Технология индивидуального подхода на уроках музыки

Саргсян Сильва Патвакановна

  «Мастерство – это то, чего можно добиться, и как может быть известным мастер-токарь, прекрасным мастер-врач, так должен и может быть известным мастер-педагог…, а насколько он овладеет мастерством – зависит от собственного напора и целеустремленности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_individualnogo_podhoda.docx31.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технология индивидуального подхода

на уроках музыки

Новые образовательные стандарты: деятельностный подход на уроках

      « Самообразование учителя и компетентностный подход на уроках музыки»

  «Мастерство – это то, чего можно добиться, и как может быть известным мастер-токарь, прекрасным мастер-врач, так должен и может быть известным мастер-педагог…, а насколько он овладеет мастерством – зависит от собственного напора и целеустремленности».

В нашей стране образ Учителя всегда связывался с интеллектуальным и нравственным потенциалом, с профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Высокая личная ответственность и постоянное самообразование отличает учителя, понимающего, что качество обучения и воспитания в учебных заведениях, повышение эффективности этих процессов напрямую зависит от уровня подготовки педагога.

 Различные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, профессиональные конкурсы, педагогические советы, открытые уроки, все это способствует развитию учителя как личности и профессионала, но, безусловно, ключевая роль в обеспечении непрерывного процесса образования педагога принадлежит самообразованию. Традиционное самообразование - это чтение специальных статей и книг по профильным предметам, изучение широкого круга тем в области психологии, педагогики, философии, искусства, художественной литературы, социальной публицистики и.т.д.  Я думаю, что вы согласитесь со мной, ведь для того чтобы разработать, подготовить один урок каждый из нас изучает огромное количество информации. Я уже не говорю о интегрированных уроках, которые требуют от нас колоссальных знаний в разных областях.

 Информатизация общества существенно изменила подходы к самообразованию. Развитие профессиональной компетенции педагогов, удовлетворение запросов личности в развитии сегодня неизбежно ведёт к использованию информационно - коммуникационных технологий.  Без которых, мы уже, не мыслим жизни. Информационные технологии сделали практически общедоступным колоссальный объём информации в самых разных направлениях человеческой деятельности. Например, при подготовке к  урокам  музыки, я  стараюсь в полном объеме использовать интернет – ресурсы. Я думаю, что вы со мной согласитесь, что интернет - ресурсы позволяют  предоставить нам много интересующей нас информации. Можно узнать что – то новое о композиторе, о  создании  его музыкальных произведений, просмотреть видеоряд его жизни, семьи, эпохи; обратиться к исследованиям творчества; выбрать нужную технологию изучения конкретного произведения, формы, приёмы и методы работы, заимствовать интересные дидактические материалы.      

   Цель моей педагогической деятельности – формирование приоритетных навыков познания, коммуникации и социализации через приобретение навыков самостоятельности в поиске и исследовании проблемы в пространстве уроков музыки. Иными словами  обучающийся через общение, групповую работу, оформление собственных впечатлений, через добывание информации самостоятельно, ее обрабатывание и применение в жизни с помощью фокусированных механизмов получает возможность реализовать свою главную потребность:

Уроки музыки – предмет поликультурный  и интеграционный. При слушании музыки невозможно обойтись без погружения в историческую эпоху, творчество композитора, его биографию и историю создания произведения, а при прослушивании фрагмента оперы знания либретто. Все это подразумевает исследование большого количества источников информации. С помощью стратегий RWCT, в процессе групповой работы, обучающиеся  учатся формулировать свои мысли для партнеров – перевести мысли из внутренней речи во внешний план, а такой процесс всегда связан с новым ее осмыслением. Здесь решается и академическая задача – интенсифицируется процесс чтения. Несмотря на это обучающийся получает возможность самовыражения при оформлении собственных впечатлений на этапе рефлексии. Часто завершение подобной работы предлагается выполнить дома  и, спустя уже три года, могу сказать, что многие подобные работы воплощались в неожиданные творческие  и исследовательские проекты.

