Курсовая работа по логопсихологии на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ЗАИКАНИЕМ»
логопсихология тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ЗАИКАНИЕМ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulny_dlya_kursovoy.doc | 24 КБ |
kursovaya.docx | 73.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»
ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА
Факультет педагогики и методики дошкольного начального и дополнительного образования
Кафедра русского языка, культуры и коррекции речи
Курсовая работа по логопсихологии на тему:
«ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ЗАИКАНИЕМ»
Выполнила : Одинцова Елена Николаевна
профиль «Логопедия»
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ…………………....................................5
1.1. Заикание как нарушение речи…………………………………………………...5
1.2. Особенности развития личности детей и подростков с заиканием…………..8
1.3. Понятие о психологических защитах………………………………………….14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ЗАИКАНИЕМ………………………………………………………………………………….18
2.1. Формирование психологических защит у детей и подростков с заиканием………………………………………………………………………………..18
2.2. Влияние семьи на развитие психологических защит ребенка или подростка………………………………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..24
СПТСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………26
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Заикание – один из тяжелых и сложных для преодоления дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику не только ребенка, подростка, но и взрослого. Заикание тормозит правильный ход развития и воспитания ребенка, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающим миром, особенно в детском или подростковом коллективе. В связи с этим возрастает актуальность изучения тех психологических последствий заикания, которые создают риск развития личности по негативному жизненному сценарию (Г.Н. Волкова).
Известно, что для заикающихся детей или подростков, наличие речевого дефекта становится психотравмирующим обстоятельством и приводит во многих случаях к фиксации внимания на имеющемся нарушении (В.И. Селиверстов). Имеются три варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту (безразличное; умеренно-сдержанное; безнадежно-отчаянное). И соответственно имеются три варианта волевых усилий в борьбе с ним (их отсутствие, наличие и перерастание в навязчивые действие и состояния). При безнадежно-отчаянном отношении и отсутствии волевых усилий возникает риск формирования психологических защит, что является негативным фактором развития личности.
Психологические защиты впервые были определены и рассмотрены в рамках психоанализа (З. Фрейд). К ним относятся сознательные или бессознательные механизмы, которые стабилизируют эмоциональное состояние при заикании, сохраняют представление человека о самом себе. Психологические защиты позволяют отторгать или изменять неблагоприятную информацию заикающегося ребенка, подростка о себе или о других. К психологическим защитам относятся: вытеснение, смещение, реактивное образование, проекция, изоляция, аннулирование и т.д.
Проблема исследования: к каким последствиям могут привести психологические защиты.
Цель: изучение формирования психологических защит у детей и подростков с заиканием.
Объект: психологические защиты при заикании.
Предмет: условия и особенности формирования психологических защит у детей и подростков с заиканием.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть сущность и причины заикания и его проявления в развитии детей и подростков.
- Изучить понятие психологических защит формирование проблемы психологических защит у детей и подростков с заиканием.
Методы исследования:
- Изучение педагогической и методической литературы по проблеме психологических защит заикающихся детей и подростков;
- Анализ и обобщение литературы по психологическим защитам заикающихся детей и подростков.
Практическая значимость исследования:
Результаты исследований могут быть использованы в работе логопеда, воспитателя и учителя. С помощью результатов исследования, возможно более конкретно подбирать содержание и методы подхода к проблеме заикания детей и подростков, а так же формирования у них психологических защит.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСРЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1. Заикание как нарушение речи
Заикание — это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов. Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги. В другой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания [1, с. 167].
Проблемой заикания начал заниматься еще Гиппократ, он видел причину заикания в поражении мозга, как источника речевых импульсов Это было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Куссмауля, а затем в работах И. А. Сикорского, который писал: “Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого”. Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание — это судорогоподобные спазмы. Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либманн, Г. Д. Неткачев. Психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шнейдер, которые считали, что в заикании, с одной стороны, проявляется желание индивида избежать всякой возможности соприкосновения с окружающими, а с другой — возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного страдания.
Имеются три варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту (безразличное; умеренно-сдержанное; безнадежно-отчаянное). И соответственно имеются три варианта волевых усилий в борьбе с ним (их отсутствие, наличие и перерастание в навязчивые действие и состояния).
Заикание — следствие многих причин. Многие исследователи отмечают, что возникновение заикания у детей совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Этот период характеризуется недостаточной устойчивостью и значительной ранимостью фило- и онтогенетически наиболее поздно развивающейся речевой функции. Поэтому, исходя из теории И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, неврозах и учении об условных рефлексах, торможение, возникающее вследствие действия сверхсильного раздражителя в речевых зонах головного мозга ребенка, может вызывать "срыв" речи— заикание. Возникший недостаток речи при неблагоприятном течении фиксируется по механизму условнорефлекторной связи. Усиливаясь с годами, он особенно начинает проявляться в эмоционально значимых ситуациях в ответ на отрицательные, вошедшие в патологическую рефлекторную цепочку, условные сигналы.
К врожденным предрасполагающим факторам относят тяжелые нервно-психические и инфекционные заболевания родителей. Такие заболевания, как шизофрения, туберкулез, сифилис и др., вредные химические факторы производства, повышенная радиоактивность во многих случаях поражают раньше всего нервную систему еще неродившегося ребенка. Вредно могут отразиться на состоянии нервной системы потомства и различного рода травмы, переживания, неблагоприятные условия жизни и работы матери в период беременности, родовые травмы [13, с. 231].
