Раннее выявление детей с отклонениями в развитии

Шитякова Алёна Юрьевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_detey_s_otkloneniyami_v_razvitii.docx42.99 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее выявление детей с отклонениями в развитии

На современном этапе развития одним из актуальных направлений психологии и педагогики во многих странах мира является контроль за психическим здоровьем детей с самого раннего возраста, который осуществляется особыми службами.

Ранний возраст (с рождения и до 3 лет ) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно - познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные вероятности коррекционной помощи. Ранняя и адекватная помощь ребенку разрешает более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом совершенствовании и тем самым смягчить, а вероятно, и предупредить вторичные отклонения.

Моменты, во время которых проистекает оформление функциональных ансамблей, нередко именуют критическими периодами развития. Для эволюционной неврологии очень значимы выявление и изучение таких периодов, ибо на данном отрезке времени еще не сформированная функция наиболее ранима, но как раз в это время имеются и наибольшие шансы предотвратить угрозу дефекта.

Наглядной моделью для изучения критических периодов развития является процесс формирования речи. Общеизвестно, что способность к усвоению речи ограничена во времени. Процессы oneрежающего обеспечения речевой функции, разворачивающиеся на первом году жизни, в дальнейшем постепенно угасают при отсутствии подкрепления.

Например, в случае не распознанной вовремя врожденной тугоухости интенсивность предречевых действий ( гуление, лепет ) понижается уже к концу первого года жизни. В дальнейшем такой ребенок может переключаться на язык жестов и очень тяжко усваивает разговорные навыки.

Если речевая функция не оформилась к 4 —5 годам, дальнейшее речевое совершенствование ставится под большую угрозу.

Нет сомнения, что и в процессе формирования иных функциональных ансамблей существуют схожие критические периоды максимальной готовности, открытости для установления межсистемных связей. Детальное изучение этих периодов вступает в число актуальнейших задач эволюционной неврологии.

Анализ критических периодов разрешает лучше осознать сущность многих отклонений, с которыми встречается клиническая практика. Эволюционно - динамический подход к разнообразным поражениям нервной системы показывает, что часто такие поражения представляют собой не поломку уже готового механизма, а задержку или искажение развития, словно из первичной заготовки вытачивается лишь первое приближение к желаемому образцу. При этом под образцом не следует понимать некий идеал нормы, под который нужно подгонять все варианты развития.

Человечество как раз и сильно именно разнообразием индивидуальностей, стандартизация здесь недопустима.

Быстрее под желаемым образцом можно понимать такой собственный вариант, который удовлетворяет хотя бы минимуму требований, основанных на среднестатистических показателях. Однако и в таком случае значимо не только оценить уровень развития, но и определить дальнейший прогноз.

В отсутствии прогноза, кстати, хранится методологическая несостоятельность многих тестов, оценивающих интеллектуальное совершенствование. Большинство таких тестов похоже на фотографии, крепящим множество разных деталей, но только на данный момент. Между тем прогноз динамики развития не менее значим, чем состояние на момент обследования.

Наблюдения показывают, что наряду со среднестатистической планомерно восходящей кривой нормального развития существуют варианты временного отставания с последующим резким “рывком” вверх и, наоборот, первоначальное заметное превышение средних нормативов сменяется почти полной остановкой или Очевидной тенденцией к замедлению темпов. Многофакторный анализ “профилей развития” и их вероятной динамики относится к числу актуальных задач неврологии, особенно при обследовании детей школьного возраста.

Школа является учреждением, предъявляющим стандартные требования к очевидно нестандартной массе воспитанников. Наибольшее внимание привлекают неуспевающие школьники. Особые неврологические исследования показывают, что среди неуспевающих школьников весьма часто встречаются дети с так именуемой минимальной мозговой дисфункцией, суть которой хранится недоразвитии отдельных функциональных систем мозга или в недостаточной организованности межсистемных связей.

Например, недоразвитие центров письменной речи объясняет проблемы при обучении правописанию слов. Встречаются также изолированные дефекты чтения, счета, моторная неловкость, не разрешающая щепетильно писать, хорошо изображать. К сожалению, нередко похожие воспитанники огульно зачисляются в разряд неспособных, и иногда даже ставится вопрос о переводе их во вспомогательную школу. На самом же деле здесь имеются вполне конкретные неврологические расстройства, поддающиеся коррекции.

