Рабочая программа ФГОС "Двигательное развитие" для обучающихся 1 класса с умеренной интеллектуальной недостаточностью
Целью программы является работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvigatelnoe_razvitie.docx | 67.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по коррекционному курсу «Двигательное развитие»
1 года обучения
для обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени
Выполнил: Киселева Ю.Э.
2016-2017г
Содержание
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
- Содержание программы.
- Учебно – тематический план
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» 1 года обучения для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени, составлена на основе: программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.:ВЛАДОС, 20013г, и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также Программы для специальных (коррекционных) учреждений для «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007, «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
Рабочая программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:
- - Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)»,
- Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
- Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 г № 986, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 г., регистрационный номер 19682).
- Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679).
- Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. с изменениями от 22.12.2008г.;
- Конвенции о правах ребенка. Принята 20 ноября 1989 года;
- Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологическое требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993).
- Годового календарного учебного графика
- Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся (утверждено приказом директора от 28.02.2015 г. № 48-П)
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.
Целью программы является работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Основные задачи:
- мотивация двигательной активности,
- поддержка и развитие имеющихся движений,
- расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
- освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).
Наряду с вышеуказанными задачами в коррекционном курсе «Двигательное развитие» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- формирование и развитие реципрокной координации;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Общемоторное развитие, у детей с умеренной умственной отсталостью, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений.
Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Программа построена на следующих принципах:
- Принцип единства диагностики и коррекции развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка.
- Деятельностный принцип коррекции. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития.
- Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип комплексности организации коррекционной работы заключается в особенностях использования методических средств и подходов, различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
- Принцип усложнения. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к сложному.
- Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно завершается на позитивном эмоциональном фоне.
Средства, формы и методы коррекционной работы:
- наглядность, коррекционные игры и упражнения, практическая работа;
- проводятся групповые занятия;
- психогимнастика, конструирование, наглядный и практический метод, связь с окружающей средой, опора на жизненный опыт и собственные ощущения.
- Индивидуальная, фронтальная и групповая
Тематическое планирование соответствует количеству часов учебной нагрузки, которая определена Учебным планом школы на 2016-2017 учебный год.
2. Место предмета в плане внеурочной деятельности.
В учебном плане коррекционные занятия по курсу «Двигательное развитие» представлены с расчетом по 2 часа в неделю, 68 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.
Коррекционные занятия проводятся во второй половине дня. Основной формой организации является комплексное занятие. Продолжительность занятия составляет 40 минут.
3. Планируемые результаты освоения программы
- Развитие элементарных пространственных понятий
- Знание частей тела человека
- Знание элементарных видов движений
- Умение выполнять исходные положения
- Умение бросать, перекладывать, перекатывать.
- Умение управлять дыханием
Предметные результаты
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Сформированность следующих умений: - Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога. -Способность согласовывать свои действия и движения. - уметь выполнять действия по образцу и по подражанию: -уметь показывать части тела человека -Уметь выполнять исходные положения -Уметь бросать, перекладывать, перекатывать. | Сформированность следующих умений: - соблюдать правила по технике безопасности и правила пользования спортивными снарядами и тренажёрами; - технически правильно осуществлять двигательные действия, - самостоятельно выполнять физические упражнения для развития физических навыков; - Умение управлять дыханием - Способность опосредовать свою деятельность речью. |
Личностными результатами изучения курса «Двигательное развитие» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):
- освоение доступной социальной роли обучающейся,
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
- умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Достижение базовых учебных действий:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- умение выполнять инструкции педагога:
- использование по назначению учебных материалов:
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
3. Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
Методы и средства оценки результативности программы
В процессе обучения осуществлять мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется балловая система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Контроль предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не подразумевает его сравнение с другими детьми.
3. Содержание программы.
Коррекционный курс содержит разделы:
1. Коррекция и формирование правильной осанки.
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия; профилактика выполнения имитационных упражнений.
Профилактика выполнения упражнений в вытяжении. Планируется в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенное повышение нагрузки и переход в конце урока к успокоительным упражнениям; чередование различных видов упражнений, подбор упражнений, соответствующих возможностям учащихся.
