ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
В данной статье рассмотрены различные педагогические технологии обучения, применяемые автором на уроках экономических дисциплин с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mitrakova.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Митракова С.В.
ОБПОУ «Курский техникум связи»
Использование современных педагогических технологий на уроках, комплексное преобразование учебно - воспитательного процесса, в целом, создание новых средств для развития активной творческой и исследовательской деятельности обучающихся – вот основная цель нашего учебного заведения и моя, как преподавателя экономических дисциплин, в частности.
Одной из основных технологий в рамках ФГОС, применяемых мною на занятиях, является технология «обучение в сотрудничестве». Здесь я руководствуюсь известным принципом: «Относись к студенту так, как ты хотел бы, чтобы он относился к тебе». Каждый обучающийся чувствует себя личностью, ощущает внимание преподавателя лично к нему, на каждом уроке обучающийся получает оценку своего труда, имея возможность работать в индивидуальном темпе и т.д.
Данная технология реализовывается при групповой работе с использованием компьютера, интерактивной доски, видеопроектора и других технических средств, а также обучающих программ и информационных образовательных ресурсов. Виртуальные практические работы и создание мультимедийных презентаций в PowerPoint на уроках выполняются совместно обучающимися парами или группами. При этом все обучающиеся могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или, заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы. Главное, что все обучающиеся группы заинтересованы в общем положительном результате, так как повышается ответственность за этот результат коллективной работы.
В своей практике я также использую «метод проектов», совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить проблему обучающегося путём выполнения им самостоятельных действий с обязательной презентацией в программе Power Point полученных результатов в группе.
Этот метод предусматривает развитие познавательных навыков, критического мышления, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Новые информационные и телекоммуникационные технологии дают в руки богатый набор инструментов и широчайшие возможности работы в едином информационном пространстве с доступной и качественной информацией. Они способствуют обучению оптимальным приемам поиска информации, повышают общий информационно-культурный уровень обучающихся.
Проектный метод позволяет не только углубленно изучать материал, но и формировать профессиональные умения, систему научных знаний, мировоззрение.
Для реализации технологии метода проектов я заранее оговариваю со студентами тот проект по учебной дисциплине, который должен быть по результату работы. Проговариваю с ними этапы проектирования и то, как они их будут реализовывать. Подсказываю, где можно найти источники информации для проекта, какими можно воспользоваться Интернет-ресурсами и т.д. Затем, имея необходимый материал, студенты должны систематизировать его, а далее по предложенным направлениям оформить проект в программе Power Point. Заключительным этапом этого метода необходимо представить этот коллективный или индивидуальный проект в группе на уроке с помощью видеопроектора с обязательной его защитой.
Таким образом, результат проектной деятельности – найденный способ решения проблемы - носит практический характер, интересен и значим для самого обучающегося, а применение ИКТ помогают сделать этот процесс более продуктивным и интересным.
В продолжение темы необходимо отметить, что от обучающегося техникума требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. И именно технология проектной деятельности помогает развить у обучающихся познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, также развивается их критическое и творческое мышление, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Рассматривая следующие педагогические технологии, следует отметить, что во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Разрешила я эту проблему с помощью информационных (компьютерных) и игровых технологий обучения.
В практику своей работы вот уже не один год я внедряю уроки-презентации. В чем преимущество таких уроков?:
Во–первых, за ограниченное рамками урока время, можно дать больший по объему учебный материал;
во – вторых, можно использовать богатый наглядный материал, содержащий интересную информацию, используемый материал практически невозможно отобразить на доске за один урок.
В – третьих, немаловажное значение играет эстетика оформления и то, что весь собранный из различных источников материал оформлен в едином стиле, т.е. в данном случае мы можем говорить о технологии педагогического дизайна.
В – четвертых, учебные презентации могут быть использованы многократно, не только для изложения нового материала, но и для повторения пройденного.
Уроки-презентации позволяют не только эффективно и полезно использовать время на уроках экономических дисциплин, но и способствуют развитию интереса обучающихся к данному направлению.
Информационные (компьютерные) технологии открывают поистине необозримые возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач. Использование компьютера с доступом в интернет, мультимедиа кардинально расширяет возможности преподавателя в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Компьютер – это простой инструмент, который призван освободить педагога от рутинной работы по подбору дидактического материала, составления заданий, тестов, списков, отчетов, привнести в работу новые творческие возможности, удобство и комфорт.
Применение на уроках игровых технологий обучения обусловлено тем, что игра - активнейшая форма человеческой деятельности, играть любят все… Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает.
Данная технология, проводимая по схеме: «обучающийся – преподаватель – обучающийся», позволяет самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а преподаватель выполняет роль катализатора: его умения и знания помогают обучающемуся развиваться быстрее. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес обучающихся к учебной дисциплине, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, «раскрепощают» их и их мышление.
На разных этапах урока я включаю занимательные упражнения, экономические загадки, провожу уроки – путешествия. И здесь мне также на помощь приходит компьютер. Все обучающиеся даже самые неподготовленные к обучению, с удовольствием в игровой форме решают производственные экономические задачи, разгадывают ребусы, головоломки и т.д.
В использовании нестандартного урока с применением современных педагогических технологий и ИКТ необходимо помнить одно правило – не использовать слишком часто.
Обобщая вышеизложенное, хочу отметить, что применение современных педагогических технологий на уроках в совокупности с информационно-коммуникационными технологиями способствует положительному эмоциональному настрою урока, его результативности, повышает активность обучающихся на уроке, активизирует творческий потенциал, как студента, так и преподавателя, улучшает организацию урока, в целом, в конечном итоге, повышая общую эффективность обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Педагогические технологии в реализации системно — деятельностного подхода на уроках. Форма доступа: https://educontest.net/
- Системно - деятельностный подход, использование современных педагогических технологий в образовании. Форма доступа: http://vnekl.netnado.ru/umot/vistuplenie-na-pedagogicheskom-sovete-po-probleme-sistemno-dey/