«Социально-педагогические проблемы защиты прав детства в России»

Пшенникова Юлия Константиновна

Статья по социальной педагогике

Гарантии прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Факультет психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Профиль: психология и социальная педагогика

Тема: «Социально-педагогические проблемы защиты прав детства в России»

                                Выполнил

                                Пшенникова Ю.

                                2 курс

Санкт-Петербург

2018

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. ГАРАНТИИ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЁНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. Правовой статус ребёнка
  2. Основные направления обеспечения прав ребёнка
  3. Охрана и защита прав ребёнка социально-педагогическими средствами

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Актуальность исследования. В 1989 году Организацией Объединённых Наций была принята Конвенция о правах ребёнка. В 1990 году данный международный документ был ратифицирован многими странами, в том числе и Советским Государством, правопреемницей которого явилась Россия.

Конвенция установила основные гарантии прав детей в современном мире и гарантировала обеспечение прав и свобод ребёнка, их защиту. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребёнка. Положения данного международного документа сводятся к четырём основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция ратифицирована нашим государством больше двадцати лет назад. Но проблема защиты прав несовершеннолетних не потеряла своей актуальности до сих пор.

Цель работы – исследовать состояние защищённости прав ребёнка в современном обществе, а также проблемы защиты прав ребёнка.

Поставленная цель исследования обуславливает необходимость решения ряда задач курсовой работы:

- проанализировать права ребёнка на международном и федеральном уровнях;

- описать формы и институты, обеспечивающие защиту прав ребёнка;

- рассмотреть реализацию прав ребёнка в области образования.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с реализацией и обеспечением прав ребенка в России.

Предмет исследования - теоретические и практические проблемы, связанные с обеспечением прав ребенка.


ГЛАВА 1. ГАРАНТИИ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЁНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Правовой статус ребёнка

Вступление в силу Конвенции о правах ребенка стало кульминацией почти 70-летней борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей. Первым выражением международной озабоченности положением детей было принятие в 1923 г. Советом созданной незадолго до этого неправительственной организации Международный союз спасения детей Декларации о правах ребенка (Женевской). В 1959 г. была принята новая Декларация, которая послужила основой для подготовки Конвенции о правах ребенка. Конвенция о правах ребёнка утвердила ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как "придаток" своих родителей, опекунов или попечителей.

Определяя правовой статус ребёнка необходимо уточнить, что в Российской Федерации принимается за начало человеческой жизни. В соответствии с международной гуманитарной практикой определять, когда заканчивается жизнь человека должно государство. Момент начала, т. е. возникновение жизни в Российской Федерации обозначен, однако, не в нормативном акте, а в ведомственной инструкции Министерства Здравоохранения, согласно которой право на жизнь имеет семимесячный ребёнок весом более 1000 грамм и длиной тела не менее 35 сантиметров.

Под ребёнком (детьми) понимается "любое лицо (лица) до достижения им (ими) возраста 18 лет, т. е. до совершеннолетия" [12].

Аналогичное определение "ребёнка" содержится и в пункте 1 статьи 54 Семейного Кодекса Российской Федерации.

Российское законодательство разделяет детей на две возрастные группы, которые обладают различными объемами гражданской дееспособности ("Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18 лет"):

1) Малолетние – дети в возрасте до 14 лет.

За детей в возрасте до 6 лет все сделки совершают от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Такое же правило применяется и для детей в возрасте от 6 до 14 лет, за исключением сделок, которые они вправе совершать самостоятельно, т. е. мелких бытовых сделок, а также сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды и при этом не требующих нотариального удостоверения.

2) Дети от 14 до 18 лет.

Они обладают наибольшим объемом дееспособности. Большинство сделок они вправе совершать с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей, попечителей. Без их согласия несовершеннолетние вправе распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, осуществлять авторские права, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые и некоторые другие сделки.

С принятием нового Семейного Кодекса Российской Федерации стала шире и гражданско-процессуальная дееспособность ребёнка. Согласно пункту 2 статьи 56 Семейного Кодекса Российской федерации ребёнок, чьи права и законные интересы нарушены, вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд.

