Адаптация детей раннее возраста
Статья представляет собой краткое содержание для родителей, какая может быть адаптация у детей. Каждый человек, а в особенности ребенок уникален и такая фаза в социуме тоже проходит у всех по разному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_rannego_vozrasta_.docx | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация.
Адаптация - это процесс вхождения человека в новую среду и приспособления к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам или негативным (стресс).
Три фазы адаптационного процесса:
- Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регресса в психическом развитии (длится в среднем 1 месяц);
- Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
- фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- легкая адаптация - эмоциональное состояние ребенка улучшается в течение двух-трех недель;
- адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение 1-1,5 месяцев;
- тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев.
Типичные реакции ребенка на процесс адаптации:
- активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик);
- эмоциональная нестабильность - любой раздражитель может спровоцировать новый приступ плача;
- отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
- ребенок пассивен, не идет на контакт ни со взрослыми, ни с детьми, предпочитает находиться в уединении;
- ребенок временно теряет навыки, особенно вновь приобретенные перед началом посещения детского сада (есть ложкой, ходить самостоятельно в туалет);
- могут проявляться агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия);
- ребенок теряет аппетит.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:
- Возраст;
- Состояние здоровья;
- Уровень развития;
- Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
- Сформированность предметной игровой деятельности;
- Приближенность домашнего режиму к режиму детского сада.
Причины тяжелой адаптации к ДОУ:
- Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;
- Наличие у ребенка своеобразных привычек;
- Неумение занять себя игрушкой;
- Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков;
- Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Особенности общения с ребенком раннего возраста в адаптационный период
Первой общественной средой для маленького ребенка является детский сад, основное назначение которого — социальная адаптация к условиям жизни в обществе незнакомых детей и взрослых, воспитание ценностного отношения к окружающему: природе, людям, самому себе Именно детский садик должен обеспечить физическое, психическое здоровье ребенка, его гармоническое развитие, приобретение жизненного опыта, стать своеобразным посредником между семьей и огромным миром.
Поступление в детский сад — сложный период в жизни маленького ребенка, экзамен его психики, здоровья. Проблема адаптации к условиям дошкольного учреждения касается ребенка любого возраста, который впервые переступает его порог. В детском саду ребенок сталкивается с новыми для себя условиями и правилами жизни, к которым часто бывает не готов. В своей семье ребенок привыкает к одному распорядку жизни, определенной обстановке, способу поведения в нем. Он тяжело переносит даже небольшую разлуку с родителями и знакомой ему домашней жизнью. Часть детей вход в новую ситуацию пости без проблем, и слезы, и тяжелая разлука с родителями по утрам длится только в первые один-два дня. Некоторые дети переживают отрицательные эмоции несколько дольше — 4-7 дней. А у других детей период адаптации длится 2-3 недели.
Таким образом, период адаптации — важный период не только для ребенка и его родителей.