Сущность диагностики нервных хворей хранится в выявлении отклонений от нормы функций какого - либо отдела мозга.

Не излишне указать еще раз, что основу невропатологического диагноза составляет синдромальный принцип. Синдром - это топическая или патогенетическая совокупность симптомов, т. е. сочетание симптомов, обусловленное либо локальным поражением нервной системы ( головного, спинного мозга или периферических нервов ), либо нравом патологического процесса. Синдром Клода Бернара - Горнера — опущение верхнего века ( птоз ), западение глазного яблока ( энофтальм ) и сужение зрачка ( миоз ) — наблюдается при разрушении симпатических волокон на уровне шестого — восьмого шейных сегментов спинного мозга и первого грудного сегмента. Это топически обусловленный синдром.

Трида Шарко (нистагм, интенционное дрожание и скандированная речь) — патогенетически обусловленный синдром, свидетельствующий о многоочаговом нраве поражения мозга при рассеяном склерозе. Нужно иметь в виду, что бывают случайные сочетания разных симптомов. М. С. Минор забавлял, говоря : “Бывает так, что у больного сразу три заболевания — рак, сифилис и несчастная любовь, но это крайне редко”. Можно добавить, что симптомы этих заболеваний никогда не складываются в определенный синдром.

Определение уровня поражения при нервной системы именуется топической диагностикой. Установление топического диагноза помогает выявить тот или другой синдром, так как поражение какого - либо участка нервной системы приводит к симптомам выпадения функций или симптомам раздражения данного участка. Например, выявление такого симптомокомплекса, как гнусавый оттенок гласа, убавление звучности гласа ( гипофония ), затрудненное глотание, нарушение звукопроизношения ( дизартрия ), свисание слабого нёба, отклонение язычка в сторону, гипотонияя половины языка и отклонение его в сторону, отсутствие небного и глоточного рефлексов свидетельствует о наличии бульбарного паралича.

Таким образом, у больного выявлен определенный синдром — синдром бульбарного паралича, т. е. установлен синдромологический диагноз.

Синдром бульбарного паралича свидетельствует о патологическом процессе на уровне ядер, корешков или стволов подъязычного, языко - глоточного и плутающего нервов ( топический диагноз ). Выявлены главный патологический синдром и локализация ( топик ) патологического процесса. Теперь предстоит установить клинический диагноз :нрав патологического процесса и заболевание. Таким образом, диагностический процесс в своей последовательности разделяется на несколько этапов. Первый этап — выявление патологических отклонений и установление уровня поражения нервной системы ( синдромологический и топический диагноз ).

Второй этап — определение сущности патологического процесса или странности. После того как обнаружен патологический процесс, появляется вопрос : что это такое ? Установление клинического диагноза — сложный логический процесс.

Лишь небольшая часть патологических состояний имеет ярко выраженные неприятные признаки — симптомы ; на основании таких симптомов заболевание может быть распознано без особенного труда. В большинстве случаев приходится предварительно намечать ряд вероятных у данного больного патологических состояний и, сопоставляя их признаки, избирать один вариант. Процесс сопоставления и различения сходных патологических состояний именуется дифференциальной диагностикой.

В нашем примере синдром бульбарного паралича может быть проявлением различных патологических процессов или состояний. Он может быть проявлением воспалительного процесса, который появляется при таких заболеваниях, как энцефалит, арахноидит, менингоэнцефалит, полиомиелит ; этот синдром может быть проявлением опухоли мозга, острого нарушения мозгового кровообращения. У грудных детей синдром бульбарного паралича может быть последствием гипоксии и асфиксии в родах или родовой черепно - мозговой травмы. Из  разнообразных патологических процессов и состояний, проявлением которых может быть синдром бульбарного паралича, в процессе постановки безвозвратного диагноза нужно взять то единственное, что вызвало появление данного синдрома.

Дифференциальная диагностика — чрезвычайно значимый логический инструмент. Фактически доктор не имеет права сразу же останавливаться на каком - то определенном диагнозе ; он обязан поразмыслить о том, что наблюдаемые им проявления могут обусловливаться иными патологическими процессами или аномалиями развития.

Дифференциальная диагностика разрешает устанавливать безвозвратный, т. е. клинический, диагноз.

