Рабочая программа 7 класс
Предварительный просмотр:
ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор школы Зам. директора по УВР
_______________ Л.Л. Рыжих ___________ О.В. Шовкалюк
« »_______________20__г. « » ________________ 20__г.
Рабочая программа
Название предмета: «Основы грамоты и письмо»
Класс: 7
Учебный год: 2017-2018
Общее кол-во часов 136, кол-во часов в неделю 4 РАССМОТРЕНО
на методическом объединении учителей старших классов
Протокол № от
« »_____________ 20__г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Основы грамоты и письмо» образовательной области «Родная речь» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2017-2018 учебный год, рассчитана на 136 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Программа предназначена для обучения группы детей, имеющих разноуровневые возможности. У большинства обучающихся сформированы устойчивые навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовые умения; они имеют достаточно разнообразный опыт социального общения и способны к усвоению элементарных учебных знаний.
Большинство детей, обучающихся по данной программе, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях. т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость, в условиях школы.
Практическая и коррекционная направленность обучения русскому языку обуславливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Данная программа по основам грамоты письму призвана выработать элементарные навыки грамотного письма, повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, т.к. языковая и речевая деятельность взаимосвязаны. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.
Так, в теме «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов (кадушка-катушка, семья-семя), для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.
Программа предусматривает развитие умения различать особенности гласных и согласных в слове, твердых и мягких согласных, глухих и звонких, парных по глухости-звонкости согласных, обозначать мягкость согласного звука буквами и, е, е, ю, я и мягким знаком.
Учащиеся отрабатывают навыки написания слов с буквосочетаниями жи-ши, чаща, чу-щу, правил переноса слов, формируется навык написания слов с мягким разделительным знаком и твердым разделительным знаком.
Программа предусматривает формирование навыка раздельного написания предлогов, умение распознавать однокоренные слова.
Программа включает разделы «Слово» и «Предложение».
В разделе «Слово» изучаются различные разряды слов - названия предметов, действий, признаков.
Изучая раздел «Предложение»,обучающиеся получают понятие о предложении на конкретном материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на заданную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая порядок слов в предложении, обучающиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов. Также дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические навыки. Данный курс направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Данный предмет интегрируется с учебными предметами, входящими в образовательную область "Родная речь", и направлениями коррекционно-развивающей работы.
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их
поступкам.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
- умение работать в паре и микрогруппе;
- умение ориентироваться в учебнике;
–находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
–делать элементарные выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Предметными результатами изучения курса «Основы грамоты и письмо» является сформированность следующих умений:
–отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
–осмысленно, правильно читать целыми словами;
–отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
–составлять устный рассказ по картинке;
–называть звуки, из которых состоит слово; не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить
слово на слоги;
–определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки,
парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твѐрдость или мягкость согласного звука);
–обозначать мягкость согласных звуков на письме;
–определять количество букв и звуков в слове;
–писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
–ставить пунктуационные знаки конца предложения;
–списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения,
используя правильные начертания букв, соединения.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;
-составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;
-списывать по слогам слова и короткие предложения с рукописного и печатного текстов;
-писать под диктовку буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением.
