Курсовая работа
Курсовая работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_kultury_povedeniya_v_rezhime_dnya_1_-_kopiya.docx | 191.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста 6
1.1 Понятие и этапы формирования культуры поведения в дошкольном возрасте 6
1.2 Воспитание культуры поведения дошкольников в режиме дня 11
2.2 Анализ результатов исследования 28
2.3 Рекомендации по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста в режиме дня 32
Введение
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выдвинут принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, т.е. ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Следовательно, у дошкольников необходимо формировать культуру поведения в обществе: совокупность общечеловеческих, национальных и личностных ценностей и программ поведения. ФГОС ДО декларирует построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка, т.е. необходимо учитывать индивидуальный уровень развития ребенка, особенности протекания его психической деятельности, гендерной принадлежности и др. Гендер здесь понимается как социальный пол, определяющий и поведение человека в обществе, и то, как это поведение воспринимается окружающими.
Учитывая принципы ФГОС ДО и данные ряда исследователей (В.Д. Еремеева, И.П. Доронова, Н.Е. Татаринцева, и др.) процесс педагогического взаимодействия необходимо выстраивать с учетом гендерных особенностей детей, а полоролевую культуру можно рассматривать, как неотъемлемую часть культуры поведения в обществе, регулирующую деятельность, поведение и общение.
Кардинальные социально-экономические преобразования современного общества с особой остротой ставят проблему формирования культуры поведения у дошкольников. Интерес к проблеме формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста обусловлен низким воспитательным потенциалом семьи. Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, нравственных качеств и культуры поведения.
Все вышесказанное определяет актуальность данной проблемы, а ее недостаточная научная разработанность определили выбор темы нашего исследования «Воспитание культуры поведения в режиме дня».
Объект исследования: процесс воспитания культуры поведения в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: методы воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста в режиме дня.
Цель работы: охарактеризовать основные методы воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и этапы формирования культуры поведения в дошкольном возрасте;
- рассмотреть воспитание культуры поведения в режиме дня;
- выявить уровень сформированности культуры поведения у детей дошкольного возраста в режиме дня;
- провести анализ результатов исследования;
- предложить рекомендации по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста в режиме дня.
Гипотеза исследования – режим дня будет выступать эффективным средством формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста при следующих педагогических условиях, если педагог:
- осуществляет предварительную работу с детьми по формированию знаний о культуре поведения;
- включаясь в игру детей, демонстрирует образцы культурного поведения;
- организует ситуации, требующие от детей проявления культурного поведения.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические - наблюдение, беседа, методика «Закончи предложение» (И.Б. Дерманова), методика «Сюжетные картинки» (С.Д. Забрамная);
- интерпретационные методы: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие и этапы формирования культуры поведения в дошкольном возрасте
Культура поведения – соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими [4]. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте – основа развития личности человека, его дальнейшей жизни в социуме (И.Р. Алтушина, О. А. Соколова, О. А. Рычажкова, А. Бархатова) [7]. И правило, и норма – это установленный порядок действий, отношений.
Отечественные педагоги (Ф. С. Левин-Щирина, В. Г. Нечаева, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений [5]. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил, и норм, и глубину их осознания. Особое значение имеют правила для младших дошкольников. Правила, подкрепленные положительной оценкой взрослого, становятся для ребенка единственно верным ориентиром поведения. Затем, действия в соответствии с правилами. Ребенок постепенно приучается оценивать поведение сверстников и свое поведение. Незнание правил, несоблюдение их – наиболее частая причина конфликтов между детьми младшего возраста. Жизнь в обществе сверстников стимулирует усвоение правил, особенно если педагог помогает детям осознать разумность и необходимость их соблюдения. Важно, чтобы дети убедились, что выполнение правил помогает им налаживать игры, успешнее достигать результата в любой деятельности и взаимоотношениях.
Необходимое условие воспитания культуры поведения – правильная организация быта в детском саду, общий настрой воспитательного процесса (В. Г. Нечаева, С. А. Козлова, Т. А. Маркова, Н. Ф. Виноградова) [5]. В процессе формирования умений и навыков поведения исключительно важны атмосфера доверия, дружелюбия, окружающая детей, выдержанность, внешняя и внутренняя культура педагога.
Культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. О важности воспитания культуры поведения у детей и обусловленности ее нормами морали говорил еще В. Белинский: «Не упускайте из вида ни одной стороны воспитания: говорите детям и об опрятности, о внешней чистоте, о благородстве и достоинстве манер и обращения с людьми; но выводите необходимости всего этого из общего и из высшего источника - не из условных требований общественного знания или сословия, но из высокости человеческого знания, не из условных требований общественного знания или сословия, не из условных понятий о приличии, но из вечных понятий о достоинстве человеческом».
В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
Формирование культуры поведения в дошкольном возрасте проходит поэтапно. На каждом из этих этапов дети, согласно возрастным психологическим особенностям усваивают культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам [9].
Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом. Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.
Для определения достигнутого в воспитании культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполняемой работе, понимание ее цели и общественного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. А.М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека.
Т. А. Куликова [12] выделяет следующие этапы воспитания культуры поведения и отношений:
Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель накопить множество единичных фактов - упражнений в поощряемом обществом (и родителями) поведении.
На следующем этапе, хотя его трудно отделить от первого, детям начинают объяснять, когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. Здесь важна «методика предвосхищения». Суть ее заключается в том, что взрослый предвосхищает своими замечаниями нежелательное поведение ребенка и помогает не допустить его. Например: «Сейчас мы с тобой пойдем к врачу, как ты с ним поздороваешься, что скажешь? А он в ответ тебе обязательно улыбнется, ему нравятся воспитанные дети», «Дети, вы, конечно, все помните, как нужно пройти по коридору в музыкальный зал, что бы не разбудить малышей? Я не сомневаюсь, что вы пройдете тихо». Методика предвосхищения выполняет роль стимула к достойному поведению. На втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения. И пусть пока он еще много делает ради похвалы, бояться этого на данном этапе не следует. Похвала необходима каждому человеку, она укрепляет его уверенность в себе. Ребенку-дошкольнику это особенно важно.
На третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, воспитатель больше внимания уделяет осознанию детьми значимости правил этикета. Можно немного рассказать дошкольникам об истории возникновения этикета, о традициях культуры поведения у людей в разные времена и в разных странах и, конечно, о содержании этикета в группе детей.
Следует обучать детей конкретным способам поведения и выражения отношения и чувств, учить сдерживать свои чувства, если они могут быть обидны или неприятны для окружающих.
Одной из задач воспитания культуры поведения и отношений является формирование самоконтроля в поведении детей старшего дошкольного возраста [12].
Ряд исследователей представляют самоконтроль как существенную сторону саморегуляции, как способность предупреждать возможные ошибки в деятельности и поведении и исправлять их; в основе самоконтроля лежит произвольность поведения, а ориентиром являются моральные нормы общества. Применительно к детям старшего дошкольного возраста содержание понятия «самоконтроль в поведении» можно конкретизировать следующим образом: умение ребенка предвидеть последствия предполагаемого поступка для себя, сверстника, взрослого, испытывать соответствующие эмоциональные переживания (чувство удовлетворения или стыда, благодарности или обиды и пр.), что позволяет либо утвердиться в его правомерности, либо изменить свое решение как несоответствующее ожиданиям окружающих [17].
Следовательно, чтобы осуществить самоконтроль за своими действиями в конкретной ситуации, ребенку необходимо: осознать смысл ситуации и определить свой поступок в ней; выбрать моральное правило, регулирующее действия в этой ситуации; понять (осознать) справедливость этого правила как соответствующего необходимым действиям, его моральный смысл, личностную значимость; предвидеть (предвосхитить) последствия предполагаемого поступка; проявить волевое усилие, совершить поступок.
Содержание работы по воспитанию у детей начал самоконтроля заключает в себе следующее:
- развитие у детей осознания нравственной ценности правил, регулирующих поведение, и использование их в своей деятельности;
- формирование у детей умения предвидеть последствия предполагаемого поступка, эмоциональных переживаний за него (чувства удовлетворения, радости, смущения, стыда, недовольства собой, гордости, чувства собственного достоинства);
- формирование у детей осознания личностной значимости поступков, заключающих в себе моральный смысл [17].
В формировании самоконтроля большое значение имеет обсуждение с детьми конкретных ситуаций, которые требуют поиска выхода из них, опираясь на моральные правила. Как один из активных приемов в беседах с детьми можно использовать моделирование, т.е. графическое изображение всех мыслительных актов действующего лица в ситуациях, заключающих в себе моральный смысл. Сюжет рассказа о конкретном поступке литературного героя представляется в виде последовательных кадров, каждый из которых обозначается условным знаком-заместителем.
1.2 Воспитание культуры поведения дошкольников в режиме дня
С первых лет жизни ребенка необходимо формировать у него воспитанность и культуру поведения. Особого внимания требует воспитание культуры поведения в быту.
Ребенок вынужден усвоить ряд правил, необходимых для жизни в обществе. Эти правила вполне доступны ребенку и постепенно усваиваются им в процессе общения с другими людьми в повседневной жизни ребенка и становятся со временем привычками поведения и навыками. Недаром говорят: «Посеешь привычку — пожнешь характер».
Для успешного решения этой задачи значительная роль отводится педагогу. Приветливый тон, сдержанность, оптимистичный настрой, дружеские, товарищеские отношения с детьми, простота и теплота в общении, готовность прийти на помощь — всеми этими качествами должен быть наделен человек, воспитывающий подрастающее поколение.
Понаблюдав за поведением детей в группе, становится ясно, с кем и над чем конкретно надо работать. Большинство детей здороваются и прощаются лишь по напоминанию взрослых, приходят по утрам в плохом настроении и со слезами, неприветливы и недружелюбны, не любят убирать за собой игрушки, не называют помощника воспитателя по имени-отчеству.
Безусловно, эти задачи могут быть решены только при помощи и поддержки семьи. Ведь воздействие семьи длительно и постоянно. Поэтому необходимо предусмотреть и работу с родителями, провести собрание на тему «Значение культуры поведения в развитии личности ребенка». Многие родители считают, что дети еще маленькие, вырастут — поумнеют. А ведь воспитание детей осуществляется до пяти лет, а после пяти — перевоспитание.
Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад, и встречи в течение дня с медсестрой, с заведующим, музыкальным руководителем, поваром и т. д. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие — только после напоминания, третьи — не здороваются совсем или здороваются нехотя. Однако не стоит каждый случай приветливости рассматривать как факт появления невежливости. Лучше разобраться, почему ребенок не поздоровался, и помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысла этого правила. Необходимо использовать в работе личный пример. Здороваться первой, спросить о чем-либо, поговорить с ребёнком, обращаться к игровым приемам. В результате у многих ребят вырабатывается привычка подойти, поздороваться, поделиться с воспитателем новостями [3].
Большого труда стоит научить ребенка приходить в садик без слез и капризов. В этом случае использование убеждений, примеров и помощи родителей недостаточно. Самым эффективным методом оказывается выбор кукольного персонажа, который копирует детей. Затем необходимо всей группой обсудить его поведение и показать, как надо приходить в детский сад.
Чтобы научить детей убирать игрушки на место, можно провести экскурсию по группе, рассмотреть, где лежат игры, какой порядок в гараже, как сложены мозаика и конструктор. Но и после этого дети оставляют игрушки там, где играли. Можно разыграть детей, спрятав куклы и машины. Конечно, у детей возникнет вопрос: «Где игрушки?». Ответить шутливым тоном: «Вы их не убирали на место, и они убежали от вас».
Самым трудным в работе педагога является воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Из-за чего начинаются конфликты? Обычно из-за игрушек, нежелания уступить место, принять в игру сверстника.