2 Формирование и укрепление мышечного корсета.
Профилактика выполнения общеукрепляющих упражнений. Овладение пространственными ориентировками. Развитие подвижности в суставах.
3 Коррекция и развитие сенсорной системы.
Овладение упражнениями для развития тактильно-двигательного восприятия; Развитие зрительного анализатора;
Овладения играми на совершенствование сенсорного развития.
4 Развитие точности движений пространственной ориентировки.
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия; Овладения пространственными ориентировками.
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.
Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Данный принцип наглядно демонстрируется в содержании представленных разделов.
4. Учебно-тематический
Название раздела | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
Коррекция и формирование правильной осанки. | 15 | 5 | 10 |
Формирование и укрепление мышечного корсета. | 17 | 7 | 10 |
Коррекция и развитие сенсорной системы. | 16 | 5 | 11 |
Развитие точности движений пространственной ориентировки. | 20 | 7 | 13 |
Итоговая диагностика обучающихся | 2 | - | 2 |
Итого | 68 | 24 | 44 |
5. Материально-техническое оснащение и учебно-методический комплекс
Оборудование:
-Спортивный зал;
-Коврики (для упражнений сидя и лежа);
- Гимнастические стенки;
- Мячи: маленькие и большие резиновые;
-Обручи;
-Скакалки;
-Секундомер.
Методическая литература для учителя:
- С. С. Зиянгиярова «Программно- методическое обеспечение 3-го урока физической культуры (ЛФК) для учащихся 1 – 5 классов «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната 8 вида». – П,:КЦФКиЗ, 2010 – 66с.
- Журналы «Здоровье детей»
- Шмаков С. А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника: Методическое пособие. – М.:ЦГЛ, 2004
- Ковалько В. И. «Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО, 2004.
- «Методика занятий по лечебной физкультуре в коррекционной школе» Селезнёва Л. И., учитель ЛФК государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения школы № 9 г. Новороссийска
- Аудио записи «Музыка для массажа», «Музыка для души»
- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, 1983г.
-Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитие интеллекта» Под редакцией кандидата психологический наук, профессора - Бгажнокова И. М. Москва, 2012г
Информационное обеспечение образовательного процесса
- Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
- Учительский портал http://www.uchportal.ru
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
- Электронная библиотека учебников и методических материаловhttp://window.edu.ru
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ | Тема | Кол. часов | Дата | Основные понятия | Основные виды деятельности | Коррекционная работа | |
1четверть | |||||||
1 | Дыхательные упражнения в образном оформлении ч1 | 1 | Дыхание упражнение | Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения под руководством учителя Обучаются правильному дыханию | Формирование произвольного самоконтроля через развитие умения контролировать свое дыхание. | ||
2 | Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки. Под счет. | 1 | упражнение | Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения под руководством учителя Обучаются правильному дыханию | Формирование произвольного самоконтроля через развитие умения контролировать свое дыхание. | ||
3 | Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях | 1 | Грудное дыхание | Разучивают комплекс упражнений Обучаются правильному дыханию | Коррекция произвольного внимания через развитие умения слушать и слышать свое дыхание, наблюдая при этом за ощущениями тела. | ||
4 | Изменение длительности дыхания | 1 | длительность | Обучаются правильному дыханию Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения под руководством учителя | снимать эмоционально-психическое напряжение с помощью специальных психотехник. | ||
5 | Формирование знаний о положении тела при правильной осанке. Разучивание основных положений рук, ног, туловища, головы.ч1 | 1 | Моторика | Разучивание комплекса упражнений на формирование правильной осанки. игра «Мы-солдаты» | Корригировать недостатки общей моторики через достижение координации дыхания, речи и движений тела. | ||
6 | Формирование знаний о положении тела при правильной осанке. Разучивание основных положений рук, ног, туловища, головы.ч2 | 1 | Моторика | Разучивание комплекса упражнений на формирование правильной осанки. Повторение игры «Мы-солдаты» | Корригировать недостатки общей моторики через достижение координации дыхания, речи и движений тела. | ||