Следующий этап — выявление сопутствующих главному заболеванию особенностей и отклонений. В ряде случаев эти особенности тоже требуют проведения дифференциальной диагностики Их значимо учитывать при определении собственной специфики заболевания и прогностической оценки состояния больного. Дифференциальная диагностика заболеваний и отклонений развития в каждом возрастном периоде имеет особенности.

Нервная система человека в течение его жизни претерпевает большие изменения. Эти изменения связаны как с онтогенетическими процессами структурно - функционального созревания, так и с воздействием обучения, образования, которые талантливы существенно перестраивать врожденные особенности мозга.

В собственном совершенствовании человека можно выделить такие возрастные этапы, которые характеризуются всеобщими для большинства людей линиями. Типичными для этих этапов признаками являются интенсивные перестройки в деятельности многих функциональных систем ; в связи с этим изменяются возрастные показатели нормы. Например, ночное недержание мочи у детей до 2 лет рассматривается как вариант нормы. У детей старше 5 лет оно является патологическим отклонением. Отсутствие фразовой речи у детей в возрасте до 2 лет не является патологией ; отсутствие фразовой речи у детей в возрасте 3 — 4 лет уже прислуживает признаком задержки речевого развития.

Следовательно, для каждого возрастного этапа существуют свои критерии нормы и патологии по отношению к определенным функциям. Более того, разные заболевания и отклонения нервной системы на каждом возрастном этапе могут проявляться по - различному и с неодинаковой частотой. Это обусловлено возрастными различиями в предрасположенности к отдельным заболеваниям и приуроченностью действия разных вредоносных факторов к определенным возрастным периодам. Например, эпилепсия появляется, как правило, в детском и юношеском возрасте, а черепно - мозговая травма у дошкольников встречается гораздо диковиннее, чем у школьников и взрослых.

Знание особенностей каждого возрастного периода разрешает более истинно дифференцировать нормальные варианты развития от патологических и более уверенно ориентироваться в многообразных патологических отклонениях.

Очень часто органические поражения как бы обрастают функциональными, которые маскируют наличие органического очага или препятствуют его достаточной компенсации. Педагогу - дефектологу с помощью невропатолога и психоневролога нужно разграначивать в каждом конкретном случае первичные дефекты и вторичные отклонения.

Достижению этой цели помогает тщательно обоснованный и подробно сформулированный диагноз. Педагог - дефектолог должен уметь ориентироваться в диагностической терминологии и в случае надобности дополнять медицинский диагноз своим заключением.

Дефектологам чаще всего приходится сталкиваться не с текущим патологическим процессом, а с его последствиями, которые почти не прогрессируют или даже претерпевают обратное совершенствование. Такие относительно застывшие изменения носят название резидуальных ( остаточных ) состояний. Нередко сущность процесса, приведшего к поражению нервной системы, остается невыясненной. В таких случаях правомерна не нозологическая, а синдромологическая диагностика. Синдром — это определенная совокупность симптомов ( отличительных признаков ). Например, если тугоухость появилась в итоге воспаления слухового нерва, то вероятен нозологический диагноз — неврит слухового нерва. Если же причины тугоухости не установлены, остается констатировать ее наличие. В этом случае устанавливается синдромологический диагноз - тугоухость.

В ряде случаев наряду с нозологическим диагнозом регистрируется и синдромологический, чтобы подробнее указать на имеющиеся у больного отклонения. Например, диагноз “врожденное органическое поражение центральной нервной системы” необходимо конкретизировать: задержка психического и речевого развития, судорожный синдром, повышенная психомоторная возбувидимость. Такая расшифровка позволяет более целенаправленно строить коррекционные мероприятия. Кроме того, педагог-дефектолог может добавить уточняющие характеристики речевого дефекта и оценку степени умственной отсталости.

Огромное значение имеет не только определение структуры имеющегося дефекта ( что поражено ? ), но и выяснение уровня pacположения патологического очага ( где поражено ? ). Ответ на последний вопрос и составляет сущность топического диагноза, указывающего на локализацию очага поражения.

Нужно также учитывать, что понятия нормы и патологии не являются застывшими, а видоизменяются в зависимости от возрастной эволюции нервной системы. Самый наглядный пример этого — отсутствие речи у детей 2 и 3 лет. В первом случае можно говорить о нормальном варианте развития, во втором — о нарушении нормальных темпов формирования речи. То же самое можно говорить о многих иных показателях работы нервной системы.

