Профилактика и коррекция дисграфии

Барабонина Анна Андреевна

Дисграфия  (греч.) – это частичное расстройства процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью, возможно даже распадом психических функций, участвующих при построении письменной речи человека. Проявляется она в типичных, повторяющихся ошибках в письме. Для коррекции дисграфии необходимо целенаправленное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_i_korrektsiya_disgrafii_1.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика и коррекция дисграфии

Барабонина А.А. 1

1Барабонина Анна Андреевна – студентка 2 курса Первого московского Государственного медицинского университета им.Сеченова

Аннотация

В статье  представлен теоретический анализ дисграфии. Отражена профилактика и коррекция дисграфии. Нами будут рассмотрены пять форм дисграфии. Даны упражнения и рекомендации по коррекции дисграфии.

Ключевые слова

Дисграфия, коррекция, профилактика, фонематическое недоразвитие, расстройство письма.

Abstract

The theoretical analysis of dysgraphy is presented in the article.  Prevention and correction of dysgraphia are reflected.  We will consider five forms of dysgraphy.  Exercises and recommendations for correcting dysgraphia are given.

Keywords

Dysgraphy, correction, prevention, phonemic underdevelopment, writing disorder.

Дисграфия  (греч.) это частичное расстройства процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью, возможно даже распадом психических функций, участвующих при построении письменной речи человека. Проявляется она в типичных, повторяющихся ошибках в письме. Для коррекции дисграфии необходимо целенаправленное обучение.

Современное представление о письме основывается на исследованиях таких авторов как П.К. Анохина, Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, в своих работах они исследуют письмо и связывают его с психическими процессами, происходящими в головном мозге человека. Каждая операция письма связана со структурным компонентами психических процессов [1,2].

Г.А. Каше, Н.А. Никашина, О.Б. Ольхин рассматривают нарушения письма как следствие недоразвития устной речи. Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина рассматривают нарушения письма с недостаточностью фонематического слуха и восприятия.

 В науке и практике понятие дисграфии определилось и включает различные нарушения в виде следующих форм (рисунок 1).

Рисунок. Пять форм дисграфии

Обратимся к рисунку. В нем мы показали пять форм дисграфии. Первая форма артикуляторно-акустическая форма дисграфии.  Суть ее состоит в следующем: пациент, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. В данном случае он пишет так, как произносит. Это происходит до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, в этом случае заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

Вторая форма – акустическая форма дисграфии. Данная форма дисграфии проявляется в замене букв, соответствующих, фонетически близким звукам. В данной форме в устной речи звуки произносятся правильно, но на письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Например «Бар – Пар», «Любит – Лубит».

Третья форма – дисграфия, на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Данная форма наиболее распространена. Для пациента будут характерны следующие ошибки: слова обрываются на половине, перестановка букв и слогов местами, пропуск букв в словах,  контоминация когда в одном слове слоги разных слов,  повторение букв и (или) слогов в одном слове несколько раз, когда в одном слове много букв – например три «ооо» или «еее», слитное написание предлогов.

Четвертая форма – аграмматическая дисграфия. Она связана с недоразвитием грамматического строя речи. Пациент пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («классный сумка», «радостный дети»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. В основном аграмматическая дисграфия обычно встречается  у детей. Она проявляется в неправильном написании окончаний слов. Когда пациент не может согласовать два слова между собой.

Пятая форма – оптическая дисграфия. В её основе лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Буквы в алфавите состоят из набора одних и тех же элементов: «палочки», «овалы». Если пациент не видит различие между буквами, то это приведет к неправильному их написанию.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма. В случае дисграфии человек пишет так, как произносит. Отражение неправильного звукопроизношения на письме, которое проявляется в заменах букв (любит на «лубит»),  пропусках букв (письмо  на «писмо»), контаминации, ошибки обозначения границ предложения, написания строчных букв; персеверации.

В коррекции дисграфии можно выделить три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Основные цели, которые стоят на подготовительном этапе:

 развитие слухового и зрительного внимания;

развитие слуховых дифференцировок;

 развитие фонематического внимания;

  уточнение артикуляции звуков при их произношении;

производится коррекция звуков произношения.

Целеполагание на основном этапе включает:

– развитие слухового и зрительного внимания;

– развитие фонематического анализа синтеза;

– развитие слуховых дифференцировок (разбираются слова и словосочетания по слогам);

Целью заключительного этапа можем считать:

– закрепление полученных знаний, умений и навыков;

– перенос полученных умений, знаний на другие виды деятельности.

Мы знаем, что у большинства людей левое полушарие мозга отвечает за письмо. Например, у китайцев, в связи с особенностью их письменной речи – иероглифы можно им анонсировать развитие правого полушария головного мозга.

У людей страдающих дисграфией наблюдается способности к рисованию. Тут сразу проводится аналогия с древностью, когда древние люди объяснялись рисунком на камне, глиняных изделиях, скалах. Некоторые специалисты наблюдают «зеркальность» в характере письма пациентов. Т.е при написании некоторых букв  пациент их переворачивает, буква нарисована другой стороной, например буква «З» или «С». Очнь часто зеркально переворачивать буквы могут левши.

К мерам профилактики дисграфии можно отнести:

–  развитие тех психических функции на раннем этапе, например у школьников еще до поступления в школу.

– развивать тонкую ручную моторику, поскольку активные движения рук (особенно кистей и пальцев) активизируют речевые отделы коры головного мозга. Если дисграфией страдают дети, то с самого раннего возраста с  детьми рекомендовано выполнять пальчиковую гимнастику, массаж кистей рук, игровые упражнения «Собери пирамидку», «Шнуровки».

–  выполнять различные координированные движения руки: закрась предмет, нарисовать дорожку, обвести по контуру.

 Можем предложить следующие упражнения для профилактики и лечения дисграфии:

– использовать речевые игры: разбирать слова по слогам, выделить грамматические элементы слова, складывание слов;

– разобрать чем отличается твердое произношение сова от мягкого;

– необходимо наращивать скорость чтения и письма. Для этого давать читать и писать тексты на время.

– рекомендовать больше читать. В процессе чтения грамматика правится, так как человек запоминает много слов.

– дать любую книжку и предложить в течение 5-10 минут зачеркивать и обводить в ней выбранные буквы, например, только «о»;

– при написании предложений и слов проговаривать их вслух по слогам. Логопед в процессе этого упражнения может увидеть слабые места. Важно, чтобы пациент проговаривал окончании слов;

– дать упражнение, где есть пропущенные буквы. Предложить пациенту их дописать;

– предложить найти ошибки в тексте, в котором проставлены «лишние» запятые. Нужно объяснить каждый знак препинания;

– дать поиграть в игру «лабиринт».

Очень часто по почерку определяют степень пораженности дисграфией. Логопеды могут обратить внимание на уродливый или слишком красивый почерк с вырисовыванием каждой букв, если человек делает нетипичные ошибки в тексте, если он зеркально переворачивает буквы. Для профилактики можем предложить такие упражнения, как «Диктант», «Зачеркивание букв».

Список литературы

  1. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р. Лурия – М.,1950
  2. Коротовских Т.В. Коррекция дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2017. № 1 (70). С. 31-42.