При воспитании культуры поведения у детей обязательно нужно контролировать выполнение ребенком правил поведения, сопровождая его оценкой, положительной либо отрицательной. Отрицательная оценка, в любом случае, должна быть тактичной. Например, «не понимаю, как ты, такой хороший мальчик, мой помощник, мог обидеть девочку!». Когда ребенок сознательно совершил проступок – наказание неизбежно. Например, «я не могу разрешить тебе играть с ребятами, так как ты грубо разговариваешь с ними. Поиграй один возле меня». Недопустимы наказания, оскорбляющие достоинство ребенка: категорически запрещено бить ребенка, обзывать, лишать еды, прогулки. Практика показывает, что наказаниями ничего не добьешься. Наказывая, мы растим детей неискренними, так как в присутствии взрослого они не дерутся, не грубят (знают, что понесут наказание), а когда рядом нет воспитателя, сразу начинаются конфликты. Можно обойтись без наказания великой силой слова и силой примера. Хороший пример – серьезный помощник в воспитании. Ребенок по собственной воле подражает человеку, которого любит. Уважает, считает справедливым, на которого хочет быть похожим. Надо воспитывать собственной воспитанностью [3].
Правила бытовой культуры должны прививаться ребенку одни из первых: во время еды, опрятность, бережное отношение к вещам. Донесите до ребенка, что каждая вещь является результатом человеческого труда, что ее нужно использовать по назначению, убирать на место. При обнаружении поломки, необходимо попытаться починить вещь совместно с ребенком. Положительное отношение к труду то же является составляющей воспитания культуры поведения детей. Здорово, когда ребенок с удовольствием выполняет поручения взрослого, проявляет интерес к труду взрослых, помогает им: вытирает пыль, убирает со стола, собирает игрушки.
Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель объясняет детям: «Все, что имеется в детском саду – игрушки, посуда, мебель – твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно». Там, где эта мысль внушается постоянно, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их предметами. Формирование бережного отношения к общественному имуществу тесно связано с воспитанием коллективистских черт. Только тогда, когда в сознании ребенка понятия «я», «моё» постепенно в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.
Уже в раннем возрасте выполнение режима создаёт известные предпосылки для понимания того, что необходимо выполнять действия, связанные с режимом, в известной последовательности и в нужном темпе. Вот почему, если говорить о правилах поведения, необходимо прежде всего приучать ребёнка выполнять требования режима (во время садиться за стол для еды), привить ему навыки самообслуживания (самостоятельно есть, мыть руки перед едой, самому снимать одежду перед сном, аккуратно вешать её на стул возле кровати). При этом не только развиваются важные практические навыки, но и меняется характер взаимоотношений детей со взрослыми [14].
Ребёнок раньше освободившийся от ежеминутной опеки взрослых, чувствует себя увереннее, он смелее вступает в общение с другими детьми, выражает желание помочь сверстнику в том, чему сам только что научился. Все действия детей с высоким уровнем самостоятельности отличаются большей упорядоченностью, организованностью. Заложенные в детстве основы культуры поведения с помощью умелого использования педагогом направлений в работе и методов по формированию культуры поведения дошкольников во многом определяют формирование будущей личности ребёнка.
Выводы по первой главе
У детей дошкольного возраста необходимо воспитывать культуру поведения и взаимоотношений для того, чтобы ориентировать ребенка на ту социальную среду, в которой он живет. Главное во взаимоотношениях между людьми – их истинное отношение друг к другу, искренность, доброжелательность, готовность к сопереживанию и помощь.
Исходя из всего вышесказанного, можно определить основные общие условия формирования культуры ребенка дошкольного возраста в режиме дня:
1. Целенаправленность, планомерность, неразрывность процесса формирования общекультурной компетенции дошкольника.
2. Высокий уровень культуры и нравственного воспитания личности педагога.
3. Использование разнообразных, интересных и эффективных методов и приемов в процессе воспитания и обучения.
4. Применение педагогами на практике различных инновационных методик и программ по данному вопросу.
5. Создание благоприятной окружающей среды в группе.
6. Организация педагогом различных видов совместной деятельности, обеспечивающей становление культуры общения детей между собой, а также формирование навыков организации своей деятельности.
7. Знакомство детей с необходимыми правилами поведения, общения, речи; постоянное закрепление этих правил на практике.
На наш взгляд, соблюдение всех вышеперечисленных психолого-педагогических условий гарантирует успешное становление общекультурных умений ребенка дошкольного возраста.
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста в режиме дня
2.1 Выявление уровней сформированности культуры поведения у детей дошкольного возраста в режиме дня
Проведённый теоретический анализ проблемы формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста поставил перед цель: опытно-экспериментальным путём проверить эффективность использования режима дня как средства формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование было построено на общетеоретических, методических положениях и имело практическую направленность.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ д/с «Солнышко» (г.Кемерово) состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.
В исследовании принимали участие две старшие группы: «Василёк» - контрольная группа (22 ребёнка) и «Ромашка» - экспериментальная группа (22 ребёнка).
В ходе экспериментальной работы использовались методы: наблюдение, беседа, методика «Закончи предложение» (И.Б. Дерманова), методика «Сюжетные картинки» (С.Д. Забрамная) [19].
Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах выявлялась методом наблюдения по следующим критериям:
1. Навыки мытья рук и личной гигиены: как дети моют лицо, руки; закатывают рукава, берут мыло, намыливают руки до появления пены и смывают мыло; вытирают руки, вешают полотенце в свою ячейку; пользуются расчёской; пользуются носовым платком.
2. Навыки опрятной еды включают: правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошат хлеб; пережёвывают пищу с закрытым ртом; не разговаривают с полным ртом; тихо выходят по окончании еды из-за стола; говорят «спасибо».
3. Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение: расстегнуть пуговицы, замок; снять платье (рубашку, шорты); аккуратно повесить; снять обувь; надеть в обратной последовательности.
Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за:
- правильно выполненное действие ребенок получал - «3»;
- действие, выполненное с небольшими неточностями -«2»;
- неумение выполнять действие - «1».
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков у детей:
- высокий уровень - 41-51 балл;
- средний уровень - 28-40 баллов;
- низкий уровень - 0-27 баллов.
