ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОЛЛЕКТИВА ЦЕНТРА №12 ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА.

Проблема  профессионального самоопределения  воспитанников  для нашего Центра не новая. Ежегодно перед нашими  выпускниками школ  встают вопросы: Кем стать? Какую профессию выбрать? Куда пойти учиться? Как не ошибиться в выборе? Ребенку трудно ориентироваться в различных профессиях и  сделать выбор очень сложно, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт. Этот опыт абстрактен, не пережит и не выстрадан. Кроме того,  нашим воспитанникам нужно объективно оценивать свои возможности  и уровень учебной подготовки, половина наших детей выпускники коррекционных школ и выбор доступных профессий для них ограничен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_malkerova.docx47.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 378

Malkerova T.I., social teacher of the Center of assistance to family education No. 12, St. Petersburg : INTERACTION OF STAFF OF THE CENTER NO. 12 WHEN FORMING THE INDIVIDUAL PROFESSIONAL ROUTE OF THE PUPIL.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОЛЛЕКТИВА ЦЕНТРА №12  ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА.

Problem of professional self-determination of pupils for our Center not new. Annually before our graduates of schools there are questions: Whom to become? What profession to choose? Where to go to study? How not to make the wrong choice?

Малкерова Т.И., социальный педагог Центра содействия семейному воспитанию №12, г. Санкт-Петербург.

   Проблема  профессионального самоопределения  воспитанников  для нашего Центра не новая. Ежегодно перед нашими  выпускниками школ  встают вопросы: Кем стать? Какую профессию выбрать? Куда пойти учиться? Как не ошибиться в выборе? Ребенку трудно ориентироваться в различных профессиях и  сделать выбор очень сложно, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт. Этот опыт абстрактен, не пережит и не выстрадан. Кроме того,  нашим воспитанникам нужно объективно оценивать свои возможности  и уровень учебной подготовки, половина наших детей выпускники коррекционных школ и выбор доступных профессий для них ограничен.

 Проблема профессионального определения обостряется не только внутренними переживаниями ребенка,  но и внешними факторами. Уменьшилось число учебных заведений в системе профессионального образования со структурным подразделением « Детский дом», изменились требования к получению аттестата об основном общем образовании  в Центрах образования для выпускников школ 8 вида.

Несмотря на сложности выбора  профессии и проблему социальной адаптации  в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей, отмечаешь, что большая часть ребят определяет свое будущее как успешное и организованное.         Основным результатом всей нашей работы является, достижение выпускником Центра максимально возможного, конечно с учетом личностных особенностей, уровня социальной зрелости.  Которой будет достаточно воспитаннику для дальнейшей самореализации в трудовой, общественной и культурной сфере жизнедеятельности. Таким образом, профессиональное самоопределение воспитанника является  приоритетным  направлением в работе педагогического коллектива Центра.  Профориентационная работа - это система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества. А также, система профориентации неразрывно связана с социальной политикой государства в области занятости и образования населения.    Профориентационная работа с воспитанниками Центра начинается гораздо раньше, чем ребенок достигнет возраста, в котором для него актуальным становится профессиональный выбор.

Развитие качеств будущего профессионала начинается в раннем возрасте в рамках трудового воспитания, когда формируется понимание необходимости труда, его пользы, чувства удовлетворения от выполняемой работы и любви к ней. Работа начинается с привития базовых навыков самообслуживания и общественно-полезного труда, постепенно становящихся привычными и необходимыми для ребенка

Профориентационная работа в Центре проводится с учетом

возрастных особенностей детей:

1-я ступень. Главное на этом возрастном этапе трудового обучения - воспитание уважения к труду, желание трудиться в меру своих сил на благо Центра. Осознание детьми общественного значения труда; воспитание интереса, любви и привычки к труду.
           2-я ступень. Главное в профориентации на этом возрастном этапе трудового обучения школьников - проба ими своих сил в общественно полезном и производительном труде, воспитание сначала привычки, а затем и потребности трудиться, получение более полной информации о средствах производства и трудовых процессах, о профессиях.

3-я ступень. Её цель к окончанию 9 класса воспитанник должен уметь сделать свой первый сознательный выбор - определить самостоятельно дальнейший жизненный путь, выбрать профессию: поступить в учреждение профессионального образования.  Работа проводится по следующим направлениям: профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональное самоопределение.