Несовершеннолетнее лицо не утрачивает статус ребёнка и в тех двух случаях, когда оно в соответствии с гражданским Кодексом Российской Федерации до наступления совершеннолетия (18 лет) приобретает полную гражданскую дееспособность: при вступлении в брак (пункт 2 статьи 21 Гражданского Кодекса) и в случае эмансипации (пункт 1 статьи 27 Гражданского Кодекса).

И "Конвенция о правах ребёнка" и Закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" выделяют особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите – дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся:

- дети, оставшиеся без попечения родителей;

- дети-инвалиды;

- дети, имеющие недостатки в развитии, психическом или физическом;

- дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

- дети – жертвы насилия;

- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении;

- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью семьи" [16].

Российским законодательством предусмотрена необходимость обеспечения социальной адаптации (приспособления ребёнка к принятым в обществе правилам поведения, преодоление последствий психологической травмы) и социальной реабилитации (восстановление утраченных ребёнком социальных связей и функций, усиление заботы о нём) таких детей.

Соответствующие социальные службы и учреждения в соответствии с трудной жизненной ситуацией ребёнка должны разрабатывать специальные программы социальной адаптации и реабилитации.

Рассмотрев правовой статус ребёнка, необходимо отметить, что способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рождения ребёнка, а способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности (дееспособность) возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия.

1.2. Основные направления обеспечения прав ребёнка

В современном мире проблема прав и свобод ребёнка занимает одно из ведущих мест в международных отношениях, во внутригосударственной жизни и общественном сознании.

Российская Федерация признаёт детство важнейшим этапом в жизни человека и исходит, прежде всего, из принципа законодательного обеспечения прав ребёнка. Т. е. ребёнку от рождения принадлежат и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным Кодексом, Федеральными Законами и другими нормативными актами Российской Федерации [10].

Ребёнок, в силу определённых признаков является объектом социальной политики.

Рассмотрим основные направления обеспечения прав ребёнка на международном уровне, уровне Российской Федерации и уровне субъекта Российской Федерации.

Международные договоры, конвенции, пакты являются юридическим обязательством для государств, подписавших эти правовые акты или присоединившихся к ним.

Другие международные документы в виде деклараций и резолюций носят рекомендательный характер и учитываются государствами в их законодательной и административной практике как общепринятые принципы и правила.

В числе важнейших международных актов, посвященных защите прав ребёнка, следует назвать Декларацию ООН о правах ребёнка от 20 ноября 1959 г. и Конвенцию ООН о правах ребёнка 1989 г. Положения о защите прав ребёнка содержатся и в таких основополагающих документах, как Международный пакт о гражданских и политических правах (статьи 23, 24) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 10).

С 15 сентября 1990 года Российская федерация является участником Конвенции ООН о правах ребёнка, которая рассматривает ребёнка как самостоятельную личность, наделённую соответствующими правами, способную в определённой мере к их самостоятельному осуществлению и защите.

Конвенция ООН о правах ребёнка устанавливает следующие основные гарантии прав детей:

  • право на жизнь;
  • право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и право на их заботу;
  • право свободно выражать своё мнение;
  • право на свободу мысли, совести и религии;
  • право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний;
  • право на пользование услугами здравоохранения;
  • право на социальное обеспечение; право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;
  • право на образование;
  • право на отдых и досуг" [12].

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребёнка от следующих посягательств:

а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство;

б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;

в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствие в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;

г) потребления наркотических средств и психотропных веществ;

д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;

е) всех форм дискриминации, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания.

Необходимо отметить, что международное законодательство в области защиты прав ребёнка основывается на необходимости полного и гармоничного развития ребёнка, воспитания его в семейном окружении в атмосфере счастья, любви и понимания, подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Также принимается во внимание важность традиций и культурных ценностей каждого народа и на основании вышесказанного строится внутренняя политика государства в области защиты прав ребёнка.

Нормы внутреннего права Российской Федерации закрепляются в нормативных правовых актах, правом издания которых наделены определённые органы.

Нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты, которые образуют правовую систему и состоят между собой в определенной иерархии.

"Конституция – нормативный акт высшей (после признанных международных договоров, пактов и др.) юридической силы, определяющий основы конституционного строя, правового статуса личности, федеративных отношений". Следовательно, Конституция является базой для всей системы нормативных актов, которые не должны противоречить конституционным нормам.

Новая Конституция Российской Федерации провозгласила, что " права и свободы человека являются высшей ценностью, которая определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления; права человека обеспечиваются правосудием".

Законодательство Российской Федерации устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребёнка в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребёнка.

Рассмотрим основные права ребёнка в Российской Федерации.

Права ребёнка в области образования.

Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Конституции РФ, Федеральных законах "Об образовании" и "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", законах субъектов Российской Федерации.

"Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней".

Каждый ребёнок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области образования:

  • на уважение своего человеческого достоинства;
  • на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования;
  • выражать своё мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения;
  • на уважение и свободное выражение своих мнений и убеждений;
  • на перевод в другое образовательное учреждение;
  • на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей [12].

Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения.

Таким образом, государство берёт на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путём создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности.

Необходимо отметить, что содержание образования должно быть ориентировано на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка; воспитание уважения к правам человека и основным свободам; воспитания уважения к родителям, культурной самобытности ребёнка, языку и ценностям страны, в которой ребёнок проживает; подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, равноправия и дружбы между народами; бережное отношение к окружающей среде.

Права ребёнка в области социального обеспечения.

Каждый ребёнок имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормилица и другое. Социальное обеспечение предполагает получение пенсий, пособий, социально-бытовых (Например: бесплатное получение лекарств и одежды, бесплатное питание в образовательных учреждениях) льгот со стороны государства.

Жилищные права ребёнка.

Каждый человек в Российской Федерации имеет право на жилище, в том числе и ребёнок. 

Законодательство РФ наряду с общими положениями устанавливает и специальные правила для реализации права ребёнка на жилище. Специальные правила регулируют порядок и основания предоставления и приобретения жилых помещений, а также порядок пользования жилыми помещениями.

Так, жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в первую очередь предоставляются многодетным семьям, одиноким матерям, семьям при рождении близнецов.

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющие сиротами или лишенными родительского попечения, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди [13].

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

Несовершеннолетние лица, в отношении которых родители лишены родительских прав, сохраняют право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением.

Следует отметить, что за малолетних детей в возрасте до 14 лет осуществляют жилищные права и несут обязанности их законные представители, а несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет приобретают и осуществляют жилищные права и несут обязанности с письменного согласия законных представителей.

Можно выделить следующие жилищные права ребёнка:

  • ребёнок, родители которого лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им;
  • дети в возрасте от 14 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений;
  • жилые помещения, в которых проживают только несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства;
  • при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений.

Права ребёнка в сфере трудовых отношений.

Определим основные права:

  • учащиеся общеобразовательных школ могут работать в свободное от учёбы время, оплата их труда производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки; не допускается приём на работу лиц, моложе 16 лет, а в исключительных случаях – достигших 14 лет;
  • лица моложе 18 лет не допускаются к работам в ночное время и к сверхурочным работам;
  • по согласию родителей несовершеннолетний в возрасте 16 лет и признанный полностью дееспособным может заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещённой законом;
  • общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями и организациями могут дополнительно проводить профессиональную подготовку учеников;
  • несовершеннолетние, достигшие 16-летнего возраста, которые не учатся в образовательных учреждениях и не имеют работы и заработка и зарегистрированные в органах службы занятости, могут быть признаны безработными; безработные в возрасте до 18 лет относятся к особо нуждающимся в социальной защите.

Права ребёнка в сфере имущественных отношений.

Необходимо отметить, что нормы об имущественных правах ребёнка включены в Семейный Кодекс РФ:

1. Ребёнок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи.

2. Суммы, причитающиеся ребёнку в качестве алиментов, пособий, пенсий поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, воспитание и образование.

3. Ребёнок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретённое на средства ребёнка.

4. Ребёнок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребёнка [15].

