Семинар."Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС". Тема выступления "Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП".
Парная и групповая работа является здоровье сберегающей и запрограммирована на успех каждого обучаемого. Задача учителя – создать условия для сотрудничества, развития и реализации личностного потенциала учащихся и успешного решения обучающих, воспитательных и развивающих задач.
В выступлении рассказывается о формировании пар и групп, создании комфортных условий для обмена мнениями и сотрудничества всех учащихся;
на каких стадиях в технологии РКМЧП работа в парах и группах эффективна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_obucheniya_v_parah.docx | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Усова Т.В., учитель английского языка высшей категории
ГБОУ №642, гимназия “Земля и вселенная”
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Обучение в парах ,группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП.
Что лежит в основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо? Развитие аналитического подхода к информации в процессе чтения и письма посредством активной совместной творческой работы учащихся и учителя.
Как вовлечь ученика в сложный процесс исследовательской деятельности , вызвать у него желание искать причинно–следственные связи ,интегрировать и объективно оценивать информацию,строить гипотезы, выделять главное, делать собственные выводы, приводить аргументы и критически обрабатывать информацию, защищать свои идеи, учитывая другие точки зрения?
Технология ТРКМЧП успешно решает эти задачи при использовании таких любимых обучаемыми форм работы, как работа в парах и группах, когда усилия учащихся объединяются и появляется дополнительный эмоциональный и психологический стимул демонстрировать свои достижения.
Формирование пар и групп.
Роль учителя – организовать парную или групповую работу, исходя из вида учебной деятельности, решаемых задач и состава обучаемых. При этом необходимо учитывать
-уровень знаний и умений учащихся,
- их способности,
- потребности,
-индивидуальные особенности,
- взаимоотношения в классе .
Главное – формируя пары и группы, создать комфортные условия для обмена мнениями и сотрудничества всех учащихся. В зависимости от конкретной задачи это могут быть пары и группы, состоящие из учащихся разных и равных уровней подготовки и способностей. В группах выбирается ответственный за то, чтобы каждый имел возможность высказаться и представить свои идеи. Для этого либо устанавливается определенная очередность, либо “chairman” сам предоставляет слово всем участникам своей группы. Если парная и групповая работа не использовались ранее на уроках, начинать рекомендуется с небольшой парной работы, детально спланированной. Учитель готовит своих учеников к совместной работе в парах и группах. Те, кто справляются с поставленными задачами, учат своих товарищей, углубляя и совершенствуя таким образом свои собственные умения.
М.А. Мкртчян предлагает методику взаимообмена заданиями для составления пар.
Из двух видов заданий каждый выбирает только одно, в котором он лучше разбирается, и пары образуются из учащихся с разными заданиями. Оба учат друг друга, а потом самостоятельно выполняют упражнения или задачи, обменявшись заданиями. По завершению работы пары распадаются. Таким образом, у учителя появляются помощники, и процесс обучения движется быстрее.
А если, предположим, оба учащихся, составив пару, выбрали задания, в которых не сильны, а напротив, сами хотели бы разобраться? Или партнер не оправдал ожидания и не может оказать помощь, на которую рассчитывали? Мы считаем, что решение таких ситуаций должно проговариваться заранее: ученики, например, консультируются у экспертов, которые определяются вместе с учителем. Названия заданий и имена экспертов записываются на доске перед началом парной работы.
Ш.А. Амонашвили предлагает давать учащимся образец ответа, и работа каждой пары и группы таким образом успешно проверяется во время занятия. Мы считаем, что в случае надобности к образцу ответа может прилагаться ссылка на справочный материал для тех, кто допустил ошибки.
Работа в парах и группах не должна быть затянутой. Необходим разумный баланс разных способов организации учебной деятельности, чтобы работа была продуктивной.
На каких стадиях в технологии РКМЧП ( вызов – осмысление – рефлексия) использование парной и групповой работы будет эффективным? На всех, если это предусмотрено приемами.
Поскольку первая стадия обобщает и актуализирует знания, которыми владеют обучаемые по предложенной теме, то парная и групповая работа на этой стадии побуждает к активному обмену информацией. В соответствии с задачами второй стадии, при получении новой информации, учащиеся тоже могут сотрудничать в парах и группах, сопоставляя информацию с уже имеющимися данными и совместно успешно решая поставленные задания.
На третьей стадии при формировании собственного отношения к материалу, когда происходит обобщение информации, формируется личное отношение и рождается новое знание, обучаемые должны иметь возможность работать индивидуально. Однако при использовании некоторых приемов обсуждение полученного продукта, совместная работа над ним также могут осуществляться в парах и группах.
Парная и групповая работы органичны на уроках иностранного и русского языка, литературы в следующих приемах технологии РКМЧП.
-“Корзина идей, понятий…” – при обмене информацией;
-“Учебный мозговой штурм” – при обсуждении идей и предложений, выборе оптимальных решений;
-“Дерево предсказаний”- при выстраивании предположений о развитии сюжета;
-“Перепутанные логические цепочки” – при выстраивании фактов в верном порядке;
-“Пометки на полях” – при обсуждении полученной информации;
-“Лекция с остановками” – при обсуждении проблемы, поиске ответа и выполнении заданий;
- “Чтение с остановками” – отвечая на вопросы к знакомому тексту, поделенному на части; на вопросы, требующие воспроизведения, уточнения объяснения информации;
_”Работа в динамических парах или группах”/ “ обучение сообща” – при обсуждении своей части текста, составлении схемы рассказа со “своими номерами” (класс делится на четверки, у каждого свой номер от 1 до 4) , при представлении своих частей текста в своей первоначальной группе;
-Игра”Как вы думаете” (обучение сообща)– при обсуждении суждений, раздаваемых учителем на карточках.