7 | Формирование правильной осанки у стенки (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок), под контролем учителя.ч1 | 1 | Согласован-ность | упражнения для координации разных частей тела; Группировки», «Гости», «Хлоп. Топ. Поворот», танцевальные упражнения.), задания, способствующие развитию саморегуляции; Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения под руководством учителя Выполняют комплекс упражнений на формирование осанки. Игра на внимание | Корригировать недостатки моторного развития через укрепление мышц и суставов кистей, развитие плавности и точности общих движений | ||
8 | Формирование правильной осанки у стенки (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок), под контролем учителя.ч2 | 1 | Согласован-ность | упражнения для координации разных частей тела; «Группировки», «Гости», «Хлоп. Топ. Поворот», танцевальные упражнения, игры пальчиковой гимнастики Выполняют комплекс упражнений на формирование осанки. Игра на внимание | Корригировать недостатки моторного развития через укрепление мышц и суставов кистей, развитие плавности и точности общих движений | ||
9 | Упражнения у стенки (движения головы, рук, ног, приседания, скольжение спиной по стенке), смешанные висы.ч1 | 1 | Приседание скольжение | Разучивание комплекса упражнений на формирование правильной осанки. Повторение игры «Мы-солдаты» Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения под руководством учителя | Корригировать недостатки моторики через развитие пластичности, выразительности движений. Умения выполнять движения в нужном темпе и ритме. | ||
10 | Упражнения у стенки (движения головы, рук, ног, приседания, скольжение спиной по стенке), смешанные висы.ч2 | 1 | Приседание скольжение | Разучивание комплекса упражнений на формирование правильной осанки. Повторение игры «Мы-солдаты» Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения под руководством учителя | Корригировать недостатки моторики через развитие пластичности , выразительности движений. Умения выполнять движения в нужном темпе и ритме. | ||
11 | Знакомство с движениями, имитирующими ходьбу и бег животных.ч1 | 1 | имитация | задания, способствующие развитию саморегуляции; задания на подражание движениям животных. Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения под руководством учителя. Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок. | Развитие координации движения. Коррекция вестибулярного аппарата. | ||
12 | Знакомство с движениями, имитирующими ходьбу и бег животных | 1 | имитация | задания, способствующие развитию саморегуляции; задания на подражание движениям животных. Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения под руководством учителя. Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок. | Развитие координации движения. Коррекция вестибулярного аппарата. | ||
13 | Упражнения для укрепления мышц живота и спины из различных и.п.ч1 | 1 | Исходное положение | Разучивают и выполняют комплекс упражнений по показу учителя. Музыкально-ритмические упражнения. | Корригировать недостатки слухового восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах. | ||
14 | Упражнения для укрепления тазового пояса, бёдер, ног и рук.ч1 | 1 | Части тела | Разучивают и выполняют комплекс упражнений по показу учителя. Музыкально-ритмические упражнения. | Корригировать недостатки слухового восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах. | ||
15 | Упражнения с предметами и без них | 1 | предметы | Упражнения пальчиковой гимнастики. Музыкально-ритмические упражнения. Разучивают и выполняют комплекс упражнений по показу учителя. | Формировать навыки выполнения действий по подражанию, по словесной инструкции, Коррекция эмоционально-волевой сферы через формирование умения подчиняться правилам игры. | ||
16 | Игра: «Дунем раз…» | 1 | пушинка легкий тяжелый | Музыкально-ритмические упражнения. простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями. Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. | Формировать навыки выполнения действий по подражанию, по словесной инструкции, Коррекция эмоционально-волевой сферы через формирование умения подчиняться правилам игры. | ||
17 | Упражнение для правильного дыхания с использованием звуковой гимнастики. | 1 | Вдох Выдох | простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями, музыкально-ритмические упражнения | Формировать навыки выполнения действий по словесной инструкции педагога. | ||
2 четверть | |||||||