В целом для заикающихся характерна недостаточность двигательной сферы, выраженная в разной степени. Речь предъявляет высокие требования к тонко дифференцированной моторной деятельности, совершенство которой зависит от целостности и степени зрелости центральной нервной системы. У части заикающихся исследования не обнаруживают органического поражения мозга. В то же время они характеризуются такими чертами поведения, как повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации к новым условиям, что свидетельствует об особом, более ранимом состоянии центральной нервной системы, чем в норме [2, с. 243].
Определенное значение в развитии заикания придается наследственным факторам. В генетическом коде ребенка могут быть заложены патологические особенности двигательной сферы и определенные особенности личности (акцентуации), которые при неблагоприятных условиях могут привести к возникновению заикания. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%. Причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных в 77%. У заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%, а для женщины соответственно — 36% и 17% (Белякова Л.М., Дьякова Е.А.). В речевом развитии детей отмечаются периоды, когда их нервная система испытывает большое напряжение. Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи. В это время для многих детей характерно появление физиологических итераций[19, с.143].
Внешние предрасполагающие причины порождаются окружающей средой, условиями жизни и воспитания ребенка. К ним можно отнести нарушения режима сна и питания, недостаточную осведомленность родителей о том, что ребенок должен жить и воспитываться, по возможности, в спокойных условиях. Сильные звуковые раздражители (телевизор, приемник, магнитофон, громкие окрики взрослых и т.п.), большое скопление людей, духота, все это отрицательно сказывается на состоянии нервной системы ребенка. Длительно психотравмирующие раздражители могут явиться причиной тяжелого невротического состояния, на фоне которого появляется заикание. Определенную роль среди внешних причин заикания играет подражание ребенка заикающимся взрослым или сверстникам. Одной из наиболее частых внешних производящих причин заикания является острая психическая травма, нанесенная домашними или дикими животными, стихийными бедствиями, катастрофами, зрелищными мероприятиями, семейными ссорами, физическими травмами и медицинскими манипуляциями [7, с. 128].
В настоящее время, как указывает Б.Д. Карвасарский, большинство авторов исходят из признания определяющей роли психотравмирующих ситуаций в генезе неврозов, полагая, что в одних случаях они могут выступать в качестве ведущих этиологических факторов, в других - как этиологические условия. Чаще всего патогенную роль приобретают их сочетания.
В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен с одной стороны, состоянием нервной системы, ее "готовностью" к отклонениям от нормы. С другой стороны нервный срыв может быть вызван неблагоприятными экзогенными факторами В.И. Селиверстов [4, с. 76].
1.2. Особенности развития личности детей и подростков с заиканием
«Заикание как нарушение коммуникативной функции накладывает отпечаток на поведение и характер ребенка, формируя чувство неполноценности и неуверенности в своей речи, поэтому наряду с логопедической коррекцией необходимы занятия психологического характера. Исследователи отмечают ряд особенностей личности детей и подростков, страдающих заиканием. Так, В. С. Кочергина условно разделила заикающихся детей на три группы соответственно особенностям их личности. К первой группе были отнесены дети с повышенной тормозимостью или возбудимостью. По словам автора, до возникновения заикания дети этой группы были практически здоровы и уравновешенны. Во вторую группу были включены дети, у которых неуравновешенное поведение отмечалось с раннего детства и являлось индивидуальной особенностью их личности. Развитие заикания сопровождалось появлением общей детской нервности. Третью группу составили дети, у которых задолго до развития заикания наблюдались признаки тяжелого невроза. Такие дети были склонны к истерическим реакциям, к образованию навязчивых страхов, представлений и действий» [11, с. 243].
В дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на социальное поведение детей. Их контакты с ровесниками и взрослыми лицами остаются практически обычными. «Резко меняется поведение заикающихся к 10-12 годам жизни. В этот период появляется осознавание своего дефекта речи, боязнь произвести на собеседника неблагоприятное впечатление, обратить внимание посторонних на речевой дефект, не суметь выразить мысль вследствие судорожных запинок и т.д. Именно в этом возрасте у заикающихся с невротической формой патологии речи начинает ярко проявляться патологическая личностная реакция на речевое нарушение. Формируется стойкая логофобия — боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач. В таких случаях образуется своеобразный порочный круг, когда судорожные запинки в речи обусловливают сильные эмоциональные реакции отрицательного знака, способствующие, в свою очередь, усилению речевых нарушений» [5, с. 147].
Подростки начинают испытывать затруднения во время ответов в классе, волнуются при разговоре с незнакомыми лицами. Постепенно увеличивающиеся потребность и необходимость в речевом общении, усложнение взаимоотношений со сверстниками, нарастание требований, предъявляемых к речевой коммуникации в подростковом возрасте, приводят к тому, что для подавляющего большинства заикающихся речь становится источником постоянной психической травматизации. Это в свою очередь вызывает повышенную истощаемость, утомляемость и способствует развитию патологических черт характера.
Постепенно одни подростки с невротической формой заикания начинают избегать речевых нагрузок, резко ограничивают речевые контакты, другие, напротив, становятся агрессивными, навязчивыми в общении (явление гиперкомпенсации). Как отмечает Хватцев М.Е., с возрастом логофобия в ряде случаев приобретает особо значимое место в общей клинической картине невротической формы заикания, носит навязчивый характер и возникает при одной мысли о необходимости речевого общения или при воспоминаниях о речевых неудачах в прошлом. В этом состоянии заикающиеся часто произносят не то, что им хотелось бы сказать, а лишь то, что легче произнести.