Часть 2 статьи 35 Конституции РФ наделяет каждого гражданина правом иметь имущество в собственности – владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никаких исключений на этот счёт в отношении несовершеннолетних Конституция РФ не делает. Статья 213 Гражданского Кодекса РФ, посвящённая праву собственности, также не делает исключений для несовершеннолетних собственников, которые могут приобретать право собственности на общих основаниях.

Таким образом, вышеперечисленными правами подчёркивается не только личная независимость ребёнка, но и имущественная самостоятельность в сфере семейных правоотношений.

Права ребёнка в области семейных отношений.

Данные права ребёнка регулируются Семейным Кодексом РФ, который выделяет следующие права ребёнка в данной области:

  • Право ребёнка жить и воспитываться в семье. Это одно из важнейших прав ребёнка, согласно которому именно семья обеспечивает право ребёнка на заботу, помощь, удовлетворение его жизненно важных потребностей. Ребёнок имеет право знать своих родителей, проживать с ними, право на воспитание своими родителями, уважение его человеческого достоинства, обеспечение его интересов и всестороннее развитие.
  • Право ребёнка на общение с родителями и другими родственниками. Непременным условием полноценного воспитания детей является постоянный контакт с обоими родителями, дедушками и бабушками, братьями и сёстрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание (даже в разных государствах) родителей не влияют на права ребёнка.
  • Право ребёнка на защиту. Под защитой ребёнка понимается "гарантия осуществления и восстановления нарушенного права, создание условий, компенсирующих утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления прав и др.". Ребёнок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органом опеки и попечительства, прокурором и судом, а также, если несовершеннолетний, признан в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять право на защиту. Необходимо отметить, что в реальной жизни дети, страдающие от злоупотреблений со стороны родителей, очень редко обращаются за защитой своих прав. Они стараются скрыть тяжёлую обстановку в семье – кто из страха перед родителями, кто из боязни, что его поместят в детский дом или иное подобное учреждение. Законодательство учитывает эту ситуацию. Статья 56 Семейного Кодекса РФ обязывает всех (должностных лиц и граждан), кто окружает ребёнка в повседневной жизни, незамедлительно сообщать о бедственном положении ребёнка в семье.
  • Право ребёнка выражать своё мнение. Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Обязателен учёт мнения ребёнка, достигшего 10 лет.
  • Право ребёнка на имя, отчество и фамилию. С момента рождения ребёнок имеет право на имя, которое включает в себя собственно имя, отчество (родовое имя) и фамилию. Имя даётся ребёнку по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца (либо, если отцовство не установлено, по указанию матери), фамилия определяется фамилией родителей либо по соглашению (если разные фамилии) одного из родителей.

Право ребёнка на отдых и оздоровление.

В Российской Федерации данное право реализуется через развитие и сохранение учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей, также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации устанавливаются льготы и социальные гарантии по обеспечению отдыха и оздоровления детей [11].

Защита ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью. Данное право в РФ включает в себя меры по защите ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию и антиобщественное поведение.

К сожалению, ситуация в современной России с реализацией данного права оставляет желать лучшего. Средства массовой информации, теле- и радиопередачи, фильмы, печатная продукция, реклама просто перенасыщены жестокостью, ориентацией на американский образ жизни, антисоциальным поведением. Всё это, прежде всего "впитывают" как губка несовершеннолетние.

Право на охрану здоровья и медицинское обеспечение.

В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения детям гарантируется бесплатная медицинская помощь, предусматривающая профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу и санаторно-курортное лечение.

В Российской Федерации субъектами, гарантирующими права детей, являются: Российская федерация (федеральный уровень), субъект Российской Федерации, местное самоуправление.

Итак, рассмотрев права, свободы и законные интересы ребёнка на международном, федеральном уровнях, можно сделать вывод, что круг прав, гарантируемых в Российской Федерации детям, достаточно широк и обширен.

И международное и российское законодательство в отношении несовершеннолетних охватывают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно подчёркивается и то, что существование одного права неотделимо от осуществления других.

