конспект урока в 5 классе
конспект урока по литературе. Сказка "Журавль и цапля"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhuravl_i_tsaplya.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Продоаження додатка 2
Тема: Особенности русской народной сказки. «Журавль и цапля»
Цели: ознакомить учащихся с сюжетом, проблематикой русской народной сказки о животных «Журавль и цапля»;
развивать умение и навыки понимать мудрость народных сказок, умение анализировать, выделять главное в тексте; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; развивать связную устную речь, память, воображение;
прививать любовь к устному народному творчеству.
Оборудование: учебник, ПК, проектор, мультфильм «Журавль и цапля»
Межпредметные связи: русский язык, английский язык
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Вопросно-ответная беседа:
-Что такое сказка?
-На какие виды делятся сказки?
-Кто всегда побеждает в сказках? Почему?
2.2. Проверка домашнего задания (вопросы о Бабе-яге)
3. Сообщение темы и целей урока.
Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе русские народные сказки. «За добро отблагодарят добром» - к такой мысли приводит русская народная сказка «Гуси-лебеди»; о том, как важны в жизни взаимовыручка и поддержка, рассказывается в сказке «Петушок и бобовое зернышко».
Сказка никогда не стареет. Она всегда современна, созвучна сегодняшним проблемам, потому что она утверждает высшую человеческую правду.
Мы сегодня познакомимся со сказками о животных, или анималистическими сказками. Этот термин произошел от английского слова. Вы – ученики гимназического класса, расскажите мне, какое это слово, и как оно переводится?
(английское слово animal – животное).
Правильно. В анималистических сказках животных наделяют именами, умением разговаривать, человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью. Недаром говорится (учитель начинает начало фразеологизма, учащиеся заканчивают фразу): хитер как … (лиса), голоден как … (волк), труслив как … (заяц), болтлив как …(сорока).
4.Работа по теме урока.
Сегодня мы познакомимся со сказкой «Журавль и цапля». Для начала посмотрите мультфильм «Журавль и цапля». Затем мы познакомимся с текстом сказки, а вы ответите на вопрос: чем отличается мультфильм от сказки в книге?
4.1.Просмотр мультфильма.
4.2.Чтение учителем сказки (или подготовленными учащимися по ролям).
4.3.Беседа с учащимися
Итак, чем отличается мультфильм от сказки в книге? (в тексте сказки есть присказка, меньше реплик). Зачем нужна присказка? (привлекает внимание, настраивает на сказочный лад). Все ли слова были понятны в сказке?
4.4.Словарная работа (запись на доске и в тетради):
-ноги долги – длинные ноги;
-худо летать – плохо летать;
-долговязый – высокий;
-несолоно хлебавши – остаться ни с чем.
Ребята, а к какому жанру устного народного творчества, с которым мы познакомились несколько уроков назад, можно отнести фразу «несолоно хлебавши»? (к поговорке). Что такое поговорка? Приведите несколько примеров.
5. Закрепление.
5.1.Работа с текстом
Найдите в тексте сказки описание журавля и цапли. Выделите те эпизоды описания, в которых герои высказывают мнение друг о друге. Выразительно их прочитайте.
5.2. Работа над образами сказки
Разделите свою тетрадь на два столбика: какой журавль? какая цапля? Давайте вместе охарактеризуем главных героев сказки (гордый, упрямый, неуклюжий; вредная, упрямая, принципиальная). Могут ли животные быть наделены этими чертами характера? (нет, это человеческие качества, которые в сказке о животных переносятся на животных). Как относится народ к такому поведению птиц?
5.3. Иллюстрация к сказке
Ребята, а сейчас в своих тетрадках нарисуйте иллюстрацию к сказке «Журавль и цапля»
6. Подведение итогов урока.
В сказке описывается комическая ситуация: журавль и цапля ходят свататься, обижают друг друга, находя недостатки, потом жалеют о случившемся, и ситуация снова повторяется. Могла ли такая история приключиться с людьми? Да, могла. Значит, в этой сказке ситуация из жизни животных приближена к реальной жизни людей. В сказке чувствуются юмористическая интонация, скрытый смех.
7. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение сказки «Журавль и цапля» или подготовить инсценировку сказки «Журавль и цапля».
Прочитать сказку «Каша из топора».