При особо неблагоприятном течении невротической формы заикания у подростков нередко формируется сложная клиническая картина, характеризующаяся дисгармоническим развитием личности. Это проявляется в чувстве социальной неполноценности со своеобразной системой суждений, постоянно сниженном фоне настроения, ситуационном страхе перед речью, который нередко генерализуется, сочетаясь с отказом от речевого общения вообще. Отличительной особенностью данной группы заикающихся является то, что в спокойном состоянии, при отвлечении внимания от процесса артикуляции (например, при большой заинтересованности темой разговора), а также наедине с собой речь у них осуществляется свободнее, часто совершенно лишена судорожных запинок. Г.Д. Неткачев в своих трудах называет заикание болезнью боязливой личности и выделяет такие проявления заикающегося как страх, робость, неуверенность, тревога, подозрительность, недоверие, боязнь чужого мнения [5, с.321].
Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство собственной неполноценности. И чем больше фиксируется больным внимание на своем болезненном симптоме, тем более упорным он становится. Так образуется порочный круг, из которого ребенок никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет его фиксировать на нем свое внимание, а вследствие этого симптом еще усиливается и еще более приковывает к себе внимание больного. Н. И Жинкин, рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегуляция . Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе.
Исследователи заикания в понятие фиксированности на дефекте вкладывают разное содержание: особое свойство внимания (устойчивое, застревающее, навязчивое, концентрированное), осознание дефекта, представление о нем, разное эмоциональное отношение к нему (переживание, тревожность, боязливость, страх).
Существует три степени фиксации на своем дефекте заикающихся:
1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.
2. Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.
З. Выраженная степень болезненной фиксации: у заикающихся детей переживания по поводу дефекта выливаются в постоянно тягостное чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности. Это чаще подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями [14, с. 290].
В зависимости от благоприятных социальных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, а также от его особенностей психические явления могут в разной степени и кратковременно проявляться или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом психологические особенности заикающихся подростков. Попытки замаскировать речевые трудности порождают у заикающихся различные неречевые и речевые уловки, которые наблюдаются в общей моторике (движения руками, ногами, корпусом, головой и др.); реже — в речевой моторике (покусывания кончика языка, нижней губы, облизывание губ, причмокивавие, беззвучное артикулирование звуков и т. д.) в виде вспомогательных звуков их сочетаний или слов (эмболы).
«В. И. Селеверстов отмечает у заикающихся слабость переключения с одного вида деятельности на другой, пониженный самоконтроль, низкий уровень подуктивности, неустойчивость внимания, повышенную истощаемость психической деятельности. Таким образом, дети, страдающие заиканием, имеют ряд психолого-педагогических особенностей, зависящих от формы заикания, степени тяжести и возраста заикающегося, а также социальных условий, в которых он находится. Эти особенности затрагивают развитие личности ребенка, страдающего заиканием, его психическую и познавательную сферы, а также поведение» [2 ,с.123].
Заикающиеся учащиеся испытывают затруднения при выполнении заданий, связанных с переключением с одного вида деятельности на другой. Трудность переключения с одного вида работы на другой выражается также в том, что в процессе урока дети не всегда улавливают смену заданий. У некоторых заикающихся школьников (особенно у тех, кто имеет отклонения в речевом развитии) наблюдается неумение самостоятельно проконтролировать результаты как собственной, так и чужой работы. Они с трудом анализируют образец, с трудом находят и сопоставляют ошибки при списывании текста. Эти дети испытывают также определенные трудности в процессе оценки только что выполненных устных упражнений, когда нужно, обдумывая собственный ответ и приготовив соответствующие примеры, следить за ответами своих товарищей, помогать им в случае затруднений, исправлять неправильные ответы [13, с. 187].
«Особенности устной речи. Большинство заикающихся детей, обучающихся в общеобразовательной школе, располагают достаточным словарным фондом для обозначения предметов, их действий и качеств, владеют навыками конструирования основных типов предложений. Заикающиеся учащиеся испытывают специфические затруднения в выборе языковых средств и свободной их комбинации. Их ответам свойственны поспешность, неподготовленность, в результате чего происходит «застревание» на отдельных словах, «выпадение» отдельных слов и даже частей предложения. Это особенно наглядно проявляется в развернутых высказываниях, связанных с необходимостью обобщать, делать выводы, планировать собственную деятельность. Из-за характерного для ряда заикающихся многословия они иногда теряют логическую нить рассуждения; стремление же скорее выговориться мешает мысленно подготовить все высказываемое, отобрать необходимые для его реализации языковые средства» [3, с. 236].. Именно в такой ситуации и возникает, как правило, усиление заикания. Оно усиливается также, если устное общение проходит в условиях, отличающихся от привычных: изменяется форма опроса; учащимся предлагается внезапный вопрос, к ответу на который они не успели подготовиться; в ходе урока имеет место длительное ожидание вызова к доске, а также при недостаточно корректном отношении учителя к заикающимся. У заикающихся школьников, имеющих отклонения в фонетическом и лексико-грамматическом развитии, подобные трудности усугубляются несформированностью языковых средств.
Затруднения в продуцировании связных высказываний, фиксируемые у заикающихся учащихся, имеют специфические особенности. Они резче выражены, носят более стойкий характер и обнаруживают большую зависимость от условий общения, вида содержания учебной деятельности. В связи с этим у части заикающихся отмечаются своеобразные трудности в усвоении (на уровне реализации знаний) учебного материала
В письменных работах заикающихся детей наблюдаются разнообразные ошибки: нарушения начертания букв, их пространственного расположения; ошибки, обусловленные недостаточным усвоением правил орфографии, пунктуации. На этом пестром и колеблющемся фоне стабильно выделяются определенные ошибки. Частыми являются разнообразные нарушения структуры записываемого слова. В письме часто встречаются исправления, зачеркивания. Действуя импульсивно, заикающиеся учащиеся нередко допускают ошибки, которые сами же корректируют по ходу написания. Чтение детей и подростков с заиканием также характеризуется рядом специфических особенностей. Обычно такие дети читают в быстром темпе, не договаривая окончаний, а иногда и целые слова. Исследователи отмечают наличие чтения по догадке, что приводит к искажению смысла фразы и даже всего читаемого текста. Чтение прерывается многочисленными запинками и паузами и, как правило, лишено выразительности
В.М. Шкловский отмечает, что в подростковом возрасте с ростом связей личности с окружающим миром, особенно общественных связей, с развитием абстрактного мышления значительно расширяется и усложняется система отношений, которая приобретает осознанно мотивированный характер, и общение становится ведущей деятельностью. Поэтому именно в этом возрасте четко определяется отношение к себе и окружающим, которое во многих случаях приводит к концентрации внимания на имеющемся дефекте речи. В свою очередь неполноценность речи может нарушить нормальное развитие отношений личности и вызвать ряд специфических отклонений в ее поведении.