При выборе темы по самообразованию я уже три года руководствуюсь идеями технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». В разные годы она звучала по-разному:

Тема по самообразованию

Год

Выход

«Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся через внедрение технологии RWCT (развитие критического мышления через чтение и письмо)»

(2013-2014 уч год)

«УМК к программе по музыке»

«Развитие духовно-нравственных основ личности, индивидуальности обучающихся через внедрение технологии RWCT (развитие критического мышления через чтение и письмо)»

(2014-2015уч год)

Электронное пособие «Народные сказители»

«Формирование общеучебных и предметных компетенций обучающихся через технологии RWCT  и ИКТ на уроках музыки».

(2015-2016 уч год)

Для решения цели необходимо решить ряд задач:

Развитие естественной потребности окружающего мира;

Формирования навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации;

Формирование собственного культурного самосознания, отношение к миру, другим культурам;

Создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению.

Тема по самообразованию в процессе учения.

         Поводом для выбора данной темы самообразования послужили не только требования времени, но и результаты собственного опыта. Важным звеном в реализации поставленных задач являются информационно - коммуникативные технологи, позволяющие осуществить не только интерактивную составляющую обучения, но и формируют  навыки самообучения, а в совокупности со стратегиями технологии RWCT позволяют быстро и разносторонне реализовать творческое воплощение готовых исследовательских работ обучающихся. Этому способствуют разнообразные ЦОРы, которые я применяю на своих уроках от самых простейших в виде презентаций, электронных тестов и флипчартов до создания мини-сайтов фанатов любимого композитора, электронных компетентностно-ориентированных заданий.

        Структура уроков состоит из следующих фаз:

 

В работе я часто применяю прием «нравится-не нравится», когда я разрешаю детям оценивать музыкальные фрагменты по этому принципу, но с обязательным обоснованием «почему?». У всех обучающихся разное эмоциональное восприятие и я предлагаю им выразить свое отношение при помощи эссе, стихотворения, рисунка, рассуждения, но только после того, когда они найдут другие источники информации (кроме учебника) об этой музыке, композиторе, истории создания и т д. Доказательства почему нравится или нет дети приносят на уроки и часто объединяют свои работы в коллективные творческие проекты.

Таких авторских интеграционных технологических приемов в моей педагогической практике накопилось довольно много:

стратегию «Учитель-ученик» (обучающийся в роли учителя для одноклассников. Задача учителя как можно понятнее изложить тему обсуждения, учеников – задать как можно больше вопросов);

«Машина времени» Мы мысленно отправляемся в ту эпоху, откуда музыкальное произведение, которое мы будем слушать в последующем. Чтобы настроиться на волну того времени я предлагаю обучающимся составить ассоциации по пейзажам и портретам того времени, изображению инструментов, архитектуре, внутреннему убранству помещений.   Затем, изучив параграф учебника обучающиеся сравнивают ассоциации с описанием в тексте (чаще предположения пятиклассников полностью совпадают, в таком случае мы сразу переходим к слушанию.

Стратегия «самое главное слово» (находят ключевое слово или фразу  для всего урока);

«Симфонический оркестр» (каждая группа обучающихся является музыкантом определенной группы оркестра, скрипачи, духовые инструменты, возможно солисты. Здесь отрабатывается навык определять на слух звучание различных инструментов, пластическое интонирование позволяет решить проблему гиподинамии)

Активизирующая фаза

Констатирующая фаза

Конструирующая фаза

Выдвинуть проблему;

Установить связь с предыдущим опытом;

Подготовить платформу к пониманию новой идеи.

Изучить материал;

Выдвинуть известное и новое;

Поставить вопросы;

Провести всевозможные связи

Представить в собственном видении изученное;

Представить свои вопросы и найти на них ответы;

Делать предложения и тестировать их на достоверность;

Применять знания

Информационная культура человека, умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами для саморазвития и самосовершенствования многое сегодня определяют.

 Пристальное внимание проблеме самообразования педагогов с помощью информационно - коммуникационных технологий уделяется за рубежом. Международное общество информатизации образования (ISTE National Educational Technolody Standarts for Teachers - http://cnets.iste.org/teachers/t_stands.html) разработало стандарты профессиональной информационно-коммуникационной компетенции преподавателей. Данные стандарты предназначены для всех учителей и включают шесть компонентов:

  • общие представления в области информационных технологий;
  • планирование учебного процесса с использованием информационных технологий и применения его на практике;
  • интеграция информационных технологий в программы конкретных дисциплин;
  • использование информационных технологий для оценки результатов обучения;
  • использование информационных технологий для повышения уровня профессиональной компетенции;
  • понимание социальных, этических, правовых и общественных ценностей использования информационных технологий.

