СанПиНы

Леонова Екатерина Николаевна

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sanpiny.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

СанПиНы

Чистота воздуха помещений достигается правильной организацией проветривания во время перемен.

Продолжительность проветривания определяется температурой наружного воздуха (табл. 5).

  1.  Таблица 5

     

Температура наружного воздуха, t ,o С

Время проветривания (мин)

в малые перемени

в большие перемены

от + 1 0 до +6

410

25   35

от +5 до 0

37

2030

от 0 до -5

2—5

15—25

от -5 до - 1 0

1—3

10—15

ниже -10

1 — 1,5

5—10

Для занятий рекомендуется сквозное проветривание (одновременно открыты фрамуги и дверь), которое в 5—10 раз эффективнее по сравнению с обычным.  Сквозное проветривание проводится только в отсутствие детей.

Согласно последним исследованиям, дети разного возраста предпочитают для оформления классов разные цветовые гаммы:

младшие классы - «теплые» тона (оранжевый, желтый);

средние классы — оттенки зеленого;

старшие классы — «холодные» тона (голубой, серый).

ШКОЛЬНАЯ МЕБЕЛЬ

Предметы оборудования для детей и подростков должны соответствовать их анатомо-физиологическим особенностям и антропометрическим данным. Мебель и другое оборудование должны способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать пропорциям их тела. Учебный процесс для ребенка -  это труд, требующий не только умственного, но и физического напряжения. Занятия в школе связаны со статическим напряжением мышц спины, живота, конечностей.

В младшем школьном возрасте отмечается меньшая устойчивость позы по сравнению со средним и старшим возрастом.

В задачу удержания позы входит сведение к минимуму величины отклонения центра тяжести от положения равновесия. Поза «сидя» экономичнее позы «стоя», так как при этом происходит меньше энергозатрат для поддержания равновесия. Поза с малым наклоном корпуса оптимальна с точки зрения биомеханики, так как амплитуда колебаний центра тяжести незначительна. Поза с большим наклоном корпуса приводит к смещению центра тяжести и увеличению амплитуды его колебаний, также увеличивается напряжение мышц шеи и спины, при этом происходит учащение пульса, уменьшение амплитуды дыхательных движений, нарушение зрения, венозный застой в конечностях, сдавливание межпозвоночных дисков. Положение тела считается правильным, если:

  • устойчивое равновесие и центр тяжести не выходит за площадь опоры;        
  • наблюдается нормальная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищева-рительной систем, слухового и зрительного анализаторов;

—        отсутствует дополнительное статическое напряжение.
Посадка ученика за партой считается правильной, если:

  • имеется достаточное количество площадей опоры (сиденье, спинка, пол);        
  • бедра лежат на сиденье не менее 2/3 и не более 3/4 своей длины;
  • расстояние от глаз до рабочей точки (тетрадь, книга) равно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами;
  • грудная клетка отстоит от края стола на 5—б см (ширина ладони);
  • ноги согнуты в коленном и тазобедренном суставах под прямым или слегка тупым углом (90—100°).

Грамотный подбор мебели для школы необходим для:

—        обеспечения правильного положения тела и длительной работоспособности;.

 нормального физического развития;

—        профилактики нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения.

Школьная мебель стандартизирована, и ведущим критерием в определении группы мебели является рост учащегося.

В последнее время промышленностью начат выпуск учебных столов и стульев новых б групп (табл. 7). Маркировка проставляется сбоку, и если она стерлась, то может быть восстановлена после измерения высоты сиденья и крышки стола над полом.

Таблица 7

Высота стола, стула или сиденья парты в зависимости от группы роста (см) ГОСТа 1990 г.

номер мебели 

Группа роста 

Высота рабочей плоскости стола 

Высота стула или сиденья парты 

Цвет маркировки 

1

100—115

46

26

Оранжевый

2

115—130

52

30

Фиолетовый

3

130—145

58

34

Желтый

4

145—160

64

38

Красный

5

160—175

70

42

Зеленый

6

175 и выше

76

46

Голубой

Материалами для изготовления школьной мебели могут служить различные виды древе-сины: пиломатериалы, фанера, древесностружечные и древесноволокнистые плиты (ясень, береза, бук, сосна, ель, пихта, лиственница) и различные пластические материалы. Поверхность должна быть гладкая, матовая. Цвет — все оттенки зеленого и натурального дерева.

