсуждение).

Иллюстрации, картинки

1.3(3)

Обида.

-Повторить  и закрепить знания о данной эмоции;

-формировать навыки поведения при определенных обстоятельствах;

- уточнить и обогатить словарь по теме.

Беседа. Работа с иллюстрациями.

Коллективное составление рассказа по серии картинок.

Игра «Хорошо-плохо».

Иллюстрации, картинки

1.4(3)

Мечтательность.

Повторить  и закрепить знания о данной эмоции.

Беседа. Работа с иллюстрациями.

Коллективное составление рассказа по серии картинок.

Игра-пантомима «Кем быть».

Игра «Три желания» (без слов, с помощью мимики и жестов).

Иллюстрации, картинки

1.5(2)

Любопытство.

Повторить  и закрепить знания о данной эмоции.

Беседа. Обсуждение семейной ситуации.

Упражнение «Превращаемся из любопытного в любознательного»

Рисование на тему.

Иллюстрации, картинки

1.6(2)

Грусть.

-Повторить  и закрепить знания о данной эмоции;

-формировать навыки поведения при определенных обстоятельствах;

- уточнить и обогатить словарь по теме.

Беседа. Работа с иллюстрациями, просмотр презентации.

Упражнение «Оцени поступок»

Упражнение Как помочь мальчику»

Картинки, презентация

1.7(3)

Скука.

-Повторить  и закрепить знания о данной эмоции;

-формировать навыки поведения при определенных обстоятельствах;

- уточнить и обогатить словарь по теме.

Беседа по теме. Работа с иллюстрациями.

Игра «Скучно, скучно так сидеть!»

Игра «Зеркало»

Игра «Весёлый мячик»

Картинки, презентация

1.8(3)

Забота.

Повторить  и закрепить знания о данной эмоции.

Беседа. Работа с иллюстрациями.

Коллективное составление рассказа по серии картинок.

Чтение сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать»

Упражнение «Когда я вырасту, я стану заботиться…»

Иллюстрации, картинки

1.9(2)

Удивление.

-Повторить  и закрепить знания о данной эмоции;

- пополнить словарь.

Беседа. Работа с иллюстрациями.

Моделирование данной жизненной ситуации.

Проигрывание актуальной ролевой ситуации.

Упражнение «Закончи предложение»

Игра «Эхо».

Иллюстрации, картинки

1.10(2)

Вина.

Повторить  и закрепить знания о данной эмоции.

Беседа. Работа с иллюстрациями.

Проигрывание актуальной ролевой ситуации.

Чтение отрывка из сказки «Морозко».

Иллюстрации, картинки

1.11(3)

Сочувствие.

-Повторить  и закрепить знания о данной эмоции;

-формировать навыки поведения при определенных обстоятельствах;

- уточнить и обогатить словарь по теме.

Беседа. Работа с иллюстрациями, просмотр презентации. Составление рассказа.

Упражнение «Кому вы больше сочувствуете?»

Картинки, презентация

1.12(2)

Злость.

-Повторить  и закрепить знания о данной эмоции;

-формировать навыки поведения при определенных обстоятельствах.

Беседа по теме. Работа с иллюстрациями.

Игра «Позлись и улыбнись»

Игра «Давай прогоним Карабаса»

Тренинг выхода из злости.

Упражнение «Успокойся и соберись».

Картинки, презентация

1.13(3)

Жадность.

-Повторить  и закрепить знания о данной эмоции;

-формировать навыки поведения при определенных обстоятельствах.

Беседа по теме. Работа с иллюстрациями.

Проговаривание нужных словосочетаний, фраз.

Проигрывание актуальной ролевой ситуации.

Чтение и анализ сказки «Царь и вечерняя заря»

Упражнение «Какая девочка лучше всех?»

Картинки, презентация

1.14(2)

Усталость.

-Повторить  и закрепить знания о данной эмоции;

-формировать навыки поведения при определенных обстоятельствах.

Беседа по теме. Работа с иллюстрациями.

Проигрывание актуальной ролевой ситуации.

Игра «Кто как кричит»

Игра на снятие мышечного напряжения «Белые медведи»

Картинки, презентация

1.15(3)

Страх.

-Повторить  и закрепить знания о данной эмоции;

-формировать навыки поведения при определенных обстоятельствах.

Беседа. Работа с иллюстрациями, просмотр презентации.