18 | Разучивание игр на совершенствование сенсорного развития ч1 | 1 | Бусины Шнуровка | Игры с элементами общеразвивающих упражнений. Игры на развитие сенсорного восприятия, развитие и совершенствование мелкой моторики. Вспоминают правила, проговаривают их и играют, соблюдая правила игры. | Формировать навыки выполнения действий по словесной инструкции педагога. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции . Развивать координацию движений руки и глаза. Развивать тактильные ощущения | ||
19 | Разучивание игр на совершенствование сенсорного развития ч2 | 1 | Бусины Шнуровка | Игры с элементами общеразвивающих упражнений. Вспоминают правила, проговаривают их и играют, соблюдая правила игры. Игры на развитие сенсорного восприятия, развитие и совершенствование мелкой моторики. | Формировать навыки выполнения действий по словесной инструкции педагога. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции . Развивать координацию движений руки и глаза. Развивать тактильные ощущения | ||
20 | Знакомство с ходьбой с различными положениями рук (в стороны, за голову, на пояс, вверх, вперёд, к плечам).ч1 | 1 | Равновесие Колонна Исходное положение | Выполнение двигательных действий, использование их в игровой и соревновательной деятельности. | Развивать пространственную ориентацию. Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма. Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции . Развивать координацию движений Развивать тактильные ощущения | ||
21 | Знакомство с ходьбой с различными положениями рук (в стороны, за голову, на пояс, вверх, вперёд, к плечам).ч2 | 1 | равновесие колонна исходное положение | Выполнение двигательных действий, использование их в игровой и соревновательной деятельности. | Формировать мотивацию деятельности и активные личностные установки, коррекция тактильно-двигательного восприятия на основе упражнений. | ||
22 | Упражнения с предметами на голове (мешочек с песком, кубик и т. д) стоя у стены, в движении, под музыку | 1 | равновесие осанка | Комплексы упражнений с гимнастическими предметами на голове (мешочек с песком, кубик и т. д) стоя у стены, в движении, под музыку | Формировать мотивацию деятельности и активные личностные установки . коррекция тактильно-двигательного восприятия на основе упражнений. | ||
23 | Подвижные игры на сохранение правильной осанки: «Море волнуется», «Совушка - Сова». | 1 | правила игры | Игры с элементами общеразвивающих упражнений «Вот так позы!», «Совушка», «Слушай сигнал», «Удочка», «Мы — солдаты» | . Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы. Коррекция эмоционально-волевой сферы через формирование умения подчиняться правилам игры. | ||
24 | Дыхательные упражнения в образном оформлении. Ч2 | 1 | Радуга Шар дыхание | Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения под руководством учителя . Обучаются правильному дыханию | Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы. | ||
25 | Движение руками в исходных положениях | 1 | исходное положение | Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе. Игры «Прогулка», «Шар», «Качели». Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок. | Коррекция слухового восприятия через обучение выполнять действия по инструкции | ||
26 | Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника и суставов при помощи мячей. Ч1 | 1 | гибкость | Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения под руководством учителя. Разучивание комплекса упражнений с мячом. | Совершенствование двигательно-моторной координации. Корригировать недостатки развития коммуникативной сферы через формирование способности вспоминать свои действия и называть их. Корригировать недостатки мышления | ||
27 | Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника и суставов при помощи мячей. Ч2 | 1 | гибкость | Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения под руководством учителя. . Разучивание комплекса упражнений с мячом. | Корригировать недостатки развития коммуникативной сферы через формирование способности вспоминать свои действия и называть их. Корригировать недостатки мышления | ||
28 | Ходьба по различным предметам, передвижение боком. | 1 | дистанция | Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения под руководством учителя. Ходьба боком по гимнастической палке, по обручу, по канату. | Развитие графических навыков, зрительной памяти, внимания и координации движений | ||
