Проблема правильного становления морфостуктурной стороны речи у детей дошкольного возраста являются предметом изучения современной психологии

Барабонина Анна Андреевна

Проблема правильного становления морфостуктурнойстороны речи  у детей дошкольного возраста являются предметом изучения  современной психологии, нейропсихологии, дефектологии и др (Н.С. Бабиева, Г.А. Каше, ,Р.И. Лалаева, Л.В. Лопатина, В.К. Орфинская,Н.В.Серебрякова, Е.Ф. Соботович,А.Р. Лурия, И.Н. Садовникова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. ЧиркинаС.Н. Шаховская и др.).Подготовка детей к школе должна носить систематический, планомерный и целенаправленный характер, опираться на знание общих закономерностей развития детской психики и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка с речевой патологией. При этом особое внимание необходимо уделять формированию речевых и неречевых психических функций, являющихся ведущими в формировании навыков чтения и письма, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема правильного становления морфостуктурной стороны речи у детей дошкольного возраста являются предметом изучения современной психологии

Барабонина А.А.

Барабонина Анна Андреевна - бакалавр, учитель-логопед в детском саду. Студентка 2 курса специального дефектологического образования в первом Московском государственном университете И.М.Сеченова

г.Москва

Problem of the correct formation of the morfostukturny party of the speech at children of preschool age are a subject of studying of modern psychology

Barabonina Anna Andreevna

The bachelor, the teacher-logopedist in kindergarten. The student 2 courses of vocational defektologichesky education at the first Moscow State University of I.M. Sechenov

Moscow

Проблема правильного становления морфостуктурнойстороны речи  у детей дошкольного возраста являются предметом изучения  современной психологии, нейропсихологии, дефектологии и др (Н.С. Бабиева, Г.А. Каше, ,Р.И. Лалаева, Л.В. Лопатина, В.К. Орфинская,Н.В.Серебрякова, Е.Ф. Соботович,А.Р. Лурия, И.Н. Садовникова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. ЧиркинаС.Н. Шаховская и др.).Подготовка детей к школе должна носить систематический, планомерный и целенаправленный характер, опираться на знание общих закономерностей развития детской психики и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка с речевой патологией. При этом особое внимание необходимо уделять формированию речевых и неречевых психических функций, являющихся ведущими в формировании навыков чтения и письма, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Problem of the correct formation of the morfostukturny party of the speech at children of preschool age are a subject of studying of modern psychology, a neuropsychology, defectology and др (N.S. Babiyeva, G.A. Kashe, R.I. Lalayeva, L.V. Lopatina, V.K. Orfinskaya, N.V. Serebryakova, E.F. Sobotovich, A.R. Luriya, I.N. Sadovnikova, E.F. Sobotovich, T.B. Filicheva, G.V. Chirkinas. N. Shakhovskaya, etc.). Training of children for school has to have systematic, systematic and purposeful character, rely on knowledge of the general regularities of development of children's mentality and accounting of specific features of each child with speech pathology. At the same time special attention needs to be paid to formation of speech and nonverbal mental functions, being leaders in formation of skills of reading and the letter as the letter and reading from the purpose of elementary education turns into means of further knowledge acquisition by pupils.

Ключевые слова: структура процесса письма, общее недоразвитие речи, мозговая организация.

Keywords: structure of the writing process, General underdevelopment of speech, brain organization

В школе ребенок учится овладевать письмом, который основан на фонетическом принципе, одной из важных предпосылок является звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура слова, словарный запас.(Т.В. Ахутина, Н.С. Бабиева, Л.С. Волкова, Р.И., Г.А. Каше, Лалаева, P.E.Левина,H.H. и др).

Процесс формирования письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является важным моментом успешности обучения в школе.

Мозговая организация деятельности письма достаточно сложна. Сложная многоуровневая структура процесса письма обеспечивается деятельностью ряда анализаторов, отвечающих за психофизиологическую основу письма, — соответствующими функциями акустического, оптического, кинестетического, кинетического, проприоцептивного, пространственного анализаторов и других анализаторных систем.Между этими анализаторами устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность[7,9].

По данным специальных нейрофизиологических и нейропсихологических исследованийпсихологический уровень реализуется за счет работы лобных отделов мозга — передне-заднеимедио-базальных отделов лобной области больших полушарий коры головного мозга. Психофизиологический уровень обеспечивается совместной работой заднелобных, нижнетеменных, височных, задневисочных, передне-затылочных отделов (т. н. зона ТРО).

