"Толерантность"
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КАНЕВСКОЙ СОЦИАЛЬНО – РАЕБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Конспект открытого занятия
«Толерантность»
Разработчик: воспитатель отделения
диагностики и социальной реабилитации
Т.В. Тихомирова.
ст. Новоминская
Задачи:
1. Развивать коммуникативные навыки.
2. Формировать представления о нравственных качествах, культуре поведения
3. Воспитывать уважительное отношение к людям.
4.Научить оценивать степень своей толерантности, сострадания, милосердия.
Используемый материал: музыкальный центр, ноутбук, бумага А4, карандаши, интерактивная доска, запись песни Б.Окуджава «Пожелание друзьям», яркий рюкзачок, бланки «Черты толерантной личности», карточки.
Ход занятия.
Организационный момент. Звучит мелодия песни Б.Окуджавы «Пожелание друзьям».
Воспитатель: Здравствуйте! Я рада видеть вас всех на занятии «Толерантность».
Я с вами поздоровалась, а теперь я предлагаю вам поприветствовать друг друга.
Упражнение «Приветствие»: Участники (по желанию) получают карточки с приветствиями из разных стран:
- сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
- потереться носами (Новая Зеландия);
-пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга
( Англия);
- показать язык (Тибет);
- очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
- обнять и поцеловать в щёки четыре раза по очереди (Франция);
- Крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щёки (Россия).
Участники приветствуют друг друга способом, указанным на их карточках.
(Сразу страна, из какой приветствие не озвучивается)
Обсуждение: Какую роль играют приветствия в нашей жизни?
Попробуйте догадаться из каких стран пришли ваши приветствия?
Было ли трудно здороваться каким-то способом?
Показались ли какие- то из приветствий смешными?
Воспитатель: Как вы убедились сейчас, приветствия разные как и люди живущие на нашей планете Земля.
Все люди вокруг нас разные, у них разные привычки, взгляды на жизнь, обычаи и важно научиться, не только высказывать собственное мнение, но и принимать мнение другого. И поэтому мы сегодня с вами будем говорить о толерантности, милосердии, доброте, о том какими качествами должен обладать толерантный человек.
А кто из вас слышал слово «толерантность»? А что оно означает ,знаете? (Ответы подростков)
Слайд №1.
Понятие «Толерантность» образовано от латинского глагола «tolirare», что дословно означает «переносить» - это, прежде всего, терпимость, признание и принятие достоинств и недостатков других людей, а значит, показатель достаточно высокого духовного, интеллектуального и морального развития человеческой личности.
Это способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
Если человек проявляет терпение, сопереживание, чуткость, милосердие, уважение, то с ним приятно общаться, у него всегда будет много друзей. Такого человека еще называют воспитанным, толерантным. Слайд№2.
Воспитатель: Давайте попробуем оценить себя, какие качества есть у вас.
Посмотрите, пожалуйста, на листы, которые лежат перед вами. Это – бланки - опросники с чертами толерантной личности.
Инструкция по заполнению бланка: Напротив тех черт ,которые у вас наиболее выражены поставьте знак «+».А напротив тех черт, которые у вас отсутствуют или слабо выражены «-«. (На заполнение бланка даётся 3-5 минут. Желающие зачитывают свои качества, обозначенные знаком «+».)
Воспитатель: Мнения у людей разные и они имеют право на существование и сосуществование.
Упражнение «А я считаю…»:Посреди комнаты проводится воображаемая черта. С одной стороны вешается на бумаге «плюс»(или слово «согласен»), с другой – минус (или слово «не согласен»). Сама черта означает отсутствие мнения. Участники после зачитывания утверждений должны стать на сторону «плюса» или «минуса». Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться.(Основная идея упражнения- утверждения предполагают возможность различных мнений.)
Утверждения:
- Самое прекрасное домашнее животное – кошка.
- Самая классная музыка – реп.
- «Фанта» вкуснее «Кока-колы».
- Не иметь друзей – плохо.
- Самый важный предмет – математика.
- Играть « в компьютер» лучше, чем смотреть телевизор.
Обсуждение упражнения:
Был ли кто-нибудь прав в этих ситуациях?
Были ли случаи ,когда кто-то из участников оказался в меньшинстве? Что они чувствовали? Не испытывали они соблазна поменять мнение под давлением большинства? На все ли вопросы, о которых спорят люди, можно ответить однозначно? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь своё мнение?
Чтение стихотворения «Милосердие» (О. Май)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю по желанию одному из участников выступить в роли ведущего и пересадить всех, учитывая их цвет волос: от светловолосых до тёмноволосых. (После того как задание выполнено, другой участник корректирует полученную комбинацию по-своему).
Вывод: У каждого человека своё видение, то есть каждый воспринимает объект по своему. При различном восприятии людям удаётся решать проблемы общения благодаря принципу толерантности: каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему и каждый обязан признавать это право за окружающими.
Воспитатель: Для того чтобы добиться в жизни успеха, нужно уметь прежде всего правильно общаться с людьми. Но это очень сложно. Плодотворное общение с другими людьми требует наличие у человека разных качеств. Я предлагаю собрать «рюкзачок успеха».(Для этого каждый участник записывает два качества: первое помогает ему добиться успеха в общении, а второе – мешает. Затем эти листочки подписываются и собираются в один яркий рюкзачок. Далее ведущий открывает рюкзачок и достаёт по одному листочку, зачитывает написанное, участники определяют «обладателя этих качеств».
Воспитатель: Не надо забывать, что каждое слово, каждый поступок отражается на окружающих нас людях.
Чтение притчи «Ворота сада»
Жил – был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость.
Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения».
Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвёл сына к садовым воротам и сказал: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок на воротах! Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана… И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».
Итог занятия: Ребята, что нового вы узнали на занятии? Что чувствовали? Какие у вас впечатления? Я благодарю всех за участие в занятии.