Программа занятий для детей с интеллектуальной недостаточностью "Окружающий мир"
Программа предназначена для детей дошкольного и младшешкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zanyatiy.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа занятий «Окружающий мир».
Программа предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья 3-5 лет с незначительными интеллектуальными и двигательными нарушениями, для детей 6-12 лет со значительными интеллектуальными нарушениями.
Цель программы: ознакомление, обучение и закрепление знаний об окружающем мире (природа, человек), развитие памяти и внимания детей посредством использования вариативных психолого-педагогических, коррекционно-развивающих методов и приемов работы, а также оказание консультационной, практической помощи семьям в обучении, воспитании и развитии детей-инвалидов.
Задачи Программы:
Обучающие (знания):
- дать детям-инвалидам элементарные представления о свойствах окружающих предметов (цвет, форма, размер, текстура и т.д.);
- сформировать представления о работе за столом по инструкции педагога-психолога;
- дать детям-инвалидам знания о некоторых дидактических играх и правилах игры в них;
- дать детям знания о спектре человеческих эмоций и чувств;
- познакомить с различными способами адекватного проявления эмоций и чувств (в том числе и негативных);
- сформировать представления о взаимном уважении и соответствующем поведении;
- формировать навыки общения с другим человеком.
Обучающие (умения: познавательные, практические, речевые, игровые):
- научить соотносить, показывать и называть цвета, формы, размеры и прочие свойства предметов по инструкции педагога-психолога;
- научить играть в различные сюжетно-ролевые и дидактические игры, соблюдая правила;
- научить общаться с детьми и взрослыми, как вербальными, так и невербальными средствами общения;
- научить делиться игрушками, договариваться об очередности игры;
- научить работать за столом по инструкции;
- научить просить о помощи в трудных ситуациях;
- научить выражать свои чувства приемлемыми способами;
- научить различать эмоции других людей;
- научить проявлять инициативу в организации взаимодействия с другими детьми;
- научить признавать ошибки в общении, исправлять их (через извинения и пр.).
Развивающие:
- развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- развивать мелкую и общую моторику через различные упражнения (пальчиковые игры, выполнение двигательных заданий);
- развивать эмоционально-волевую сферу;
- развивать навыки работы за столом;
- развивать игровые навыки и умения;
- развивать навыки конструктивного общения с взрослыми и детьми доступными ребенку способами;
- развивать навыки самоконтроля и саморегуляции.
Воспитательные:
- воспитать доброе позитивное отношение к людям;
- способствовать освоению принятых в обществе норм поведения.
- воспитывать культуру поведения в коллективе, с другими людьми.
- выработать понимание жизненных ценностей, добра и зла;
- воспитывать интерес ребенка к самому себе, желание самосовершенствоваться;
- вовлечь родителей в воспитательный процесс, повысить их психологическую грамотность.
Форма и режим занятий: индивидуальные занятия, подгрупповые (от 1 до 5 человек) занятия, комплексное занятие, игра, самостоятельная работа. Занятия проходят 1-2 раза в неделю, каждое длится не больше 30-40 минут.
Условия реализации программы (проведения занятий):
- Набор детей на прохождение программы той или иной сложности проходит в течение всего года, принимаются все желающие посещать коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом.
- Результативность реализации программы анализируется посредством проведенных педагогом-психологом диагностик развития ребенка (первичная, промежуточная, итоговая), а также изучения степени удовлетворенности проведенной работой его семьи.
- Занятия выстраиваются и проводятся, исходя из индивидуальных и психофизических особенностей, степени эмоциональной вовлеченности ребенка, а также учета возрастных особенностей детей и специфики нарушений.
- Занятия необходимо проводить в проветренном кабинете, где имеются стол, стулья, ковер и подушки для занятий на полу. Дверь в кабинет должна быть закрыта, не допускается наличие посторонних звуков и людей во время занятия.
- В особых случаях при необходимости (если ребенок тревожен и не отпускает взрослого) допускается присутствие родителей или иных родственников на занятии. В иных случаях при желании родителей присутствовать на занятии, дата совместного занятия определяется заранее.