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
- В.В. Воронкова Русский язык, 2 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
- А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская, Русский язык, 3 класс
- Э.В. Якубовская Рабочая тетрадь «Читай, думай, пиши», 2 класс, 1,2 части
- А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, Э.В Якубовская Рабочая тетрадь «Читай, думай, пиши», 3 класс, 1,2 части
- А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, Э.В Якубовская Рабочая тетрадь «Читай, думай, пиши», 4 класс, 1,2 части
- Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская "Состав слова", дидактический материал
- Л.М. Козырева "Составь предложение", рабочая тетрадь
- Н.М. Битенкова "Орфография в рифмовках"
- М.В. Журкина, Н.В. Костромина Дидактический материал по русскому языку, 2,3 класс
- О.В. Узорова, Е.А Нефедова "3000 примеров по русскому языку"
- Плакаты «Правописание жи-ши»," Правописание чу-щу»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Тема | Цели | Виды работ | Оборудование |
1(1) | Повторение изученных букв. | - повторение правильного написания элементов изученных букв, букв. | Узнавание и различение букв. Выделение элементов букв, называние элементов букв. Письмо элементов букв в воздухе, в тетради. Составление букв из частей. Обводка букв на доске. Письмо букв в тетрадях (по обводке, по точкам, самостоятельно). Нахождение и обведение в кружок букв в ряду других букв. Написание слогов, слов с изученными буквами. Выполнение бордюра цветными карандашами. | Элементы изученных букв из картона, магнитные буквы, предметные изображения (по изучаемой букве). |
2(1) | Соотношение звука и буквы. | Формировать умение соотносить звук и букву. | Чистописание. Обозначение звука буквой. Замена печатных букв письменными. Списывание слогов и слов, Подчеркивание заданных букв в слове. Работа с кассой букв. Дидактическая игра «Выбери букву». | Набор дидактических карточек, учебник, касса букв |
3(1) | Написание изученных букв, слогов, слов. | Проверка знаний на начало учебного года. | Контрольная работа. | Текст контрольной работы |
4(1) | Работа над ошибками. | Выявить и систематизировать основные трудности в усвоении программы | Упражнения по материалам контрольной работы. | Текст контрольной работы |
5(2) | Предложение. | Формировать представления о предложении как о единице речи, выражающей законченную мысль. Учить выделять предложение из речи. Закрепить умение записывать предложение. Закреплять знания о знаках препинания в конце предложения. | Составление предложений из данных слов, игра «Закончи предложение», повторение правил записи предложений. | Касса букв; алфавит; тетрадь; учебник А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 3 класс. |
6(2) | Предложение. Большая буква в начале предложения. | Формировать представления о предложении как о единице речи, выражающей законченную мысль. Учить выделять предложение из речи. Закрепить умение записывать предложение. | Составление предложений из данных слов, игра «Закончи предложение», повторение правил записи предложений. | Касса букв; алфавит; тетрадь; учебник А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовская «Русский язык», 3 класс. |
7(2) | Знаки препинания в конце предложения. | Учить выделять предложение из речи. Закрепить умение записывать предложение. Закреплять знания о знаках препинания в конце предложения. | Составление предложений из данных слов, игра «Закончи предложение», повторение правил записи предложений. | Составление предложений из данных слов, игра «Закончи предложение», повторение правил записи предложений. |
8(2) | Списывание с рукописного и печатного текстов. | Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв | Минутка чистописания. Чтение текста, анализ. Списывание*. | Карточки, учебник А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовская «Русский язык», 3 класс. |
9(2) | Повторение. Предложение.Большая буква в начале предложения.Знаки препинания в конце предложения. | Формировать представления о предложении как о единице речи, выражающей законченную мысль. Учить выделять предложение из речи. Закрепить умение записывать предложение. Закреплять знания о знаках препинания в конце предложения. | Составление предложений из данных слов, игра «Закончи предложение», повторение правил записи предложений. | Касса букв; алфавит; тетрадь; учебник А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовская «Русский язык», 3 класс. |
10(2) | Повторение. Звуки и буквы. | Повторить, что такое алфавит (расположение букв в определённом порядке). | Чистописание букв (Л,л) Называть по порядку буквы алфавита, находить и показывать нужную букву, составлять слова из букв и слогов. | Алфавит, касса слогов, тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык» 3 класс. Предметные иллюстрации. |
