Природоведение 7 кл. (рабочая программа)
Предварительный просмотр:
ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор школы Зам. директора по УВР
_______________ Л.Л. Рыжих ___________ О.В. Шовкалюк
« »_______________20__г. « _» ________________ 20__г.
Рабочая программа
Название предмета: «Природоведение»
Класс: 7
Учебный год: 2017-2018
Общее кол-во часов __34_____, кол-во часов в неделю_1__
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении
учителей средних и старших классов
Протокол № от
« »_____________ 20__г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» образовательной области «Естествознание» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2017-2018 учебный год, рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
Учащиеся должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, их познавательных возможностей и интересов.
Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремится охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль живого мира, а в дальнейшем – естествознания.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Естествоведческий материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию,
расширить кругозор об окружающем мире,
-максимальное включение учащихся в образовательный процесс по ознакомлению с окружающим миром;
- углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
-формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);
- развитие способности к коллективной деятельности;
- формирование интереса к уроку.
- усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.
2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
5. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
6. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
7. Формирование здорового образа жизни.
8. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
9. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);
- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
- умение находить ответы на картинке;
- умение работать в паре и микрогруппе;
- умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Введение.Что такое природоведение.Зачем нужно изучать природу.
Сезонные изменения в природе. Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воздуха). Прогноз погоды. Изменения в природе (высота солнца и продолжительность дня в разное время года; осеннее, весеннее равноденствие; осень ранняя, золотая, зима снежная, теплая, малоснежная, холодная; весна ранняя, поздняя). Сезонный календарь природы и труда.
Вода в природе. Осадки. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения.
Моря и океаны. Значение морей и океанов в жизни человека.
Вода и пар, снег и лед. Значение воды для жизни человека.
Воздух.Воздух вокруг нас. Значение воздуха. Ветер – движение воздуха.
Термометр. Знакомство с устройством термометра. Измерение температуры воздуха.
Почва. Что такое почва. Обработка почвы на небольших участках, на полях. Охрана почвы.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф, гранит, мрамор и т.д. Внешний вид, свойства. Способы добычи. Использование.
Наш дом-Земля. Планета Земля. Форма Земли. Глобус – модель земного шара. Солнце. Небесные тела: планеты и звезды.
Наша Родина - Россия. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Природные богатства.
Население России. Многонациональность. Городское и сельское население.
Столица Москва. Санкт-Петербург.
Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток (или другие города по усмотрению учителя).
Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности.
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- что изучает природоведение;
- иметь элементарные знания о воде, воздухе, почве, полезных ископаемых;
- знать форму Земли, место РФ на земном шаре;
- знать название страны, столицы и народов, населяющих Россию;
- уметь проводить наблюдения за природой, заполнять дневник наблюдений (с помощью учителя);
Учащиеся должны уметь:
· Называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке; давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи.
· Связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда.
· Выполнять рекомендуемые практические работы с некоторой помощью учителей.
· Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде.
· Соблюдать правила поведения в природе.
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
- наглядные пособия,
- ТСО,
- дополнительные пособия, изготовленные учителем.
- Из наглядных средств используются натуральные объекты :
- гербарии,
- образцы культурных и дикорастущих растений,
- коллекции полезных ископаемых,
- модели,
- муляжи,
- учебные картины,
- таблицы,
- атласы,
- фотографии,
- звукозаписи
- раздаточный материал.