Результаты наблюдения в представлены в таблицах 13 и 14 (приложение 1, 2). Количественные данные результатов наблюдения представлены нами в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты выявления уровней сформированности культурно-гигиенических навыков в экспериментальной и контрольной группах
Уровень | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Количество детей | % | Количество детей | % | |
Низкий | 14 | 64 | 16 | 73 |
Средний | 5 | 23 | 4 | 18 |
Высокий | 3 | 13 | 2 | 9 |
Таким образом, видно, что в контрольной группе 2 ребёнка (9 %) находятся на высоком уровне сформированности культурно-гигиенических навыков, 4 ребёнка (18 %) на среднем уровне сформированности культурно-гигиенических навыков и 16 детей (73 %) на низком уровне (навыки практически не сформированы).
В экспериментальной группе на высоком уровне сформированности культурно-гигиенических навыков находятся 3 ребёнка (13 %), на среднем уровне 5 детей (23 %) и 14 детей (64 %) находятся на низком уровне сформированности культурно-гигиенических навыков.
С целью выявления осознания детьми таких нравственных норм, как: доброта - злость; щедрость - жадность; трудолюбие - лень; правдивость - лживость была использована методика И.Б. Дермановой «Закончи предложение».
Для изучения нравственного осознания были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте и выполнение этих нравственных норм чаще всего от них требуют. Другими словами, эти нравственные нормы наиболее знакомы и доступны для понимания детей уже в дошкольном возрасте.
Исследование проводилось индивидуально. Ребенку говорилось следующее: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читали по очереди четыре истории (в произвольном порядке).
История первая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил.. Что ответил Петя?
История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История третья. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…
Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?
История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…
Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы детей мы дословно фиксировали в протоколах.
Критерии оценивания ответов (уровни сформированности осознания нравственных норм):
- очень низкий уровень - ребенок не может оценить поступки детей;
- низкий уровень - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует;
- средний уровень - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку;
- высокий уровень - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Показатели, полученные в результате проведения диагностической методики «Закончи предложение», представлены в таблице 3.
Таблица 2 - Результаты диагностики по методике «Закончи предложение» (контрольная группа и экспериментальная группа)
Уровень | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Количество детей | % | Количество детей | % | |
Очень низкий | - | 0 | - | 0 |
Низкий | 8 | 36 | 6 | 27 |
Средний | 12 | 55 | 11 | 59 |
Высокий | 2 | 9 | 5 | 23 |
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента по выявлению осознания детьми нравственных норм свидетельствует, что у большинства детей (50% в контрольной группе и 55 % в экспериментальной группе) сформированность осознания нравственных норм находится на среднем уровне. Дети осознают такие нравственные нормы, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость. Они правильно оценивают поведение детей, называют нравственную норму, но не могут мотивировать свою оценку.
Примерные ответы детей.
Взрослый: Коле на день рождения мама подарила красивую машину. Коля стал с ней играть. К нему подошел его младший брат Ваня и сказал: «Я тоже хочу поиграть с этой машиной». Тогда Коля ответил… Что ответил Коля?
Сережа: На.
Взрослый: Как поступил Коля?
Сережа: Хорошо.
Взрослый: Почему?
Сережа: Потому что дал поиграть, он нежадный.
Уровень: средний, так как Сережа оценил поступок и назвал нравственную норму, но не мотивировал свою оценку.
На высоком уровне развития осознания нравственных норм находятся 23 % детей контрольной группы и 9 % детей экспериментальной группы. Эти дети называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку. Примерные ответы детей:
Взрослый: Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя?
Семен: Я сломал.
Взрослый? Почему он так сказал?
Семен: Потому что он сломал. Он был хороший и никогда не врал.
Взрослый: Как поступил Петя?
Семен: Хорошо.
Взрослый: Почему?
Семен: Потому что надо говорить правду.
Уровень: высокий, так как Семен назвал норму и мотивировал ее.
На низком уровне развития осознания нравственных норм находятся 27 % детей контрольной группы и 36 % детей экспериментальной группы. Эти дети правильно оценивают поведение детей как положительное или отрицательное (хорошее - плохое), но оценку не мотивируют и нравственную норму не формулируют. Примерные ответы детей:
Взрослый: Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля?
Катя: Ладно, помогу.
Взрослый: Как поступила Оля?
Катя: Хорошо.
Взрослый: Почему?
Катя: Не знаю.
Далее, с целью изучения эмоционального отношения к нравственным нормам, нами была использована методика «Сюжетные картинки». Картинки были подобраны нами таким образом, что изображенные на них герои проявляли те же нравственные качества, что и на первом этапе. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к этим нормам (приложение А). Особое внимание уделялось оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) - на безнравственный.
Исследование проводилось индивидуально. Ребенку говорили: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему». В протоколе фиксировали эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения.
Критерии оценивания эмоционального отношения к нравственным нормам:
Очень низкий уровень - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
Низкий уровень - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
Средний уровень - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
Высокий уровень - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Показатели, полученные в результате проведения методики «Сюжетные картинки» представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Результаты диагностики по методике «Сюжетные картинки» (контрольная группа и экспериментальная группа)
Уровень | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Количество детей | % | Количество детей | % | |
Очень низкий | - | 0 | - | 0 |
Низкий | 9 | 44 | 3 | 14 |
Средний | 12 | 55 | 15 | 68 |
Высокий | 1 | 4 | 4 | 18 |
Итоги выполнения детьми задания «Сюжетные картинки» показали, что дети по-разному выражают эмоциональное отношение к нравственным нормам (доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость).
На высоком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 18 % детей контрольной группы и 4 % детей экспериментальной группы. Эти дети не только правильно разложили картинки, но и обосновали свой выбор, сопровождая его яркими эмоциональными реакциями. Например, Даниил берет картинку, внимательно рассматривает и раскладывает с объяснениями.
Даниил: Этот мальчик совершил плохой поступок, потому что он ест конфеты один и никому их не дает. Он жадничает (При этом лицо у него серьезное, строгое. Всем своим видом он показывает, что не доволен поступком мальчика. После этого Даниил переводит взгляд на другую картинку, заулыбался). А этот мальчик хорошо поступил, потому что он всех детей угощает конфетами. Он нежадный. Надо всех детей угощать. Вот когда я приношу в детский садик конфеты или печенье, я всегда угощаю Ваню, Алешу, еще кого-нибудь. И они меня угощают.