Педагог - дефектолог должен хорошо ориентироваться в возрастных особенностях нормальных характеристик нервно - психической деятельности.

Таким образом, медицинское заключение о нраве и структуре патологических изменений нервной системы прислуживает для педагога - дефектолога руководством к составлению плана коррекционных мероприятий и критерием прогностической оценки дефекта.

Ниже кратко описана динамика развития нормального ребенка. знание ее — нужное условие безошибочной диагностики тех или других отклонений в совершенствовании - развитии.  

Раннее выявление и коррекция отклонений в совершенствовании являются основополагающим принципом российской дефектологии. Многое в этом направлении уже сделано. Еще в 20 - 30 - е годы в клинике профессора Н. М. Щелованова были изобретены показатели нервно - психического развития детей первого года жизни ( подключая и отклонения от нормы ). В дальнейшем они многократно перерабатывались и дополнялись коллективом ученых под руководством профессора Н. М. Аксариной ( 1 - й год жизни - Э. Л. Фрухт, 2 - й год жизни - К. П. Печора, 3 - й год жизни - Г. В. Пантюхина ). В 70 - е годы эти исследователи впервые в нашей стране изобрели церемонию диагностики и тесты для проверки развития детей в поликлинике, в доме ребенка, в яслях. В 1975 г. эта методология была рекомендована к внедрению в детские поликлиники и дошкольные учреждения.

В 90 - е годы по заказу Министерства образования Российской Федерации Институтом коррекционной педагогики РАО изобретена психолого - педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста, учитывающая возрастные психологические новообразования, уровень развития ведущей деятельности и уровень развития типичных видов деятельности ребенка в каждом возрастном периоде. Такой подход разрешает не только выявить отклонения в совершенствовании ребенка, но и определить пути коррекционной работы с ним.

Эта система предусматривает:

• выявление детей с факторами риска по тугоухости в роддомах ;

• диспансерное наблюдение этих детей в поликлиниках по месту жительства и скрининг - обследование слуха в возрасте 1, 2, 4, 6, 12 месяцев ;

• углубленное аудиологическое и сурдопедагогическое обследование ребенка с недоверием на понижение слуха в сурдологических кабинетах.

С момента выявления понижения слуха у ребенка начинается проведение медико - педагогических коррекционных мероприятий. Раннее ( с первых месяцев жизни ) целенаправленное коррекционное противодействие приводит к тому, что даже у детей с тяжелой тугоухостью и глухотой к 3 - 5 годам удается формировать развернутую фразовую речь, звучание которой максимально сближается к нормальному.

Психолого-педагогическую помощь дети с нарушенным слухом получают в сурдологических кабинетах (отделениях, центрах), а также в создаваемых при специальных (коррекционных) образовательных дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей группах надомного обучения и кратковременого пребывания. В сурдологических кабинетах медико-психолого-педагогичекая коррекция детей первого года жизни осуществляется, как правило, один раз в месяц. Дети после года, не посещающие специальное учреждение, один раз в неделю занимаются с педагогом. В группах надомного обучения и кратковременного пребывания наблюдения за детьми до года осуществляются, по возможности, дома; с года дети могут посещать занятия специалиста 2-3 раза в неделю. Если родители живут далеко от учреждения, оказывающего ребенку помощь, то они могут приезжать 2-3 раза в год и в течение 1-2 недель посещать занятия ежедневно.

Несмотря на определенные достижения в разработке различных диагностических методик и медико-педагогической коррекции ряда отклонений в развитии, в настоящее время в России нет единой системы раннего выявления детей с подозрениями на те или иные отклонения в развитии. Ее создание - важная и актуальная задача современного этапа коррекционной помощи детям раннего возраста.

С нашей точки зрения, организация раннего выявления и коррекционной помощи детям с нарушенным слухом может являться моделью помощи детям с иными отклонениями в совершенствовании ( интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными, двигательными, речевыми ). Вместе с тем следует отметить, что нрав нарушения и структура дефекта определяют различные формы работы по выявлению детей с отклонениями в совершенствовании и организации коррекционной помощи.