На общеневротические нарушения, болезненные реакции личности, вплоть до возникновения депрессивных реакций в подростковом возрасте, указывает ряд исследователей А.У. Гайфуллин, Б.З. Драпкин, Е.Ю. Рау, В.И. Селиверсто, Ю.Л. Фрейдин. Ряд исследователей отмечает, что с этого времени начинается формирование своеобразных отношений заикающихся подростков к окружающим через свой речевой недостаток (несправедливое отношение к себе учителей из-за заикания, сужение круга друзей с появлением насмешек и поддразнивания со стороны сверстников). Осознание речевого дефекта и опасение насмешек приводит к избеганию общения с лицами противоположного пола, усилению замкнутости, отдается предпочтение «неречевым поручениям». А.У. Гайфуллин обращает внимание на аффективные нарушения у заикающихся подростков, а также астенические формы реагирования с развитием чувства собственной речевой малоценности, пониженной самооценки. Для них характеры многочисленные опасения произвести на слушателя неблагоприятное впечатление, обратить внимание на свой речевой дефект, не суметь выразить мысль.
Б.З. Драпкин указывает, что в подростковом возрасте заикание, как правило, приводит к выраженной школьной и социальной дезадаптации, потере уверенности в своих силах, переживанию своей неполноценности, депрессивному оттенку настроения, потере контактов со сверстниками, уходу от общественной деятельности, одиночеству . Возникают болезненные обостренные реакции на свой речевой дефект и специфические поведенческие проявления (эгоцентризм, агрессивность, наклонности к дурным привычкам). Нередко возникает и неверие в возможность излечения.
Е.Ю. Рау отмечает у заикающихся подростков 12-15 лет, несмотря на большую индивидуальность личностного реагирования на речевой дефект и нарушение коммуникации, наличие так называемых полюсных свойств в поведении: с одной стороны, неуверенность в себе, чувство малоценности, с другой — завышенная самооценка, излишняя самоуверенность, высокое честолюбие (как компенсаторное, за недостаточное признание успехов). При этом нередко развиваются неадекватные формы поведения в классе: отчужденность, избегание возможных контактов не только во время урока, но и в неурочное время.
Усугубление имеющегося дефекта речи и появление негативных личностных особенностей по мнению Е.Ю. Рау связано с неверной тактикой учителей при общении с заикающимися подростками: редко опрашивают, опрашивают только письменно, торопливо проводят опрос, отстраняют от общественной работы и т.д. Стандартные формы общения на уроке (варианты письменного опроса, а также опрос у доски под прицельным вниманием учителя и класса) формируют у подростка в первом случае сознание своей неполноценности, блокируют потребность к самореализации, во втором — создают травмирующие его личность условия, которые приводят к появлению излишней тревожности, напряженности в поведении, а следовательно, к усугублению речевого дефекта.
1.3. Понятие о психологических защитах
«Психологическая защита — система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые «защитные механизмы личности». Эти механизмы способствуют сохранению психологической стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях. В обычной жизни дошкольника или подростка возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным аффектам, деструкции. Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения — стрессы и фрустрации» [8, с.238].
Нередко все предпринятые конструктивные попытки не приводят к желаемой цели. Напряжение продолжает расти и ребенок перестает замечать альтернативные пути. Кроме того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия. Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит.
Впервые термин «защита» был использован Фрейдом в работе «Защитные невропсихозы», но долгое время понятия «защита» и «вытеснение» применялись им как взаимозаменяемые. Термин «защитный механизм» впервые появляется в классической работе Анны Фрейд «Я и защитные механизмы» (1936), где описано десять форм активности — или методов деятельности Я, — выполняющих защитную функцию.
Наиболее типичные механизмы психологической защиты у детей и подростков следующие:
Отрицание — защита от неприятной действительности за счет отказа ребенком от ее реалистического и адекватного восприятия, от осознания собственных проблем. Отрицание является кардинальной психической защитой при всех внешних травмах, в том числе и сексуального характера. Подростки с данным видом психической защиты не принимают источник тревоги как реальное событие. В структуре личности у них, как пра-вило, отмечается неадекватно завышенная самооценка, они не терпят критики, самолюбивы, активно отрицают наличие трудностей, сложностей в своей жизни.