Уровень: высокий, так как Даниил проявляет адекватные и яркие эмоциональные реакции при рассматривании картинок, приводит примеры из личной жизни.
На среднем уровне развития эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 68% детей контрольной группы и 55 % детей экспериментальной группы. Дети правильно раскладывали картинки - с правой стороны - хорошие поступки, с левой - плохие. Дети объясняли свои действия. Эмоциональные реакции на поступок были адекватны, но выражены слабо. Например, Рома положил картинку с мальчиками, дерущимися из-за лошадки, влево, при этом сказал, что драться нельзя. Рисунок, где мальчики мирно строят башенку, положил направо, сказал, что вместе играть хорошо и весело. Но при этом ни яркого поощрения, ни порицания не проявил.
На низком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 14% детей контрольной группы и 41 % детей экспериментальной группы. Эти дети правильно раскладывают картинки, но не могут обосновать свои действия. Например, мальчика, отвлекающегося на уроке, положили влево, так как «в школе учительницу слушать надо», а мальчика, вырезающего из листа бумаги, - направо («что учительница скажет, то и надо делать»).
С целью выявления уровней сформированности культурных навыков общения у детей старшего дошкольного возраста мы организовали экскурсию в Идринский музей народного творчества на выставку кукол, и провели беседу на нравственную тему, решив понаблюдать за умением детей вести себя в окружающей обстановке, определить уровень культурного поведения, знание правил речевого этикета, умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми.
Для определения уровней сформированности навыков общения детей старшего дошкольного возраста использовались критерии оценки, рекомендованные Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (раздел «Ребёнок входит в мир социальных отношений», пункт «Ребёнок и взрослые», «Ребёнок и сверстники», «Отношение ребёнка к самому себе»).
Низкий уровень (1 балл): поведение ребёнка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Ребёнок много проявляет излишнюю робость и скованность в общении, либо, наоборот, черты агрессивности, нежелание следовать правилам или требованиям взрослых и окружающих сверстников, упрямство. Не использует речевые обороты в соответствии с этикетом.
Средний уровень (2 балла): ребёнок внимателен к оценке взрослых, стремится к положительным формам поведения и общения, выполняет их сам и по напоминанию взрослых. Стремится к общению и сотрудничеству. В случае совершения действий, оценённых взрослыми отрицательно, старается не повторять их вновь. Использует простейшие речевые обороты лишь в некоторых ситуациях или по напоминанию педагога.
Высокий уровень (3 балла): выполняет правила поведения и общения в среде детей, вежлив, внимателен. К взрослым обращается на «Вы», использует вежливые обороты речи. Здоровается, прощается без напоминаний со стороны взрослых. Делает попытки оценить действия и поступки со стороны известных речевых правил.
Исходя из этого, выделяются критерии оценки:
9 - 11 баллов - низкий уровень;
12 -19 баллов - средний уровень;
20 - 27 баллов - высокий уровень.
Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же материале. В ходе диагностирования дети проявляли большой интерес к проводимой работе, с удовольствием выполняли игровые задания. Тем не менее, некоторые дети предпочитали уединение, не всегда желали общаться с взрослыми и сверстниками.
Таким образом, в результате констатирующего эксперимента было выявлено, что навыки культурного общения находятся в основном на низком и среднем уровнях сформированности (таблица 4).
В экспериментальной группе на высоком уровне сформированности культурных навыков общения находятся 3 ребёнка (13 %), на среднем уровне 12 детей (55 %) и на низком уровне 7 детей (32 %).
В контрольной группе на высоком уровне сформированности культурных навыков общения находятся 2 ребёнка (9 %), на среднем уровне 12 детей (55 %) и на низком уровне 8 детей (36 %).
Таблица 4 - Результаты выявления уровней сформированности культурных навыков общения (контрольная и экспериментальная группы)
Уровень | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Количество детей | % | Количество детей | % | |
Низкий | 7 | 32 | 8 | 36 |
Средний | 12 | 55 | 12 | 55 |
Высокий | 3 | 13 | 2 | 9 |
Далее, используя методические рекомендации ряда авторов - И.Н. Курочкиной, С.В. Петериной, А.М. Счастной и др., были определены критерии уровней сформированности навыков культуры деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Низкий уровень - ребенок умеет содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет, но у него отсутствует привычка доводить начатое дело до конца; он не всегда бережно относится к игрушкам, вещам, книгам. У ребенка отсутствует интерес к содержательным занятиям. Ребенок часто пренебрегает правилами гигиены. В общении со взрослыми и сверстниками ведет себя непринужденно, использует не всегда соответствующий словарный запас и нормы обращения. Не умеет конструктивно решать конфликты, не учитывая интересы сверстника. Не умеет договариваться о совместных действиях. Отказывается прийти на помощь взрослому или другому ребенку.
Средний уровень - дети имеют выраженную привычку доводить начатое дело до конца; бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети уже осознанно интересуются чем-то новым, более активны на занятиях. В процессе общения со взрослыми дети основываются на уважении, доброжелательном контакте, сотрудничестве, но это не всегда проявляется в общении со сверстниками. Дети более самостоятельны, у них имеется неплохой запас слов, что помогает им в выражении своих мыслей и эмоций. Они всегда стараются соблюдать требования гигиены: следят за опрятностью, содержанием в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви и др. Дети пытаются решить конфликт, выслушав мнение другого ребенка, но продолжая настаивать на своем. У детей не всегда получается договориться о совместных действиях, они предпочитают, чтобы другие приняли их точку зрения, однако иногда уступают. Помогают другим детям или взрослым по просьбе воспитателя, не проявляя самостоятельной инициативы.
Высокий уровень - ребенок умеет содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; имеет привычку доводить начатое дело до конца, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам. У ребенка присутствует естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, он дорожит собственным временем и временем окружающих его людей. Малыш в состоянии регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры. В общении со взрослыми и сверстниками предусматривает выполнение норм, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. В споре старается учитывать интересы другого ребенка. Ребенок умеет договариваться о совместных действиях. Готов бескорыстно и без напоминания воспитателя прийти на помощь, поделиться игрушкой.
