ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Митракова Светлана Владимировна

В данной статье рассмотрены различные педагогические технологии обучения, применяемые автором на уроках экономических дисциплин с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mitrakova.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Митракова С.В.

ОБПОУ «Курский техникум связи»

svetlanamitrakova@yandex.ru 

Использование современных педагогических технологий на уроках, комплексное преобразование учебно - воспитательного  процесса, в целом, создание новых средств для развития активной творческой и исследовательской деятельности обучающихся – вот основная цель нашего учебного заведения и моя, как преподавателя экономических дисциплин, в частности.

Одной из основных технологий в рамках ФГОС, применяемых мною на занятиях, является технология «обучение в сотрудничестве». Здесь я руководствуюсь известным принципом: «Относись к студенту так, как ты хотел бы, чтобы он относился к тебе». Каждый обучающийся чувствует себя личностью, ощущает внимание преподавателя лично к нему, на каждом уроке обучающийся получает оценку своего труда, имея возможность работать в индивидуальном темпе и т.д.

 Данная технология реализовывается  при групповой работе с использованием компьютера, интерактивной доски, видеопроектора и других технических средств, а также обучающих программ и информационных образовательных ресурсов. Виртуальные практические работы и создание мультимедийных презентаций в  PowerPoint на уроках  выполняются совместно обучающимися парами или группами. При этом все обучающиеся могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или, заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы. Главное, что все обучающиеся группы заинтересованы в общем положительном результате, так как повышается ответственность за  этот результат коллективной работы.

В своей практике  я также использую «метод проектов», совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить проблему обучающегося путём выполнения им самостоятельных действий с  обязательной презентацией в программе Power Point полученных результатов в группе.

Этот метод предусматривает развитие познавательных навыков, критического мышления, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Новые информационные и телекоммуникационные технологии дают в руки богатый набор инструментов и широчайшие возможности работы в едином информационном пространстве с доступной и качественной информацией. Они способствуют обучению оптимальным приемам поиска информации, повышают общий информационно-культурный уровень обучающихся.

Проектный метод позволяет не только углубленно изучать материал, но и формировать профессиональные умения, систему научных знаний, мировоззрение.

Для реализации технологии метода проектов я заранее оговариваю со студентами тот проект по учебной дисциплине, который должен быть по результату работы. Проговариваю с ними этапы проектирования и то, как они их будут реализовывать. Подсказываю, где можно найти источники информации для проекта, какими можно воспользоваться Интернет-ресурсами и т.д. Затем, имея необходимый материал, студенты должны систематизировать его, а далее по предложенным направлениям оформить проект в программе Power Point. Заключительным этапом этого метода необходимо  представить этот коллективный или индивидуальный проект в группе на уроке с помощью видеопроектора с обязательной его защитой.

Таким образом, результат проектной деятельности – найденный способ решения проблемы - носит практический характер, интересен и значим для самого обучающегося, а применение ИКТ помогают сделать этот процесс более продуктивным и интересным.

В продолжение темы необходимо отметить, что от обучающегося техникума требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. И именно технология проектной деятельности  помогает  развить у обучающихся познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, также развивается их критическое и творческое мышление, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Рассматривая следующие  педагогические технологии, следует отметить, что во все времена педагога  волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Разрешила я эту проблему с помощью информационных (компьютерных)  и  игровых технологий обучения.

В практику своей работы вот уже не один год я внедряю уроки-презентации.  В чем преимущество таких уроков?:

Во–первых, за ограниченное рамками урока время,  можно дать больший по объему учебный материал;

во – вторых, можно использовать богатый наглядный материал, содержащий интересную информацию,  используемый материал практически невозможно отобразить на доске за один урок.

В – третьих, немаловажное значение играет эстетика оформления и то, что весь собранный из различных источников материал оформлен в едином   стиле, т.е. в данном случае мы можем говорить о технологии  педагогического дизайна.

В – четвертых, учебные презентации могут быть использованы многократно, не только для изложения нового материала, но и для повторения пройденного.

Уроки-презентации позволяют не только эффективно и полезно использовать время на уроках экономических дисциплин, но и способствуют развитию интереса обучающихся к данному направлению.

Информационные (компьютерные) технологии открывают поистине необозримые возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач.  Использование компьютера с доступом в интернет, мультимедиа кардинально расширяет  возможности преподавателя в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Компьютер – это простой инструмент, который призван освободить педагога от рутинной работы по подбору дидактического материала, составления заданий, тестов, списков, отчетов, привнести в работу новые творческие возможности, удобство и комфорт.

Применение на уроках игровых  технологий обучения обусловлено тем, что игра - активнейшая форма человеческой деятельности, играть любят все… Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает.

Данная технология, проводимая по схеме: «обучающийся – преподаватель – обучающийся», позволяет самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а преподаватель выполняет роль катализатора: его умения и знания помогают обучающемуся развиваться быстрее. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес обучающихся к учебной дисциплине, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, «раскрепощают» их и  их мышление.

На разных этапах урока я включаю занимательные упражнения, экономические загадки, провожу уроки – путешествия.  И здесь мне также на помощь приходит компьютер.  Все обучающиеся даже самые  неподготовленные   к обучению,  с удовольствием  в игровой форме решают производственные экономические задачи, разгадывают ребусы, головоломки и т.д.

В использовании нестандартного урока с применением современных педагогических технологий и ИКТ необходимо помнить одно правило – не использовать слишком часто.

Обобщая вышеизложенное, хочу отметить, что применение современных педагогических технологий на уроках в совокупности с информационно-коммуникационными технологиями способствует положительному эмоциональному настрою урока, его результативности, повышает активность обучающихся на уроке, активизирует творческий потенциал, как студента, так и преподавателя, улучшает организацию урока, в целом, в конечном итоге, повышая общую эффективность обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Педагогические технологии в реализации системно — деятельностного подхода на уроках. Форма доступа: https://educontest.net/ 
  2. Системно - деятельностный подход, использование современных педагогических технологий в образовании.  Форма доступа: http://vnekl.netnado.ru/umot/vistuplenie-na-pedagogicheskom-sovete-po-probleme-sistemno-dey/