Статья "Социальная поддержка детей, временно проживающих в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних".

Афанасьева Александра Сергеевна

Статья "Социальная поддержка детей, временно проживающих в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная поддержка детей, временно проживающих в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.

Афанасьева А.С. –магистрант 1 курса, направление «Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности» ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет им. А.И.Герцена», г. Санкт-Петербург

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме социальной поддержки детей, временно проживающих в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетний, социальная адаптация, поддержка, социально-реабилитационной центр для несовершеннолетних.

В последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О чём свидетельствуют статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации». Причём лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растёт катастрофически. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям.

Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходят из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь, и большинство из них плохо адаптируются к такой жизни. В результате – безработица, нищета, преступность, становятся алкоголиками или наркоманами, кончают жизнь самоубийством.

Ведущими причинами «социального сиротства» являются:

лишение родительских прав (до 70%);

отказ от воспитания ребёнка (до 20%);

пребывание родителей в местах заключения (до 10%).
Сложившаяся в настоящее время в нашей стране система социальной поддержки детей имеет комплексный характер и включает широкий набор мер, направленных на обеспечение профилактики социального неблагополучия, оказание помощи детям и семьям в трудной жизненной ситуации; на социальную защиту тех, кто относится к социально уязвимым группам населения. В числе таких мер наряду с социальными выплатами все большее развитие получают социальные услуги, которые предоставляются социозащитными учреждениями с учетом специфики положения различных категорий населения. В последнее десятилетие стала создаваться принципиально новая, личностно-ориентированная разветвленная система учреждений социального обслуживания семьи и детей различных типов. В число таких учреждений входят социально — реабилитационные центры для несовершеннолетних, в задачи которых входит целенаправленная работа по социальной адаптации дезадаптированных детей и подростков. Под социальной адаптацией ребенка понимается процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой .

 В соответствии со своими задачами социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних выполняет следующие функции:

  • Защитительная функция. Она направлена на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи, предусматривает противодействие разрушению его физического, психического, нравственного здоровья в период пребывания в центре.
  • Профилактическая функция. В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями центр ведет работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, осуществляет квалифицированную правовую, психологическую, а также материальную поддержку, что позволяет предотвратить необратимые процессы отторжения ребенка от родителей, распада семьи как института его социализации.

Социальный патронаж семей, в которые возвращаются либо помещаются выпускники центра, не менее важен как средство предупреждения рецидива кризисных ситуаций.

Центр ведет работу с семьями группы риска по предупреждению детской беспризорности и безнадзорности. Профилактическая работа направлена и на коррекцию отклонений в поведении и развитии детей, находящихся в неблагополучных семьях.

  • Восстановительная функция. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, центр способствует восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации, поддерживает усилия семей, проявляющихся готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности.
  • Коррекционно-развивающая функция. На основе комплексной диагностики в центре определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированной на коррекцию их психического, личностного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, а также на возрождение и развитие важнейших форм жизнедеятельности детей - игры, познания, труда, общения.
  • Оздоровительная функция. Центр предоставляет ребенку при его поступлении необходимую медицинскую помощь, в союзе с различными медицинскими учреждениями восстанавливает, укрепляет адаптационные возможности его организма, обеспечивает повышение устойчивости к влиянию многообразных негативных факторов. Центр осуществляет профилактику заболеваний своих воспитанников, текущее медицинское обслуживание, проводит закаливающие процедуры, обеспечивает полноценное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм, закрепление навыков здорового образа жизни.
  • Компенсаторская функция. Центр, совместно с органами опеки и попечительства, ищет пути замещения биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем, чтобы, несмотря на утрату кровных связей, он мог получить опыт семейной жизни, воспитываться в семье как естественной среде обитания растущего человека.

Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени. Ребенок становится полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы и культурные ценности. 


Библиографический список:

  1. Василькова Ю. В., Василькова Т. А., социальная педагогика: Курс лекций: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – 2 — е изд. Стереотип. — М.: Издательский центр «Академия». – 440 с., 2000 г.
  2. Бовина А. О., Сорокина И. Р. Социальная адаптация разновозрастных детей в условиях реабилитационного центра // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 533-534. — URL https://moluch.ru/archive/79/13941/ (дата обращения: 09.04.2018).
  3. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 2010 – 110 с.
  4. https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2016/02/24/funktsii-sotsialno-reabilitatsionnogo-tsentra-dlya