Творение единичной системы раннего выявления и коррекции отклонений в совершенствовании детей предусматривает проведение целенаправленной правительственной политики в этой области и разработку законодательных актов в целях преодоления межведомственных и междисциплинарных барьеров.

Задача создания системы - разработка и апробация различных моделей скринингового и углубленного дифференцированного обследования всех детей первого года жизни для выявления детей с подозрением на отклонения в развитии и оказания разнообразных форм психолого-педагогической и социальной помощи им и их семьям.

Система раннего выявления и коррекции отклонений в развитии, с нашей точки зрения, должна включать в себя четыре основных блока.

Первый блок - скрининговое обследование детей первого года жизни. Оно предполагает прежде всего разработку карт факторов риска в развитии ребенка. Карта должна заполняться в роддоме с отметкой о наличии фактора риска в выписке, затем передаваться в поликлинику по месту жительства для проведения систематических наблюдений за развитием ребенка, его обследования. При первом же подозрении на отклонение или замедленный темп в развитии ребенок должен направляться на комплексное медико-психолого-педагогическое обследование.

Основная задача блока - выявление детей с подозрением на то или иное отклонение в развитии. Для ее успешного решения необходимо совместно с Министерством здравоохранения разработать и апробировать:

карты факторов риска в развитии ребенка;

скрининговые методики обследования нервно-психического развития ребенка первого года жизни;

процедуру обследования детей и наблюдения за их развитием;

эффективные и недорогие технические средства скрининг-диагностики.

Второй блок - дифференциальная диагностика, которая осуществляется в детских поликлиниках, специализированных центрах, больницах. Ее задача - выявление отклонения в развитии, уточнение структуры дефекта, определение возможностей медицинского воздействия и психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии ребенка.

Дифференциальная диагностика нуждается в дальнейшем развитии методик и приобретении новейшего оборудования, однако даже те методы и то оснащение, которое уже есть, разрешают решать задачи блока достаточно успешно. Третий блок - медико - психолого - педагогическая коррекция отклонений в совершенствовании. Нужно изобрести и апробировать разнообразные организационные формы коррекционного противодействия. Так, наш опыт показывает, что для детей с нарушениями ЦНС, интеллектуальными и речевыми проблемами коррекционное обучение целесообразно организовывать именно в детских поликлиниках по месту жительства, дополнив их штаты учителями - дефектологами, трудящимися с детьми раннего возраста.

Дети же с сенсорными нарушениями, проблемами в эмоциональном развитии, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сложной структурой дефекта и др. столь специфичны, что с раннего детства требуют специализированной помощи. Необходимо создать гибкую систему коррекционного воздействия, сочетающую как помощь ребенку в поликлинике по месту жительства, так и специализированную в профильных медицинских и медико-психолого- педагогических (реабилитационных) центрах. Последние могли бы курировать оказание помощи ребенку по месту жительства, в частности занятия с учителем- дефектологом поликлиники.

С нашей точки зрения, целесообразно также расширять такие новые формы коррекционного воздействия, как группы надомного обучения и кратковременного пребывания при специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях.

Необходимо предусмотреть в этом блоке и такое важное звено, как ежегодное углубленное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка (на первом году жизни желательно не реже 2 раз в год) с целью уточнения структуры нарушения, определения эффективности реабилитационных мероприятий и направлений дальнейшего коррекционного медико-психолого-педагогического воздействия.

Создание системы раннего выявления, коррекция отклонений в развитии и ее функционирование требуют особого внимания к подготовке кадров.

Четвертый блок - создание обоснованной, скоординированной государственной программы подготовки и переподготовки специалистов для системы раннего выявления и ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. Необходимо, в частности, организовать целенаправленную подготовку учителей-дефектологов (на дефектологических факультетах педагогических университетов и институтов, через курсы повышения квалификации и т. п.) к работе с детьми раннего возраста, к оказанию коррекционной помощи в разных формах. В настоящее время от любых новаций ждут экономического эффекта. К сожалению, данная программа, как и все, что связано с интересами ребенка с проблемами, не отвечает этому требованию. В ходе ее проведения количество детей с отклонениями в развитии будет увеличиваться за счет "невыявленного резерва". Сама реализация системы раннего выявления и коррекции нарушений в развитии в полном объеме будет достаточно дорогостоящей (включая современные технические средства диагностики и коррекции).

