ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОЛЛЕКТИВА ЦЕНТРА №12 ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА.
Проблема профессионального самоопределения воспитанников для нашего Центра не новая. Ежегодно перед нашими выпускниками школ встают вопросы: Кем стать? Какую профессию выбрать? Куда пойти учиться? Как не ошибиться в выборе? Ребенку трудно ориентироваться в различных профессиях и сделать выбор очень сложно, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт. Этот опыт абстрактен, не пережит и не выстрадан. Кроме того, нашим воспитанникам нужно объективно оценивать свои возможности и уровень учебной подготовки, половина наших детей выпускники коррекционных школ и выбор доступных профессий для них ограничен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_malkerova.docx | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 378
Malkerova T.I., social teacher of the Center of assistance to family education No. 12, St. Petersburg : INTERACTION OF STAFF OF THE CENTER NO. 12 WHEN FORMING THE INDIVIDUAL PROFESSIONAL ROUTE OF THE PUPIL.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОЛЛЕКТИВА ЦЕНТРА №12 ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА.
Problem of professional self-determination of pupils for our Center not new. Annually before our graduates of schools there are questions: Whom to become? What profession to choose? Where to go to study? How not to make the wrong choice?
Малкерова Т.И., социальный педагог Центра содействия семейному воспитанию №12, г. Санкт-Петербург.
Проблема профессионального самоопределения воспитанников для нашего Центра не новая. Ежегодно перед нашими выпускниками школ встают вопросы: Кем стать? Какую профессию выбрать? Куда пойти учиться? Как не ошибиться в выборе? Ребенку трудно ориентироваться в различных профессиях и сделать выбор очень сложно, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт. Этот опыт абстрактен, не пережит и не выстрадан. Кроме того, нашим воспитанникам нужно объективно оценивать свои возможности и уровень учебной подготовки, половина наших детей выпускники коррекционных школ и выбор доступных профессий для них ограничен.
Проблема профессионального определения обостряется не только внутренними переживаниями ребенка, но и внешними факторами. Уменьшилось число учебных заведений в системе профессионального образования со структурным подразделением « Детский дом», изменились требования к получению аттестата об основном общем образовании в Центрах образования для выпускников школ 8 вида.
Несмотря на сложности выбора профессии и проблему социальной адаптации в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей, отмечаешь, что большая часть ребят определяет свое будущее как успешное и организованное. Основным результатом всей нашей работы является, достижение выпускником Центра максимально возможного, конечно с учетом личностных особенностей, уровня социальной зрелости. Которой будет достаточно воспитаннику для дальнейшей самореализации в трудовой, общественной и культурной сфере жизнедеятельности. Таким образом, профессиональное самоопределение воспитанника является приоритетным направлением в работе педагогического коллектива Центра. Профориентационная работа - это система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества. А также, система профориентации неразрывно связана с социальной политикой государства в области занятости и образования населения. Профориентационная работа с воспитанниками Центра начинается гораздо раньше, чем ребенок достигнет возраста, в котором для него актуальным становится профессиональный выбор.
Развитие качеств будущего профессионала начинается в раннем возрасте в рамках трудового воспитания, когда формируется понимание необходимости труда, его пользы, чувства удовлетворения от выполняемой работы и любви к ней. Работа начинается с привития базовых навыков самообслуживания и общественно-полезного труда, постепенно становящихся привычными и необходимыми для ребенка
Профориентационная работа в Центре проводится с учетом
возрастных особенностей детей:
1-я ступень. Главное на этом возрастном этапе трудового обучения - воспитание уважения к труду, желание трудиться в меру своих сил на благо Центра. Осознание детьми общественного значения труда; воспитание интереса, любви и привычки к труду.
2-я ступень. Главное в профориентации на этом возрастном этапе трудового обучения школьников - проба ими своих сил в общественно полезном и производительном труде, воспитание сначала привычки, а затем и потребности трудиться, получение более полной информации о средствах производства и трудовых процессах, о профессиях.
3-я ступень. Её цель к окончанию 9 класса воспитанник должен уметь сделать свой первый сознательный выбор - определить самостоятельно дальнейший жизненный путь, выбрать профессию: поступить в учреждение профессионального образования. Работа проводится по следующим направлениям: профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональное самоопределение.