- Дополнительные пособия – карточки для проверки знаний, карточки-загадки с изображением объектов и явлений природы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№№ | Кол-во часов | Тема | Цель урока | Виды работ | Оборудование |
1 | 1 | Введение (1 час). Живая и неживая природаю. | Знать понятия: живая и неживая природа. | - Знакомство с учебником. - Рассматривание иллюстраций «Природа» - Беседа по вопросам учителя. - Работа по учебнику - стр. 3 | Учебник «Природоведение» 5 класс, авт. Т.М. Лифанова стр. 3, иллюстрации природных и искусственных презентация |
2 | 2 | Наш дом – Земля Планета Земля. | Познакомить с понятием космос, небесные тела, формировать представление о земле, как космическом теле, о том, почему происходит смена дня и ночи. | - Рассказ учителя о форме Земли, оболочке Земли, соотношении воды и суши на Земле, глобусе – уменьшенном макете земли - Беседа по вопросам учителя. - Работа с глобусом, показ суши и воды на нем. - работа с учебником - стр. 12 - отгадывание загадок. | Учебник «Природоведение» 5 класс, авт. Т.М. Лифанова, Глобус, карта полушарий., презентация |
3 | 1 | Воздух и его охрана. | Формирование элементарных знаний о воздухе. | - Рассказ учителя о воздухе, загрязнении и его охране. - практическая работа «Надувание воздушного шара» - Пересказ по вопросам учителя. - Работа по учебнику - стр. 14 | Учебник «Природоведение» 5 класс, авт. Т.М. Лифанова, Иллюстрации, воздушный шарик. презентация |
4 | 1 | Значение воздуха для жизни на Земле. | Знать основные свойства воздуха. | - Рассказ учителя о значении воздуха для жизни живой природы. - Чтение статьи. - Беседа по иллюстрациям «Воздух» - работа с учебником - стр. 16 | Учебник «Природоведение» 5 класс, авт. Т.М. Лифанова, Иллюстрации. презентация |
5 | 2 | Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. | Знать основные формы поверхности Земли. | - Рассказ учителя об основных формах поверхности суши, сравнении отличительных особенностей равнин, холмов, оврагов. - работа по таблице «Формы рельефа» - Составление описательного рассказа о поверхности суши. Сравнивание равнин с холмами, оврагами. -Беседа по вопросам учителя. - - работа с учебником – стр. 18-19 | Учебник «Природоведение» 5 класс, авт. Т.М. Лифанова, Таблица «Формы рельефа». презентация |
6 | 2 | Поверхность суши: горы. | Знать основные формы поверхности Земли. | - Рассказ учителя об основных формах поверхности суши: горы. - работа по таблице «Горы» - Составление описательного рассказа о поверхности суши. Сравнивание гор с равниной, холмами, оврагами. -Беседа по вопросам учителя. - - работа с учебником – стр. 20 | Учебник «Природоведение» 5 класс, авт. Т.М. Лифанова, Иллюстрации, таблица «Горы». презентация |
7 | 2 | Почва (охрана почвы).Свойства почвы. | Знать свойства почвы. | - Рассказ учителя о почве, загрязнении и её охране, свойстве почвы. - практическая работа «Рыхление почвы в горшках комнатных растений» - Пересказ по вопросам учителя. - Работа по учебнику - стр. 22 | Учебник «Природоведение» 5 класс, авт. Т.М. Лифанова, Иллюстрации, образцы почв. презентация |
8 | 2 | Полезные ископаемые. Глина, гранит, мел, песок. | Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых. | - Рассказ учителя о полезных ископаемых: глине, песке, граните, мелке. Значение полезных ископаемых, использование в строительстве и др. - практическая работа «Свойства школьного мелка» (описание свойств, использование) - Пересказ по вопросам учителя. - Работа по учебнику - стр. 24-27 | Учебник «Природоведение» 5 класс, авт. Т.М. Лифанова, Коллекция полезных ископаемых. презентация |
9 | 2 | Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др.Свойства, значение.Способы добычи. | Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых. | - Рассказ учителя о полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф. Значение полезных ископаемых, использование в быту. - практическая работа «Свойства природного газа» (описание свойств, использование) - Пересказ по вопросам учителя. - Работа по учебнику - стр. 28-30 | Учебник «Природоведение» 5 класс, авт. Т.М. Лифанова, Коллекция полезных ископаемых. презентация |
10 | 1 | Вода.Свойства воды. | Знать основные свойства воды. | - Рассказ учителя о воде (пресной, морской). Значение воды для живого организма. - практическая работа «Свойства воды» (описание свойств, использование) - Пересказ по вопросам учителя. - Работа по учебнику - стр. 31 | Учебник «Природоведение» 5 класс, авт. Т.М. Лифанова, Вода в стакане. Презентация, |
