Педагогика Льва Толстого
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
От народного учителя к учителю жизни «Ежели в моих мыслях о народном образовании найдется хоть малая доля истины, которая войдет в сознание человечества и послужит основанием дальнейшему развитию новых, сообразных времени идей образования, я, не увлекаясь самолюбием, знаю, что большей доле того, что я сделаю, я буду обязан не своей личности, но тому обществу, в котором я должен был действовать».
Образование Льва В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса. Весной 1847 Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук, чтобы сдать экзамен экстерном.
Литературная деятельность Литературная деятельность молодого Толстого сразу принесла ему известность. В ноябре 1855 г. Толстой возвращается в Петербург, где знакомится с Некрасовым, Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским (который высоко оценил первые произведения писателя) объединившимися вокруг журнала «Современник». В этот период жизни Толстой пишет рассказы «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный», «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки» и трилогию «Детство. Отрочество. Юность».
Педагогические периоды Толстого В первый период педагогической деятельности (1859—1862), названный Толстым временем «трехлетнего страстного увлечения педагогическим делом» , он жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии. В 1862 году Толстой издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» (вышло 12 номеров), в котором печатал свои педагогические статьи и рассказы для детей.
Второй период (1870-1876) Второй период педагогической деятельности Толстого связан с созданием «Азбуки» (кн. 1—4, 1872) — комплекса учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя, направленных на развитие «нравственных чувств, воображения, поэтического чутья» учащихся.
Третий период (конец 1880-х-1910)
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ: Чем труднее учителю, тем легче ученику. Нужно чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей. Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении. Урок должен быть соразмерен силам ученика.
Жизненный Манифест Льва Николаевича: Каждое утро назначай себе все, что ты должен сделать в течение дня, и исполняй все назначенное. Спи как можно меньше. Все телесные неприятности переноси, не выражая их наружно. Ежели ты начал какое бы то ни было дело, то не бросай его, не окончив. Довольствуйся настоящим. Ищи случаев сделать добро.
Точка зрения Толстого-педагога Толстой обратил внимание на то, что обычно «развитие ошибочно принимается за цель», что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития, и в этом заключается «вечная ошибка всех педагогических теорий». В качестве главной задачи считал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования.
Педагогические взгляды Толстого: 1) Идея «свободного воспитания» 2) Идеальную школу Толстой представлял себе как свободное содружество, где одни сообщают знания, а другие свободно воспринимают их. 3) Толстой считал, что «недопустимо разделять воспитание и образование». 4) При выборе методов обучения Толстой советовал исходить из отношения учеников к тому или другому методу. 5) Придавал большое значение развитию творчества детей. 6) Советовал вести преподавание так, чтобы все учащиеся успевали.