Свойства тканей
Совместная деятельность педагога с детьми "Свойства тканей". Технология экспериментально - исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_svoystva_tkaney.docx | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология Экспериментально – исследовательской деятельности
Совместная деятельность педагога с детьми подготовительной группы «Свойства тканей»
автор: Николаева Маргарита Эриковна, воспитатель
«Детский сад №125 Выборгского района Санкт-Петербурга»
Знакомство детей подготовительной группы со свойствами тканей
Цели: развитие исследовательского интереса у детей подготовительной группы
Задачи:
-развить познавательный интерес
-познакомить детей со свойствами тканей и их происхождением
-научить отличать синтетику от натуральных тканей
-развивать умение одеваться соответственно случаю и обстановке
-расширить словарный запас детей по теме
Предварительная работа: отгадывание загадок на тему «Одежда», чтение стихотворения «В моем шкафу»
Игры: «Портные», «Что нужно для работы с тканью»
Материал: Кукла (одетая в трусики и майку), лоскуты тканей, емкость с водой, иллюстрации на тему происхождения и изготовления тканей, картинки с верхней одеждой, одеждой для нахождения в группе детского сада, одеждой для занятия спортом, праздничной одеждой, картинки с условными знаками, обозначающими свойства тканей.
Ход беседы «Одежда для детского сада»:
Дети сидят полукругом перед воспитателем. Воспитатель показывает им куклу
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Она в следующем году собирается пойти в детский сад. Вот только она не знает, какую одежду ей стоит приобрести.
Воспитатель:
Ребята, давайте вспомним, чем мы занимаемся в детском саду? (играем и занимаемся в группе, ходим гулять и на физкультуру, а еще у нас бывают музыкальные праздники)
Воспитатель (возможно детей разделить на группы для ответов на дальнейшие вопросы):
Давайте подумаем, какой должна быть одежда для группы? (удобная, не жаркая, приятная телу и т.д.)
А какой должна быть одежда для улицы? (теплой, чтоб ее не продувал ветер, чтоб она не намокала и т.п.)
А для занятия спортом? (в которой удобно двигаться, в которой не вспотеешь, одинакового цвета, как у команды и т.п.)
А на праздник? (красивое, яркое, блестящее и т.д.)
Воспитатель:
Молодцы ребята, а теперь я вас хочу познакомить с видами тканей (на картинке воспитатель показывает, что есть натуральные и искусственные ткани) Подробней останавливается на хлопке, шерсти и синтетике.
Рассказывает о происхождении хлопка, шерсти и синтетики
Ход исследования:
Воспитатель:
У меня есть три образца тканей. Дает сначала шерсть (дети трогают ее, а затем говорят об ощущениях, воспитатель говорит, что это за ткань), так происходит с лоскутами из хлопка и синтетики.
Воспитатель:
Сейчас вы мне сказали не только о своих ощущениях, но и назвали некоторые свойства тканей.
Давайте подытожим и занесем свойства в нашу таблицу (воспитатель условными знаками отмечает свойства каждого из видов тканей)
Ход: «Как изготавливают ткань»
А теперь пройдемте на ковер, я хочу вам рассказать про то, как и из чего делают ткань. Ткань ткут из ниток на ткацких станках, это очень трудная и кропотливая работа, которая занимает длительное время. Представьте, сколько необходимо сплести ниточек между собой для небольшого куска ткани. Ткань бывает разной: Растительного происхождения (хлопок, лен) и животного происхождения (шерсть, шелк), а также синтетического происхождения.
Остановимся на трех видах тканей подробней.
Хлопчатобумажную ткань изготавливают из хлопка, который растет на полях в жарком климате. Хлопчатник похож на коробочки с ватой. Из такой ваты делают тонкие нити, а уже из них ткут ткань. Из хлопчатобумажной ткани портные шьют футболки, нижнее белье, пижамы, джинсы и разную летнюю одежду.
