Адаптация детей раннее возраста

Осипова Виктория Сергеевна

Статья представляет собой краткое содержание  для родителей, какая может быть адаптация у детей. Каждый человек, а в особенности ребенок уникален и такая фаза в социуме тоже проходит у всех по разному. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_rannego_vozrasta_.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация. 

Адаптация - это процесс вхождения человека в новую среду и приспособления к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам или негативным (стресс).

Три фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регресса в психическом развитии (длится в среднем 1 месяц); 
  2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев); 
  3. фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. 


Три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: 

  • легкая адаптация - эмоциональное состояние ребенка улучшается в течение двух-трех недель; 
  • адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение 1-1,5 месяцев; 
  • тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев. 


Типичные реакции ребенка на процесс адаптации: 

  • активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); 
  • эмоциональная нестабильность - любой раздражитель может спровоцировать новый приступ плача; 
  • отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность). 
  • ребенок пассивен, не идет на контакт ни со взрослыми, ни с детьми, предпочитает находиться в уединении; 
  • ребенок временно теряет навыки, особенно вновь приобретенные перед началом посещения детского сада (есть ложкой, ходить самостоятельно в туалет); 
  • могут проявляться агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); 
  • ребенок теряет аппетит. 


Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода: 

  1. Возраст; 
  2. Состояние здоровья; 
  3. Уровень развития; 
  4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками; 
  5. Сформированность предметной игровой деятельности; 
  6. Приближенность домашнего режиму к режиму детского сада. 


Причины тяжелой адаптации к ДОУ: 

  1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада; 
  2. Наличие у ребенка своеобразных привычек; 
  3. Неумение занять себя игрушкой; 
  4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков; 
  5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Особенности общения с ребенком раннего возраста в адаптационный период

Первой общественной средой для маленького ребенка является детский сад, основное назначение которого — социальная адаптация к условиям жизни в обществе незнакомых детей и взрослых, воспитание ценностного отношения к окружающему: природе, людям, самому себе Именно детский садик должен обеспечить физическое, психическое здоровье ребенка, его гармоническое развитие, приобретение жизненного опыта, стать своеобразным посредником между семьей и огромным миром.

Поступление в детский сад — сложный период в жизни маленького ребенка, экзамен его психики, здоровья. Проблема адаптации к условиям дошкольного учреждения касается ребенка любого возраста, который впервые переступает его порог. В детском саду ребенок сталкивается с новыми для себя условиями и правилами жизни, к которым часто бывает не готов. В своей семье ребенок привыкает к одному распорядку жизни, определенной обстановке, способу поведения в нем. Он тяжело переносит даже небольшую разлуку с родителями и знакомой ему домашней жизнью. Часть детей вход в новую ситуацию пости без проблем, и слезы, и тяжелая разлука с родителями по утрам длится только в первые один-два дня. Некоторые дети переживают отрицательные эмоции несколько дольше — 4-7 дней. А у других детей период адаптации длится 2-3 недели.

Таким образом, период адаптации — важный период не только для ребенка и его родителей.