Класс поделен на группы, у каждой группы – игровое поле с 3 зонами (никогда – иногда – всегда) и набор карточек, которые выкладываются учениками по очереди;
-“Написание эссе”/ “свободное письмо” – при обсуждении проблемы до написания работы.
Остановимся на приеме корзина идей, который собирает различные идеи, пригодные для осуществления решаемой задачи. Этот прием хорошо работает при работе над письменной речью на ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ стадии, предваряющей написание рассказа, написание продолжения рассказа, написание письма, сочинения.
При написании, например, сочинения в формате ЕГЭ (иностранный язык), обучаемые успешно подбирают логичные аргументы и контраргументы, работая в парах или мини группах. Сколько групп – столько разных наборов аргументов, которыми учащиеся смогут воспользоваться позднее, на стадии осмысления и рефлексии.
Как осуществить эффективный обмен аргументами?
При ограниченном времени представители каждой группы выводят идеи на интерактивную доску и озвучивают их. Но есть и другие варианты обмена информацией.
-Участники группы №1 “разносят” идеи по группам №2, №3,№4, а затем снова возвращаются в свою группу;
-Участники группы №2 “несут “ свои идеи в группы №1,№3, №4 и тоже возвращаются в свою группу, чтобы выслушать идеи других групп.
Работая по этой схеме, все участники процесса не только активно занимаются поиском идей, но и готовятся к представлению идей своей группы: записывают их, учатся не превышать отведенное для предъявления время. Переход в группы осуществляется одновременно, по сигналу учителя. Это может быть, к примеру, короткая мелодия или просто хлопок в ладоши. За четыре (если групп четыре) “шага” все обучаемые
-представляют идеи своей группы;
- приобретают навыки логично аргументировать идеи,
-приобретают навыки контролировать время, отводимое для представления идей;
-знакомятся со всеми идеями.
Если групп, предположим, четыре, а количество учащихся в отдельных группах пять или шесть, то в некоторые группы учащиеся понесут идеи вдвоем или втроем. Это может также быть оптимальным решением для слабо подготовленных или застенчивых школьников, которые таким образом тоже будут вовлечены в работу.
Другой вариант - обмен идеями в двигающихся шеренгах: когда пары или мини группы (по 3 человека) двигаются по часовой стрелке и осуществляют переход по сигналу учителя. Если речь идет об обмене аргументами и контраргументами, то каждой группе имеет смысл не только озвучить , но и вручить напечатанные/написанные заранее аргументы другим группам/ парам.
Чем хорош этот вариант обмена информацией?
-Обучаемые двигаются, а значит, снимается усталость, и учащиеся снова готовы к работе;
-Пары и мини группы получают написанные комплекты идей;
-Презентуя свои идеи по нескольку раз, обучаемые сами запоминают их и смогут воспроизвести их в дальнейшем.
Поскольку именно подбор аргументов вызывает наибольшие затруднения, мы рекомендуем групповую работу для развития умений аргументировать высказывания. Несмотря на то, что написание сочинения в формате ЕГЭ – трудоемкий процесс ( одно сочинение занимает около 45 минут, а на стадии обучения на это требуется вдвое, а то и втрое больше времени), групповые тренинги по подбору аргументов позволяют проработать десятки разных тем, и стимулируют желание писать эссе и делать это с удовольствием.
Работа в паре “ эксперт – ученик “ продуктивно отрабатывает умение давать полные ответы на поставленные в задании-письме вопросы при написании писем в формате ОГЭ и ЕГЭ. Каждый обучаемый должен побывать в роли эксперта, чтобы научиться самому отвечать на вопросы.
Учителю совсем не обязательно самому готовить всех учеников-экспертов. Достаточно обучить одного , обеспечить его критериями оценивания и какое-то время организовывать работу в мини-группах “Эксперт – ассистент эксперта – обучаемый”.
Почему практически все обучаемые охотно вовлекаются в парную и групповую работу? Она является здоровье сберегающей и запрограммирована на успех каждого обучаемого. Задача учителя – создать условия для сотрудничества, развития и реализации личностного потенциала учащихся и успешного решения обучающих, воспитательных и развивающих задач.
Санкт-Петербург 2018 год
Литература
1.Степанова Т.В. Приемы технологии РКМПЧ как средство формирования ключевых компетенций на уроках по дисциплине «Русский язык и культура речи». Учебно-методическое пособие.- Ярославль: ГПОУ ЯО Государственный колледж управления и профессиональных технологий,2015. С.12-16.
2. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык.- М.: Просвещение, 2009.
3.Mary Spratt, Аlan Pulverness The TKT Course.- Cambridge University Press, 2005.С.148-149.
4.Драгунова Е.В. Методика и практика применения технологии РКМПЧ в преподавании экономических дисциплин. – Новосибирск: Изд-во НГТУ,2010.