В результате наблюдения за детьми во время режимных моментов, проведения беседы, экскурсии мы получили следующие результаты: в экспериментальной группе 7 детей (32 %) находятся на низком уровне сформированности навыков культуры деятельности, 12 детей (55 %) на среднем уровне и 3 ребёнка (13 %) на высоком уровне.
В контрольной группе на высоком уровне сформированности навыков культуры деятельности находятся 2 ребёнка (9 %), на среднем уровне 12 детей (55 %) и на низком уровне 8 детей (36 %).
Показатели сформированности навыков культуры деятельности в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Результаты выявления уровней сформированности навыков культуры деятельности (контрольная группа и экспериментальная группы)
Уровень | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Количество детей | % | Количество детей | % | |
Низкий | 7 | 32 | 8 | 36 |
Средний | 12 | 55 | 12 | 55 |
Высокий | 3 | 13 | 2 | 9 |
Результаты констатирующего этапа эксперимента представлены в сводной таблице 6.
Таблица 6 - Результаты констатирующего этапа эксперимента
Уровни сформированности культуры поведения | Культурно-гигиенические навыки | Осознание нравственных норм | Эмоциональное отношение к нравственным нормам |
ЭГ | КГ | ЭГ | |
Низкий | 16 (64%) | 16 (73%) | 8 (32%) |
Средний | 6 (24%) | 4 (18%) | 12 (48%) |
Высокий | 3 (12%) | 2 (9%) | 5 (20%) |
Таким образом, полученные нами результаты констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования свидетельствуют о недостаточно высоком уровне сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Проведенное практическое исследование поставило перед нами задачу разработать и реализовать систему работы по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
2.2 Анализ результатов исследования
С целью определения эффективности реализации системы работы по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в режиме дня был проведён контрольный этап опытно-экспериментальной работы.
Цель контрольного этапа опытно-экспериментального исследования -произвести анализ результатов.
Данный этап предполагал решение следующих задач:
- выявить уровень сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста;
- провести сравнительный анализ полученных результатов с результатами констатирующего эксперимента.
Для решения первой задачи нами были использованы те же методы и методики, что и на констатирующем этапе.
Сравнительные результаты выявления уровней сформированности культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлены в таблице 8.
Таблица 8 - Сравнительные результаты выявления уровней сформированности культурно-гигиенических навыков в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем и контрольном этапах исследования
Уровень | Констатирующий этап эксперимента | Контрольный эксперимент | ||||||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Низкий | 14 | 64 | 16 | 73 | 0 | 0 | 15 | 68 |
Средний | 5 | 23 | 4 | 18 | 10 | 45 | 5 | 23 |
Высокий | 3 | 13 | 2 | 9 | 12 | 55 | 2 | 9 |
Как видно из таблицы 8, в контрольной группе показатели не изменились.
В экспериментальной группе видна динамика развития: на 42 % увеличилось количество детей, находящихся на высоком уровне сформированности культурно-гигиенических навыков, на 22 % увеличилось количество детей, находящихся на среднем уровне сформированности культурно-гигиенических навыков и нет ни одного ребёнка на низком уровне сформированности культурно-гигиенических навыков.
Результаты, полученные в ходе проведения диагностической методики «Закончи предложение» представлены нами в таблице 9.
Таблица 9 - Сравнительные результаты выявления уровней осознания нравственных норм детьми старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем и контрольном этапах исследования
Уровень | Констатирующий этап эксперимента | Контрольный эксперимент | ||||||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Низкий | 8 | 36 | 6 | 27 | 3 | 14 | 5 | 23 |
Средний | 12 | 55 | 11 | 50 | 6 | 27 | 12 | 54 |
Высокий | 2 | 9 | 5 | 23 | 13 | 59 | 5 | 23 |
Анализируя результаты контрольного этапа эксперимента по выявлению осознания детьми нравственных норм, видим, что значительно изменились показатели в экспериментальной группе: на низком уровне находятся 3 детей (14 %), на среднем уровне 6 детей (27 %) и на высоком уровне находятся 13 детей (59 %).
В контрольной группе 5 детей (23 %) находятся на низком уровне, 12 детей (54 %) на среднем уровне и 5 детей (23 %) на высоком уровне осознания нравственных норм.
50 % детей экспериментальной группы поднялись на высокий уровень осознания нравственных норм. Дети контрольной группы за время опытно-экспериментальной работы показали незначительную динамику развития: всего 1 ребёнок поднялся с низкого уровня на уровень выше.
Результаты проведения методики «Сюжетные картинки» отражены в таблице 10.
Таблица 10 - Сравнительные результаты выявления эмоционального отношения детей старшего дошкольного возраста к нравственным нормам в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем и контрольном этапах исследования
Уровень | Констатирующий этап эксперимента | Контрольный эксперимент | ||||||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Низкий | 9 | 41 | 3 | 14 | 0 | - | 3 | 14 |
Средний | 12 | 55 | 15 | 68 | 8 | 36 | 15 | 68 |
Высокий | 1 | 4 | 4 | 1 | 13 | 59 | 5 | 23 |
Итоги выполнения детьми на контрольном этапе задания «Сюжетные картинки» показали, что значительно изменились показатели в экспериментальной группе: на высоком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 14 детей (56 %), на среднем уровне 8 детей (32 %) и на низком уровне нет ни одного ребёнка.
В контрольной группе показатели не изменились.
На контрольном этапе эксперимента, анализируя результаты выявления уровней сформированности культурных навыков общения в контрольной и экспериментальной группе, получены показатели, представленные в сводной таблице 11.
Таблица 11 - Сравнительные результаты выявления уровней сформированности культурных навыков общения на констатирующем и контрольном этапе исследования (контрольная и экспериментальная группы)
Уровень | Констатирующий этап эксперимента | Контрольный эксперимент | ||||||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Низкий | 7 | 32 | 8 | 36 | 1 | 4 | 8 | 36 |
Средний | 12 | 55 | 12 | 55 | 7 | 32 | 12 | 55 |
Высокий | 3 | 13 | 2 | 9 | 14 | 64 | 2 | 9 |
Таким образом, в результате контрольного этапа эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе на 51 % увеличилось количество детей, находящихся на высоком уровне сформированности культурных навыков общения. В контрольной группе показатели не изменились.
