Педагогические технологии
Педагогические технологии, используемые на уроках истории и обществознания в 5 - 8 классах (ФГОС) и 9 - 11 классах (ГОС).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_obucheniya.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповая технология (А. Г. Ривина, В.К. Дьяченко, Н. Гузик, И. Первина, В. Фирсова, А. Гин).
Цель: Создать условия для развития учебной мотивации, коммуникативных компетенций и навыков групповой работы обучающихся.
Алгоритм выполнения: Класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание или кейс (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. В конце занятия подводятся итоги групповой работы, делаются обобщения, выводы, рефлексия. Групповая технология используется на уроках закрепления и обобщения изученного материала.
Результат: Работа в группах повысила личную ответственность обучающихся за общее дело, что позволяет усилить мотивацию к обучению, выстроить позитивное, эффективное общение в группе, добиваться 100%-ной успеваемости и 60 % качества знаний учеников.
Каждый учащийся в группе реализуется в соответствии со своим потенциалом и занимает то место в ней, где он может себя проявить наилучшим образом.
Результатом групповой работы является составление обучающими различного иллюстративно-информационного материала (коллаж, газета), групповые выступления, мультимедийные презентации.
Игровая технология (К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л,С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.П. Аникеев).
Цели: Способствовать лучшему усвоению учебного материала в игровой форме. Повысить мотивацию обучающихся к изучению предметов истории и обществознания.
Описание применения в педагогической деятельности: На уроках организую различные игры, создаю игровые ситуации. Обучающиеся выполняя условия игры, вовлекаются в совместную деятельность, имитирующую реальность. Урок организуется в виде интеллектуального шоу «Что? Где? Когда?», «Своя игра?» или ролевой игры, воссоздающей определенные исторические события. На уроках обществознания в 5-6 классах предлагаются в игровой форме темы:
- «Семейное хозяйство». Обучающиеся анализируя предложенное состояние семьи (сказка) и разрабатывают лучшую стратегию по эффективному хозяйствованию.
- «Семейный бюджет». Обучающиеся анализируют потоки (источники) денежных доходов и расходов семьи. Предлагают способы экономии и дальнейшего инвестирования.
- «Образование и самообразование». Ребята изучают биографии успешных людей, заполняют схему «Успех» и определяют роль образования и самообразования как фактора успешности личности.
Школьники встают на место любого руководителя, специалиста, работника, потребителя, человека, который так или иначе включён в общественные отношения, и на практике ощущают результаты своих действий.
Игра способствует углубленному пониманию внутренних закономерностей изучаемого события, объекта или процесса, позволяет увидеть результаты собственных действий, понять и проанализировать допущенные ошибки.
Разработала и внедрила игры по истории «Древняя Русь» (6 класс), «Игра-путешествие по станциям «Россия в п.п. XX века» (9 класс). Игра-диспут по праву «Развитие права в России» (10 класс). Урок-игра («Исторический турнир», «Своя игра»), урок – конкурс («Крестьянская реформа 1861 г.», «Безработица», «Семья и её функции»), урок-путешествие («Путешествие по Древней Греции», «Древнее Двуречье»).
Результаты: - Обучающиеся в игровой форме расширяют кругозор знаний по предмету и смежным областям гуманитарного знания, что позволяет активизировать познавательную деятельность, развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
- Наблюдается повышение мотивации к изучению истории и обществознания у обучающихся. Выросло количество детей, посещающих внеурочные занятия по истории на 25%.
- Развиваются социальные умения школьников. Малообщительные учащиеся преодолели застенчивость и начали более охотно вступать в коммуникацию.
- Повысилось качество знаний по предметам: истории – на 19,62%, обществознанию – на 9,42% и праву – на 1,43%.
Информационно-коммуникативная технология (Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев).
Цели: Способствовать формированию информационной компетенции учащихся, максимально учитывая индивидуальные возможности и потребности обучающихся.
Повысить результаты обучения и социальной активности учащихся.
Учить:
-находить и обрабатывать информацию
-использовать различные источники данных
-вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение
-выступать публично, литературно выражать свои мысли
- сотрудничать и работать в команде
- извлекать пользу из образовательного опыта
- решать учебные и самообразовательные проблемы
Описание: На уроках при предоставлении нового материала и при закреплении пройденного использую мультимедийные презентации в программе Microsoft Office Power Point, демонстрирую видеофрагменты исторических фильмов, лекций и мнений учёных, исторические источники (фото- фоно- видео-).
Развиваю умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Обучающиеся готовят и представляют свои мультимедийные презентации по новой теме или в качестве домашнего задания.
Обучающиеся используют программно-технические средства с целью сбора, обработки, распространения, отображения и использования информации для презентации результатов работы.
Провожу на уроках интерактивное тестирование обучающихся по изученным темам в обществознании: «Человек и общество», «Личность», «Экономика», «Политика и власть» и т.п.
Использую готовые материалы-диски по истории России с тестами и опросами по темам: «Россия в XVII веке» (7 класс), «Россия в XVIII веке» (8 класс), «Великая Отечественная война» (9 класс), «Древний Египет» (5 класс), «Древняя Греция» (5 класс) и др.
Результаты: - Сформированы знания и навыки эффективного использования компьютерных программ для получения учебной информации и её демонстрации у 58% обучающихся.
- 40% учащихся освоили навык публичного выступления и мультимедийной презентации своей работы.
- Работа обучающихся с тренировочными задания ОГЭ по обществознанию на сайте ФИПИ. Результаты ОГЭ по обществознанию выше региональных. Школьный средний бал - 3,93, региональный – 3,62.