Подавление Я — еще один распространенный у 5-11-летних детей способ защиты, часто объединенный с пассивностью. Ребенок избегает нового жизненного опыта, который может нести с собой риск и вызывает узкую, но безопасную сферу активности с минимальным количеством интересов, он заранее пессимистически настроен в отношении результата своих действий. Часто из-за этого страдает способность к обучению. В этом возрасте самоуважение еще очень хрупкое, и хотя амбиции ребенка высоки, его способность защищаться с помощью юмора и иронии еще не сформирована. В связи с этим ирония взрослых и фактическая или предполагаемая критика товарищей часто становятся невыносимыми. Идентификация с агрессором. В поведении ребенок демонстрирует те чувства и качества, которые присущи человеку, проявившему в отношении ребенка агрессию или злоупотребление. Этот вид психологической защиты часто наблюдается у инфантильных подростков с неустойчивой самооценкой. Регресс к более раннему детскому поведению. В кризисной ситуации этот защитный механизм проявляется в возвращении ребенка или подростка к более примитивным способам реагирования он становится плаксивым, капризным, раздражительным, несамостоятельным и т.п. У некоторых детей и подростков может наблюдаться энурез (ночное недержание мочи), откусывание ногтей, сосание пальцев и т.п. Некоторые травмированные дети получают успокоение от обильной еды и питья, курения. Преобладание регрессии как психической защиты часто наблюдается у инфантильных подростков, а также у подростков с задержкой психического развития. В возрасте 5- 11 лет регрессия проявляется в повышенной зависимости от ближайшего окружения и более слабом контроле над импульсами и влечениями. Регресс также проявляется в навязчивости, развитии садомазохистских черт по от- ношению к другим (ребенок может выступать и в роли обиженного, и в роли обидчика), агрессивности и т.п. В ситуации насилия регрессия является, скорее, признаком психического истощения из-за продолжительности стресса. С возраста 12-13 лет тенденция к регрессу проявляется сама по себе как норма возрастного подросткового кризиса. Обычными являются перепады от высокой энергичности и активности в один момент к усталости и пассивности, когда внутренние конфликты мгновенно истощают энергетические ресурсы организма. Регрессивные виды защиты у подростков в кризисе - это мечтание и фантазирование, т.е. замещение действия ожиданием магического разрешения реальности, когда все трудности разрешились бы сами собой. Проецирование - приписывание другим своих собственных, часто отрицаемых для себя желаний и намерений. У детей, переживших насилие, проекции можно наблюдать в созданных ими рисунках, играх, сказках, историях. Часто под воздействием этого вида защиты дети обвиняют других в том, что ощущают сами, но не хотят себе в этом признаваться. Например, подросток нетерпим к самоуверенным, самовлюбленным людям, поскольку сам не чужд этих качеств. Для таких подростков характерно скрытое желание обязательно иметь противников для самоутверждения. Они склонны к зависти, поиску негативных причин успеха у окружающих. Изоляция чувств - невозможность осознавать свои чувства и в полной мере проживать их. Ребенок фактически не позволяет себе ощутить всю полноту своего гнева или грусти. Этот механизм защиты ведет к «замораживанию» чувств, развивается так называемая эмоциональная тупость [12, с.129].
Диссоциативные защиты проявляются в виде безучастия, кратковременных или длительных состоянии измененного сознания с отрицанием действительности, уходом в фантазии. Ребенок может считать, что травмирующее его событие случилось не с ним, что он сам в нем не участвовал (деперсонализация и дереализация). Первичная диссоциации (фрагментация травматического опыта). Ребенок (подросток) не в силах воспринять целостную картину происходящего, часть сенсорных и эмоциональных элементов травматического события изолируются от обыденного сознания. Вторичная (перитравматическая) диссоциация - ограниченная возможность когнитивной переработки травматического опыта. Ребенок вытесняет некоторые аспекты психотравмирующей ситуации или ее в целом. Вторичная диссоциация проявляется в ситуации, выходящей за рамки обыденного опыта ребенка. Третичная диссоциация - проявление «множественности личности». Поведение ребенка выглядит как действия двух и более людей, каждый из которых не знает о существовании другого. Этот вид диссоциации встречается редко и обычно связан с длительным по времени сексуальным насилием и с причинением одновременно физической травмы ребенку. Таким образом, травма продолжает оказывать влияние на характер [5, с. 231].
Защиты могут быть конструктивными, повышая эффективность мыслей и действий. Их можно назвать адаптивными механизмами или автономными функциями Я. Например, изоляция, диссоциируя мышление и эмоции, облегчает логическое продвижение посредством избегания отвлекающих ассоциаций [5, с. 349].
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы:
1. Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Заикание — это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов.
2. Дети и подростки с заиканием становятся более замкнутыми, закрытыми от внешнего мира. Они перестают общаться, боятся, что их не правильно поймут. Исходя из вышесказанного, начинают формироваться психологические защиты.
3. Психологическая защита — система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Эти механизмы способствуют сохранению психологической стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях детей или подростков с заиканием.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ЗАИКАНИЕМ
2.1. Формирование психологических защит у детей и подростков с заиканием
«Система защитных механизмов формируется с накоплением жизненного опыта, требует опоры на сформировавшееся «Я», поэтому свойственна взрослому человеку. Когда речь идет о ребенке или подростке, мы имеем дело с несформировавшимся Я», поэтому их формирование в детском возрасте имеет свои особенности. А.Фрейд подчеркивала: защитные механизмы у детей и подростков носят оберегающий характер и поддерживают нормальный психологический статус личности, предотвращая ее дезорганизацию» [17, с. 187].
У ребенка или подростка с заиканием, каждый защитный механизм вначале формируется для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан, таким образом, с определенной фазой индивидуального развития. Побудителем их формирования выступают возникающие в онтогенезе многообразные типы тревоги, типичные для детей. Сюда относят реакции беспокойства на физический дискомфорт, страх разлуки и самостоятельности (одиночества, темноты, замкнутых пространств), страх смерти (нападения, заболевания, смерти родителей, сказочных персонажей, стихии ), страх подчинения (быть наказанным, быть пристыженным, ), страх изменения. Они ограждают ребенка от неудовольствия, исходящего изнутри (внутренние инстинктивные стимулы), и от неудовольствия, источники которого находятся во внешнем мире [8, с. 132].
