Семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Выступление "Современный урок английского языка в контексте требований ФГОС"

Усова Татьяна Владимировна

Конструируя современный урок в контексте ФГОС учитель обязательно  ориентируется на развитие личности обучающегося, формирование УУД (универсальных учебных действий) и предметные знания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Усова Т.В., учитель английского языка высшей категории

ГБОУ №642, гимназия “Земля и вселенная”

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Современный урок английского языка в контексте требований ФГОС

Что отличает современный урок в контексте требований ФГОС?

На современном уроке обучающиеся – главные деятели, работающие на всех этапах урока, анализирующие свою  деятельность и  формулирующие свои впечатления.

Их креативное мышление развивается,  познавательная  активность стимулируется разными видами  деятельности, личностный потенциал раскрывается и реализуется.

Учитель –  вдохновитель, создающий ситуацию успешности, координирующий сотрудничество, осуществляющий индивидуальный подход, скрыто управляющий процессом обучения

Современный урок – это также

-здоровьесбережение, комфорт, атмосфера взаимопонимания, увлеченности, радости;

-учет профиля класса, потребностей и настроения  обучающихся;

- разные  образовательные   технологии ( проблемного, концентрированного, модульного, развивающего, дифференцированного, активного -контекстного, игрового обучения,  развития критического мышления через чтение и письмо);

- направленность  на деятельность, которая позволяет получить предметный, метапредметный и личностный результаты обучения;

-это информационные технологии для поиска необходимой информации, создания проектов  и оптимизации учебного процесса.

В контексте требований ФГОС на  уроках иностранного языка развивается как коммуникативная компетенция с ее составляющими( речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенциями),так  и личность учащихся посредством реализации потенциала иностранного языка. Единство предмета обеспечивается тремя взаимосвязанными  содержательными  линиями:

-коммуникативными умениями в основных видах речевой деятельности;

-языковыми средствами  и навыками  оперирования ими;

-социокультурными  знаниями и умениями.

Стандарты нового поколения имеют целью формирование умения учиться и  ориентированы на результаты освоения образовательных программ, что подразумевает не только освоение предметных знаний но и умение применять эти знания на практике.

В современном уроке ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ подход, развивающий личность учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности, лежит в основе всей учебной деятельности.

В отличие от традиционного урока, на уроке по ФГОС ОБУЧАЮЩИЕСЯ САМИ

1.формулируют ТЕМУ ( преподаватель только подводит их к осознанию темы);

2.формулируют ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ, определяя границы знания и незнания (учитель подводит к их осознанию)

3.планируют СПОСОБЫ достижения цели (учитель советует);

4.осуществляют учебные ДЕЙСТВИЯ по плану индивидуально / в парах/ группах (учитель/ученики-консультанты консультируют);

5.осуществляют САМОКОНТРОЛЬ /ВЗАИМОКОНТРОЛЬ (преподаватель консультирует);

6.формулируют затруднения, осуществляют КОРРЕКЦИЮ (учитель консультирует, помогает);

7.дают ОЦЕНКУ деятельности по результатам (преподаватель консультирует);

8.проводится РЕФЛЕКСИЯ;

9.обучающиеся САМИ могут ВЫБИРАТЬ домашнее ЗАДАНИЕ из предложенных вариантов с учетом возможностей и потребностей.

Учителю достаточно, к примеру,  написать в правом верхнем углу   доски

Saint Petersburg

Russia

25.03.18

,и ученики 8-11 классов без труда сформулируют и тему, и цели, и задачи, спланируют способы их достижения,  будут практиковаться в парах ( письмо на двоих) или индивидуально, с образцом написания (или без него)  в написании неформального письма в формате ОГЭ/ЕГЭ; затем

осуществят взаимопроверку, сформулируют затруднения, осуществят коррекцию, сами выведут на экран лучший вариант письма, критерии оценивания , оценят письмо по критериям   (учитель/ ученик -консультант поможет), после этого будет проведена рефлексия, и, наконец, обучающиеся сами выберут понравившиеся задания к написанию новых  писем для домашней практики.

Иногда одного урока не хватает для реализации технологии, тогда это может быть серия уроков, но важно, чтобы цепочка “ вызов – осмысление содержания – рефлексия “ была завершена.

Если такая  практика написания писем или их фрагментов будет проводиться на регулярной основе, выпускники перед  экзаменом не будут тревожиться, а  на экзамене будут писать письма  С  УДОВОЛЬСТВИЕМ.

Формирование УУД в проектной деятельности.

Как известно, УУД группируются в три блока:

-регулятивные (умения организовывать свою деятельность);

-познавательные (умения работать с информацией);

-коммуникативные (умения общаться, взаимодействовать ).

Мы считаем, что УУД активно формируются   на  уроках иностранного языка в процессе подготовки  и участия  в различных проектах и  конкурсах по предмету. Так в районном  страноведческом конкурсе “Все флаги в гости будут к нам” наши учащиеся в течение семи месяцев с успехом  приобретали коммуникативные  навыки умения общаться на английском языке, разговаривая  с представителями из Великобритании, Франции, Южной Кореи, США; совершенствовали навыки умения работать с информацией: собирали информацию о флагах, национальных блюдах, известных людях ,писателях и их книгах, достопримечательностях выбранных обучающимися  стран; практиковали регулятивные  умения  организовывать свою деятельность: распределяли обязанности, готовя презентации, постеры, рисуя карту, флаг представляемой  страны, готовя творческую презентацию, участвуя в командной игре по станциям. Совершенно естественно  подобная проектная деятельность  становится неотъемлемой частью уроков иностранного языка,  стимулирует учащихся,  реализуя   универсальные учебные умения на практике.

Планирование современного урока.

При составлении технологической карты  урока необходимо определять  

-тему урока,

-тип урока,

- личностные, метапредметные, предметные результаты,

-цели урока ( передаем задавание целей обучающимся),  

- технологии;

- продумывать целесообразное сочетание методов, форм, приемов,

- предусматривать наличие мотивации,

- планировать  осуществление рефлективных действий,

-  закладывать  осуществление   коммуникативных задач.

Таким образом, конструируя современный урок в контексте ФГОС учитель обязательно  ориентируется на развитие личности обучающегося, формирование УУД (универсальных учебных действий) и предметные знания.

Санкт-Петербург 2018 год

Литература

1.Конструирование урока в контексте требований ФГОС ООО.- Истра: МОУ лицей2015.URL:http:www. Licey-istra.ru (дата обращения: 26.03.2018)

2.Османова Ж.М. Модель современного урока в контексте ФГОС. Текст выступления .2017.URL:http:www. хn-80aaichoo3atql.xn-p1ai (дата обращения:26.03.2018)

3.Примерные программы основного общего образования. Стандарты второго поколения.-М.: Просвещение.2009.-144с.