Расстановка мебели имеет важное значение для создания оптимальных условий обучения. От наружной стены до первого ряда столов должно быть не менее 0,5 м (0,6—0,7 м); от внутреннеи стены до третьего ряда и от задней стены до последних парт — от 0,5 до 0,65 м; от классной доски до первых столов — не менее 2 м, но не более 3 м; между рядами — 0,6—0,8 м. При рассаживании учащихся в классе необходимо учитывать их антропо-метрические данные (рост) и состояние здоровья.

Эффективность работы учащихся на уроке во многом зависит от умения учителя разнообразить урок использованием интересного наглядного (муляжи, схемы, таблицы) и дидактического материала, применением различных технических средств обучения (показ диафильмов, диапозитивов, короткометражных кинофильмов, телепередач).

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения оговорена соответствующими нормативами в зависимости от возраста учащихся (табл. 17).

Таблица 17

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения

Классы

Длительность просмотра, мин    

диафильмов, диапозитивов 

кинофильмов

. 

телепередач

1-2

7-15 

15-20

15

3-4

15-20 

15-20

20

5-7

20-25 

.      .   20-25

20-25

     8-11     

         

      25-30

      25-30

        

Эмоциональному восприятию, снижению утомляемости способствуют внешний вид учителя, его доброжелательность, своеобразная жестикуляция и тембр голоса. Однообразный материал и однообразная деятельность (чтение, письмо) возбуждают одни и те же мозговые центры, приводя к быстрому утомлению. Для учащихся младших классов в целях профилактики утомлении, нарушении осанки и зрении рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз, дли учащихся старших классов — минуты психоэмоциональной разрядки (веселая шутка, анализ конкретной жизненной ситуации и т.п.).

Соблюдение гигиенических требований в организации уголка школьника дома

Поступление в школу — важнейший момент в жизни ребенка. Педагоги, воспитатели и родители должны помочь в преодолении трудностей, вставших перед ним.

Прежде всего, учащемуся необходимо выделить отдельную комнату или удобный уголок для занятий, тщательно продумав обстановку во всех подробностях. Это очень важно, так как наличие множества необходимых вещей и предметов при не умелом их распределении может создать беспорядок и даже хаос.

Большинство наших квартир малогабаритные, поэтому ученическая мебель должна быть емкой, но не громоздкой, включать максимум взаимозаменяемых элементов. Она должна не только отвечать возрастным особенностям ребенка, но и способствовать его нормальному физическому развитию, предупреждать бытовой травматизм.

Детская мебель

2. Стул

Стул является наиболее часто используемым в домашнем обиходе предметом мебели. Проблема правильного положения тела во время работы и отдыха гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. Говоря научно, к стулу нельзя под стояние между сиденьем и подлокотниками в оптимальном варианте составляет 15--20 см. Высота сиденья должна быть такой, чтобы ноги ученика, согнутые в коленном и тазобедренном суставах под углом 90—100°, опирались стопами о пол.

Другими словами, расстояние от пола до сиденья стула равняется длине голени со стопой плюс 2 см на высоту каблука обуви. Чтобы не сдавливались сосуды подколенной области, глубина сиденья должна составлять две трети длины бедра учащегося, с наклоном назад в б—10° градусов. Очень много споров относительно спинки рабочего стула. Большинство специалистов считает, что она должна быть специальной конструкции с изломом и иметь небольшой наклон в 110—115°.

Прочитав инструкцию, кто-то резонно заметит: «Допустим, что стул от нашего гарнитура действительно ребенку не подходит, но не буду же я из-за этого отпиливать у него ножки, тем более, что малыш постоянно растет». Выход из такой ситуации очень простой: если стул велик, то под ноги ученика ставят подставку или скамеечку на недостающую высоту, если стул маловат — на сиденье стула достаточно положить жесткую подушечку требуемой высоты.

