Методы сплочения коллектива и личностных качеств педагогов ДОУ.
В данной работе в качестве методов сплочения педагогического коллектива предлагаются деловые и интеллектуальные игры, спортивные состязания, тренинги или «тимбилдинги». Указано, что неоценимая помощь в сплочении педагогического коллектива принадлежит педагогам с немалым стажем, молодым специалистам и руководству образовательного учреждения. Сплочённость в статье определяется как личностное отношение в коллективе, единство ориентаций, целей и мотивов в аспекте совместной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_splocheniya_kollektiva_i_lichnostnyh_kachestv_pedagogov_dou.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы сплочения коллектива и личностных качеств педагогов ДОУ
На современном этапе социально-экономического развития большинство дошкольных образовательных учреждений нашей страны оказались не готовы к глобальным переменам, происходящим во всем мире. Сложные условия существования, слабая конкурентоспособность, нестабильность и постоянные кризисные явления в обществе привели к серьезным нарушениям внутриорганизационных связей и механизмов функционирования учреждения в целом. В свете этих проблем появляется острая необходимость в том, чтобы педагогические коллективы были сплочёнными, что позволит им устойчиво функционировать и развиваться.
Одна из первостепенных отличительных особенностей педагогического коллектива это специфика его профессиональной деятельности, т.е. тот факт, что педагогический коллектив обучает и воспитывает подрастающее поколение. Результативность профессиональной деятельности любого педагогического коллектива можно определять уровнем педагогической культуры его членов, степенью организованности и сплочённости сотрудничества. Иными словами, сплоченный коллектив - это половина успеха педагогической деятельности.
Под сплочённостью предлагаем понимать понятие, которое раскрывает особенности личностных отношений в коллективе, единство ориентаций, целей и мотивов в аспекте совместной деятельности. Если педагогический коллектив является сплоченным, то это может оказать существенное влияние на успехи и неуспехи каждого члена этого коллектива. Если в коллективе имеют место конфликты, то с большим трудом будут разрешаться вопросы результативной организации образовательного процесса.
Сплочение педагогического коллектива нельзя осуществлять лишь на одних идеях: оно может быть реализовано лишь в деятельности (профессионально-педагогической, общественной и пр.), в общении. В коллективе должны быть созданы такие условия, чтобы ни один педагог не смог почувствовать себя одиноким среди своих коллег. Неправильно если будет упускаться из виду характер межличностных отношений (симпатия, антипатия и пр.), коммуникативные связи внутри групп. Сплочению педагогического коллектива будут в немалой степени способствовать такие методы, как деловые и интеллектуальные игры, спортивные состязания, тренинги или «тимбилдинги». Неоценимую помощь в сплочении педагогического коллектива может оказать помощь со стороны педагогов, имеющих немалый стаж молодым специалистам. Важная роль в сплочении педагогического коллектива принадлежит руководству образовательного учреждения. Руководителю в своей повседневной деятельности следует принимать во внимание тот факт, что педагоги обладают разными характерами, качествами, и совершенно разной образовательной и специальной подготовкой. Все это требует от руководства изучения каждого педагога, умения выбирать способы, которые оказывают воздействие на индивида в зависимости от черт характера, социальных характеристик. Руководитель дошкольного образовательного учреждения должен выявлять как личные, так и профессиональные потребности каждого педагога в отдельности; оказывать помощь в определении целей педагогов; создавать условия для того, чтобы педагоги в наиболее комфортном режиме могли удовлетворить свои запросы.
Работая по усилению сплоченности педагогического коллектива, руководитель может добиться однозначного толкования задач образовательного учреждения. Кроме этого руководитель санкционирует проведение неформальных мероприятий, имеющих направленность на развитие личностных контактов внутри коллектива.
Считаем, что для того, чтобы увеличить результативность коллективной деятельности педагогов, необходимы:
- взаимные обязательства, доверие и отчетность, которые могут возникнуть в результате разделения коллектива;
- дух партнерства, который может проявляться исключительно в деловой сфере, не распространяясь на личную жизнь членов педагогического коллектива;
- лидерство, основанное на содействии сотрудничества;
- руководство, которое будет выступать катализатором коллективного сотрудничества, обеспечивающее оптимальное соотношение внешнего контроля и независимости;
- необходимо открыто обсуждать проблемы.
Завершая статью, можно сделать вывод, что если педагогический коллектив будет сплоченным, то это будет способствовать повышению уровня комфортности всех участников образовательного процесса, повышению его результативности, развитию творческой активности педагогов.