ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Пирогова Наталия Александровна

Методическое пособие предназначено для учителей валеологов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, работников образования, врачей медико-педагогических комиссий, практических психологов, родителей.
Пособие содержит валеологические критерии готовности ребенка к школе, которые включают в себя биологические, функциональные, психологические и психолого-педагогические методики определения степени подготовленности организма к школьным нагрузкам. Методики могут быть применимы для выявления динамики успешности обучения и воспитания в старших группах детских садов и устранения возможных пробелов; могут быть использованы во время приема детей в первые классы школы и на начальных этапах обучения, для валеологической оценки уровня школьной зрелости и прогноза адаптации ребенка к системе обучения.
Пособие содержит практические рекомендации для развития зрительно-моторных координаций у ребенка для овладения письмом. 
В данной работе представлены отдельные методики диагностирования детей, поступающих в школу, которые помогут воспитателям детских садов, школьному учителю и даже родителям определить степень школьной зрелости ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon valeologicheskie_kriterii_gotovnosti_rebenka_k_shkole.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

(Методическое пособие)

Лившиц О.Д., д.б.н., профессор

Меньшикова Л.А., доцент

Лядова Н.В., к.м.н., доцент

 

Методическое пособие предназначено для учителей валеологов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, работников образования, врачей медико-педагогических комиссий, практических психологов, родителей.

Пособие содержит валеологические критерии готовности ребенка к школе, которые включают в себя биологические, функциональные, психологические и психолого-педагогические методики определения степени подготовленности организма к школьным нагрузкам. Методики могут быть применимы для выявления динамики успешности обучения и воспитания в старших группах детских садов и устранения возможных пробелов; могут быть использованы во время приема детей в первые классы школы и на начальных этапах обучения, для валеологической оценки уровня школьной зрелости и прогноза адаптации ребенка к системе обучения.

Пособие содержит практические рекомендации для развития зрительно-моторных координаций у ребенка для овладения письмом.

 

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Поэтому ребенок к школе должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, достичь уровня умственного эмоционально-волевого развития. Он должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

Для определения уровня готовности детей к школе целесообразно выявление степени школьной зрелости, под которой подразумеваются уровни морфологического (изменение пропорций тела, прорезывание постоянных зубов), функционального и интеллектуального развития ребенка; это позволяет сделать заключение о том, что новый режим жизни не будет чрезвычайно утомительным для него и его здоровья.

В данной работе представлены отдельные методики диагностирования детей, поступающих в школу, которые помогут воспитателям детских садов, школьному учителю и даже родителям определить степень школьной зрелости ребенка.

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

(для дошкольников и школьников)

Систематическое наблюдение за ростом и развитием детей является важным звеном в системе контроля за состоянием здоровья подрастающего поколения и в разработке лечебно-профилактических мероприятий для его оздоровления.

Ведущими параметрами, отражающими состояние физического развития детей и подростков считают длину и массу тела. Длина тела является признаком, характеризующим ростовые процессы детского организма, масса тела - свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов.

Длину тела измеряют при помощи деревянного ростомера или складного металлического антропометра. При измерении ростомером ребенок становится спиной к вертикальной стойке ростомера, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова ребенка – в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха расположены в одной горизонтальной плоскости. Подвижную планку ростомера опускают до соприкосновения с головой ребенка без надавливания. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не прислонялся затылком к вертикальной стойке ростомера. Измерение длины тела антропометром проводится спереди, горизонтальная линейка антропометра выдвигается на 15-20 см и подводится к самой высокой точке головы ребенка. Положение головы такое же, как при измерении ростомером. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, а антропометр строго вертикально. Измерение проводится с точностью до 0,5 см.

Массу тела определяют при помощи взвешивания на медицинских весах, которые время от времени проверяют на точность стандартными гирями. Ребенок стоит на середине весовой площадки, лицом к исследователю. Необходимо следить, чтобы он входил на площадку и сходил с нее при неподвижно закрепленном коромысле весов. Точность измерения до 100 г.