Для обучения детей различным профессиональным навыкам в Центре оборудованы кабинеты
- столярная мастерская, оснащенная современными деревообрабатывающими станками;
- мастерская художественной обработки стекла (фьюзинга)
- гончарная мастерская;
- мастерская машинного вязания и вышивки, оснащенная современными машинами с программным управлением;
- картонажно-переплетная мастерская
- кабинет декоративно-прикладного искусства
- зал для занятий хореографией
- кабинет для музыкальных занятий.
Раннее включение детей в различные виды труда дает возможность заранее сформировать отношение к труду и вырабатывает желание реализовать себя в выбранной специальности, а также дает представление о разнообразии профессий.
Известно, что взрослые играют совершенно исключительную роль в развитии личности детей-сирот. И в случае с профессиональным самоопределением чрезвычайно возрастает роль значимого взрослого, в качестве которого, как правило, выступают воспитатель, педагог. Взрослые становятся помощниками и опорой детям в формировании и усвоении ценностно-нормативных ориентиров, способствуют адаптации подростка в обществе, в учебном, а потом в рабочем коллективе.
Огромное значение в реализации процесса профессионального самоопределения играет слаженное взаимодействие специалистов разного профиля, направленное на всестороннюю диагностику уровня и потенциала ребенка и проектирование целесообразных коррекционно- развивающих программ, то есть служба психолого- педагогического и медико- социального сопровождения.
На заключительном школьном возрастном этапе (15-17/18 лет) вопрос выбора профессии становится особенно острым. Основные задачи профориентационной работы данного этапа:
- предпрофессиональная подготовка;
- формирование адекватных профессиональных перспектив;
- активизация профессионального самоопределения воспитанника
К основным аспектам профориентационной работы на данном этапе относятся:
Педагогический - проводится отслеживание качественных изменений, происходящих в процессе воспитательных (педагогических) воздействий. На основе педагогической диагностики определяются наиболее оптимальные пути педагогического воздействия и формулируется педагогический прогноз в отношении, дальнейшего уровня профессионального образования воспитанника.
Психологический - ориентирован прежде всего на выявление склонностей, способностей и индивидуальных предпочтений в отношении выбираемой и рекомендуемой профессиональной деятельности, дальнейшего профессионального обучения, а также на выявление своеобразия развития психики воспитанника, возможных нарушений психических функций и особенностей личности, которые могут затруднять освоение профессии, стать противопоказанием к определенным видам деятельности.
Медицинский - когда рациональность, адекватность профессионального выбора изначально определяться с учетом объективной ограниченности доступных для ребенка видов профессиональной деятельности. Эта ограниченность регламентируется главным образом системой медицинских противопоказаний и показаний к различным видам труда, переносимостью физических и нервно-психических нагрузок в процессе трудовой деятельности.
Социальный - расширение социальных связей; социально-бытовая адаптация; социально-средовая ориентировка; консультирование по вопросам профобучения и трудоустройства; содействие в профориентации, выборе профессии, профобучении.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для успешного профессионального самоопределения каждого воспитанника взаимодействуют все службы нашего Центра. При этом особое внимание уделяется условиям, в которых воспитанник принимает осознанное и обоснованное решение, связанное с выбором профессии и жизненных ориентиров.
В наше непростое время социально-экономической нестабильности особенно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь дети. У воспитанников Центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей масса проблем. Одна из основных - успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного ЧЕЛОВЕКА.
И исходя из актуальности проблем успешности социальной адаптации, определена и наша основная ЦЕЛЬ- воспитание социально-адаптированной личности воспитанника Центра для детей– сирот -носителя гуманистических ценностей.
Во многом успешность социальной адаптации зависит от профессионального самоопределения детей.
Для воспитанника Центра детей-сирот успешное профессиональное самоопределение приобретает чрезвычайную значимость в плане включения его в социум.
Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. И наши стремления и усилия направлены на выбор такой сферы труда и профессии, которая совпадает с жизненными планами воспитанников, их склонностями. Ведь удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью.
Библиографический список
Н.С. Пряжников. Профориентационная работа в школе: игры, упражнения, опросники. Москва: ВАКО. 2005-288с.
Г.В. Резапкина. Секреты выбора профессии или путеводитель выпускника.Москва. Генезис.2007
Решение социальных проблем учащихся в образовательном учреждении: материалы городской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 28 марта 2012 года) Под общ. ред. Е.Н.Барышникова, С.В. Барышниковой,- СПб., 2012-197с.
Современные технологии работы с ребенком: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием .Санкт-Петербург, 16 марта 2011 года/ под общ.ред. Е.Н.Барышникова, С.В. Барышниковой.-СПб.: Изд-во Политехн.ун-та, 2011.-136с.