11(1) | Повторение. Звуки и буквы. Алфавит. | Повторить, что такое алфавит (расположение букв в определённом порядке) Учить находить в алфавите буквы гласные и согласные. | Чистописание букв (Р,р) Называть по порядку буквы алфавита, находить и показывать нужную букву, составлять слова из букв и слогов. | Алфавит, касса слогов, тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык» 3 класс. Предметные иллюстрации. |
12(2) | Списывание с рукописного и печатного текстов. | Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв | Минутка чистописания. Чтение текста, анализ. Списывание*. | карточки |
13(2) | Гласные и согласные звуки и буквы. | Закрепить знания учащихся о гласных и согласных звуках и буквах. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Развивать фонематический слух. Совершенствовать технику письма. | Чистописание. (Письмо букв Уу, ы, Аа, Оо,). Образование слов из двух слогов. Списывание слогов и слов в тетрадь, нахождение в словах гласных букв. Составление и запись предложений. | Касса букв; алфавит; тетрадь; учебник А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовская «Русский язык», 3 класс. |
14(2) | Списывание с рукописного и печатного текстов. | Усвоение рукописного начертания строчных и заглавных букв | Минутка чистописания. Чтение текста, звукобуквенный анализ слов. Списывание*. | карточки |
15(1) | Гласные звуки и буквы «а,о,и,ы,у». | Закрепить знания учащихся о гласных звуках и буквах. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Развивать фонематический слух. Совершенствовать технику письма. | Чистописание. (Письмо слогов с буквами а, о, у. ы). Образование слов из двух слогов. Списывание слогов и слов в тетрадь, нахождение в словах гласных и согласных букв. Составление и запись предложений. | Касса букв; алфавит; тетрадь; учебник А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовская «Русский язык», 3 класс. |
16(1) | Слова с буквой «э». | Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Практическое закрепление навыка написания слов с гласной э на письме. | Чистописание. (Письмо слогов с буквами а, о, у. ы).Образование слов из двух слогов. Списывание слогов и слов в тетрадь. Нахождение в словах гласных и согласных букв. Составление и запись предложений. Выполнение упражнений по учебнику. | Касса букв; алфавит; тетрадь; учебник А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовская «Русский язык», 3 класс. |
17(1) | Гласные буквы – е, ё,ю, я. | Повторить гласные буквы е, ё, и, э, ю, я. Уметь находить их в словах на слух и на письме. Практическое закрепление навыка написания слов с этими гласными на письме. | Минутка чистописания. Повторить гласные буквы е, ё, и, э, ю, я. Уметь находить их в словах на слух и на письме. Практическое закрепление навыка написания слов с этими гласными на письме. | Касса букв; алфавит; тетрадь; учебник А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовская «Русский язык», 3 класс. |
18 (1) | Написание изученных букв, слогов, слов. | Проверка знаний | Контрольная работа. | Текст контрольной |
19 (1) | Работа над ошибками. | Выявить и систематизировать основные трудности в усвоении программы | Упражнения по материалам контрольной работы. | Текст контрольной |
20(3) | Ударение в слове.Знак ударения. | Познакомить детей с понятием «ударение», со знаком ударения в словах. Учить находить ударный гласный звук в словах при произношении. Учить обозначать ударную гласную букву в слове специальным знаком. | Чистописание букв Э,э. Составление слов из слогов; выделение голосом ударного гласного. Постановка ударения в словах, обозначение ударного звука знаком. | Таблица гласных; тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык», 3 класс. Предметные иллюстрации. |
21(2) | Написание букв, слогов, слов. Повторение. | Повторить написание пройденных букв. | Списывание букв, слогов, слов, простых предложений с письменного и печатного текста. | Тексты, слоговая таблица. |
22(2) | Написание букв, слогов, слов. Повторение. | -повторить написание пройденных букв | Списывание букв, слогов, слов, простых предложений с письменного и печатного текста. | касса букв и слогов, слоговая таблица, тексты |
23(3) | Гласные ударные и безударные. | Упражнять детей в постановке ударения в словах, находить ударные и безударные гласные. | Чистописание букв Е,е Ё,ё. Составление слов из слогов; выделение голосом ударного гласного. Постановка ударения в словах, обозначение ударного звука знаком. Определение ударного и безударного гласного в слове. | Тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык», 3 класс. Предметные иллюстрации. |
