Природоведение 7 кл. (рабочая программа)

Буланова Мария Владимировна

Природоведение 7 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_v_prirodovedenie_2017-2018.docx41.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                           СОГЛАСОВАНО

Директор школы                                                                                                   Зам. директора по УВР

_______________ Л.Л. Рыжих                                                                           ___________ О.В. Шовкалюк

«     »_______________20__г.                                                                           «   _» ________________ 20__г.

Рабочая программа

Название предмета: «Природоведение»

Класс: 7

Учебный год: 2017-2018

Общее кол-во часов __34_____, кол-во часов в неделю_1__

РАССМОТРЕНО

на  методическом  объединении

учителей средних и старших классов

Протокол №          от

«         »_____________ 20__г.

                                                                                    Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» образовательной области «Естествознание»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2017-2018 учебный год, рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.

Учащиеся должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, их познавательных возможностей и интересов.

Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремится охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль живого мира, а в дальнейшем – естествознания.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Естествоведческий материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

Программа направлена на достижение следующих целей:

 - всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию,

 расширить кругозор об окружающем мире,

-максимальное включение учащихся в образовательный процесс по ознакомлению с окружающим миром;

- углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;

-формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);

- развитие способности к коллективной деятельности;

- формирование интереса к уроку.

 - усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие:

1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.

2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.

3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.

4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

5. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.

6. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.

7. Формирование здорового образа жизни.

8. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.

9. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Введение.Что такое природоведение.Зачем нужно изучать природу.

        Сезонные изменения в природе. Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воздуха). Прогноз погоды. Изменения в природе (высота солнца и продолжительность дня в разное время года; осеннее, весеннее равноденствие; осень ранняя, золотая, зима снежная, теплая, малоснежная, холодная; весна ранняя, поздняя). Сезонный календарь природы и труда.

        Вода в природе. Осадки. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения.

Моря и океаны. Значение морей и океанов в жизни человека.

Вода и пар, снег и лед. Значение воды для жизни человека.

        Воздух.Воздух вокруг нас. Значение воздуха. Ветер – движение воздуха.

Термометр. Знакомство с устройством термометра. Измерение температуры воздуха.

        Почва. Что такое почва. Обработка почвы на небольших участках, на полях. Охрана почвы.

        Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф, гранит, мрамор и т.д. Внешний вид, свойства. Способы добычи. Использование.

        Наш дом-Земля. Планета Земля. Форма Земли. Глобус – модель земного шара. Солнце. Небесные тела: планеты и звезды.

Наша Родина  - Россия. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Природные богатства.

Население России. Многонациональность. Городское и сельское население.

Столица Москва. Санкт-Петербург.

Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток (или другие города по усмотрению учителя).

Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

-  что изучает природоведение;

- иметь элементарные знания о воде, воздухе, почве, полезных ископаемых;

- знать форму Земли, место РФ на земном шаре;

- знать название страны, столицы и народов, населяющих Россию;

- уметь проводить наблюдения за природой, заполнять дневник наблюдений (с помощью учителя);

Учащиеся должны уметь:

· Называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке; давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи.

· Связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда.

· Выполнять рекомендуемые практические работы с некоторой помощью учителей.

· Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде.

· Соблюдать правила поведения в природе.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  •  наглядные пособия,
  •  ТСО,
  • дополнительные пособия, изготовленные учителем.
  • Из наглядных средств используются натуральные объекты :
  • гербарии,
  •  образцы культурных и дикорастущих растений,
  • коллекции полезных ископаемых,
  • модели,
  • муляжи,
  • учебные картины,
  • таблицы,
  • атласы,
  • фотографии,
  •  звукозаписи
  • раздаточный материал.
  • Дополнительные пособия – карточки для проверки знаний, карточки-загадки с изображением объектов и явлений природы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№№

Кол-во

часов

Тема

Цель урока

Виды работ

Оборудование

1

1

Введение (1 час).

 Живая и неживая природаю.

Знать понятия: живая и неживая природа.

- Знакомство с учебником.

- Рассматривание иллюстраций «Природа»

- Беседа по вопросам учителя.

- Работа по учебнику -  стр. 3

Учебник «Природоведение»

5 класс,

авт. Т.М. Лифанова стр. 3,

иллюстрации природных и искусственных

презентация

2

2

Наш дом – Земля

Планета Земля.

Познакомить с понятием космос, небесные тела, формировать представление о земле, как космическом теле, о том, почему происходит смена дня и ночи.

- Рассказ учителя о форме Земли, оболочке Земли, соотношении воды и суши на Земле, глобусе – уменьшенном макете земли

- Беседа по вопросам учителя.

- Работа с глобусом, показ суши и воды на нем.

- работа с учебником -  стр. 12

- отгадывание загадок.

