"Особенности подбора педагогических кадров в образовательные организации"

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobennosti_podbora_pedagogicheskih_kadrov.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности подбора педагогических кадров

в образовательные организации

Приём на работу работников, заключение и расторжение с ними трудовых договоров, распределение должностных обязанностей входят в компетенцию и ответственность образовательной организации. Образовательная организация также должна обеспечить открытость и доступность информации о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы. Таким образом, ответственность за правильность выбора и последующую результативность работника несет руководитель, в непосредственном ведении которого находится процесс управления персоналом и, в частности, подбор кадров.

Кадровый потенциал организации формируется двумя способами: путем использования внутренних ресурсов организации и путем привлечения специалистов извне. Первый способ предполагает серьезную работу по планомерному развитию собственного персонала: обучение, перемещение, формирование резерва на выдвижение. Второй способ связан с привлечением к работе в организации сторонних специалистов.

Подбор кадров - целенаправленный процесс, процедура, представляющая собой комплекс непрерывных, последовательных мероприятий, направленных на своевременное удовлетворение количественных и качественных, текущих и перспективных потребностей организации в дополнительном персонале. Планирование персонала - непрерывный процесс изучения и прогнозирования текущих и перспективных потребностей организации в определенном количестве и качестве персонала, планирование мероприятий по своевременному удовлетворению потребностей в кадрах.

Испытательный срок - метод последующего отбора, включающий оценку соответствия профессионально важных качеств работника требованиям должности в процессе его непосредственной деятельности в организации и принятие окончательного решения о приеме на работу.

Целью системы подбора персонала является выбор специалиста, профессиональные и личностные качества которого максимально соответствуют требованиям вакантной должности и организации в целом. Организационно этот этап выглядит следующим образом: все кандидаты, участвующие в процессе набора, заполняют заявление на вакансию учителя (заявление может включать описание предыдущего опыта работы, перечень текущих разрешений, справок, рекомендаций, результаты обучения с расшифровками, стандартные вопросы теста, справочные контакты). Кандидаты, чьи заявления прошли предварительную экспертизу соответствия основным критериям отбора, будут приглашены на интервью с руководителем или административной командой. Так как успешные и эффективные учителя - один из лучших способов повышения качества обучения, школьные округа находятся в состоянии конкурентной борьбы за привлечение и удержание лучших учителей.

Пополнение кадрового состава возможно разными способами. Так, можно использовать собственный сайт, чтобы рекламировать вакансии или предоставить возможность учителям зарегистрироваться онлайн в списке кандидатов. Однако помимо современных технологий распространены также объявления в газетах, по радио или телевидению. Также пополнение кадрового состава возможно путем организации взаимодействия с обучающимися колледжей и университетов, посещения ярмарок вакансий, рекламы в профессиональных журналах, изучения успешных методов пополнения, используемых другими. Привлекательные компенсационные пакеты, положительные условия труда и другие стимулирующие стратегии также должны быть приняты во внимание, если руководство заинтересовано в привлечении сильных учителей. В качестве основания для определения соответствия претендента будущей работе могут использоваться должностные инструкции.

Приём на работу является необходимой частью управления персоналом. Этот процесс состоит в сопоставлении требований, предъявляемых работодателем и квалификации кандидата. Поскольку работодатель предлагает место, гарантирующее определённое вознаграждение, то необходимо, чтобы кандидат отвечал определённым требованиям. Если требования, предъявляемые организацией, и требования кандидата хотя бы частично совпадают, то проводится их сопоставление. Процесс приёма на работу обычно требует уступок в требованиях обеих сторон. При управлении персоналом, на стадии отбора происходит процесс, с помощью которого организация выбирает из ряда кандидатов одного или нескольких людей, наиболее подходящих по имеющимся критериям на вакантное место. При этом, конечно же, должна обеспечиваться удовлетворённость самих работников и возможность полного раскрытия и использования их возможностей.

В школе при проведении поиска потенциальных работников на первое место среди источников выходят внешние, поскольку в редких случаях существует возможность ротации внутри организации. Это может касаться только выдвижения на руководящие должности из числа рядовых педагогов, на все же остальные позиции необходимо искать кандидата «со стороны». Нужно отметить, что педагоги нередко подбирают работу по фактору близости к месту жительства, поэтому большое значение имеют публикация объявлений в районной прессе, а также размещение их на здании самого учебного заведения. Зачастую ищущий работу учитель просто первым делом обходит или обзванивает все образовательные учреждения своего района.

Традиционно сильна связь школ с профильными педагогическими вузами и колледжами. Методика преподавания в школе (если только в ней не особая система образования) мало чем отличается от той, которой учат студентов, к тому же в обучении достаточно эффективна и длительна педагогическая практика. Таким образом, этот метод, по-видимому, и останется одним из ведущих.

Сведения о вакансиях в школах обычно «стекаются» в районные управления образования, куда может позвонить педагог, ищущий работу. Это специфичный источник поиска кандидатов именно для образовательных учреждений.

Ясно, что работа с детьми очень ответственна, кандидату нужно обладать рядом личностных качеств, а главное - не иметь противопоказаний. Неплохо бы проверять и его профессиональные умения. Однако в большинстве школ никакого специального конкурса не проводится. Связано это с тем, что все последние годы вакансии серьезно превышали количество соискателей. За исключением единичных «элитных» (по тем или иным показателям) школ, директор был рад найти на пустующее место хоть кого-то. Практически любой претендент принимался на работу, если имел профильное образование (а иногда и без него). Ситуация с точки зрения администрации вполне понятна, но тем не менее подбор персонала - это не только метод отбора сотрудников в условиях конкурса, но прежде всего возможность удостовериться, что человек будет эффективно трудиться.

Есть и другая проблема - в образовательных учреждениях некому организовывать процесс подбора персонала. Обычно все сводится к изучению трудовой книжки и беседе с кандидатом. Этим занимаются завучи или директор, у которых для квалифицированного собеседования нет ни времени, ни профильных знаний.

Таким образом, поиск сотрудников для учебного заведения имеет свою специфику с точки зрения действенности различных методов. Наибольшую же проблему на данный момент составляет организация эффективной системы подбора специалистов.