Упражнение «Полезен ли страх?»

Упражнение «Не боюсь тебя я, гусь!»

Игра «Мы с тобой в норке»

Картинки, презентация

1.16(3)

Радость.

Повторить  и закрепить знания о данной эмоции.

Беседа.  Работа с иллюстрациями.

Упражнение «Кабы не было зимы, были б все в печали!»

Игра «День радостных встреч»

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Лошадка»

Упражнение на расслабление.

Иллюстрации

1.17(2)

Гордость.

-Повторить  и закрепить знания о данной эмоции;

-формировать навыки поведения при определенных обстоятельствах.

Беседа.  Работа с иллюстрациями.

Чтение рассказа Л. Толстого «Лебеди»

Упражнение «Чем могут гордиться животные и птицы ?»

Игра «Путаница»

Рисование на тему «Я умею и могу!»

Упражнение на расслабление «Кошечка»

Иллюстрации, картинки

1.18(3)

Благодарность.

-Повторить  и закрепить знания о данной эмоции;

-формировать навыки поведения при определенных обстоятельствах;

- уточнить и обогатить словарь по теме.

Беседа.  Работа с иллюстрациями.

Проговаривание нужных словосочетаний, фраз.

Моделирование ситуаций.

Проигрывание актуальных ролевых ситуаций.

Упражнение «отгадай-ка»

Упражнение на расслабление «Штанга»

Иллюстрации, картинки

1.19(2)

Доброта.

-Повторить  и закрепить знания о данной эмоции;

-формировать навыки поведения при определенных обстоятельствах;

- уточнить и обогатить словарь по теме.

Беседа по теме. Работа с иллюстрациями.

Проговаривание нужных словосочетаний, фраз.

Моделирование ситуаций.

Проигрывание актуальных ролевых ситуаций.

Упражнение «добрый мальчик»

Игра «Добрый друг»

Упражнение «как помочь зайке и мишке»

Картинки, презентация

1.20(3)

Любовь.

-Повторить  и закрепить знания о данной эмоции;

-формировать навыки поведения при определенных обстоятельствах;

- уточнить и обогатить словарь по теме.

Беседа по теме. Работа с иллюстрациями.

Упражнение «Объяснимся в любви друг другу с помощью жестов!»

Чтение рассказа В. Сухомлинского «Почему мама плачет?»

Упражнение на расслабление «Засыпайте!»

Картинки, презентация

2 полугодие

Тема

Цели

Виды работ

Оборудование

1.

1.1(2)

Уроки вежливости.

Повторение правил приветствия в различных ситуациях.

Приветствие. Актуализация знаний. Моделирование различных ситуаций.

Игра –разминка «Вежливые часики»

Подведение итогов.

Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи.

Здравствуйте,здравствуйте,здравствуйте вам!

1.2(3)

Где аккуратность, там и опрятность.

Закрепление на практике правил аккуратности и опрятности.

Приветствие. Актуализация знаний. Беседа. Просмотр видеосюжета/моделирование различных ситуаций.

Загадки-добавлялки.

Пословицы и поговорки.

Дразнилки для нерях.

Подведение итогов.

Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи.

1.3(3)

Приятного аппетита.

Закрепление на практике правил этикета.

Приветствие. Актуализация. Беседа. Ролевая игра.

Аппетитные скороговорки.

Пословицы и поговорки.

Игра «Приятного аппетита»

Подведение итогов.

Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи.

1.4(3)

После вкусного обеда…

Закрепление на практике правил этикета.

Приветствие. Актуализация знаний. Беседа.

 Просмотр видеосюжета/моделирование различных ситуаций.

Веселое аппетитное задание.

Вкусная считалочка.

 Подведение итогов.

Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи.

1.5(3)

Правила поведения в транспорте.

Закрепление правила поведения в транспорте.

Приветствие. Актуализация знаний. Беседа. Просмотр видеосюжета/моделирование различных ситуаций.

Загадки на колесах.

Игра «Вежливый трамвайчик»

Подведение итогов.

Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи.

1.6(3)

Вежливая поездка.

Закрепление правила поведения в транспорте.

Приветствие. Актуализация знаний. Беседа. Просмотр видеосюжета/моделирование различных ситуаций.

Игра «Такси»

Подведение итогов.

Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи.

1.7(3)

Театральные секреты.

Закрепление правил поведения в театре.