Учебник «Природоведение»

5 класс,

авт. Т.М. Лифанова,

Глобус, карта полушарий., презентация

3

1

Воздух и его охрана.

Формирование элементарных знаний о воздухе.

- Рассказ учителя о воздухе, загрязнении  и его охране.

- практическая работа «Надувание воздушного шара»

- Пересказ по вопросам учителя.

- Работа по учебнику -  стр. 14

Учебник «Природоведение»

5 класс,

авт. Т.М. Лифанова,

Иллюстрации, воздушный шарик. презентация

4

1

Значение воздуха для жизни на Земле.

Знать основные свойства воздуха.

- Рассказ учителя о значении воздуха для жизни живой природы.

- Чтение статьи.

-  Беседа по иллюстрациям «Воздух»

- работа с учебником - стр. 16

Учебник «Природоведение»

5 класс,

авт. Т.М. Лифанова,

Иллюстрации. презентация

5

2

Поверхность суши: равнины, холмы, овраги.

Знать основные формы поверхности Земли.

- Рассказ учителя об основных формах поверхности суши, сравнении отличительных особенностей равнин, холмов, оврагов.

- работа по таблице «Формы рельефа»

- Составление описательного рассказа о поверхности суши. Сравнивание равнин с холмами, оврагами.

-Беседа по вопросам учителя.

- - работа с учебником – стр. 18-19

Учебник «Природоведение»

5 класс,

авт. Т.М. Лифанова,

Таблица «Формы рельефа». презентация

6

2

Поверхность суши: горы.

Знать основные формы поверхности Земли.

- Рассказ учителя об основных формах поверхности суши: горы.

- работа по таблице «Горы»

- Составление описательного рассказа о поверхности суши. Сравнивание гор с равниной, холмами, оврагами.

-Беседа по вопросам учителя.

- - работа с учебником – стр. 20

Учебник «Природоведение»

5 класс,

авт. Т.М. Лифанова,

Иллюстрации, таблица «Горы». презентация

7

2

Почва (охрана почвы).Свойства почвы.

Знать свойства почвы.

- Рассказ учителя о почве, загрязнении  и её охране, свойстве почвы.

- практическая работа «Рыхление почвы в горшках комнатных растений»

- Пересказ по вопросам учителя.

- Работа по учебнику -  стр. 22

Учебник «Природоведение»

5 класс,

авт. Т.М. Лифанова,

Иллюстрации, образцы почв. презентация

8

2

Полезные ископаемые. Глина, гранит, мел, песок.

Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых.

- Рассказ учителя о полезных ископаемых: глине, песке, граните, мелке. Значение полезных ископаемых, использование в строительстве и др.

- практическая работа «Свойства школьного мелка» (описание свойств, использование)

- Пересказ по вопросам учителя.

- Работа по учебнику -  стр. 24-27

Учебник «Природоведение»

5 класс,

авт. Т.М. Лифанова,

Коллекция полезных ископаемых. презентация

9

2

Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др.Свойства, значение.Способы добычи.

Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых.

- Рассказ учителя о полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф. Значение полезных ископаемых, использование в быту.

- практическая работа «Свойства природного газа» (описание свойств, использование)

- Пересказ по вопросам учителя.

- Работа по учебнику -  стр. 28-30

Учебник «Природоведение»

5 класс,

авт. Т.М. Лифанова,

Коллекция полезных ископаемых. презентация

10

1

Вода.Свойства воды.

Знать основные свойства воды.

- Рассказ учителя о воде (пресной, морской). Значение воды для живого организма.

- практическая работа «Свойства воды» (описание свойств, использование)

- Пересказ по вопросам учителя.

- Работа по учебнику -  стр. 31

Учебник «Природоведение»

5 класс,

авт. Т.М. Лифанова,

Вода в стакане. Презентация,

11

1

Вода в природе: осадки, воды суши.

Различать виды вод.

- Рассказ учителя о воде в природе (осадки, подземные воды). Значение воды, использование.

- Чтение рассказа «Дождик»

- Отгадывание загадок о воде.

- Пересказ по вопросам учителя.

- Работа по учебнику -  стр. 34

Учебник «Природоведение»

5 класс,

авт. Т.М. Лифанова,

Иллюстрации, презентация, видеоматериалы

12

1

Воды суши: ручьи, реки.

Познакомить с понятием водная среда обитания. Познакомить с видами водоемов: реки, ручьи.

- Рассказ учителя о водной среде.

- Работа с иллюстрациями «Река».

- Бережное отношение к воде, защита водоемов от загрязнений.

- работа по учебнику – стр.37

Учебник «Природоведение»

5 класс,

авт. Т.М. Лифанова,

Иллюстрации  «Река», «Ручьи», фотографии из семейного отдыха. Презентация, видеоматериалы.