Вместе с тем у части детей будут преодолены те или иные отклонения, часть детей будет подготовлена к воспитанию и обучению в массовых общеобразовательных учреждениях. Но и в этом случае дети с достаточно выраженными отклонениями в развитии (например, со средними и тяжелыми нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) будут нуждаться в постоянном психолого-педагогическом сопровождении и систематической коррекционной помощи.

Раннее медико - психолого - педагогическое вмешательство позволит ослабить, а в отдельных случаях и предотвратить последствия того или другого отклонения в совершенствовании, поможет вырастить человека, талантливого энергично участвовать в жизни сообщества. Основной экономический эффект - не в убавлении количества разных особых учреждений, а в понижении последствий увеличения численности инвалидов.

Медицинская абилитация в раннем возрасте — это система лечебно профилактических мерок, направленных на творение условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных, и речевых реакций ребенка в соотношении с возрастом средствами медицины ( медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж и лечебная физкультура, протезирование оперативное вмешательство и др. ).

Для того чтобы успешно проводить педагогическую абилитацию, специальному педагогу необходимо знать ключевые моменты медицинской абилитации для оптимального объединения усилий. Большое место занимает профилактическая работа с ребенком и его семьей, распределенная во времени в соответствии с этапами онтогенеза.

Скрининг факторов риска осуществляется уже при первичном обращении будущих родителей в медикогенетическую или женскую консультацию. Этап прогнозирования рождения ребенка с отклонением в развитии (первые 12 недель беременности) и предупреждение рождения больного ребенка (от 12 недель до родов) проводятся акушерам и гинекологами. В случае заключения о неблагоприятном течении беременности могут проводиться превентивные (предупредительные) лечебные мероприятия при тщательном контроле за состоянием плода.

При большом риске мама направляется в специализированный родильный дом, оснащенный соответствующим оборудованием и укомплектованный квалифицированными специалистами отделения неопатологии. К мероприятиям второго этапа относится поиск безошибочной тактики и техники ведения родов. После рождения ребенок в первые же часы обследуется специалистами для уточнения состояния его нервной системы, органов и тканей.

Комплекс мероприятий, проводимых разными учреждениями, от мониторинга состояния будущей матери до выхаживания ребенка с отклонением в развитии, связан в единую систему и обеспечивает комплексный подход в проведении медицинской абилитации. Программа медицинской абилитации тесно связана с программами психолого-педагогической абилитации детей раннего возраста и строится с учетом всех возможных I-благоприятных факторов развития ребенка, таких, как осложненный акушерский анамнез, болезнь матери, патологическое течение беременности и родов, появление первых минимальных признаках аномального развития. Предпочтение отдается абилитации в домашних условиях, где ребенок огражден от контактов с инфекциями, развивается в привычной домашней обстановке, не отлучаясь от матери.

Семья  - это главный помощник доктора в организации лечебно - профилактических мерк и лечебного ухода за ребенком. Лечебное сопровождение детей раннего возраста должно быть комплексным. Доктор, методист по лечебной гимнастике, массажист, логопед, а также особый психолог и педагог обучают маму особым приемам выработки навыков у ребенка, контролируют и оценивают эффективность работы, изменяют набор упражнений и лечебно - профилактических мероприятий в соотношении с достигнутыми итогами.

В содержание медицинской реабилитации входят медикаментозное лечение и фототерапия, терапия физическими средствами (ЛФК, массаж, физиотерапия), трудотерапия, арттерапия, восстановительное оперативное вмешательство, протезирование и ортезирование, физическая реабилитация протезированных лиц и санаторно-курортное лечение.

Проведение медицинской реабилитации в детских возрастных группах невозможно без одновременного применения педагогических методов воздействия. Построение реабилитационной программы основывается на следующих принципах.

1. Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

2. Реабилитационные мероприятия должны быть комплексными, разносторонними, но однонаправленными.

З. Реабилитационная программа должна быть индивидуальной для каждого больного в зависимости от нозологической формы, характера течения заболевания, возраста больного и пр.