29 | Право, лево. Направо, налево. Ч1 | 1 | Право, лево. Направо, налево | Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения под руководством учителя. Игры на совершенствование пространственной ориентации (право,лево) | Корригировать недостатки слухового восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах. | ||
30 | Право, лево. Направо, налево. Ч2 | 1 | Право, лево. Направо, налево | Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения под руководством учителя. Игры на совершенствование пространственной ориентации (право,лево) | Корригировать недостатки слухового восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах. | ||
31 | Упражнения для укрепления тазового пояса, бёдер, ног и рук. | 1 | Впереди, сзади, рядом | Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения под руководством учителя. Игры на совершенствование пространственной ориентации (впереди, сзади, рядом) | Воспитывать внимательность. Развивать память, воображение. Совершенствование двигательно-моторной координации | ||
32 |
| 1 | Впереди, сзади, рядом | Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения под руководством учителя. Игры на совершенствование пространственной ориентации (впереди, сзади, рядом) | Воспитывать внимательность. Развивать память, воображение. Коррекция пространственной ориентировки. Совершенствование двигательно-моторной координации | ||
33 |
| 1 | дыхание | Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения под руководством учителя. | Воспитывать внимательность. Развивать память, воображение. | ||
3 четверть | |||||||
34 | Упражнение для правильного дыхания с использованием звуковой гимнастики. (2 ч) | 1 | гибкость позвоночник | Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения под руководством учителя. | формировать навыки управления мышцами тела: напрягать или расслаблять их по собственному желанию. Развитие слухового восприятия. | ||
35 |
| 1 | дистанция колонна | Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения под руководством учителя. Игры «Волшебный мешочек», «Вот так позы», «Аист ходит по болоту», «Запомни порядок» | сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля; | ||
36 | Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за преподавателем) ч2 | 1 | осанка | правила упражнений, выполнение упражнения под руководством учителя. Игры «Волшебный мешочек», «Вот так позы», «Аист ходит по болоту», «Запомни порядок» | сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля; | ||
37 |
| 1 | равновесие направляющий осанка | правила упражнений, делают выполнение упражнения под руководством учителя. Игры «Волшебный мешочек», «Аист ходит по болоту», «Запомни порядок» | Развитие координационных способностей. Коррекция гибкости, моторики. Коррекция мышления, эмоционально-волевой сферы через повтор упражнений, анализ и исправление ошибок. | ||
38 | Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за направляющим) ч2 | 1 | направляющий равновесие осанка | Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения под руководством учителя. Игры «Волшебный мешочек», «Аист ходит по болоту», «Запомни порядок» | Развитие координационных способностей. Коррекция гибкости, моторики. Коррекция мышления, эмоционально-волевой сферы через повтор упражнений, анализ и исправление ошибок. | ||
39 | Ходьба по залу. | 1 | ходьба | Выполнять ходьбу боком , прямо , на цыпочках, на пятках, ходьба в разных темпах. Упражнения на умение свободно ориентироваться в частях тела. Выполнение поворотов на месте (направо, налево). Музыкально-ритмические упражнения. | Совершенствование двигательно-моторной координации. Коррекция гибкости, моторики. Коррекция мышления, эмоционально-волевой сферы через повтор упражнений, анализ и исправление ошибок. | ||
40 | Ходьба по залу по линиям. Ходьба по кругу с чередованием на пятках и носках. | 1 | носок часть стопы ходить на носках пятка | Выполнение команд «На носках», на пятка», выполнять упраж. на счёт-«1-4». Упражнение на развитие саморегуляции, равновесия. | коррекция тактильно-двигательного восприятия на основе упражнений. Совершенствование двигательно-моторной координации. | ||
41 |
| 1 | кегля | Упражнения на развитие равновесия, саморегуляции, выразительности и точности движений, на развитие памяти. | Совершенствование двигательно-моторной координации. Коррекция зрительного и слухового внимания через разучиваемый комплекс упражнений. | ||
42 |
| 1 | приставной шаг | Упражнения на развитие и совершенствование равновесия, точности и плавности движений. правила упражнений, делают выполнение упражнения под руководством учителя Игры «Перемена мест», «Река и ров» | Совершенствование двигательно-моторной координации. Коррекция зрительного и слухового внимания через разучиваемый комплекс упражнений. | ||