- Формулировка задач и часы работы для освоения программного материала определяются, исходя из возможностей семьи посещать социально-реабилитационное отделение, а также из возможностей отделения предоставить услуги педагога-психолога
Материально-техническое обеспечение Программы:
Название Программы | Форма занятий | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
Окружающий мир | индиви-дуальная, групповая | Набор предметов из разных материалов – деревянные, железные, пластиковые, мячики разного размера и цвета; картинки с изображением геометрических фигур разной формы, размера и цвета. 5 картинок, кубики с изображением эмоций человека (радость, грусть, злость, страх, удивление). | Песочница с песком, музыкальный центр, ведра для воды, тряпки для уборки | Демонстрация знаний о различиях предметов (по весу, цвету, размеру, форме, материалу), а также о свойствах воды и песка, знание основных эмоций человека. |
Ожидаемый (прогнозируемый) результат. В результате ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:
- реагировать на собственное имя, отзываться;
- понимать и выполнять простые инструкции;
- уметь сидеть за столом по инструкции;
- выполнять задание педагога-психолога;
- соблюдать правила поведения в помещениях;
- уметь соотносить, показывать и называть цвета, формы, размеры и прочие свойства предметов по инструкции педагога-психолога;
- уметь играть в различные дидактические игры, соблюдая правила;
- уметь выражать просьбу, благодарность, приветствие, прощание;
- уметь общаться с детьми и взрослыми, как вербальными, так и невербальными средствами общения;
- уметь выражать свои чувства приемлемыми способами;
- уметь различать эмоции других людей;
- проявлять интерес к другим детям;
- уметь проявлять инициативу в организации взаимодействия с другими детьми;
- уметь признавать ошибки в общении, исправлять их (через извинения и пр.).
- демонстрировать доброе позитивное отношение к людям;
- освоить и применять принятые в обществе нормы поведения.
№ | Наименование темы | Теория | Практика | Кол-во занятий | Форма контроля |
1 | Знакомство | 0,3 | 0,7 | 1 | выставка работ (для всех детей дошкольного возраста, а также детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью); контрольное итоговое занятие (для детей школьного возраста); карта итогового диагностического обследования |
2 | Тяжелый - легкий | 0,5 | 1,5 | 2 | |
3 | Цвет-размер-форма | 1 | 2 | 3 | |
4 | Дерево-железо-пластик | 0,5 | 2,5 | 3 | |
5 | Вода | 1 | 1 | 2 | |
6 | Песок | 0,5 | 0,5 | 1 | |
7 | Эмоции | 1 | 3 | 4 | |
8 | Повторение | 0,5 | 1,5 | 2 | |
Всего | 18 |
Содержание занятий.
Теория. Инструкция педагога-психолога: правила поведения в кабинете, уборка игрушек, очередность выбора игрушек, техника безопасности. Объяснения: что такое «тяжелый-легкий», разновидности предметов «цвет-форма-размер», «дерево-железо-пластик», свойства воды и песка, различие 5 базовых эмоций (радость, грусть, злость, страх, удивление), а также разъяснение, как договариваться друг с другом.
Практика. Уборка игр на место после ознакомления и игры. Сравнение предметов по весу – легкий, тяжелый, а также сравнительная степень – тяжелее/ легче. Пантомимы. Поиск одинаковых картинок, поиск отличий (цвет, форма, размер), сравнения на предметах, мячиках и картинках. Опыты с водой – что тонет, что нет, разбор «тяжелый-легкий» и соотнесение с материалом «дерево-железо-пластик». Свойства воды с проведением опытов – жидкая, без формы, прозрачная, принимает цвет краски, растворяет соль, но не песок; уменьшается в размере через испарение, нагревается и остывает в соответствии с температурой воздуха. Свойства песка с опытами – сыпучий, намокает, в мокром состоянии сохраняет форму, соль и другие вещества не впитывает. Изучение эмоций на картинках, кубиках, показ на лицах, когда такие эмоции испытываем. Рисунок эмоций под определенную музыку, сравнение рисунков грустной и веселой музыки. Изготовление масок («доброй» и «злой»), игра в этих масках. Сминание бумаги и игра с комками. Выбор игры с учетом пожелания партнера, учимся договариваться.
Система контроля результативности обучения
Программой предусматриваются следующие методы отслеживания успешности овладения ее содержанием:
- Педагогическое наблюдение за поведением ребенка в группе на занятиях и в свободном игровом пространстве. Проводится на протяжении всего курса освоения программного материала, фиксируется в свободной форме в журнале учета занятий.
- Социально-психологическая диагностика развития (См. Приложение 1) ребенка проводится 3 раза в год. Первичная диагностика проводится в начале курса для определения уровня психического развития ребенка и выбора оптимального маршрута обучения. Вторая диагностика - промежуточная, ее цель – отследить динамику освоения программы ребенком, скорректировать программу при необходимости. Цель третьей (итоговой) диагностики – определение уровня усвоение программного материала, планирование дальнейшей развивающей работы с ребенком.
- Беседа с родителями, выявление степени удовлетворенности результатами.
Формы подведения итогов реализации программы:
- выставка работ (для всех детей дошкольного возраста, а также детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью);
- контрольное итоговое занятие (для детей школьного возраста);
- карта итогового диагностического обследования.