2.2. Охрана и защита прав ребёнка социально-педагогическими средствами

Жизнь нашего общества, в том числе и детей, далеко не всегда соответствует нравственно-правовым нормам как Конвенции о правах ребёнка, так и законодательству по правам ребёнка Российской Федерации.

Для того чтобы не понадобилась защита и восстановление уже нарушенных прав ребёнка, должна быть соответствующая охрана и защита его прав.

Поскольку в данной работе была рассмотрена реализация прав ребёнка в области образования, то попытаемся описать охрану и защиту прав ребёнка в образовании и образовательном процессе социально-педагогическими средствами.

Участниками образовательного процесса являются: ребёнок (ученик), педагог и родитель (либо лицо его заменяющее). В образовательном процессе каждый его участник имеет свои права и обязанности, которые определяются Уставом конкретного образовательного учреждения.

В образовательном процессе, т. е. "внутри" определённой школы в целях охраны и защиты прав ребёнка наиболее эффективным средством будет правовое просвещение всех участников образовательного процесса. Его цель – научить детей и подростков знать свои права и обязанности и уметь их отстаивать; просвещать в данной области также родителей и учителей; привлекать родителей к школьной и общественной жизни, сотрудничеству (Например, родительские комитеты).

Правовое просвещение в рамках школы должно включать в себя целый комплекс мероприятий. Прежде всего, это курсы правового или гражданского образования, а также курсы "права на каждый день", которые должны охватывать не только всех учащихся (с 1-го по 11 класс), но и родителей и учителей (для них – разъяснение норм законодательства, механизмов восстановления прав и их защиты). Также важны совместные работы взрослых и детей относительно прав человека, его места и роли в правовом государстве (Это могут быть различные олимпиады, дебаты, тренинги, семинары, проекты). Необходимо создавать новые формы организации школьной жизни, которые могут быть связаны с защитой и охраной прав ребёнка как прямо, так и косвенно (Такие как: школьные СМИ (радио, газета) – будут освещать различные проблемы, органы детского самоуправления (Советы, Парламенты), организация родителей (Родительский комитет)) [12].

Именно через правовое просвещение возможно воспитание в детях уверенности, умения высказываться и слушать, договариваться; приходит осознание своих прав в образовательном процессе и знания о возможностях их защиты; увеличивается активность в общественной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что утверждение идеи приоритета прав ребёнка, защита и охрана его прав, в значительной степени зависят от того, насколько хорошо люди осведомлены о своих правах, правах детей и о механизмах, которые имеются для обеспечения соблюдения этих прав. Права человека и ребёнка – это не узкая юридическая категория, она гораздо шире и наполнена социально-педагогическим содержанием. Информирование и просвещение широких слоёв населения о правах ребёнка повышает уровень осведомлённости общества, способствует воспитанию ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав ребёнка.


Заключение

Проблемы защиты и охраны прав ребёнка, забота о его жизни, развитии, воспитании и образовании в современном обществе стали достаточно актуальными.

В данной работе было рассмотрено состояние защищённости прав ребёнка в современном обществе, а также проблемы защиты прав ребёнка и социально-педагогические средства охраны и защиты прав ребёнка.

В первой главе были рассмотрены правовой статус ребёнка и права, гарантированные ему как на различных уровнях: международном, уровне Российской Федерации, уровне субъекта Федерации.

Во второй главе определены и рассмотрены формы защиты прав ребёнка. Также была проанализирована нормативно-правовая база относительно прав ребёнка в области образования и образовательного процесса на различных уровнях (федеральном, уровне субъекта, местного самоуправлении, общеобразовательного учреждения), компетентность органов и учреждений, которые занимаются вопросами образования, регулируют и контролируют деятельность в данной области.

Итак, рассмотрев систему образования на всех уровнях и реализацию прав в области образования, нами был сделан вывод о том, что федеральное законодательство разграничило компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, ввело общие установочные нормы и ориентиры по вопросам образования. Но, к сожалению, несмотря на то, что создана система образования, соответствующая нормативно-правовая база, существуют различные формы защиты прав ребёнка, проблемы в области прав ребенка имеют место быть и права детей нарушаются.