Защитная система заикающегося ребенка или подростка формируется на базе врожденных безусловных реакций путем усложнения форм его поведения (форм двигательной активности) в процессе индивидуального научения и развития форм психического отражения. Специфика становления детской системы защиты заключается в том, что первоначально она проявляется за счет и на уровне двигательных (поведенческих) реакций при участии элементарных психических функций. Эти постепенно усложняющие автоматические изменения поведения, возникающие в ответ на травмирующее воздействие, раздражитель, впечатление, обеспечивают приспособляемость ребенка к новой жизненной ситуации. Сюда относятся реакции беспокойств на физический дискомфорт, которые и обеспечивают приспособляемость ребенка к новой жизненной ситуации. Например, для ребенка до одного года характерны такие врожденные двигательные реакции как защитное отдергивание, зажмуривание, крик, плач, улыбка, сосание, движения туловища, конечностей, головы, а также их комплексы). Поведенческие реакции экспрессивны, доступны внешнему наблюдению и регистрации, поэтому не только позволяют осуществить определенные изменения во внешней среде, но и привлекают к себе внимание окружающих взрослых
Таким образом, позднее формируются защитные механизмы, в реализации которых принимают участие в первую очередь психические функции: от восприятия и эмоций до памяти и мышления. Такие защитные процессы позволяют заикающемуся ребенку адаптироваться к среде не за счет изменения внешнего мира, а за счет внутренних изменений — трансформации внутренней картины мира и образа самого себя (отрицание, проекция, замещение). Формирование полноценной системы психологической защиты происходит по мере взросления ребенка, в процессе индивидуального развития и научения. Индивидуальный набор защитных механизмов зависит от конкретных обстоятельств жизни, с которыми сталкивается ребенок, от многих факторов внутрисемейной ситуации, от отношений ребенка с родителями.
Рассмотрим некоторые примеры. При рассмотрении защиты как результата усвоения родительских стилей поведения в виде научения через подкрепление или посредством подражания подчеркивается роль семьи как психосоциального посредника общества. У детей изоляция от матери или другого близкого человека в раннем детстве может привести к аномалиям социального поведения, повышенной уязвимости или усилению агрессивности и даже снижению интеллекта ребенка. Таким образом, биологический смысл раннего запечетлевания (импринтинга) можно напрямую связать с образованием системы психологической защиты, при невозможности сформировать которую необратимо наступают изменения в поведении [9, с.231].
Под негативным воздействием со стороны родителей подразумевают недостаточное удовлетворение базовых потребностей ребенка. Так, если ребенок не имеет правильного и постоянного материнского ухода (не удовлетворяется потребность в привязанности и безопасности) у него быстро развивается болезненное состояние напряжения. В этих условиях младенец, лишенный ухода матери, в качестве защитной компенсации будет стараться стимулировать себя ритмическими движениями тела, например, стукаясь лбом или сильно раскачиваясь. У холодных и безразличных матерей младенцы часто бывают напряженными, сопротивляющимися. Они даже сосать не хотят, а иногда становятся совершенно отчужденными, впадая в состояние, близкое к ступору. На структуру защиты ребенка влияет не только холодность или безразличие, но и властность матери. Показано, что дети властных матерей демонстрируют много признаков ранней невротизации, и в дальнейшем они проявляются как особенности их характера: застенчивость, устойчивые страхи, повышенная тревожность или излишняя покорность [9, с. 264].
Теплое чувство в отношениях «мать и дитя» в первые годы жизни защищает ребенка от многих расстройств. Вместе с тем чрезмерная забота способствует организации вокруг ребенка круговой обороны по типу «наш ребенок всегда прав». В этом случае родители агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Такой «кумир семьи» часто возникает в семьях, где ребенок поздний, долгожданный и единственный. В подобной обстановке дети вырастают лживыми, жестокими. Отражением сверхзаботы может выступать педантично-подозрительный стиль семейных отношений, когда родители не доверяют своим детям, тотально их контролируют и стараются полностью изолировать от сверстников [7, с. 187].
Во всех перечисленных случаях говорить о развитии полноценной системы защиты не приходится. Эмоциональное отвержение и эмоциональный симбиоз являются теми родительскими установками, которые затем переходят в типичные нарушения родительского поведения. А такие нарушения неизбежно нарушают безопасность ребенка и побуждают его формировать всевозможные способы защиты для ликвидации чувства изоляции и беспомощности [9 с. 143].
2.2. Влияние семьи на развитие психологической защиты заикающегося ребенка или подростка
«Формирование полноценной системы психологической защиты происходит по мере взросления ребенка, в процессе индивидуального развития и научения. Индивидуальный набор защитных механизмов зависит от конкретных обстоятельств жизни, с которыми сталкивается ребенок или подросток с заиканием , от многих факторов внутрисемейной ситуации, от отношений ребенка с родителями, от демонстрируемых ими паттернов защитного реагирования» [16, с. 234].
В многочисленных исследованиях ранние межличностные взаимодействия заикающегося ребенка однозначно оцениваются как определяющий фактор его дальнейшего психического развития и социальной адаптации. Защитные механизмы возникают у ребенка как результат:
- усвоения демонстрируемых родителями образцов защитного поведения;
- негативного воздействия со стороны родителей.
При рассмотрении защиты как результата усвоения родительских стилей поведения в виде научения через подкрепление или посредством подражания и его аналогов – имитации и идентификации – подчеркивается роль семьи как психосоциального посредника общества, призванного с помощью внешнего вмешательства в развитие ребенка актуализировать различные механизмы защиты как средство социальной адаптации [19, с.198].