Эффективное использование ИКТ для самообразования педагога возможно при определённых условиях:

Современная компьютерная база, программное обеспечение, свободный, доступ в Internet; образовательные ресурсы, учитывающие возможности ИКТ, методическое сопровождение к ним;

 Курсы подготовки и переподготовки учителей, разработанные на основе личностно-ориентированного, деятельностного, уровневого подхода; дальнейшее сопровождение деятельности педагога компьюторами; адекватная возникающим педагогическим затруднениям педагогическая поддержка с помощью дистанционных образовательных технологий; сетевое взаимодействие практикующих учителей и экспертов для выработки новых идей.

Как правило, самообразование способствует росту педагогическое мастерства. Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя . Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и устойчивом их интересе к предмету, то есть – учитель тогда педагог-мастер, если он умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться. Я думаю, что каждый из вас сталкивался с такой ситуацией, когда учащийся плохо занимается по математике, не особо преуспевает на уроках русского языка и литературы, а вот на уроках музыки он раскрывается как цветок, загорается как звездочка.

Ведь каждый ребенок, от рождения наделен частицей таланта, но проявляется он у каждого ребенка в разных областях. Кто – то из детей прекрасно поет, а кто – то умеет вслушиваться в музыкальную ткань произведения, анализируя услышанное не просто музыкальными терминами, а подходя к этому творчески: мини сочинениями, стихотворной формой, изображая музыку в рисунках и.т.д. И моя задача, как учителя суметь заинтересовать, на уроке всех детей без исключения. Помочь каждому ребенку раскрыться. Думаю, что вы согласитесь, что от таких уроков мы получаем большую отдачу, а значит и удовлетворение от проделанной работы.

С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, - это профессионализм,  продуктивность, социально-направленные личностные качества, компетентность.

Компетентность похожа

 на призрак: все о ней говорят,

но никто ее не видел.

Компетентностный подход в образовательной сфере, как новая школьная парадигма (образец, эталон), неуклонно идет на смену репродуктивному усвоению знаний, выработке умений и навыков , и в свете этих изменений диктует иные требования не столько к структуре учебного процесса, сколько к личности учителя: психолого-педагогическую грамотность, методическую оснащенность, гибкость, самостоятельность в выборе верного решения, креативность и компетентность как некий интегративный признак.  

С каждым годом мы все больше сталкиваемся с тем, что наши дети не хотят учиться слушать и усваивать все новую и новую информацию, будь то математика литература, и уж тем более музыка. Компетентностный образовательный подход имеет другие цели, отличающиеся от целей увеличения объема информации. Он направлен на привитие навыков самостоятельного решения задач, которые ставит перед учеником учитель, реализацию любых учебных знаний и переплавки их в разные виды практической деятельности.   Все это я и каждый из вас применяем на своих уроках: опережающее домашнее задание, проектная деятельность и.т.д.  При этом самостоятельно решается много проблем: мы как бы ненавязчиво учим детей : искать сведения,  выигрышно компоновать материал, оформлять его и защищать. При этом ученик из просто ленивого или послушного становится компетентным специалистом, который знает не только, «что» надо сделать, но и «как» сделать, чтобы было грамотно и интересно.

Для каждого ученика должны стать девизом слова:

« Не для школы, для жизни учимся»

А чтобы ученик это понял, ему должен помочь учитель.

Термины «компетенция», «компетентность», берущие свое начало от латинского «kоmреtеntа», «соmреto» —в Большой советской энциклопедии (БСЭ, том 12) означают: «совместно достигаю, добиваюсь, соответствую, подхожу». В обиходе употребляются давно, но в несколько ином значении — «знаю», «разбираюсь».

Компетентность достигается самим человеком в процессе его профессиональной деятельности по мере накопления опыта, в зависимости от его усилий, добросовестного исполнения своих обязанностей, четкого осознания своих компетенций и целей их реализации.

Компетентность учителя музыки — это личное качество, которое проявляется только в профессиональной деятельности. Учитель тоже (и даже в первую очередь) должен знать не только «что» делать, но и «как» это сделать.