Это говорит о том, что полной реализации прав ребёнка невозможно добиться только путём принятия правозащитных нормативных актов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости осознания ребёнка субъектом права, имеющим свои права и обязанности и соответствующего к нему отношения. В соответствии с этим мы описали социально-педагогические средства защиты и охраны прав ребёнка.


Список литературы

  1. "Конвенция о правах ребёнка" (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. Вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.)
  2. "Декларация прав ребёнка" (Принята 20.11.1959 Резолюцией (xiv) на 841 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)
  4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ
  5. Семейный Кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 8.11.1995 г. № 223-ФЗ
  6. Федеральный Закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка"
  7. Закон Российской Федерации от 10.06.1992 г. № 3266-1 "Об образовании"
  8. Федеральный Закон от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ "Об утверждении федеральной программы развития образования"
  9. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 168 "Вопросы федерального агентства по образованию"
  10. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 159 "Вопросы федеральной службы по надзору в сфере образования и науки"
  11. Белянинова Ю. В. Как защитить права своего ребенка : юридический путеводитель родителей. – М. : Юрайт , 2017. - 170 с.
  12. Болотова Е. Л. Права ребенка в современной России. - М. : Школьная Пресса , 2015. - 96 с.
  13. Бондаренко О. А. Права ребенка в Российской Федерации : конституционно-правовой аспект // Юристъ - правоведъ. - 2010. - N 1. - С. 72-76.
  14. Бурковская А. А. О правовых аспектах защиты прав детей в судебном порядке // Вестник Российской правовой академии. - 2010. - N 1. - С. 12-16.
  15. Глушкова С.И. Права ребенка : международные стандарты и Россия. - Екатеринбург : Б. и. , 2013. - 206 с.
  16. Дети : защита от эксплуатации : законодательство РФ о правах ребенка, полномочия органов государственной власти, международный опыт борьбы с детским трудом. – М. , 2017. - 96 с.
  17. Егоров А. Конвенция о правах ребенка : итоги и перспективы // Вопросы социального обеспечения. - 2011. - N 23. - С. 5-6.
  18. Зайцева Н. Г. Основные направления государственной социальной политики в интересах детей // Власть. - 2011. - N 4. - С. 30-33.
  19. Ильина О. Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации : для преподавателей и студентов юридических факультетов и вузов. – М. : Городец , 2016. - 191 с.
  20. Комитет ООН по правам ребенка, российские НПО и права детей в России. - М. : Право ребенка , 2010. - 104 с.
  21. Король И. Г. Личные неимущественные права и обязанности ребенка //Российское правосудие. - 2010. - N 4 (48). - С. 58-63.
  22. Лапин Ю. Е. Государственная политика в области охраны здоровья детей // Здравоохранение Российской Федерации. - 2010. - N 1. - С. 14-18.
  23. Летова Н. В. Право ребенка на жилье // Закон. - 2010. - N 1. - С. 96-107.
  24. Махмутгариева С. М. Системно-структурный анализ обеспеченности права ребенка в образовательных учреждениях // Социальная политика и социология. - 2010. - N 8. - С. 461-465.
  25. Носова И. Ю. К проблеме нарушения прав ребенка // Семейное и жилищное право. - 2011. - N 6. - С. 23-25.
  26. Носова И. Ю. О понятии и классификации прав ребенка // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - N 4. - С. 18-21.
  27. Ржевская Л. В. Институт уполномоченного по правам ребенка : опыт России и зарубежных стран // Юридический мир. - 2011. - N 8. - С. 41-44.
  28. Российская Федерация, Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. - М. : Инфра-М , 2015. - 15 с.
  29. Российское законодательство в интересах ребенка // Вопросы социального обеспечения. - 2011. - N 11. - С. 4-5.
  30. Ростовская Т. К. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних. Внесудебная защита прав и интересов несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. - 2011. - N 4 (36). - С. 3-6.
  31. Шершень Т. В. Теоретические и практические проблемы обеспечения права ребенка на содержание в современной России // Российский судья. - 2011. - N 10. - С. 18-21.

Размещено на Allbest.ru