Статья "ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
В статье ставится задача рассмотреть перспективы использования образовательного портала в процессе педагогической деятельности. В результате анализа информационных источников были выделены положительные черты использования этого Интернет-ресурса в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konferentsiyu.docx | 32.87 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 004
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дербенева К.А.,
Филоненко Л.А.
Филиал ОмГПУ в г. Таре
Аннотация: В статье ставится задача рассмотреть перспективы использования образовательного портала в процессе педагогической деятельности. В результате анализа информационных источников были выделены положительные черты использования этого Интернет-ресурса в образовательном процессе.
Ключевые слова: Интернет-ресурсы, образовательный портал, возможности использования, педагогический процесс.
Динамично развивающиеся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) открывают новые возможности современному образованию. На данный момент их использование в образовательном процессе является не рекомендацией, а скорее требованием, которое прописано во ФГОС ООО. Поэтому сегодня многие педагоги используют возможности информационных образовательных ресурсов в своей педагогической практике: учебной, воспитательной и внеурочной.
В самом широком смысле определение информационных ресурсов включает всю информацию об окружающей действительности, которая была накоплена человечеством и зафиксирована на носителях любой формы для передачи между пользователями.
Понятие информационных образовательных ресурсов (ИОР) охватывает разные виды ресурсов, используемых в образовательном процессе, в том числе [1]:
- печатные издания,
- картографические объекты на печатной основе,
- электронные образовательные ресурсы (ЭОР),
- цифровые образовательные ресурсы (ЦОР),
- Интернет-ресурсы и т.д.
Интернет-ресурс – это система технических и программно-аппаратных средств, а также той информации, которая публикуется в сети Интернет и отображается в различных формах: текстовой, графической или звуковой.
Интернет-ресурсы образовательного назначения могут представлять собой:
- информационные продукты работ специалистов по проблемам образования;
- обучающие программы, такие как электронные учебники, различные тренажеры и лабораторные практикумы, а также тестовые системы;
- мультимедийные обучающие системы;
- базы данных по определенным отраслям знаний;
- авторские Web-страницы, отражающие педагогический опыт;
- сайты педагогов, отражающие различные аспекты педагогической деятельности;
- образовательные порталы [1].
На современном этапе развития образования разработана целая система удобных для обучающихся и педагогов образовательных порталов, образующая информационную и обучающую среду, в рамках которой пользователю предоставляется возможность удовлетворять свои индивидуальные информационные и учебно-познавательные потребности, а также получать нужные для его научной и практической деятельности знания и умения.
Образовательный портал является программно-технической системой, в которой происходит накопление сведений о научно-методических ИОР, современных технологиях обучения и воспитания, федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и другой учебной информации, мотивирующей обучающихся к повышению уровня образования [2].
Этот ресурс предоставляет открытый доступ к разнообразному спектру ИОР и образовательных услуг и служит функциональной средой, имеющей базы данных и классификаторы.
Образовательный портал в своей структуре может содержать следующие элементы:
- рассылки и ленты новостей;
- средства навигации и поиска;
- электронные учебники и библиотеки;
- каталоги образовательных ресурсов;
- материалы, касающиеся конкретных учебно-воспитательных и организационно-методических вопросов;
- интерактивные обучающие средства;
- виртуальные среды учебно-практической деятельности;
- электронные ресурсы демонстрационного характера;
- универсальные обучающие среды;
- базы данных и архивы;
- игры, обучающего характера;
- средства дистанционного и открытого обучения.
Использование такого Интернет-ресурса, как образовательный портал, содержит потенциальные возможности для:
- использования информационных ресурсов и технологий при проведении занятий;
- выявления уровня знаний по школьным и институтским дисциплинам, а также его повышения;
- проведения мониторингов различного уровня, оперативной обработки и обобщения их результатов;
- повышения уровня компьютерной грамотности обучающихся;
- создания условий интенсивного информационного обмена между всеми звеньями системы непрерывного образования [3].
Также образовательный портал можно использовать в качестве психолого-педагогических условий осуществления учебного информационного взаимодействия на базе ресурса портала посредством [3]: 1) использования педагогически значимой учебной информации, расположенной на образовательном портале (педагог может использовать ресурс портала при подготовке следующих материалов: конспектов уроков, воспитательных и внеурочных занятий, тестовых и контрольных заданий, сценариев внеклассных мероприятий и т.п.); 2) взаимодействия с ресурсом образовательного портала в рамках учебного телекоммуникационного проекта (при этом через портал осуществляется информационное взаимодействие обучающегося с ресурсом, с другим обучающимся, с ученическим коллективом, а также с преподавателями); 3) организации образовательных телеконференций в Интернет (на основе различных ИКТ: списки рассылки, системы электронной почты, электронные доски объявлений, on-line телеконференции на основе технологии IRS, так называемых «чатов»).
Хорошо организованная урочная и внеурочная деятельность на образовательных порталах позволяет углубить знания по предметам, развить различные компетенции обучающихся: самостоятельность и инициативность, умение активно действовать, самостоятельно принимать решения, приспосабливаться к динамично развивающимся жизненным условиям и т.д.
Таким образом, использование такого ИОР, как образовательный портал, в учебной и внеурочной деятельности педагога имеет такие положительные черты, как:
- позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость обучающегося;
- позволяет интенсифицировать процесс обучения, делают его насыщенным и наглядным;
- предоставляет возможность получать индивидуализированное образование каждому обучающемуся, в том режиме и темпе, который является для него более удобным;
- освобождает педагога от бесконечных записей на доске, отработки элементарных умений и навыков, проверки бумажных работ обучающихся.
Список используемых источников:
- Ваграменко, Я. А. О направлениях информатизации российского образования/ Я. А. Ваграменко/ Системы и средства информатики. Вып. № 8. - Москва: Наука. Физматлит, 1996. - С. 27-38.
- Дрючатый, Г. Ф. Один из подходов к созданию образовательного портала/ Г. Ф. Дрючатый, А. Е. Заварихин, В. А. Красильникова/ Открытое и дистанционное образование – Томск, 2002 г.-№4.-С.113-115.
- Иванников, А. Д. Основные положения концепции создания системы образовательных порталов/ А. Д. Иванников, А. Н. Тихонов/ Интернет-порталы: содержание и технологии. Сб. науч. ст. Вып. № 1. – Москва: Просвещение, 2011. – С. 8-18.