Для обучения детей различным профессиональным навыкам в Центре оборудованы кабинеты

- столярная мастерская, оснащенная современными деревообрабатывающими станками;
- мастерская художественной обработки стекла (фьюзинга)
- гончарная мастерская;
- мастерская машинного вязания и вышивки, оснащенная современными машинами с программным управлением;
-  картонажно-переплетная мастерская

- кабинет декоративно-прикладного искусства

- зал для занятий хореографией

- кабинет для музыкальных занятий.

 Раннее включение детей в различные виды труда дает возможность заранее сформировать отношение к труду и вырабатывает желание реализовать себя в выбранной специальности, а также дает представление о разнообразии профессий.

Известно, что взрослые играют совершенно исключительную роль в развитии личности детей-сирот. И в  случае с профессиональным самоопределением чрезвычайно возрастает роль значимого взрослого, в качестве которого, как правило, выступают воспитатель, педагог. Взрослые становятся помощниками и опорой детям в формировании и усвоении ценностно-нормативных ориентиров, способствуют адаптации подростка в обществе, в учебном, а потом в рабочем коллективе.

Огромное значение в реализации процесса профессионального самоопределения играет слаженное взаимодействие специалистов разного профиля, направленное на всестороннюю диагностику уровня и потенциала ребенка и проектирование целесообразных коррекционно- развивающих программ, то есть служба психолого- педагогического и медико- социального сопровождения.

На заключительном школьном возрастном этапе (15-17/18 лет) вопрос выбора профессии становится особенно острым. Основные задачи профориентационной работы данного этапа:

- предпрофессиональная подготовка;

- формирование адекватных профессиональных перспектив;

- активизация профессионального самоопределения воспитанника

К основным аспектам  профориентационной работы на данном этапе относятся:

Педагогический - проводится отслеживание качественных изменений, происходящих в процессе воспитательных (педагогических) воздействий. На основе педагогической диагностики определяются наиболее оптимальные пути педагогического воздействия и формулируется педагогический прогноз в отношении,  дальнейшего уровня профессионального образования воспитанника.

Психологический - ориентирован прежде всего на выявление склонностей, способностей и индивидуальных предпочтений в отношении выбираемой и рекомендуемой профессиональной деятельности, дальнейшего профессионального обучения, а также на выявление своеобразия развития психики воспитанника, возможных нарушений психических функций и особенностей личности, которые могут затруднять освоение профессии, стать противопоказанием к определенным видам деятельности.

Медицинский - когда рациональность, адекватность профессионального выбора  изначально определяться с учетом объективной ограниченности доступных для ребенка видов профессиональной деятельности. Эта ограниченность регламентируется главным образом системой медицинских противопоказаний и показаний к различным видам труда, переносимостью физических и нервно-психических нагрузок в процессе трудовой деятельности.

Социальный - расширение социальных связей; социально-бытовая адаптация; социально-средовая ориентировка; консультирование по вопросам профобучения и трудоустройства; содействие в профориентации, выборе профессии, профобучении.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для успешного профессионального самоопределения  каждого воспитанника взаимодействуют все службы нашего Центра. При этом особое внимание уделяется условиям, в которых воспитанник принимает осознанное и обоснованное решение, связанное с выбором профессии и жизненных ориентиров.

В наше непростое время социально-экономической нестабильности особенно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь дети. У воспитанников Центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей масса проблем. Одна из основных - успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного ЧЕЛОВЕКА.

И исходя из актуальности проблем  успешности социальной адаптации, определена и наша основная  ЦЕЛЬ- воспитание социально-адаптированной личности воспитанника Центра для детей– сирот -носителя гуманистических ценностей. 

Во многом успешность социальной адаптации зависит от профессионального самоопределения детей.

 Для воспитанника Центра детей-сирот успешное профессиональное самоопределение приобретает чрезвычайную значимость в плане включения его в социум.  

Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие.  И наши стремления и усилия  направлены на выбор такой сферы труда и профессии, которая совпадает с жизненными планами воспитанников, их склонностями. Ведь удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью.

Библиографический список

Н.С. Пряжников. Профориентационная работа в школе: игры, упражнения, опросники. Москва: ВАКО. 2005-288с.

Г.В. Резапкина. Секреты выбора профессии или путеводитель выпускника.Москва. Генезис.2007

Решение социальных проблем учащихся в образовательном учреждении: материалы городской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 28 марта 2012 года) Под общ. ред. Е.Н.Барышникова, С.В. Барышниковой,- СПб., 2012-197с.

Современные технологии работы с ребенком: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием .Санкт-Петербург, 16 марта 2011 года/ под общ.ред. Е.Н.Барышникова, С.В. Барышниковой.-СПб.: Изд-во Политехн.ун-та, 2011.-136с.