Под негативным воздействии со стороны родителей подразумевают недостаточное удовлетворение базовых потребностей ребенка. Так, если заикающийся ребенок не имеет правильного и постоянного материнского ухода (не удовлетворяет потребность в привязанности и безопасности) у него быстро развивается болезненное состояние напряжения. У холодных и безразличных матерей младенцы часто бывают напряженными, сопротивляющимися. Они даже сосать не хотят, а иногда становятся совершенно отчужденными, впадая в состояние, близкое к ступору (вариант реакции пассивного протеста). На структуру защиты ребенка влияет не только холодность или безразличие, но и властность матери. Показано, что дети властных матерей демонстрируют много признаков ранней невротизации, и в дальнейшем они проявляются как особенность их характера: застенчивость, устойчивые страхи, повышенная тревожность или излишняя покорность [12, с. 235].
Эмоциональное отвержение и эмоциональный симбиоз, которые блокируют, соответственно, тенденцию к присоединению и тенденцию к отвержению, по мнению Е.Т. Соколовой, как раз и являются теми экстремальными родительскими установками, которые затем переходят в типичные нарушения родительского поведения. А такие нарушения могут быть весьма разнообразными. Перечисляя те из них, которые неизбежно нарушают безопасность ребенка и побуждают его формировать всевозможные способы защиты для ликвидации чувства изоляции и беспомощности, К. Хорни выделяла: «прямое и непрямое доминирование, безразличие, нестабильное поведение, недостаток уважения к индивидуальным потребностям ребенка, недостаток реального руководства, слишком большое восхищение или его полное отсутствие, недостаток реального руководства, слишком большое восхищение или его полное отсутствие, недостаток теплоты, понуждение принимать чью-то сторону в родительских спорах, слишком большую или слишком малую ответственность, сверхпротекцию, изоляцию от других детей, несправедливость, дискриминацию, невыполнение обещаний, враждебную атмосферу» [3 с. 124].
В последнее время чаще стали создавать новые семьи разведенные люди. Тогда дети от первого брака попеременно воспитываются родителями, или в воспитание вмешивается отчим. В этих обстоятельствах дети нередко формируют защитный механизм проекции и начинают воспринимать окружающий мир как источник постоянной угрозы. Внешне это может выражаться как жестокость по отношению к окружающим.
Авторитарный, жестокий отец, унижающий и обижающий ребенка, и слабая, потакающая мать, не способная защитить свое дитя, способствуют формированию в характере ребенка садисткой жестокости на фоне излишней сентиментальности. В такой семье растут люди несамодостаточные, с постоянным ощущением собственной ущемленности, подчиняющие всю свою жизнь одной цели – самоутверждению любой ценой. При этом подавленная враждебность к авторитарному отцу может либо усилить страх перед ним и привести к еще большему подчинению, либо вызвать бунт [3 с. 296].
Нарушением отношений с родителями нередко обусловлено скрытым эмоциональным отвержением ребенка. Такие отец и мать не признаются себе, что тяготятся ребенком. Если эта мысль возникает, то гонят ее от себя как недостойную и возмущаются, когда слышат подобное со стороны. Подавляя такое отношение, они подчеркнуто заботятся о своем чаде, чрезмерно, утрированно внимательны к нему. Однако вынужденность заботы и недостаток тепла чувствуется, формируя у ребенка душевный конфликт и недоверие к миру. Чем больше заикающийся ребенок или подросток скрывает недовольство своей семьей, тем больше проецирует на внешний мир, приобретая убеждение в том, что мир враждебен и страшен. Если ни в семье, ни в школе, ни в мечтах ребенок не может самоутвердиться, то тогда возникает бунт. Тогда поступают непрерывные жалобы на наглое, грубое поведение ребенка. Родители и взрослые, страдающие от упрямства и капризов детей, не отдают себе отчета в том, что все это – проявление бессилия ребенка. Огорчающее поведение ребенка – нередко просто свидетельство излишнего стеснения его желаний, принуждения или плохого самочувствия.
Не менее важным является наличие в семье барьеров общения. Примером барьера общения может служить «замаскированная коммуникация». В этом случае родитель подтверждает содержание того, что ему сообщает ребенок, но в то же время отвергает интерпретацию, которую тот предлагает. Например, если заикающийся ребенок или подросток жалуется, что ему плохо, родитель отвечает: «Ты не можешь так говорить, ведь у тебя все есть. Просто ты капризный и неблагодарный». В этом случае ради спокойствия индивида, к которому ребенок обращается, интерпретация его сообщения так искажается, что ее информационная роль сводится к нулю. Однако внутренняя напряженность у ребенка остается и может дать стимул к запуску конкретных защитных механизмов: подавления, замещения или рационализации [2, с. 151].
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы:
1. У ребенка или подростка с заиканием, каждый защитный механизм вначале формируется для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан, таким образом, с определенной фазой индивидуального развития. Побудителем их формирования выступают возникающие в онтогенезе многообразные типы тревоги, типичные для детей. Сюда относят реакции беспокойства на физический дискомфорт, страх разлуки и самостоятельности (одиночества, темноты, замкнутых пространств), страх смерти (нападения, заболевания, смерти родителей, сказочных персонажей, стихии), страх подчинения (быть наказанным, быть пристыженным), страх изменения.