Анализируя результаты выявления уровней сформированности навыков культуры деятельности в контрольной и экспериментальной группах, получены показатели, представленные нами в таблице 12.
Таблица 12 - Сравнительные результаты выявления уровней сформированности навыков культуры деятельности на констатирующем и контрольном этапе исследования (контрольная и экспериментальная группы)
Уровень | Констатирующий этап эксперимента | Контрольный эксперимент | ||||||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Низкий | 7 | 32 | 8 | 36 | 0 | - | 8 | 36 |
Средний | 12 | 55 | 12 | 55 | 7 | 32 | 12 | 55 |
Высокий | 3 | 13 | 2 | 9 | 15 | 68 | 2 | 9 |
В результате наблюдения за детьми во время режимных моментов, проведения беседы, экскурсии получены следующие результаты: в экспериментальной группе нет ни одного ребёнка на низком уровне сформированности навыков культуры деятельности, 7 детей (32 %) на среднем уровне и 15 детей (68 %) на высоком уровне.
В контрольной группе показатели не изменились.
Итак, результаты контрольного этапа опытно-экспериментального исследования показали, что разработанная система работы по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в режиме дня оказала положительное влияние на формирование уровня осознания детьми нравственных норм и уровня эмоционального отношения детей к нравственным нормам.
Таким образом, сформулированная исследовательская гипотеза подтвердилась, что делает возможным рекомендовать разработанную и апробированную систему работы воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
2.3 Рекомендации по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста в режиме дня
Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Интерес к проблеме формирования культуры поведения дошкольников обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств.
В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Для развития личности ребенка, формирования культуры поведения, требуется соблюдение таких принципов как:
Системность. Работа по формированию культуры поведения должна проводиться систематически. Педагог гибко распределяет содержание в течение всего процесса. Целесообразно проводить во второй половине дня специально организованные занятия. Что же касается нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как в утренние время, так и во второй половине дня. Однако все это не исключает работы воспитателя с детьми вне занятий, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций и сложностей, и от педагога могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.
Опора на положительное. Педагоги обязаны выявлять положительное в ребенке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество. Терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.
Гуманизация воспитательного процесса. Принцип требует гуманного отношения к личности воспитанника; уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; ненасильственного формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям.
Личностно деятельный подход. Воспитатель должен постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; умел диагностировать и знать реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы; постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; своевременно выяснять и устанавливать причины, которые могут помешать достижению цели, максимально опираться на собственную активность личности; сочетать воспитание с самовоспитанием личности, помогать в выборе целей, методов, форм самовоспитания; развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководить, сколько умело организовать и направлять ведущую к успеху деятельность.
Единство воспитательных воздействий. Все лица, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигается, а противодействует, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Надо сложить действие всех сил.
Воспитатель в своей работе опирается на деятельностный подход. Это значит, что педагогическим средством воспитания служат разные виды деятельности детей (познавательная, игровая, самостоятельная). Приобретенный опыт служит основой для осуществления целостной деятельности формирования культуры поведения. Обучение детей нормам культуры поведения воспитатель осуществляет в совместной игре или совместном труде. В деятельности, особенно игровой, возникают ситуации, которые позволяют поддерживать положительные проявления детей, формулировать правила культуры поведения. Самостоятельная деятельность способствует формированию способности к волевому усилию, пониманию необходимости и важности знаний правил культуры поведения, помогает устанавливать игровые и личностные взаимоотношения в самостоятельной деятельности, преодолевать конфликты.
Организуя деятельность детей, воспитатель создает условия для формирования их взаимоотношений на основе правил культуры поведения, терпимости, вежливости.
Задачи по формированию культуры поведения у детей дошкольного возраста:
- формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни;
- учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;
- познакомить с правилами культуры поведения;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;
- научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей.
Выводы по второй главе
В результате реализации методических рекомендаций можно ожидать, что ребенок может стать гармонично-развитой личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке, понимать смысл и значение тех или иных правил культуры поведения. Уметь приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо общаться со сверстниками, уметь справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников, быть доброжелательными, честными, справедливыми.
Важной особенностью содержания методических рекомендаций является тесная связь с реальной жизнью ребенка, его социально-эмоциональным опытом. Поэтому, помимо специально организованных занятий, можно использовать самые разные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей (на других занятиях, в игре, на прогулке, дома), с целью обогащения программного содержания занятий и развития социальной компетентности детей.
В процессе работы с родителями педагог достигает единства в решении воспитательных задач, в использовании средств, методов влияния на детей и оказание большой помощи в формировании культуры поведения у дошкольников. Показателями эффективности проведенной работы будет повышение активности родителей в обсуждении вопросов воспитания в беседах, многочисленные их вопросы к педагогу, обсуждение примеров из собственного опыта, потребность в индивидуальных консультациях, а в итоге – положительные результаты в формировании культуры поведения и морального облика ребенка.
Заключение
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. И одной из основных задач нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста является воспитание культуры поведения.
Культура поведения - это такие качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться.
Огромную роль в формировании культуры поведения у детей играет режим дня. Режим дня вызывают желание объединяться, формируют интерес к совместным играм, заставляют использовать наиболее рациональные приемы для разрешения возникающих трудностей и устанавливать правильные взаимоотношения.
Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от комплексных педагогических воздействий, осуществляемых в разных видах деятельности. Несомненно, ведущее значение при формировании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста имеет режим дня.
Произведя анализ результатов опытно-экспериментального исследования, мы доказали эффективность использования режима дня в формировании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, в работе решены все поставленные задачи и реализована цель исследования. Полученные теоретические и практические результаты подтвердили правильность выдвинутой в исследовании гипотезы
Список литературы
- Аманбеккызы, Ж. Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Ж. Аманбеккызы, У.Б. Ибрагимова, Р.Т. Мейрбекова, Г.А. Умирзахова // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. - №1-1. – С.8-12.