24(3) | Слог, как часть слова. | Повторить понятия: слово, слог – часть слова. | Чистописание (Хх, Кк, Пп, Тт слоги с этими буквами) Работа с кассой слогов, слоговой таблицей. Образов слов, состоящих из 1-2-3 слогов. | Слоговая таблица. Касса слогов. Набор дидактических карточек, тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык» 3 класс. Предметные иллюстрации. |
25(2) | Списывание с рукописного и печатного текстов. | Усвоение рукописного начертания строчных и заглавных букв | Минутка чистописания. Чтение текста, звукобуквенный анализ слов. Списывание*. | карточки |
26(3) | Деление слов на слоги.Перенос части слова на письме. | Повторить понятия: слово, слог – часть слова. Закрепить навык составления слова из слогов, деления слова на слоги. Учить переносу слов по слогам. | Чистописание (Кк, Хх, Мм, Пп). Упражнения в делении слов на слоги, составление слогов, слов из букв разрезной азбуки, запись слогов и слов в тетради. | Касса слогов. Набор Дидактических карточек, тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык» 3 класс. Предметные иллюстрации. |
27(3) | Слог, как часть слова.Деление слов на слоги.Перенос части слова на письме. | Повторить понятия: слово, слог – часть слова. Закрепить навык составления слова из слогов, деления слова на слоги. Учить переносу слов по слогам. | Чистописание (Чч, Кк, Тт, Фф слоги с этими буквами) Работа с кассой слогов, слоговой таблицей. Запоминание целостных. Образов слов, состоящих из 1-2-3 слогов. Упражнения в делении слов на слоги, составление слогов, слов из букв разрезной азбуки, запись слогов и слов в тетради. | Слоговая таблица. Касса слогов. Набор дидактических карточек, тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык» 3 класс. Предметные иллюстрации. |
28(2) | Списывание с рукописного и печатного текстов. | Усвоение рукописного начертания строчных и заглавных букв | Минутка чистописания. Чтение текста, звукобуквенный анализ слов. Списывание*. | букварь |
29(2) | Согласные звуки и буквы. | Закрепить знания учащихся о гласных звуках и буквах. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Развивать фонематический слух. Совершенствовать технику письма. | Чистописание букв и слогов с твердыми и мягкими согласными (но-нё, ра-ря). Выделение согласных букв и звуков. | Слоговая таблица. Касса слогов. Набор дидактических карточек, тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык» 3 класс. Предметные иллюстрации. |
30(2) | Твердые и мягкиесогласные. | Закрепить знания учащихся о твердых и мягких согласных. Развивать фонематическое восприятие: определение на слух разницу в звучании твёрдых и мягких согласных. | Чистописание букв и слогов с твердыми и мягкими согласными (но-нё, ра-ря). Различение твёрдых и мягких согласных на слух Уточнение артикуляции слов с твёрдыми и мягкими согласными. Письмо после предварительного анализа слов с твёрдыми и мягкими согласными. Выделение мягких согласных | Слоговая таблица. Касса слогов. Набор дидактических карточек, тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык» 3 класс. Предметные иллюстрации. |
31(2) | Списывание с рукописного и печатного текстов. | Усвоение рукописного начертания строчных и заглавных букв | Минутка чистописания. Чтение текста, звукобуквенный анализ слов. Списывание*. | букварь |
32(1) | Написание изученных букв, слогов, слов. | Проверка знаний | Контрольная работа | Текст контрольной |
33(1) | Работа над ошибками | Выявить и систематизировать основные трудности в усвоении программы | Упражнения по материалам контрольной работы. | Текст контрольной |
34(1) | Гласные и согласные буквы. Повторение. | Формировать понятие "гласные", "согласные; учить различать звуки на слух и в собственном произношении | Минутка чистописания. Звукобуквенный анализ. Письмо букв, слогов, слов в тетради. Выделение гласных, согласных в словах. Определение количества звуков и букв в слове. Выделение гласных в начале, середине, конце слова. Определение места буквы в слове. Различение гласных и согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов. Запись проанализированных слов. | - касса букв и слогов, букварь, -слоговая таблица - компьютер, презентации, - предметные изображения (по изучаемой букве) |
35(2) | Списывание с рукописного и печатного текстов. | Усвоение рукописного начертания строчных и заглавных букв | Минутка чистописания. Чтение текста, звукобуквенный анализ слов. Списывание*. | букварь |
2 полугодие
Список литературы
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – КАРО, 2007. – 92 .
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006
- Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 1996г.
- Программы специальных(коррекционнных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, Спб, филиал изд. "Просвещение", 2007
- Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта, Просвещение, 2009