« Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования»
Методическая разработка
Современная система дошкольного образования художественной эстетики на тему:
"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
нетрадиционные техники рисования | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
« Развитие творческих способностей детей дошкольного
возраста в нетрадиционных техниках рисования»
Введение
Современная система дошкольного образования направлена на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя, опираясь на имеющийся природный потенциал, и подготовиться к непрерывному развитию своих способностей.
Для оптимизации процесса развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, является наиболее эффективным средством - нетрадиционная техника рисования.
Данная тема: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования».
Развитие творческих способностей дошкольников в процессе освоения нетрадиционных техник рисования будет эффективно, если:
- создаётся предметно-развивающая среда в группе, подлинно творческая атмосфера в ходе НОД, способствующая свободному проявлению творческого воображения и мышления ребенка;
- обеспечивается включение дошкольников в творческую деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи по освоению нетрадиционных техник рисования;
- осуществляется выбор форм и методов развития творческих способностей
– используются возможности средств интеграция видов изобразительной деятельности дошкольников (лепка, рисование, аппликация).
1.ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Творческие способности личности как предмет научного исследования
Проблемы способностей – их природа, происхождение, проявление, формирование – имеют давнюю историю изучения и далеки пока от окончательного разрешения.
В одном из определений понятия способности говорится о совокупности индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимых к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающих лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности.
Академик Б. М. Теплов разделял способности и задатки – врождённые, физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей.
-Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности
- Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.
- Третья группа – это зависимость развития креативности от характера и структуры деятельности.
Способности - это индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения.
2.Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
1.2.Возрастные особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой возрастной ступени она имеет своё выражение, каждому периоду детства свойственна своя её форма. С этой точки зрения творчество – не исключительный процесс, касающийся только отдельных личностей, оно пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве.
Воображение – это познавательный психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материалов восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, своеобразная форма отражения человеком реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.
Выделены следующие этапы развития детского воображения:
1 этап (до 3 лет). Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Первые появления воображения относятся к 2,5-3 годам, когда ребёнок начинает действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Рвивается условное избирательное действие и активность типа «покажи как». Воображение носит пассивный, воссоздающий характер, ребёнок идёт от действия к мысли.
2 этап (3 года). Происходит становление словесных форм воображения. Происходит опредмечивание образа действием. Воображение уже становится самостоятельным процессом. Развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным.
3 этап (4-5 лет). Ребёнок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны. У детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, пересказе. В возрасте 5 лет появляются мечты о будущем. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло, поразило ребенка. В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
4 этап (6-7 лет). У ребёнка развивается умение действовать в образном плане. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.
2. РАЗВИТИЕ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
2.1 Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в аспекте новых образовательных стандартов
Стандарты нового поколения в области дошкольного образования предполагают комплексность подхода, обеспеченность развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Раскрывая понятие «художественно-эстетическая компетентность», можно выделить следующие направления работы в области дошкольного образования по развитию детского художественного творчества: 1)развитие эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности; 2) творческого воображения; 3)стойкой мотивации достижений; 4) креативности - способности к созданию нового рисунка, конструкции, образа фантазии, движения, отличающихся оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью; 5) способности к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности.
2.2 Организация творческой деятельности дошкольников средствами занимательного рисования
Одно из условий развития творческих способностей детей - использование разнообразных техник изобразительной деятельности. В рамках своей работы мы будем рассматривать использование нетрадиционных техник преимущественно в рисовании.
Но, сначала мы считаем необходимым раскрыть особенности традиционных техник рисования. Классическими техниками в изобразительно искусстве принято называть такие виды работы, которые определены в соответствии с используемым материалом (гуашь, акварель, пастель, уголь, карандаш, фломастер).
Одним из средств развития художественно-творческих способностей дошкольников являются нетрадиционные изобразительные техники. В повседневную практику работы широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет педагогам самим выбирать формы, методы, приемы обучения нетрадиционным изобразительным техникам в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком.
термин «нетрадиционный» (от латинского «traditio» –привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепризнанными, широко известными.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
Нетрадиционные техники рисования по возрастам детей:
Рисование пальчиками.
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск пробкой.
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
Свеча + акварель
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Отпечатки листьев.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Монотипия пейзажная.
Возраст: от шести лет.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Заключение
На основании изученного материала можно предложить следующую классификацию использования нетрадиционных техник рисования с учетом возрастных особенностей детей.
-С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
1. рисование пальчиками;
2. оттиск печатками из картофеля;
3. рисование ладошками.
-Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
1.рисование каплей;
2. тычок жесткой полусухой кистью.
3. печать поролоном;
4.печать пробками;
5.восковые мелки + акварель
6.отпечатки листьев;
7.рисунки из ладошки;
8.рисование ватными палочками;
9.волшебные веревочки.
-А, в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой ; монотипия пейзажная ;печать по трафарету ; монотипия предметная ; кляксография обычная; пластилинография .
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Список использованных источников
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы". ФГОС Под ред. Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А, М. «Просвещение», 2014 г.
2. Цквитария Т. В.: Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.: Сфера
3.Лыкова И.А. Цветные ладошки. Рисуем без кисточки. Изд. Цветной мир, 2012.
4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005
5.Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников.- М., 2009.