11 | 1 | Вода в природе: осадки, воды суши. | Различать виды вод. | - Рассказ учителя о воде в природе (осадки, подземные воды). Значение воды, использование. - Чтение рассказа «Дождик» - Отгадывание загадок о воде. - Пересказ по вопросам учителя. - Работа по учебнику - стр. 34 | Учебник «Природоведение» 5 класс, авт. Т.М. Лифанова, Иллюстрации, презентация, видеоматериалы |
12 | 1 | Воды суши: ручьи, реки. | Познакомить с понятием водная среда обитания. Познакомить с видами водоемов: реки, ручьи. | - Рассказ учителя о водной среде. - Работа с иллюстрациями «Река». - Бережное отношение к воде, защита водоемов от загрязнений. - работа по учебнику – стр.37 | Учебник «Природоведение» 5 класс, авт. Т.М. Лифанова, Иллюстрации «Река», «Ручьи», фотографии из семейного отдыха. Презентация, видеоматериалы. |
13 | 1 | Озера, болота, пруды.Сезонные изменения. | Расширить знания о водной среде обитания. Познакомить с видами водоемов: озера, пруды, болото. | - Рассказ учителя о водной среде. - Работа с иллюстрациями «Озеро», «Пруд», «Болото». - Просмотр презентации «Водоемы» - Рассматривание фотографий из семейного альбома «Семейный отдых у воды». - Знакомство с жителями пресных водоемов. - Бережное отношение к воде, защита водоемов от загрязнений. - работа по учебнику – стр.40 | Учебник «Природоведение» 5 класс, авт. Т.М. Лифанова, Иллюстрации «Река», «Озеро», «Пруд», «Море», фотографии из семейного отдыха. Презентация «Водоемы» презентация, видеоматериалы |
14 | 2 | Моря и океаны.Свойства морской воды.Значение морей и океанов в жизни человека.Обозначение морей и океанов на карте.Резерв. | Знать свойства морской воды. | - Рассказ учителя о водной среде. - Работа с иллюстрациями «Моря», «Океаны». - Работа с глобусом. - Просмотр презентации «Водоемы» - Рассматривание фотографий из семейного альбома «Семейный отдых у воды». - Знакомство с жителями морей, океанов. - Бережное отношение к воде, защита водоемов от загрязнений. - работа по учебнику – стр.43-46 | Учебник «Природоведение» 5 класс, авт. Т.М. Лифанова, Иллюстрации, карта мира, глобус, презентация, видеоматериалы |
15 | 1 | Есть на Земле страна- Россия. Россия- Родина моя. | Знать название своей страны. | - Рассказ учителя «Россия – Родина моя» - работа по физической карте России, карте мира. Нахождение места России на земном шаре. - рассказ учителя о важнейших географических объектах России. - просмотр презентации «Россия» - работа по учебнику - стр. 139 | Учебник «Природоведение» 5 класс, авт. Т.М. Лифанова, Физическая карта России, карта мира, глобус, презентация. |
16 | 1 | Население и народы России. | Знать названия некоторых народов, населяющих Россию. | - рассказ учителя о многонациональном населении России. Культуре, традициях народов. - рассматривание национальных костюмов народов. - просмотр презентации «Население России». - работа по учебнику - стр. 144 | Учебник «Природоведение» 5 класс, авт. Т.М. Лифанова, Физическая карта России, карта мира, презентация. |
17 | 2 | Москва – столица России.Достопримечательности Москвы. | Знать названия страны и столицы. | - рассказ учителя о Москве – столицы нашей Родины. Достопримечательности Москвы. - нахождение города Москвы на карте России, глобусе. - просмотр фотоальбома «Москва», презентации «Достопримечательности Москвы». - составление устного рассказа «Мы с мамой ходили в ….» - работа по учебнику - стр. 147 | Учебник «Природоведение» 5 класс, авт. Т.М. Лифанова, Презентация «Москва», иллюстрации города Москвы., физич. Карта России |
18 | 2 | Санкт-Петербург. Достопримечательности города. | Знать местоположение города на карте России и его основные достопримечательности. | - рассказ учителя о Санкт-Петербурге. Достопримечательности Санкт-Петербурга. - нахождение города на карте России, глобусе. - просмотр фотоальбома «Санкт-Петербург», презентации «Достопримечательности Санкт-Петербурга». - составление устного рассказа «Город Санкт-Петербург» - работа по учебнику - стр. 149 | Учебник «Природоведение» 5 класс, авт. Т.М. Лифанова, Презентация «Санкт-Петербург», иллюстрации города Санкт-Петербурга, атлас, видеоматериалы, Физич. Карта России. |
19 | 1 | Города России. | Знать местоположение крупнейших городов России на карте | - рассказ учителя, -нахождение городов на карте России, -Презентация о городах России, -работа по учебнику стр. 152 | Учебник «Природоведение» 5 класс, авт. Т.М. Лифанова,презентация «Города России», физическая карта России, атлас России, иллюстрации, видеоматериалы |
20 | 1 | Растительный мир России. | Знать основные правила охраны природы, типичных представителей. | - рассказ учителя о разнообразии растительного мира России. - рассматривание растений, занесенных в Красную книгу России. - работа по иллюстрациям, таблице «Растения России». - просмотр в\ф из экологического сборника, презентации «Растения». - отгадывание загадок о растениях. - работа по учебнику - стр. 162 | Учебник «Природоведение» 5 класс, авт. Т.М. Лифанова, Презентация «Растения России» Плакаты по охране природы, физическая карта России, карта «Обитатели Земли», атлас, видеоматериалы |