- Бархатова, П. И. Воспитание культуры поведения [Текст] / П.И. Бархатова // Дошкольное воспитание - 2009. - №11. - С. 18–25.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] / Л.И. Божович. - М.- Воронеж, МОДЭК, 2011. - 368 с.
- Гарбузов, В.И. Воспитание ребенка [Текст] / В.И. Гарбузов. – М.: АСТ, 2012. – 210с.
- Грубинская, И.А. Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И,А. Грубинская // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. - №21. – С.53-57.
- Ерофеева, Т. «Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами» [Текст] / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание. - 2013. - №10.- С.34.
- Ефремова, Т.М. Этапы формирования культуры поведения в дошкольном возрасте [Текст] / Т.М. Ефремова/ Интеграция науки и практики в современных условиях: Материалы III Международной научно-практической конференции / научный редактор С.В. Галачиева. – М.: ООО «НОУ «Вектор науки», 2015. – С.41-44.
- Жданова, Н.Н. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников в условиях комплексно-тематического построения образовательного процесса [Текст] / Н.Н.Жданова, Н.Д. Лащенко // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. - №12. – С.175-179.
- Зерщикова, И.В. В. Воспитание культуры поведения дошкольников [Текст] / И.В. Зерщикова, Г.В. Соколова // Образование и воспитание. – 2015. – №4. – С. 31-32.
- Ковалёва, М. В. Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях[Текст] / М.В. Ковалёва // Молодой ученый. – 2016. – №7. – С. 641-645.
- Козлова, С. А., Куликова, ТА. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2000. - 336 с.
- Кондратенко, Г.А. Общение как средство проявления культуры поведения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Кондратенко, Н.А. Шинкарева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. - №1. – С.26-29.
- Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников [Текст] /И.Н. Курочкина. - М.: НОРМА, 2014.. – 332с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - Москва: Академия, 2012. - 412с.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
- Павлова, Л.Н. Необходимость режима дня для школьников [Текст] / Л.Н. Павлова / Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 26 частях. – М., 2013. – С.107-108.
- Полегошко, О.Н. Особенности воспитания культуры у детей старшего дошкольного возраст в ДОО [Текст] / О.Н. Полегошко / Ступени в педагогическую наука: Материалы VI Международного форума работников образования. – М.: Центр научной мысли, 2016. – С.23-26.
- Социально-психологическая адаптация детей раннего возраста к детскому саду: учебно-методическое пособие [Текст] / Шакина Н.В., Степанова И.А.. Николаева Э.Ф. – Тольятти: Кассандра, 2012. – 89 с.
- Трубайчук, Л.В. Формирование общекультурных умений у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Трубайчук // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. - №1-4. – С.41-45.
- Труфанова, Н. А. Формирование культуры поведения у дошкольников [Текст] Н.А. Труфанова, Т.М. Ширина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). – СПб.: Свое издательство, 2015. – С. 78-80.
- Шинкарёва, Н.А. Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] Н.А. Шинкарёва, Н.А. Соловьева // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2016. – С. 46-49.
Приложение 1
Таблица 13 - Результаты выявления уровней сформированности культурно-гигиенических навыков в контрольной группе
Ф.И. ребенка | Сформированность навыков мытья рук и личной гигиены | Сформированность навыка опрятной еды | Сформированность навыков снимания и надевания одежды в определенном порядке |
А. Коля | 2 | 1 | 1 |
А. Сережа | 2 | 2 | 2 |
Б. Данил | 3 | 2 | 3 |
В. Семен | 3 | 2 | 3 |
В. Катя | 2 | 1 | 1 |
В. Саша | 2 | 1 | 1 |
В. Вика | 2 | 1 | |
Г. Катя | 2 | 1 | 1 |
Г. Руслан | 2 | 1 | 1 |
Д. Коля | 2 | 1 | 1 |
Е. Егор | 2 | 1 | 1 |
Е. Соня | 2 | 2 | 2 |
Е. Настя | 2 | 1 | 1 |
И.Настя | 2 | 2 | 2 |
И. Катя | 2 | 1 | 1 |
К. Настя | 3 | 2 | 3 |
К. Олег | 2 | 1 | 1 |
К. Оля | 2 | 1 | 1 |
К. Саша | 2 | 1 | 1 |
С. Настя | 2 | 1 | 1 |
Т. Оля | 2 | 2 | 2 |
Т. Рита | 2 | 1 | 1 |
Приложение 2
Таблица 14 - Результаты выявления уровней сформированности культурно-гигиенических навыков в экспериментальной группе
Ф.И. ребенка | Сформированность навыков мытья рук и личной гигиены | Сформированность навыка опрятной еды | Сформированность навыков снимания и надевания одежды в определенном порядке |
А. Марина | 2 | 1 | 1 |
Б. Борис | 2 | 2 | 2 |
Б. Оля | 2 | 2 | 2 |
В. Аня | 3 | 2 | 3 |
В. Света | 3 | 2 | 3 |
В. Никита | 2 | 1 | 1 |
Г.Оля | 2 | 1 | |
Ж. Таня | 2 | 1 | 1 |
Ж. Зоя | 2 | 2 | 2 |
И. Лена | 2 | 1 | 1 |
И. Витя | 2 | 1 | 1 |
И. Женя | 2 | 1 | 1 |
К. Уля | 2 | 1 | 1 |
К. Ира | 2 | 2 | 2 |
К. Маша | 2 | 1 | 1 |
М. Миша | 2 | 1 | 1 |
М. Маша | 2 | 2 | 2 |
Н. Настя | 2 | 1 | 1 |
Н. Оля | 3 | 2 | 3 |
Н. Слава | 2 | 1 | 1 |
О. Толя | 2 | 1 | 1 |
О. Коля | 2 | 1 | 1 |
Приложение 3
Шкалы: эмоциональное отношение к нравственным нормам
Ключевые слова: детям, мораль, невербальный, тест, школьникам, эмоции
Тестируем: Свойства личности · Возраст: Дошкольный, Младший школьный
Тип теста: Невербальный · Вопросов: 10
Назначение теста
Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.
Описание теста
Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный.
Инструкция к тесту
Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.
Обработка результатов теста
Обработка предложена Р.Р.Калининой.
0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.
Тестовый материал