43 |
| 1 | Упражнения на развитие произвольного внимания, мышления, совершенствование равновесия. Игры: «Летающие носочки», «Зоопарк», | Совершенствование двигательно-моторной координации. Коррекция зрительного и слухового внимания через разучиваемый комплекс упражнений. | |||
44 |
| 1 | «Аист ходит по болоту», «ангел», «в темноте» правила упражнений, делают выполнение упражнения под руководством учителя | Расширять практический опыт детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности. | |||
45 |
| 1 | Упражнения на совершенствование сомато-моторной координации, на развитие слуховой памяти, произвольного внимания. Игра «Собери шишки», «Маленький колючий еж», «Что в коробке?», «найди отличия» | Корригировать недостатки слуховой памяти через развитие умения запоминать словесную инструкцию, припоминать ранее услышанную слуховую информацию. Развивать зрительное и пространственное восприятие; логическое мышление; конструктивные умения. | |||
46 | Упражнения с обручем. | 1 | обруч | Упражнения на развитие двигательно-моторной координации. Упражнения с обручем. правила упражнений, делают выполнение упражнения под руководством учителя | Коррекция недостатков произвольности через развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. | ||
47 | Упражнениям с верёвочкой (узелок одной рукой, бантик и узелок, плетёнка). Ч1 | 1 | узел плетенка сотрудничество | правила упражнений, делают выполнение упражнения под руководством учителя. Развивать мелкую моторику руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствовать развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. | Коррекция недостатков произвольности через развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. | ||
48 |
| 1 | узел плетенка сотрудничество | правила упражнений, выполнение упражнения под руководством учителя. Игры на мелкую моторику руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. | Коррекция недостатков произвольности через развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. | ||
49 | Упражнения пальчиковой гимнастики. | 1 | гимнастика | правила упражнений, делают выполнение упражнения под руководством учителя. Игры пальчиковой гимнастики. Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок. | Воспитывать умение работать самостоятельно, формировать навыки взаимоконтроля; Коррекция недостатков произвольности через развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. | ||
50 | «Запомни порядок | 1 | порядок | правила упражнений, выполнение упражнения под руководством учителя. Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти, внимания. | Воспитывать умение работать самостоятельно, формировать навыки взаимоконтроля; корригировать недостатки когнитивной сферы. | ||
51 | Приседания ч1 | 1 | приседание | правила упражнений, выполнение упражнения под руководством учителя. Упражнения на развитие гибкости, точности движений, вывносливость. | коррекция недостатков моторного развития через совершенствование координации движений. | ||
4 четверть | |||||||
52 | Приседания ч2 | 1 | приседание | правила упражнений, делают выполнение упражнения под руководством учителя. Упражнения на развитие гибкости, точности движений, вывносливость. | коррекция недостатков моторного развития через совершенствование координации движений. | ||
53 | Отстукивание и отхлопывание разного темпа ч1 | 1 | Темп ритм | правила упражнений, делают выполнение упражнения под руководством учителя. Выполнение движений в соответствии с изменением музыкального метроритма. Упражнения на определение темпа музыки, на развитие слуховой памяти и внимания. | коррекция недостатков моторного развития через развитие пластичности и выразительности движений пальцев рук, умения выполнять движения в нужном темпе и ритме. | ||
54 | Отстукивание и отхлопывание разного темпа ч2 | 1 | темп ритм | правила упражнений, делают выполнение упражнения под руководством учителя. Упражнения на определение темпа музыки, на развитие слуховой памяти и внимания. Выполнение движений в соответствии с изменением музыкального метроритма. | коррекция недостатков моторного развития через развитие пластичности и выразительности движений пальцев рук, умения выполнять движения в нужном темпе и ритме. | ||
55 | Выполнение по памяти комбинаций движения ч1 | 1 | комбинация | правила упражнений, делают выполнение упражнения под руководством учителя. Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок. | корригировать недостатки памяти через формирование способности вспоминать свои действия и называть их, соотносить названия действий с собственными движениями. | ||