2. Важную роль в формировании психологической защиты играет семья. В систему воспитания заикающегося ребенка входит создание спокойной, доброжелательной обстановки, предполагающей в семье атмосферу взаимного уважения, доверия и люби. Ребенок не должен быть свидетелем ссор между близкими, непозволительно его вовлекать в семейные конфликты в качестве участника. Семейные взаимоотношения в значительной мере влияют на речь ребенка, её улучшения или ухудшения. Все это предупреждает развитие у ребенка или подростка реакций психологической защиты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Говоря о формировании психологических защитах ребенка или подростка с заиканием, затрагивается вопрос личностного развития. В каких условиях развивается личность, и какие негативные факторы на нее влияют. Стресс, плохие отношения в семье, непонимания проблемы заикания среди сверстников, все может усугубить течение заикания и вызвать уход в себя, фиксированность на своем дефекте заикающегося ребенка или подростка. Защитные процессы каждого ребенка с заиканием сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии. Кроме того, наблюдения за результатами функционирования психологической защиты осложняются тем, что реальные стимулы и реакции могут быть отделены друг от друга во времени и пространстве. Специфика подсознательной защиты состоит в том, что срабатывает она автоматически, обусловливая непредставленность сознанию смыслового материала, подвергшегося защите, и бессознательность самого защитного процесса. Это означает, что дети или подростки с заиканием не отдают себе отчета ни в том, что они защищаются, ни в том, от чего их защищают подсознательные психологические механизмы.
По мнению А. Фрейд, организация защитного процесса – важная и необходимая составная часть развития личности ребенка. Ребенок или подросток является незрелым до тех пор, пока его инстинктивные желания и их осуществление разделены между ним и его окружением так, что желания остаются на стороне ребенка, а решение об их удовлетворении – на стороне окружения. Шансы ребенка, подростка стать здоровым, независимым и ответственным во многом зависят от того, насколько его собственное «Я» способно справиться с внешним и внутренним дискомфортом, то есть защитить себя и быть способным самостоятельно принимать решения. Благодаря подсознательным защитным процессам одна часть инстинктивных желаний вытесняется, другая направляется на другие цели. Одни внешние события игнорируются, другие переоцениваются в нужном для ребенка и подростка направлении. Защита позволяет отвергать некоторые стороны своего «Я», приписывать их посторонним лицам или, напротив, дополнять свое «Я» за счет качеств, «захваченных» у других людей. Такое преобразование информации позволяет сохранить устойчивость представлений о мире, о себе и своем месте в мире, чтобы не потерять опоры, ориентиров и самоуважения.
В защитных процессах у заикающегося ребенка или подросткаобычно участвует не один, а сразу несколько защитных механизмов. Однако их совместное участие предопределяет целостную реакцию на ситуацию с целью более эффективной психологической адаптации. В то же время каждый из механизмов выявленных у детей младшего школьного возраста вносит свой особый вклад в организацию защитного процесса.
Отрицание предохраняет подростков и детей от перевозбуждения со стороны внешнего мира. Подавление лежит в основе забывания содержания травмирующей информации, которая уже пережита. К вытеснению прибегают в тех случаях, если нечто нельзя игнорировать либо забыть полностью. Использование проекции как механизма отрицания собственных желаний и возложение ответственности за них на другую, внешнюю, силу естественно для детей в ранний период развития. Идентификация – это механизм возвышения себя до другого путем расширения границ собственного «Я». Она позволяет заикающемуся подростку или ребенку или подростку преодолеть чувство неполноценности, тревоги, изменить «Я» таким образом, чтобы оно было лучше приспособлено к социальному окружению. Рационализация обеспечивает реализацию потребности в системе разумной ориентации. Ее можно рассматривать как попытку ребенка постфактум создать гармонию между желаемым и реальным и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Формы замещения у детей или подростков, так же как и у взрослых многообразны. Это перенос действия с недоступного объекта на доступный, замена слов действием, а действия – словом. Еще один защитный механизм, сублимация, позволяет подростку или ребенку после знакомства с нормами и требованиями общества найти приемлемые выходы для своих сексуальных и агрессивных инстинктов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Андронова Л.З., Арутюнян М.А. Анализ временных характеристик видов речи, применяемых при коррекции заикания. М.: Дефектология, 2000.
- Арутюнян Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. М.: Просвещение, 2003.
- Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.
- Вассерман, Л.И. Медицинская диагностика. Теория, практика и обучение. М.: Академия, 2009.
- Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. 3-е изд., с изм. и доп. СПб.: Свет, 2007.
- Диагностика школьной дезадаптации. М.: ВЛАДОС, 2009.
- Иовчук Н.М. Детско-подростковые психические расстройства. М.: НЦЭНАС, 2008.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: ВЛАДОС, 2006.
- Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта: учебное пособие для студентов педагогических и психологических специальностей. СПб.: Детство - пресс, 2009.
- Мэй Р. Проблема тревоги. М.: ЭКСМО - Пресс, 2009.
- Никольская, И.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2009.
- Неткачев Г.Д. Заикание, его сущность и лечение у детей и взрослых. М.: ВЛАДОС, 2000.
- Некрасова Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушением речевого общения. М.Просвещение:
- Павлова С.И. О психологических особенностях заикающихся детей и подростков // Нарушения речи и голоса у детей. Пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов /Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. М.: Просвещение, 2002.
- Рау Е.Ю. Способы диагностики адаптации взрослых заикающихся к проблемным ситуациям общения. М.: МПГУ, 1994.
- Саитбаева Э.Р. Особенности вербально-ассоциативных процессов у заикающихся детей 6-7 лет. М.: Прометей , 2004.
- Терентьева В.И. Формирование полноценной коммуникативной деятельности у заикающихся учащихся младшего школьного возраста. М.: ВЛАДОС, 1994.
- Филимошкина Н.М., Тимченко В.А. Рекомендации родителям заикающихся детей. М.: ВЛАДОС, 2006.
- Флоренская Ю.А. Клиника и терапия нарушений речи. М.: Прометей,2000.
- Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. М.: ВЛАДОС, 2009.