СТАТЬЯ «Преподавание английского языка в системе СПО в условиях реализации ФГОС»
В соответствии с требоваиями к результатам основного общего образования учебная деятельность преобретает качество субъективности, что выражается в целенаправленной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prepodavanie_angliyskogo_yazyka_v_sisteme_spo_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Ефанова О.Б, преподаватель английского языка
СПб ГБПОУ «Техникум «Автосервис» ( МЦПК)»
СТАТЬЯ
«Преподавание английского языка в системе СПО в условиях реализации ФГОС»
Отражая требования жизни на первый план выдвигается задача дальнейшего улучшения работы по формированию у учащихся умений самостоятельного приобретать и пополнять знания, ориентироваться в потоке научной информации, чтобы научиться мыслить диалектически, чтобы уметь самостоятельно видеть и разрешать проблемы, возникающие как на уроках, так и в разнообразных жизненных ситуациях. Ученик должен разбираться и в том, что можно преобразовать, нужно мыслить, фантазировать, планировать. Основы всего этого должна закладывать школа. Школьник на уроке должен понять необходимость и естественность творческой деятельности, воспитать в себе потребность в ней, приобрести навыки ее выполнения. Нельзя развить творческое начало у школьников, если их держать на воспроизводящей исполнительской деятельности.
Творческий подход к деятельности можно сформировать и развить, только систематически приучая учащихся к работе творческого характера, ставя их в ситуацию необходимости решения различных, постоянно усложняющихся творческих задач на уроках, внеклассных занятиях.
Как известно, эффективность усвоения знаний и формирование умений и навыков зависит в большей степени от интеллектуальной активности учащихся. Эта закономерность положена в основу проблемного обучения, широко внедренного сейчас как в высшую, так и в среднюю школу.
Проблемное обучение предусматривает новую структуру урока, при которой отводится большое место самостоятельной работе учащихся. Однако роль учителя при этом не уменьшается, а возрастает, т. к ему необходимо четко управлять учебным процессом, анализировать правильность мыслительной деятельности учащихся, контролировать конечный результат выполнения задания, осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
Это необходимо выполнять в комплексе с другими типами упражнений, в этом случае они помогут добиться более эффективных результатов в достижениях поставленных целей: научить учащихся диалогическому и монологическому высказыванию в свободном режиме и беспереводному пониманию читаемого в пределах лексико- грамматического материала в режимах определенной тематике.
В соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, учебная деятельность приобретает качество субъективности, что выражается в целенаправленной активности. В условиях классно-урочной системы максимально продуктивным методом может служить метод проектов. В настоящий период времени, при преподавании английского языка при реализации ФГОС, востребованными являются учебный сетевой проект и телекоммуникационные проекты.
Главный вопрос звучит так: Как наиболее эффективно использовать информационные технологии для бучения и оценивания деятельности учащихся? Конечно, наиболее важные жизненные уроки можно преподавать и без компьютера, но знакомство с методикой использования, при разработке учебных проектов и занятий научно обоснованного подхода к планированию и деятельности учащихся является весьма актуальной темой для современного преподавателя. Обучение с использованием метода проектов позволяет проследить связи между различными учебными предметами в контексте проблем реального мира, задействовать у учащихся, благодаря работе с основополагающими идеями, мышление высокого уровня, вовлечь школьников в активный процесс обучения. Теперь необходимо более полно использовать возможности компьютерных технологий для активизации обучения иностранному языку и повышения их познавательной активности, для формирования у них умений ХХI века, к которым относятся:
- Ответственность и адаптивность,
- Коммуникативные умения,
- Креативность и любознательность,
- Критическое и системное мышление,
- Медиа- и информационная грамотность,
- Межличностное взаимодействие и сотрудничество,
- Постановка решения проблем, направленность на саморазвитие, социальная ответственность.
В первую очередь, мне хотелось бы рассказать об основных принципах проведения сетевого учебного проекта. Что это такое? Это совместная учебно- познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, направление на достижение совместного результата деятельности.
Разработанные методические материалы должны соответствовать государственным образовательным стандартам. В соответствии с этим особое внимание следует уделить дидактическим целям проекта. Чтобы решить эту проблему, необходимо найти способы и пути развития активного самостоятельного мышления обучающихся. Важно научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, но и уметь применять эти знания на практике, то есть предоставить им возможность мыслить, решать определенные проблемы, которые стимулируют мышление, акцентируя внимание на содержании своего высказывания на английском языке. Широко известен тот факт, что индивидуальные способности детей могут успешно развиваться в коллективных формах обучения. Одним из действенных способов организации речевого взаимодействия на уроке выступает проектная методика.
Проведение проекта требует особой образовательной среды. Обучение иностранному языку является более эффективным, если в учебном воспитательном процессе задействованы не только знания и навыки учащихся, но и средства обучения, находящиеся в кабинете иностранного языка и используемые на уроках и во внеклассной работе по предмету.
Работая над проектом преподавание иностранного языка в системе СПО в условиях реализации ФГОС, преподаватель стимулирует учащихся к осмыслению их собственных действий. Самоанализ деятельности и результатов работы учащихся имеет место на всех занятиях, так как процессы саморазвития и самообразования невозможны без рефлексии. В конце каждого урока для осознания содержания пройденного материала можно использовать приемы незаконченного предложения: During the lesson I have lernt………;
Now I know how ( to speak about………)
Осмысление способов и приемов работы, умение выбирать способы для достижения цели помогают такие документы, как лист текущего оценивания работы, оценивание своей работы в группе, руководство для учащегося по выполнению проекта. Так, на первом этапе изучения темы, учащиеся, используя руководство по выполнению проекта, обсудили весь алгоритм работы над ним. Анализ предстоящей деятельности позволил учащимся осмыслить важность определенного процесса работы для достижения результата. На последнем уроке опросный лист участника проекта помог обозначить те моменты, которые они не доработали и сделать выводы о том, на что следует обратить внимание при реализации следующего проекта.
С.Л Рубинштейн считал, что «человек есть личность, в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему» А.А Леонтьев отмечал, что язык сам по себе не выражает никаких смыслов, его усвоение есть не столько обретение средства кодировки концептов, сколько формирование картины мира учащихся.
Картина мира обучающегося состоит как из вербальных, так и из предметных знания. Отсюда очевидно, что учебный предмет «иностранный язык» не должен преподаваться как «формальная система». Обучать языку- значит обучать культуре, имея в ввиду взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и когнитивное развитие учащегося.
Путь к успеху учителя лежит в умениях формулировать цели обучения. Многолетний опыт показывает, что успех в преподавании приходит тогда, когда учебная практика учителя содержит элементы творческого поиска, новизны, оригинальности; высокое мастерство учителя позволяет проникать во внутренний мир школьника, видеть его устремления и переживания, а учащийся воспринимает цели образования как личностно-значимые.
«Между реальностью и языком стоит мышление. Между языком и реальным миром стоит человек. Именно этот человек воспринимает и осознает мир посредством органов чувств и на этой основе создает систему представлений о мире. Пропустив их через свое сознание, осмыслив результаты этого восприятия, он передает их другим членам своего речевого коллектива с помощью языка».