Приветствие. Актуализация знаний. Беседа. Просмотр видеосюжета/моделирование различных ситуаций.

Этикетная напоминалочка.

Вредные советы Нехочухи!

Театральная игра «Походка»

Подведение итогов.

Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи.

1.8(3)

Ура! Идем в театр!

Закрепление правил поведения в театре.

Приветствие. Актуализация знаний. Беседа. Просмотр видеосюжета/моделирование различных ситуаций.

Вредные советы Нехочухи!

Театральные загадки-добавлялки.

Игра «Занавес»

Подведение итогов.

Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи.

1.9(3)

Идем в гости.

Повторение и закрепление правил поведения в гостях.

Приветствие. Актуализация знаний. Беседа. Просмотр видеосюжета/моделирование различных ситуаций.

Пословицы и поговорки.

Веселые загадки.

Подведение итогов.

Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи.

1.10(3)

Чтобы гости не скучали.

Закрепление на практике правил, как не дать гостям заскучать.

Приветствие. Актуализация знаний. Беседа. Ролевая игра.

Вкусные загадки.

Скороговорки для веселой компании.

Веселая арифметика.

Игра «Волшебный чемодан»

Игра «Вкусные имена»

Подведение итогов.

Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи.

1.11(3)

Что тебе подарить?

Расширение знаний о том как надо выбирать подарки.

Приветствие. Актуализация знаний. Беседа. Моделирование различных ситуаций.

Подарочные загадки.

Подведение итогов.

Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи.

1.12(3)

Не подарок дорог, а внимание.

Расширение знаний о правилах поведения в различных ситуациях.

Приветствие. Актуализация знаний. Беседа, раскрытие значения термина. Просмотр видеозаписей.

Подарочные загадки.

Пословицы и поговорки.

Подведение итогов.

Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи.

1.13(3)

Поход в магазин.

Расширение знаний о правилах поведения в различных ситуациях.

Приветствие. Объяснение, что поведение в различных ситуациях (в школе, дома, на улице, в магазине) будет различным. Актуализация знаний. Беседа, раскрытие значения термина.  Просмотр видеозаписей.

Сюжетно-ролевая игра «Скандал»

Игра «Овощной магазин»

Подведение итогов.

Карточки с основными понятиями, иллюстрации, видеозаписи.

1.14(3)

У меня зазвонил телефон.

-дать элементарные сведения о правилах общения по телефону;

- учить нормам речевого этикета;

- пополнить словарь

Беседа по теме. Моделирование данной жизненной ситуации. Проигрывание актуальной ролевой ситуации. Определение возможной темы разговора по телефону, обсуждение того, что можно сказать по этой теме, подбор слов и  составление предложений по теме речевой ситуации; составление связного высказывания.

Напоитналочка.

Игра «Испорченный телефон»

Иллюстрации, видеозаписи,

макеты телефона

1.15(3)

Не обижайте малышей.

-продолжить формировать модель поведения в данной ситуации;

- учить нормам поведения, речевого этикета;

- пополнить словарь

Беседа по теме. Необходимость бережного отношения к маленьким.  Составление правил поведения. Проговаривание нужных словосочетаний, фраз.

Игра-мирилка.

Проигрывание актуальной ролевой ситуации.

Иллюстрации, видеоматериал

1.16(3)

Наедине с природой.

-продолжить формировать модель поведения в данной ситуации;

- учить нормам поведения, речевого этикета;

- пополнить словарь

Беседа по теме. Необходимость бережного отношения к природе.

Проигрывание актуальной ролевой ситуации.

Игра «Я знаю лес»

Лесная физкультминутка.

Иллюстрации, видеоматериал

Список литературы

  1. Серия «Беседы по картинкам» Уроки вежливости. И.В Мирошниченко, М.А. Пузыренко, ООО Издательство «Ранок», 2007.
  2. Серия «Беседы по картинкам» Чувства. Эмоции. Л.Б. Фесюкова, З.А. Курбатова, ООО Издательство «Ранок», 2007.
  3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
  4. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
  5. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – КАРО, 2007. – 92 .
  6. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
  7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006
  8. Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 1996г.
  9. Программы специальных(коррекционнных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, Спб, филиал изд. "Просвещение", 2007
  10. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта, Просвещение, 2009
  11. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии, м., 2002
  12. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, Пособие для учителя, СПб., 2004
  13. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития, учебно-методическое пособие, СПб., 2001