4. Заключительным этапом реабилитационной программы для взрослых должны являться профессиональная ориентация и трудоустройство. Для детей — это возвращение к обычной для данного детского возраста деятельности, включая учебную. Реабилитация детей осуществляется на базе учреждений системы здравоохранения, народного образования и социального обеспечения. К их числу относятся специализированные отделения или палаты для детей, у матерей которых были патологические роды, детские специализированные ясли-сады и школы-интернаты, детские дома-интернаты для психоневрологических больных, неврологические отделения больниц, клиники институтов травматологии и ортопедии, местные и республиканские санатории, детские поликлиники.

В условиях детских больниц или неврологических клиник дети получают лечение в остром периоде заболевания. Помимо комплекса медикаментозного лечения, направленного на устранение причины, вызвавшей заболевание, в условиях больницы должен быть использован весь запас мероприятий, направленных на творение оптимальных условий для быстрейшего восстановления нарушенных функций и предостережение вероятных осложнений, которые в дальнейшем могут быть главной причиной ограничения жизнедеятельности и здоровья.

Проводится ортопедическая укладка, назначаются лечебная физкультура, массаж, физиотерапия. Больной приобщается к самостоятельному обслуживанию. Реабилитационный процесс, как правило, состоит из трех этапов.

Первый этап реабилитации — восстановительное лечение в стационаре. В зависимости от характера патологического процесса он имеет различную продолжительность (в среднем 1—З мес).

Второй этап — реадаптация, т. е. приспособление больного к условиям существования на том или ином уровне в соответствии со степенью восстановления и компенсации функции. Этот этап лечения лучше начинать в местном санатории, куда ребенок должен быть переведен после окончания лечения в больнице.

Третий этап — собственно реабилитация, возвращение к обычной деятельности (учебной, трудовой), к прежним своим обязанностям. У детей этот этап предполагает полное или частичное преодоление дефекта, его компенсацию и своевременную коррекционно-педагогическую помощь для предотвращения вторичных и последующих отклонений в развитии. Уменьшение числа лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности может сегодня достигаться средствами медицины через: совершенствование профилактики; своевременность раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка; совершенствование абилитационных и реабилитационных мероприятий; повышение качества медицинского сопровождения коррекционно-образовательного процесса.

Заключение

Раннее выявление и коррекция проблем в развитии ребенка дает возможность предупредить появление дальнейших вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реабилитацию детей данной категории, а для значительной части детей открывает возможности включения их в общеобразовательный поток (интегрированное обучение). Только при условии ранней помощи детям с особыми образовательными потребностями возможно достижение максимального для каждого ребенка уровня общего развития, образования и интеграции в общество.

Для достижения данных целей необходима такая система ранней диагностики, которая позволила бы:

- вовремя обнаружить отклонения младенца с периода новорожденности;

- определить причины этих отклонений;

- обеспечить комплексную медико-психолого-педагогическую коррекцию.

Такая система должна включать в себя:

- скрининг обследование всех детей первого года жизни;

- дифференциальную диагностику для точного установления диагноза;

- организацию коррекционной помощи с момента установления первого подозрения на то или иное отклонение в развитии.

В зарубежной психологии диагностика развития ребенка раннего возраста осуществляется методом тестирования. Оценивается ряд поведенческих проявлений и показатели соотносятся с нормативами, характерными для того или иного возрастного этапа. Большая часть тестов для младенцев предназначена для диагностики сенсомоторного развития (удерживание головки, переворачивание, слежение за предметами глазами, манипуляция с предметами и т.д.)

В отечественной науке методики для диагностики младенцев, разрабатывались еще в 20-30 гг. ХХ века. Одной из первых работ в этом направлении является "Краткая диагностическая схема развития ребенка до 1 года" И. Л. Фигурина и М. П. Денисовой.

Сегодня существует большое количество методик для обследования детей раннего возраста. Но на этапе перехода к личностно-ориентированной педагогике, необходимо подбирать и разрабатывать такие методики, которые будут направлены на диагностику развития не отдельных психических функций, а на диагностику системного и целостного исследования ребенка, на диагностику всех форм психической активности, в которой реализуется личность ребенка, начиная с самых ранних этапов его жизни. Для решения этой задачи необходимо с теоретической позиции выделить центральные, наиболее существенные для каждого возрастного этапа линии развития. Диагностика, которая позволит исследовать на каждом возрастном этапе все основные линии развития ребенка, должна более адекватно реализовывать принцип комплексности диагностики и личностно-ориентированного подхода к оценке психического развития ребенка.