Иногда компетентность отождествляют с мастерством и профессионализмом. Профессиональное мастерство следует отнести к ведущим структурам педагогической системы, в которой оно понимается как «высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов».

Основой мастерства становится практический опыт. Но не любой опыт является источником профессионального мастерства, а только такой, который осмыслен с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности.

 Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога.

 В Глоссарии (Словаре международных терминов 1997)

 компетенция — определяется как:

  • Способность делать что-либо хорошо или эффективно.
  • Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.
  • Способность выполнять особые трудовые функции.

Если с первым и последним пунктом все ясно, то второй требует пояснения. Требования, предъявляемые при устройстве на работу, нигде не зафиксированы, поэтому все ограничивается сличением записи о полученной специальности в дипломе с вакантной должностью. На самом деле существуют определенные профессиограммы, с помощью которых, можно определить квалификационные и трудовые показатели специалиста, определяющие его конкурентоспособность. При этом в прочих равных условиях предпочтение будет отдано более компетентному специалисту.

Приведу в пример одну из профессиограмм, которые в наше время существуют только в виде проектов или используются внутри школьного или методического учреждения. Они называются по-разному: паспорт специалиста, карта учительских достоинств, чаще всего  портфолио учителя, творческое досье.

 Исследователь Юферова А.А. называет профессиограмму документом, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, и уровню подготовки.

Остановимся на специальных требованиях, которыми должен обладать учитель музыки: музыкальность, креативность, чувство нового, умение импровизировать, разносторонняя музыкальная образованность, профессиональное мышление и самосознание, музыкально-педагогическая интуиция, артистизм, личностная профессиональная позиция учителя музыки.

Объективной основой для понимания того, сформирована компетентность учителя музыки или нет, является, безусловно, эффективность его деятельности, т.е. результат, который может выглядеть либо как любовь или интерес детей к музыке, либо как активность детей (желание организовывать внеклассные мероприятия и участвовать в них), либо как музыкально-исследовательская работа, либо как концертная  деятельность. Во всех областях школьной жизни учитель музыки должен быть компетентен.

Основой для профессиональной компетентности учителя музыки являются:

  • теоретическое знание, научные модели и методы,
  • диалектическое сознание,
  • передача научно обработанной информации.

По сути, формируется новый подход к преподаванию музыки, представляющий собой организацию целостного процесса познания учащимися музыкального искусства на научной основе с преобладанием самостоятельности в добывании этих знаний.

Современная ситуация характеризуется тем, что все большее количество людей в мире стремится продолжить свое развитие и образование после окончания вузов. В большей степени это стремление определено тем, что жизнь, в том числе и профессиональная, в наши дни, все более усложняется. Появляются новые технологии, новые принципы и методы, способы и средства решения профессиональных задач. Во все сферы профессиональной деятельности, в том числе, образовательные и художественные, проникает информатика и электронные технологии. Чтобы овладеть ими, необходимы новые знания и навыки работы. Научно-технический прогресс и возросшая конкурентоспособность требуют повышения общеобразовательного и профессионального уровня учителя музыки.

 Активная позиция учителя музыки актуальна в настоящее время еще в большей степени, чем прежде, так как современное искусство нуждается в защите. Одним из способов формирования убежденности в необходимости предметов эстетического цикла и их значения для развития духовности учащихся является художественное самообразование учителя музыки, которое для него самого служит непрерывным творческим стимулом и способом наиболее эффективно реализовать свои потенциальные возможности. Современный учитель образовательной области «Искусство» призван своей профессией, воздействовать на духовный мир ребенка, не забывая при этом совершенствовать свои знания и педагогическую компетентность.

Использованная литература:

 Бражник А.В. "Культура видится на расстоянии. И по Сети...". Научно-практический электронный альманах "Вопросы информатизации образования" №17.

 Владимирова Л.П. "Современные информационно-коммуникационные и педагогические технологии в образовании". RELARN-2007.

 Волкова О.В. "Самообразование педагога". Журнал "Справочник заместителя директора школы" №2, 2011 года.

 Ганин Е.А. "Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей". "ИТО-2003".

 Статирова О. И. "Информационно-коммуникационные технологии как средство самообразования педагогов в системе повышения квалификации". Научная электронная б