Лингвистический уровень, на котором происходит выбор языковых средств (нужных звуков, слов, синтаксиса), зависит от совместной работы передней и задней речевых зон, обеспечивающих синтагматику и парадигматику речи.Совместная работа всех указанных морфологических образований коры головного мозга и составляет мозговую основу процесса письма[9,11].

Структура процесса письма определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма.На начинающих этапах овладения навыком письма, огромную роль играет проговаривание, которое помогает уточнить и отличить характер звука от сходных с ним и выявить последовательность звуков в слове.[9,11].

Последующая операция письма - соотнесение выделенной из слова фонемы с определённым зрительным образом буквы, которая должна быть отдиффиренцирована от всех других, особенно сходных графически.Для того, чтобы отличать графически похожие буквы, нужен предостаточный уровень пространственных представлений, сформированность зрительного анализа и синтеза [5].

Затем следует моторная операция процесса письма, то есть воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Осуществляется кинестетический контроль одновременно с движением руки. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем и  чтением написанного.

В норме процесс письма осуществляется на основе сформированности  конкретных речевых и неречевых функций  таких как, слуховое восприятие, правильное звукопроизношение, языковой  анализ и синтез, сформированность лексико-грамматической стороны речи, а так же, зрительный  анализ, синтез и пространственные представления.

В исследованиях Л.Н Ефименковой, И.Н. Садовниковой реализовался комплексный подход, который указал на то, что у детей с общим недоразвитием речи, помимо речевых предпосылок, необходимо развивать и неречевые.

Ученый А.Р.Лурия раскрывает определенные операции письма.

  1. Побуждение, мотив, задача. Если у ребенка мотив к обучению грамоте не сформирован, то замысел не удерживается и в совокупности с особенностями саморегуляции, он может обрывать слова, не успевая дописать предложения;
  2. Анализ звукового состава слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов (определение последовательности, места каждого звука: серия звучаний, соответствующая отдельным словам, выделяется при условии вычленения определённой последовательности из слышимых вариантов). На первом этапе важно проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее, в дальнейшем процессы автоматизируются («слышу-вычленяю слово – уточняю звуки»);
  3. Соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы – графемой, которая дифференцируется от других, особенно сходных графически.
  4. Моторная операция процесса письма (превращение подлежащих написанию букв в нужные графические начертания) - воспроизведение рукой зрительного образа буквы с одновременным кинестетическим контролем, который в дальнейшем подкрепляется зрительным (ребенок и понимает, но написать не может)[9].

       Ученые Л.Н.Ефименкова,Р.И.Лалаева, А.Р.Лурия и др. определили роль   как речевых, так и  неречевых предпосылок к формированию готовности к обучению письму: навык фонематического восприятия и  навык  фонематического представления, правильное звукопроизношение, навыки языкового анализа и синтеза, оптико-пространственная ориентировка, а так же навыки графо - моторных компонентов[4,6].

Одной  из предпосылок, которой должен овладеть дошкольник для успешного формирования готовности к обучению грамоте ,является  языковой анализу и синтез.Р.И. Лалаева, отмечает, что языковой анализ и синтез включает себя следующие составляющие: анализ предложений на слова и синтез слов в предложении, слоговой анализ и синтез, а так же фонематический анализ и синтез.

Таким образом, языковая организация  детей дошкольного возраста  представляет собой сложный структурно и системноорганизованный процесс,  функциональныенарушения которые ведутв дальнейшем  к дисфункциям ЦНС.

Список литературы:

1.Алексеева А.Е.Формирование готовности к овладению чтением и письмом//Дошкольное воспитание.-2007.-№2-с.128.-с.72-78.

2.Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет.// Школьный психолог, 2001, №15.

3. Барменкова Т. Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитиием речи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1997.

4. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. -- М.: Просвещение, 1972. - 206 с.

5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.

6. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. -- М., 2004.

7.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004. - с. 112-129  

8.Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. Ростов н/.Д: Феникс, СП6.: Союз, 2004.- 224 с.

9. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия. – М.: АПН РСФСР, 1950.

10. Спирова, Л. Ф. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М., 1983.

11. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Юристъ, 2005.