Технология критического мышления (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит).
Цели: Учить детей критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.
Формировать на уроках необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
Описание: На уроках истории, обществознания и права в 5 – 11 классах применяю технологию критического мышления. Соблюдая три основные стадии: 1) стадия вызова актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме. Именно здесь определяются цели изучения материала. 2) Стадия осмысления нового материала способствует содержательной работе учащихся с текстом. 3) Стадия размышления или рефлексии помогает учащимся осмыслить изученный материал и сформировать свое личное мнение, отношение к нему. Моя роль как учителя - координирующая.
На уроках использую множество методических приемов для реализации их целей: прием «Кластер», учебно- мозговой штурм, интеллектуальная разминка, эссе, приём «Корзина идей», приём «Составление синквейнов», метод контрольных вопросов, приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», ролевой проект, Да – нет, приём «Чтение с остановками», приём «Перепутанные логические цепочки, приём « Перекрёстная дискуссия».
При изучении ключевых понятий использую приём «Синквейн», охотно учащиеся составляют синквейны на уроках обществознания: «Общество», «Природа», «Человек», «Экономика», «Политика», «Право», «Власть» и т.п.
Проводя обобщении блоковых тем, использую приём «кластер», учащимся предлагается составить кластеры (схемы) по темам: «Человек в обществе», «Общество как мир культуры» (10 класс), «Гражданин Российской Федерации», «Общество», «Экономика» (8 класс).
На уроках истории дети получают проблемный вопрос и активно составляют фишбоун (скелет рыбы), который помогает им сделать выводы.
Развитию критического мышления обучающихся способствует приём создания Лэпбуков (наколенных книжечек) по истории и обществознания в 5-7 классах. - В ходе работы в рамках этой модели школьники строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Итоги: - Результатом стало и увеличение количества победителей и призёров школьных и муниципальных научно-исследовательских конференций, конкурсов и олимпиад.
Так ученица 11 класса Артёмова Д. – победитель олимпиады по обществознанию и избирательному законодательству в 2017 г., Горячев В. – призёр олимпиады по обществознанию, 2014 г., Шишерина Марина – призёр муниципального этапа олимпиады по обществознанию в 2017 г.
Результат по обществознанию (в форме ЕГЭ) составил: 2014 г. – 74%. В ЕГЭ по обществознанию в 2014 г. выпускник Горячев В. набрал 92 балла. В 2018 г. по ОГЭ по обществознанию в 9 классах нет неудовлетворительных отметок 4 ученицы набрали максимальное количество баллов и поступили в колледжи социальной направленности.
Проектная технология (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С.Т. Шацкого).
Цели: Организовать самостоятельную познавательную и практическую деятельность обучающихся. Способствовать формированию познавательного интереса у детей. Сформировать умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизацию учебной деятельности. Реализовать творческий потенциал исследовательской и предметно-продуктивной деятельности обучающихся.
Описание: Исследовательская и проектная деятельность учащихся, на мой взгляд, хорошо мотивирует их к изучению истории и обществознания. Кроме того, темы и исследования и проекта дети, чаще всего выбирают сами. Проектами выступают мультимедийные презентации, альманахи, сборники, листовки, карты и т.д. Важным этапом является и представление отдельных проектов на муниципальных и региональных конкурсах, участие в Конференциях. На уроках использую как индивидуальные так и групповые проекты, а также они могут быть краткосрочные и долгосрочные.
Планируя проектную деятельность, изначально определяюсь с целью: это может быть и закрепление материала по теме, и расширение кругозора по предмету, и участие в конкурсах и Акциях. Проект "Дары древнего мира". Это индивидуальный среднесрочный проект, направленный на закрепление курса "История Древнего мира". Учащийся, выбрав тему, сам скорректировал себе задачу: выяснить, что из окружающих нас предметов было изобретено в Древнем мире. Кроме учебника, учащийся использовал интернет-ресурсы. Результатом его работы стала карта древнего мира, на которой он на конкретных территориях изобразил в виде надписей и картинок изобретения, которыми мы пользуемся сейчас.
Интерес у учащихся всегда вызывает проектная деятельность на уроках обществознания. Тема "Экономика" очень сложна (и поэтому менее интересна) для учащихся. Индивидуальные и групповые проекты помогают мне повысить мотивацию изучения блока «Экономика» у детей. Среди индивидуальных интересных проектов можно назвать следующие: "Памятка покупателю", "Реклама – двигатель торговли", «Создай свою фирму».
По истории дети создают множество проектов, с которыми участвуют в конкурсах: «Исторический экспонат», конкурс мини-газет «Космос и мы», «Историческая поделка»; конкурс исторических Лэпбуков.
Работа в краеведческом направлении требует создания, разработки и защиты массы проектов по исследованию истории родного края, дети охотно работают в этом направлении. Были защищены проекты: «Володарская школа в годы Великой Отечественной войны», «История одного здания. Саксония», «Забытые названия посёлка. Рыжскота», «Духовой оркестр поселения» и многие другие.
Результаты: 63% учащихся умеют размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы (согласно данным анализа проверочных работ);
56% детей способны принимать самостоятельные аргументированные решения;
80% детей научились работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Созданы проекты по краеведению, ежегодно учащиеся становятся победителями и призёрами общешкольной краеведческой конференции, районного конкурса «Наш край».
Созданы проекты по теме: «Великие эпохи XX века» в 9 классах. Охвачены 90% обучающихся.
Созданы проекты по обществознанию в 7 классах по теме: «Экономика». Охват – 100% обучающихся.