Ткать шерстяную ткань, очень теплую люди научились из шерсти животных: барана, верблюда. Из такой теплой ткани в основном шьют теплую одежду: пальто, кофты, одеяла.
Синтетическую ткань ткут из искусственных нитей, которые придумали и сделали люди. Из такой ткани шьют разные вещи. Из более тонкой, шьют шторы. Толстой тканью обивают мягкую мебель.
Технология изготовления всех тканей примерно одинакова. Сначала ткут однотонное полотно светлого или серого цвета, а затем его выбеливают для белых тканей, или наоборот раскрашивают в разные цвета. Существуют специальные художники, которые придумывают разные рисунки для тканей, а потом с помощью специальных машин наносят рисунок на ткань. Уже из готовой ткани портные шьют одежду для людей.
Воспитатель демонстрирует детям картинку с изображением портного.
Жил портной один умелый
Знал прекрасно свое дело.
Ткани выбирал для нас
Хлопок, ситец и атлас,
А потом снимал он мерку,
Делал выкройку, примерку.
Белой ниткой ткань сметал,
На машинке все сшивал.
И на праздник у ребят
Новый был всегда наряд
.
Что бы сделать ткань и сшить одежду люди очень много трудятся. Поэтому мы с вами должны беречь свою одежду. Аккуратно складывать ее, вовремя стирать, гладить утюгом, если появятся дырочки зашивать их.
Ход экспериментирования:
1.И так вернемся к Катиному вопросу. Из какого материала ей стоит выбирать верхнюю одежду?
Почему из шерсти? (ребята находят ее самой толстой из всех тканей, сравнивая с толщиной бумаги, давайте теперь подуем и посмотрим, какая ткань меньше всего пропускает ветер (дети дуют через ткань на руку))
2. Какая же ткань нам лучше подойдет для нахождения в группе? Я предлагаю прислушаться к своим ощущениям (каждым лоскутом ткани провести по самым нежным участкам тела по животу, шее и внутренней стороне рук)
3. Какая же ткань нам подойдет для спорта? Вы говорили, чтоб в ней удобно было двигаться, давайте потянем каждую из тканей и решим, какая из них лучше тянется. А также вы говорили, чтоб в ней не было жарко, а если и вспотеешь, чтоб она хорошо проводила воду. Капнем на каждый из видов, какая из тканей лучше провела воду?
(вышло, что синтетика и хлопок подходят для занятий спортом)
5. Из тех критериев, что вы назвали (воспитатель перечисляем, каким должно быть праздничное платье), какой из лоскутов самый яркий и блестящий?
Воспитатель:
(за Катю) Ребята, спасибо, что помогли мне определиться с тканью для одежды, вы мне очень понравились, может, поиграем вместе?
Игра «Портные».
Воспитатель предлагает детям выбрать картинку с тем предметом одежды, который, по их мнению, они бы сшили из той ткани, которую они выбрали до этого, дети поясняют свой выбор.
Игра «Что нужно для работы с тканью»
У меня для вас есть еще одна игра, здесь вы должны хорошо подумать и догадаться сами. Из перевернутых картинок вам нужно выбрать любую. Посмотрите внимательно, нужен ли этот предмет для работы с тканью, если да, то подойдите к кукле Кати. Если же нет, присядьте на свои стульчики. Мне очень интересно послушать для чего, по вашему мнению, нужны эти предметы.
Заключительная часть. Рефлексия
Вы сегодня узнали много нового о ткани. Как вы считаете, достаточно ли людям одного вида ткани? От чего зависит ткань одежды, которую мы на себя наденем?
Кукла Катя принесла вам в подарок нарисованных кукол, но все они раздеты, Катя не успела придумать им наряды, но я думаю, мы ей поможем, да? Я уже одну куклу одела, а вы оденете своих кукол дома с родителями и потом принесете в детский сад. Здесь мы организуем выставку юных дизайнеров (это люди, которые придумывают, как будет выглядеть одежда).
Итоговый продукт деятельности: Выставка кукол в одежде, которую дети сделают со своими родителями.