13

1

Озера, болота, пруды.Сезонные изменения.

Расширить знания о водной среде обитания. Познакомить с видами водоемов: озера, пруды, болото.

- Рассказ учителя о водной среде.

- Работа с иллюстрациями «Озеро», «Пруд», «Болото».

- Просмотр презентации «Водоемы»

- Рассматривание фотографий из семейного альбома «Семейный отдых у воды».

- Знакомство с жителями пресных водоемов.

- Бережное отношение к воде, защита водоемов от загрязнений.

- работа по учебнику – стр.40

Учебник «Природоведение»

5 класс,

авт. Т.М. Лифанова,

Иллюстрации  «Река», «Озеро», «Пруд», «Море», фотографии из семейного отдыха. Презентация «Водоемы» презентация, видеоматериалы

14

2

Моря и океаны.Свойства морской воды.Значение морей и океанов в жизни человека.Обозначение морей и океанов на карте.Резерв.

Знать свойства морской воды.

- Рассказ учителя о водной среде.

- Работа с иллюстрациями «Моря», «Океаны».

- Работа с глобусом.

- Просмотр презентации «Водоемы»

- Рассматривание фотографий из семейного альбома «Семейный отдых у воды».

- Знакомство с жителями морей, океанов.

- Бережное отношение к воде, защита водоемов от загрязнений.

- работа по учебнику – стр.43-46

Учебник «Природоведение»

5 класс,

авт. Т.М. Лифанова,

Иллюстрации, карта мира, глобус, презентация, видеоматериалы

15

1

Есть на Земле страна- Россия. Россия- Родина моя.

Знать название своей страны.

- Рассказ учителя «Россия – Родина моя»

- работа по физической карте России, карте мира. Нахождение места России на земном шаре.

- рассказ учителя о важнейших географических объектах России.

- просмотр презентации «Россия»

- работа по учебнику -  стр. 139

Учебник «Природоведение»

5 класс,

авт. Т.М. Лифанова,

Физическая карта России, карта мира, глобус, презентация.

16

1

Население и народы России.

Знать названия некоторых народов, населяющих Россию.

- рассказ учителя о многонациональном населении России. Культуре, традициях народов.

- рассматривание национальных костюмов народов.

- просмотр презентации «Население России».

- работа по учебнику -  стр. 144

Учебник «Природоведение»

5 класс,

авт. Т.М. Лифанова,

Физическая карта России, карта мира, презентация.

17

2

Москва – столица России.Достопримечательности Москвы.

Знать названия страны и столицы.

- рассказ учителя о Москве – столицы нашей Родины. Достопримечательности Москвы.

- нахождение города Москвы на карте России, глобусе.

- просмотр фотоальбома «Москва», презентации «Достопримечательности Москвы».

- составление устного рассказа «Мы с мамой ходили в ….»

- работа по учебнику -  стр. 147

Учебник «Природоведение»

5 класс,

авт. Т.М. Лифанова,

Презентация «Москва», иллюстрации города Москвы., физич. Карта России

18

2

Санкт-Петербург. Достопримечательности города.

Знать местоположение города на карте России и его основные достопримечательности.

- рассказ учителя о Санкт-Петербурге. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

- нахождение города на карте России, глобусе.

- просмотр фотоальбома «Санкт-Петербург», презентации «Достопримечательности Санкт-Петербурга».

- составление устного рассказа «Город Санкт-Петербург»

- работа по учебнику -  стр. 149

Учебник «Природоведение»

5 класс,

авт. Т.М. Лифанова,

Презентация «Санкт-Петербург», иллюстрации города Санкт-Петербурга, атлас, видеоматериалы,

Физич. Карта России.

19

1

Города России.

Знать местоположение крупнейших городов России на карте

- рассказ учителя,

-нахождение городов на карте России,

-Презентация о городах России,

-работа по учебнику стр. 152

Учебник «Природоведение»

5 класс,

авт. Т.М. Лифанова,презентация «Города России», физическая карта России, атлас России, иллюстрации, видеоматериалы

20

1

Растительный мир России.

Знать основные правила охраны природы, типичных представителей.

- рассказ учителя о разнообразии растительного мира России.

- рассматривание растений, занесенных в Красную книгу России.

- работа по иллюстрациям, таблице «Растения России».

- просмотр в\ф из экологического сборника, презентации «Растения».

- отгадывание загадок о растениях.

- работа по учебнику -  стр. 162

Учебник «Природоведение»

5 класс,

авт. Т.М. Лифанова,

Презентация «Растения России»

Плакаты по охране природы, физическая карта России, карта «Обитатели Земли», атлас, видеоматериалы

21

1

Животный мир России.

Знать необходимость бережного отношения к природе.