21 | 1 | Животный мир России. | Знать необходимость бережного отношения к природе. | - рассказ учителя о разнообразии животного мира России, их повадках, среде обитания - рассматривание редких животных, занесенных в Красную книгу России. - работа по иллюстрациям, таблице «Животные России». - просмотр в\ф из экологического сборника, презентации «Животные». - отгадывание загадок о животных. - работа по учебнику - стр. 165 | Учебник «Природоведение» 5 класс, авт. Т.М. Лифанова, Презентация «Животные России», Плакаты по охране природы, физическая карта России, карта «Обитатели Земли», атлас, видеоматериалы, |
22 | 1 | Заповедник, заказники, охрана природы. | Знать правила поведения в природе. | - рассказ учителя об охране растений и животных, занесенных в Красную книгу. - рассказ о заповедниках и заказниках России, их значении в жизни редких животных и растений. - работа по учебнику на стр.169-171. | Учебник «Природоведение» 5 класс, авт. Т.М. Лифанова, Плакаты по охране природы, презентация, физическая карта России, карта «Обитатели Земли», атлас, видеоматериалы, уроки «Кирилла и Мефодия», |
23 | 1 | Повторение | Повторить основные положения курса природоведения | Фронтальная работа, работа по индивидуальным карточкам, пазлы, зарисовки, просмотр презентаций и видеоматериалов,игры | Учебник «Природоведение» 5 класс, авт. Т.М. Лифанова, уроки «Кирилла и Мефодия», карточки с индивидуальными заданиями, иллюстрации, презентации, видеоматериалы |
Список литературы:
- Т.М.Лифанова Е.Н.Соломина Начальный курс физической географии. 6кл.: учебник для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.- М.: Просвещение, 2006.-184 с.: ил.+ Прил. (16 с., ил.).
- Программы специальной (коррекционной0 общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб. 1. -232 с
- Баранчиков Е.В. – Сборник заданий и упражнений по географии, 6 класс. – М.: Экзамен, 2006.
- Баранчиков Е.В. и др. – География Земли: задания и упражнения – М.: Просвещение, 2007.
- Волобуев Г.П. – Технология тематического тестирования, 6 класс. – Р-на-Д.: Феникс, 2007.
- Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. М.:Просвещение, 1965г.
- География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова), 2004.
- География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова),2004.
- Громов П.А. Рисунок в обучении физической географии. М.: Просвещение, 1979г.
- Гусева Е.Е. – «Конструктор» текущего контроля, 6 класс. – М.: Просвещение, 2008.
- Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. – Рабочая тетрадь к учебнику Е М. Домогацких и Н.И. Алексеевского (География. Физическая география». 6 класс – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
- Жижина Е.А. Контрольно-измерительные материалы. География. 6 класс. – М.: Вако, 2011.
- Заездный Р.А. Графическая наглядность в преподавании географии. М.: Просвещение, 1986г.
- Крылова О.В. – Сборник задач к атласу, 6 класс. – М.: Новый учебник, 2006.
- Крылова О.В.Тетрадь итоговых работ по географии – М.: Новый учебник, 2007.
- Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б.- Тесты по географии: 6 класс: к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой - М.: Экзамен, 2011.
- Лобжанидзе А.А. – Планета Земля (тетрадь-тренажер), 6 класс. – М.: Просвещение, 2006.
- Николина В.В. – Мой тренажер, 6 класс. - М.: Просвещение, 2007.
- Новоженин И.В. – Тесты, 6 класс. – М.: Владос, 2001.
- Перлов Л.Е. – Дидактические карточки-задания, 6 класс. – М.: Экзамен, 2005.
- Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1970 г.
- Постникова М.В. – Контрольные вопросы, заним. задания, кроссворды и тесты, 6 класс. – М.: НЦ ЭНАС, 2005.
- Синев В.Н. Коррекционная работа на уроках географии. Киев.: Радянська школа, 1977г
- Сиротин В.И. – Раздаточные материалы с к/к, 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.
- Смирнова М.С. – Сборник заданий и упражнений по географии. 6 класс. – М.: Экзамен, 2010.
- Смирнова М.С. – Тесты по географии. 6 класс. – М.: Экзамен, 2010.
- Суслов В.Г. – Развивающие упражнения на уроках географии, 6 класс. – М.: Астрель, 2004.
- Таможняя Е. А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46.
- Тематическое планирование по географии, ж. «Дефектология»,№ 1, 1994г.
- Чичерина О.В. – Тематический контроль, 6 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2007.
- Чичерина О. В. – Тесты, 6 класс. – М.: Экзамен, 2005.