3. Стол

Стол для занятий желательно установить около окна так, чтобы свет падал слева от сидящего. При работе с искусственным освещением надо иметь настольный светильник с абажуром для защиты глаз от прямых лучей и лампой накаливания в 60 Вт. Одновременно в комнате должен быть включен и общий свет, так как при переводе взгляда со стола в темноту зрачок расширяется, четкость изображения предметов падает и нагрузка на глаза резко возрастает.

Желательно, чтобы стол был одно- или двухтумбовый с полками или ящиками для учебных принадлежностей.

Существуют специальные правила посадки и подбора столов для учащихся разных возрастных групп. Растет ребенок - меняется величина рабочей мебели. В норме общая высота стола складывается из двух величин: высота сиденья стула плюс дифференция, т.е. расстояние по вертикали от сиденья до рабочего края стола. Напомним, что высота сиденья стула складывается из высоты голени, стопы и каблучка обуви. Дифференция равна расстоянию от сиденья стула до локтя согнутой и прижатой к туловищу руки сидящего, плюс 5—б см.

Если высота вашего стола недостаточна для ребенка, он будет вынужден горбиться при письме. Под ножки такого стола следует поставить подставочки. Если стол слишком высок, у ребенка будет формироваться выпрямленная осанка, т.е. весь плечевой пояс при письме вынужден приподниматься. В этой ситуации на сиденье стула необходимо положить жесткую подушечку, а под ноги скамеечку на недостающую высоту.

Существуют три положения стула относительно рабочего стола: положительная дистанция — стул далеко отстоит от стола, нулевая дистанция -- край сиденья и стола на одной вертикали, отрицательная— край сиденья заходит за край крышки стола на 5—7 см. Последнее положение самое правильное, при этом между крышкой стола и грудной клеткой сидящего должно оставаться расстояние примерно в ширину его ладони. При всех других видах посадки рабочая поза учащегося становится неудобной, увеличивается статическая нагрузка, следовательно, утомление наступает быстрее.

Помните, что правильно организованное рабочее место школьника способствует хорошему настроению, усидчивости, работоспособности, но самое главное, улучшает физическое и психическое состояние ребенка, подростка.

Несколько дополнительных советов относительно благоустройства детской комнаты:

  • Благоприятное психологическое воздействие оказывает однотонная или с легким, ненавязчивым рисунком окраска стен. Неуместны яркие тона, пестрые цве-товые пятна.
  • В небольшой комнате достаточно большое зеркало создает оптическое впечатление обширного пространства. Перед зеркалом удобно выполнять физические упражнения, следить за своей осанкой, одеждой, тем более, что интерес подростка к своей внешности повышен.
  • Определенный уют создает зелень, цветы на подоконнике, которые не только радуют глаз, но также выполняют роль регулятора влажности и температуры в помещении.
  • Необходимо постоянно заботиться о чистоте оконных стекол. Зашторивать окна днем не следует, так как обилие дневного света, вид солнца и неба благоприятно влияют на настроение и физическое состояние ребенка.
  • При выполнении учащимся домашнего задания, соблюдайте шумозащитные меры: разговор вполголоса, снижение громкости звучания телевизора и радиоприемни-ка. По возможности, комната должна быть изолированной.
  • Оптимальный  температурный  режим  20°С оказывает положительное влияние на растущий организм.
  • Комнату, где находится ребенок, нужно проветривать по 10—15 мин каждые 3 ч в любое время года. Летом окна могут быть открыты круглосуточно. Если этажность дома повышена, а ребенок еще достаточно мал, продумайте конструкцию ограж-дений на окнах. В городе предпочтителен приток воздуха в ночное время, так как днем воздух в большей степени, загрязнен пылью и газами.
  • Предоставьте ребенку право самому поддерживать чистоту помещения. Влажную уборку следует проводить ежедневно. Небольшой ковер или дорожку предпочтительно чистить пыль.