- рассказ учителя о разнообразии животного мира России, их повадках, среде обитания

- рассматривание редких животных, занесенных в Красную книгу России.

- работа по иллюстрациям, таблице «Животные России».

- просмотр в\ф из экологического сборника, презентации «Животные».

- отгадывание загадок о животных.

- работа по учебнику -  стр. 165

Учебник «Природоведение»

5 класс,

авт. Т.М. Лифанова,

Презентация «Животные России»,

Плакаты по охране природы, физическая карта России, карта «Обитатели Земли», атлас, видеоматериалы,

22

1

Заповедник, заказники, охрана природы.

Знать правила поведения в природе.

- рассказ учителя об охране растений и животных, занесенных в Красную книгу.

- рассказ о заповедниках и заказниках России, их значении в жизни редких животных и растений.

- работа по учебнику на стр.169-171.

Учебник «Природоведение»

5 класс,

авт. Т.М. Лифанова,

Плакаты по охране природы, презентация, физическая карта России, карта «Обитатели Земли», атлас, видеоматериалы, уроки «Кирилла и Мефодия»,

23

1

Повторение

Повторить основные положения курса природоведения

Фронтальная работа, работа по индивидуальным карточкам, пазлы, зарисовки, просмотр презентаций и видеоматериалов,игры

Учебник «Природоведение»

5 класс,

авт. Т.М. Лифанова, уроки «Кирилла и Мефодия», карточки с индивидуальными заданиями, иллюстрации, презентации, видеоматериалы

                Список   литературы:

  1. Т.М.Лифанова Е.Н.Соломина  Начальный курс физической географии. 6кл.: учебник для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.- М.: Просвещение, 2006.-184 с.: ил.+ Прил. (16 с., ил.).
  2. Программы специальной (коррекционной0 общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред.         В. В. Воронковой.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб. 1. -232 с
  3. Баранчиков Е.В. – Сборник заданий и упражнений по географии, 6 класс. – М.: Экзамен, 2006.
  4. Баранчиков Е.В. и др. – География Земли: задания и упражнения – М.: Просвещение, 2007.
  5. Волобуев Г.П. – Технология тематического тестирования, 6 класс. – Р-на-Д.: Феникс, 2007.
  6. Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. М.:Просвещение, 1965г.
  7. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова), 2004.
  8. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова),2004.
  9. Громов П.А. Рисунок в обучении физической географии. М.: Просвещение, 1979г.
  10. Гусева Е.Е. – «Конструктор» текущего контроля, 6 класс. – М.: Просвещение, 2008.
  11. Домогацких  Е.М., Домогацких Е.Е. – Рабочая тетрадь к учебнику Е М. Домогацких  и Н.И.  Алексеевского (География. Физическая география». 6 класс  – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  12. Жижина Е.А. Контрольно-измерительные материалы. География. 6 класс. – М.: Вако, 2011.
  13. Заездный Р.А. Графическая наглядность в преподавании географии. М.: Просвещение, 1986г.
  14. Крылова О.В. – Сборник задач к атласу, 6 класс. – М.: Новый учебник, 2006.
  15. Крылова О.В.Тетрадь итоговых работ по географии – М.: Новый учебник, 2007.
  16. Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б.- Тесты по географии: 6 класс: к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой - М.: Экзамен, 2011.
  17. Лобжанидзе А.А. – Планета Земля (тетрадь-тренажер), 6 класс. – М.: Просвещение, 2006.
  18. Николина В.В. – Мой тренажер, 6 класс. - М.: Просвещение, 2007.
  19. Новоженин И.В. – Тесты, 6 класс. – М.: Владос, 2001.
  20. Перлов Л.Е. – Дидактические карточки-задания, 6 класс. – М.: Экзамен, 2005.
  21. Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1970 г.
  22. Постникова М.В. – Контрольные вопросы, заним. задания, кроссворды и тесты, 6 класс. – М.: НЦ   ЭНАС, 2005.
  23. Синев В.Н. Коррекционная работа на уроках географии. Киев.: Радянська школа, 1977г
  24. Сиротин В.И. – Раздаточные материалы с к/к, 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.
  25.  Смирнова М.С. – Сборник заданий и упражнений по географии. 6 класс. – М.: Экзамен, 2010.
  26. Смирнова М.С. – Тесты по географии. 6 класс. – М.: Экзамен, 2010.
  27. Суслов В.Г. – Развивающие упражнения на уроках географии, 6 класс. – М.: Астрель, 2004.
  28. Таможняя Е. А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46.
  29. Тематическое планирование по географии, ж. «Дефектология»,№ 1, 1994г.
  30. Чичерина О.В. – Тематический контроль, 6 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2007.
  31. Чичерина О. В. – Тесты, 6 класс. – М.: Экзамен, 2005.