Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности
Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности (на примере кружка "Цветной мир"), как система формирования жизненной компетентности обучающихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_2018_vzaimosvyaz_urochnoy_i_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности (на примере кружка «Цветной мир») как система формирования жизненной компетентности обучающихся с ОВЗ.
Изучение изобразительного искусства в школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.
Лепка, рисование, ручное творчество как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки Л.Р.Р.Т. оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Программа кружка «Цветной мир» призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности.
Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
Программа кружка «Цветной мир» адаптирована для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями, т.к. особенности психического развития детей данной категории, прежде всего недостаточная сформированность мыслительных операций, обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий осмысления выполняемой учебной работы.
Цели обучения программы:
– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач;
– формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;
– содействие развитию основ творческого мышления, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала;
– коррекция недостатков познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления.
Задачи программы состоят в том, чтобы:
– сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;
– сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности;
– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития обучающихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика;
– развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий) ;
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
– моторики пальцев;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– эмоционально-волевой и личностной сферы;
– индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Обучение изобразительному искусству в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет свою специфику. У учеников с нарушениями интеллекта, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных на предыдущих занятиях, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.
На занятиях кружка мной используется как индивидуальная, так же групповая и коллективная формы организации детского творчества. Для проведения определенных занятий наиболее приемлема работа в парах (в нашем случае, это более способный ученик с менее успевающим). Групповая форма организации детского творчества чаще используется при выполнении одной общей работы (панно «Птицы прилетели»). Коллективная работа используется для создания более сложных работ, таких как « Дерево Времена года». Не всем ребятам доступны некоторые этапы выполнения данной работы. И было решено прибегнуть к коллективному выполнению. Фронтальная форма организации деятельности применяется чаще в организации уборки рабочего места, в процессе изучения нового материала и др.