Семья - опора моя
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КАНЕВСКОЙ СОЦИАЛЬНО – РАЕБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Конспект открытого занятия
«Семья – опора моя»
Разработчик: воспитатель отделения
диагностики и социальной реабилитации
Т.В.Тихомирова
ст. Новоминская
Задачи:
1. Формировать у подростков чувства ответственности и долга перед семьёй.
2. Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях.
3. Формировать чувства нравственного долга детей перед родителями.
Используемое оборудование и материал: интерактивная доска, ноутбук, ватман, листы А4, карандаши, фломастеры , запись музыки, буклеты «10 наставлений», слайды, притчи, карточки.
Ход занятия:
Вступление
Приветствие участников занятия. Сообщение о цели и содержании данного занятия.
Упражнение – приветствие: «Я рад общению с тобой»:
Рядом стоящему участнику подаётся рука со словами «я рад общению с тобой».И так по цепочке с теми же словами. Все берутся за руки, образуя круг – символ сплочения, единения.
Беседа по теме «Что такое семья, семейные ценности».Слайд №1.
Упражнение «Семья или…»Слайд №2.
Участники делятся на две группы для разыгрывания ситуации. Первая группа – сторонники семейного образа жизни. Их задача – убедить своего партнёра в том, что без семьи человек не может быть счастливым, здоровым. Он не сможет плодотворно трудиться и полноценно жить. Вторая группа – сторонники одинокого образа жизни. Их задача, отвечая на доводы и аргументы сторонников семейной жизни, отстоять свою точку зрения.
(После обсуждения аргументов за семью и против педагог записывает их на ватмане под заголовками «за» «против». На основе записей делается вывод о необходимости семьи и о большой роли её в современном обществе.
Игровое упражнение «Сундучок семейных ценностей». Слайд №3.
Из лежащих на столе карточек (на них записаны правила семейных ценностей) необходимо выбрать те, которые участники считают правильными. Обсуждение выбранных «правил», их аргументация.
Чтение притчи «Ладная семья» (звучит спокойная музыка)
Жила- была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драки и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикиам, Удивился владыка, Решил узнать, как жители села добились такого лада. Он пришёл к главе семьи: «Расскажи, старик, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал он долго – видно, не очень силён он был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение и терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка и спросил: «И всё?» «Да»- ответил старик. «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: «И мира тоже».
Метафорическая игра «Царевна – лягушка»
Участникам предлагается вспомнить сказку «Царевна – лягушка». Затем они делятся на две группы для работы над ситуацией. Первая группа «Иваны – царевичи» должна написать на листе при каких условиях Иван-Царевич захотел бы жениться на лягушке. Варианты могут быть самыми невероятными.
Другая группа («Царевны-лягушки») должна написать, что она может предложить Ивану-Царевичу, чтобы он захотел жениться на лягущке. Варианты могут быть самыми необыкновенными.
Затем листы с вариантами вывешиваются рядом. Педагог подчёркивает те варианты, которые совпадают между собой. Обсуждаются мотивы и интересы Ивана-Царевича (потенциального жениха) и Царевны-лягушки (потенциальной невесты). В ходе обсуждения участники выясняют мотивы молодых людей для создания семьи. Слайд № 4.
Создание коллажа «Моя семья». Представление его участниками.
Чтение притчи «Родители и дети» (звучит музыка)
Один старый мужчина переехал жить к своему сыну, невестке и четырёхлетнему внуку. Его руки дрожали, глаза плохо видели, походка была ковыляющей. Семья ела вместе за одним столом, но старые трясущиеся дедушкины руки и слабое зрение затрудняли этот процесс. Горошины сыпались с ложки на пол. Когда он зажимал в руках стакан, молоко проливалось на скатерть.
Сын и невестка стали всё больше раздражаться из-за этого.
- Мы должны что-то предпринять, - сказал сын.
- С меня достаточно того, как он шумно ест, пролитого им молока, и рассыпанной пищи на полу.
Муж и жена решили поставить отдельный маленький столик в углу комнаты. Там дедушка стал есть в одиночестве, в то время как остальные члены семьи
наслаждались обедом. После того, как дедушка разбил дважды тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске. Когда кто-то из семьи мельком взглядывал на дедушку, иногда видел у него слёзы в глазах, потому что он был совсем один. С тех пор единственными словами, которые он слышал в свой адрес, были колкие замечания, когда он ронял вилку или рассыпал пищу.
Четырёхлетний мальчик наблюдал за всем этим молча. Однажды вечером, перед ужином, отец заметил его играющим с деревянной щепкой на полу. Он ласково спросил сына, что он делает. Также доверчиво мальчик ответил:
- Я делаю маленькую миску для тебя и мамы, из которой вы будете кушать, когда я вырасту.
Мальчик улыбнулся и продолжил работать. Эти слова так ошеломили родителей, что они потеряли дар речи. Потом слёзы заструились на их лицах.
И хотя ни одного слова не было произнесено, оба знали, что надо делать.
В тот же вечер муж подошёл к дедушке, взял за руку и нежно проводил его обратно к семейному столу. Все оставшиеся дни дедушка ел вместе с семьёй.
И почему-то ни муж, ни жена больше не беспокоились, когда падала вилка, разливалось молоко или пачкалась скатерть.
Обсуждение притчи.
Итог занятия:
Каждый участник занятия получает сердечко, на котором ему предлагается написать отклик о занятии.
Каждый участник получает буклет «10 наставлений».