Научно-практическая конференция "Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования". Выступление "Педагогические техники развития УУД у учащихся второй ступени обучения"
Формирование, развитие и закрепление универсальных учебных действий закладывает фундамент для саморазвития и совершенствования личности обучающегося, для координации работы учителей педагогическому коллективу необходимо разрабатывать программу по развитию УУД, конкретизированную в зависимости от возрастных особенностей обучающихся.
В выступлении рассказывается как формировать как формировать регулятивные УУД, формировать познавательные УУД, о методах и приемах формирования познавательных УУД.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Усова Т.В., учитель высшей категории
ГБОУ №642, гимназия “Земля и вселенная”
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Педагогические техники развития УУД у учащихся второй ступени обучения.
Поскольку формирование, развитие и закрепление универсальных учебных действий закладывает фундамент для саморазвития и совершенствования личности обучающегося, для координации работы учителей педагогическому коллективу необходимо разрабатывать программу по развитию УУД, конкретизированную в зависимости от возрастных особенностей обучающихся.[2,4]. Такая программа называется дорожной картой.
Как реализуется программа?
- школа составляет общешкольный тематический план развития УУД (регулятивных, познавательных универсальных, коммуникативных) учащихся на уровне каждого класса / параллели;
- определяет круг специалистов;
-мониторит учащихся (на формирование одного вида УУД – одна четверть с входящим и исходящим мониторингами);
-комплексный мониторинг – в конце учебного года
Именно УУД, будучи надпредметными и метапредметными, лежат в основе ЛЮБОЙ деятельности учащегося и поэтому являются определяющими при выборе учителем методов, приемов и форм обучения.[1,19].
Формы организации деятельности эволюционируют от коллективно-распределенной в начальной школе, где учебная деятельность – цель, к групповой и индивидуальной в средней и старшей школе, где цель - поисково-исследовательская и учебно-продуктивная, а результат – авторская работа.
Индивидуализация осуществляется в средней школе во внеурочных формах учебной деятельности:
1)на факультативе,2) на прикладном курсе психологии – на сопровождающем курсе;3)при написании творческих работ – на занятиях предметного клуба; в 9 классе строят учебную задачу 4)на занятиях предметных мастерских; 5)на образовательном проектировании строят проекты о дальнейшей учебе. Выпускник девятого класса уже способен к самоопределению.
Критериями сформированности УУД являются полнота, разумность, сознательность, обобщенность, критичность и освоенность действия. Существует шесть уровней сформированности школьных учебных действий:
0 уровень – копирование действий;
1 уровень – действия по освоенному алгоритму, нуждается в объяснениях;
2 уровень – неадекватный перенос учебных действий, при изменении задачи не может внести коррективы;
3 уровень – адекватный перенос учебных действий;
4 уровень – анализирует и строит учебные действия самостоятельно;
5 уровень – обобщает, выводит способы для конкретной задачи.
На научно-практическом семинаре лицея города Истры были предложены памятки для формирования универсальных УУД. Остановимся на некоторых из них.
Как формировать регулятивные УУД ?
- ученик проговаривает задание чтобы понять его.
- определяет срок исполнения
- намечает последовательность
- распределяет работу по дням
- контролирует выполнение (взаимопроверка, обсуждение)
Задания для формирования регулятивных УУД:
- заучивание наизусть в классе, взаимный диктант, контрольный опрос на тему, «преднамеренные ошибки», поиск информации в источниках.
Формирование познавательных УУД.
- регулярно контролировать обучение (обратная связь)
- организовывать деятельность для освоения знаний, умений, навыков
- предоставлять право выбора
- сталкивать ученика с проблемами
Методы и приемы формирования познавательных УУД:
- отсроченная отгадка, неполное раскрытие темы, вопросы к тексту (самостоятельная работа с текстом), своя опора (опорный конспект к материалу), повторяем с контролем (составляем вопросы к зачету), повторение тем (подбираем свои задачи и примеры), доклад (учимся говорить перед аудиторией), коллективная учебная деятельность (работа в группах).
Как усвоить коммуникативные УУД
- учим высказывать мысли, задаем наводящие вопросы,
- используем разные игры в групповой работе,
- учим задавать вопросы,
-напоминаем о правилах парной групповой работы.[3]
После тестирования уровня развития логических, коммуникативных и общеучебных действий учащихся занятия либо строятся с учетом разноуровненности, либо выделяются группы по сходным параметрам. Алгоритм формирования универсальных учебных действий у учащихся пятых – девятых классов М.Н. Вяткиной и Н.В. Никоновой приводим в приложении 1. В этом алгоритме спланировано формирование УУД по видам деятельности в 1,2,3,4 четвертях у учащихся второй ступени обучения
Санкт-Петербург 2018 г.
Литература
1.Вяткина М.Н., Никонова Н.В. Управление формированием универсальных учебных действий в общеобразовательном учреждении. 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-formirovaniem-universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-obscheobrazovatelnom-uchrezhdenii.pdf
2.Примерные программы основного общего образования. Стандарты второго поколения.- М.:Просвешение.-2009.
3. Конструирование урока в контексте требований ФГОС ООО. Научно-практический районный семинар. Истра. – 2015 URL: http://licey-istra.ru/images/files/FGOS/fgos013.pdf