56 | Выполнение по памяти комбинаций движения ч2 | 1 | комбинация | правила упражнений, делают выполнение упражнения под руководством учителя. Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок. | корригировать недостатки памяти через формирование способности вспоминать свои действия и называть их, соотносить названия действий с собственными движениями. | ||
57 | Хоровод. Ходьба по кругу, взявшись за руки. Ч1 | 1 | хоровод сотрудничество | правила упражнений, делают выполнение упражнения под руководством учителя. Выполнение движений в соответствии с изменением музыкального метроритма. Выполнение элементарных хороводных движений. | Коррекция недостатков мышления, восприятия, памяти, внимания через определение уровня владения основными пространственными категориями. | ||
58 | Хоровод. Ходьба по кругу, взявшись за руки. Ч2 | 1 | хоровод сотрудничество | правила упражнений, делают выполнение упражнения под руководством учителя. Выполнение движений в соответствии с изменением музыкального метроритма. Выполнение элементарных хороводных движений. | Коррекция недостатков мышления, памяти, внимания через определение уровня владения основными пространственными категориями. | ||
59 | Ходьба в медленном и быстром темпе | 1 | Медленный Быстрый Темп | Ходьба по заданным направлениям в медленном и быстром темпе. Выполнение движений в соответствии с изменением музыкального ритма и темпа. | развитие сомато-пространственных действий; развитие восприятия пространства. | ||
60 | Ходьба на носках | ходьба на носках | Ходьба по залу по заданным направлениям на носках, на пятках. | развитие сомато-пространственных действий; развитие восприятия пространства. | |||
61 | Захват предметов | 1 | захват | Упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие мыслительной деятельности, памяти. Внимания. Формирование правильного захвата руки. | формировать мотивацию деятельности и активные личностные установки. корригировать недостатки внимания и восприятия:слухового, зрительного и сенсорного. | ||
62 | Передача предметов | 1 | передача | Упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие мыслительной деятельности, памяти. Внимания. Правила упражнений, выполнений заданий под руководством учителя. | корригировать недостатки внимания и восприятия: слухового, зрительнго и сенсорного. | ||
63 | Кошки -мышки | 1 | отношения соперничество сотрудничество | Упражнения на выразительность движений. Игры-имитации. Игры на развитие точности и быстроты движений. | Развитие мышления, памяти, временных представлений. Формирование прилежания, умения правильно вести себя на занятиях. | ||
64 | «Волшебный мешочек» | 1 | Геометрические фигуры Качества предмет | Игры на развитие осязания, мышления, памяти, внимания. . Правила упражнений, выполнений заданий под руководством учителя. | активизация словарного запаса по теме. Развитие мышления, памяти, Формиро-вание прилежания, умения правильно вести себя на занятиях.коррекция недостатков зрительной памяти через развитие умения фиксировать и вспоминать ощущения, связанные с данным зрительным образом. | ||
65 | «Вот так позы» | 1 | поза | Разучивание основных положений рук, ног, туловища, головы. Музыкально-ритмические упражнения. Упражнения для укрепления тазового пояса, бёдер, ног и рук. Обучение специальным упражнениям в вытяжении и само- вытяжении. Игра «Поза», «Море волнуется раз…» | Развивать пространственную ориентацию. Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма. Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции . Развивать координацию движений . Развивать координацию движений руки и глаза. Развивать тактильные ощущения | ||
66 | «Аист ходит по болоту» | 1 | аист болото | Упражнения для укрепления тазового пояса, бёдер, ног и рук. Упражнения для укрепления мышц живота и спины из различных и.п. Обучение специальным упражнениям в вытяжении и само- вытяжении. | Развивать пространственную ориентацию. Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма. Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции . Развивать координацию движений Развивать восприятие времени. Развивать координацию движений руки и глаза. | ||
67 | Итоговая диагностика | 1 | диагностика | Выявление динамики психофизического развития. | Диагностическая батарея (см.программу) | ||
68 | Итоговая диагностика ч2 | 1 | диагностика | Выявление динамики психофизического развития. | Диагностическая батарея (см.программу) |