После проведения программы измерений нужно высчитать возраст ребенка, для чего из даты обследования вычитают дату рождения, и по таблице для индивидуального исследования физического развития (см. табл.) определить физическое развитие.

При оценке физического развития в соответствующей полу и возрасту ребенка таблице находят его рост, затем строго по горизонтальной строке - соответствующий данному росту диапазон "нормы" массы тела. В зависимости от того, попадает ли фактическое значение массы тела в данный диапазон, окажется ниже минимальной или выше максимальной его границы, оценивается физическое развитие ребенка. Использование данных таблиц позволяет определить варианты физического развития детей:

1. Нормальное физическое развитие (масса тела в пределах нормальных вариантов - от М 1оR до М + 2оR относительно роста).

2. Отклонения в физическом развитии:

а) дефицит массы тела/масса меньше значений минимального предела "нормы" относительно роста;

б) избыток массы тела/масса больше значений максимального предела нормы относительно роста/;

в) низкий рост - варианты роста меньше указанных в таблице. Дети с избыточной массой тела направляются на консультацию к эндокринологу, так как в значительном проценте случаев среди них встречаются лица с ожирением, дети с низким ростом также направляются к эндокринологу для выяснения причин низкого роста. Дети с дефицитом массы - подлежат наблюдению у педиатра, для выяснения причины. Пример использования таблицы: мальчик 4 года. Рост - 1 12 см, масса тела - 20 кг; рост выше среднего, вес - в пределах нормы. Оценка: нормальное физическое развитие.

Девочка 8 лет. Рост - 123 см. Масса тела - 19 кг; рост ниже среднего, масса - ниже минимального значения. Оценка: дефицит массы.

 

Таблица 1

 

ГРАНИЦЫ НОРМАЛЬНЫХ ВАРИАНТОВ МАССЫ ТЕЛА ПРИ РАЗНОМ РОСТЕ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ

Варианты роста

мальчики

девочки

рост, см

вес, кг

рост, см

вес, кг

ниже среднего

107

108

109

110

111

от 15,7 до 21,7

    16,2      22,1

    16,5      22,5

    16,8      22,8

    17,3      23,2

108

109

110

111

112

от 15,0 до 21,9

    16,3      22,3

    16,7      22,7

    17,1      23,1

    17,5      23,5

средний

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

    17,6      23,6

    18,0      24,0

    18,4      24,4

    18,8      24,8

    19,1      25,1

    19,5      25,5

    19,9      25,9

    20,3      26,3

    20,7      26,7

    21,0      27,0

    21,4      27,4

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

    17,9      23,9

    18,3      24,3

    18,7      24,7

    19,1      25,1

    19,5      25,5

    19,9      25,9

    20,3      26,3

    20,7      26,7

    21,1      27,1

    21,5      27,5

выше среднего

123

124

125

126

127

    21,8      27,8

    22,2      28,2

    22,6      28,6

    22,9      28,9

    23,3      29,3

123

124

125

126

127

    21,9      27,9

    22,3      28,3

    22,7      28,7

    23,1      29,1

    23,5      29,5

 

 

Таблица 2

 

ГРАНИЦЫ НОРМАЛЬНЫХ ВАРИАНТОВ МАССЫ ТЕЛА ПРИ РАЗНОМ РОСТЕ У ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ

 

Варианты роста

мальчики

девочки

рост, см

вес, кг

рост, см

вес, кг

ниже среднего

112

113

114

115

116

от 15,2 до 25,4

   15,8    26,0

   16,4    26,6

   17,0    27,2

   17,6    27,8

112

113

114

115

116

от 15,8 до 25,8

   16,4    26,4

   17,0    27,0

   17,6    27,6

   18,1    28,1

средний

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

от 18,1 до 28,3

   18,7    28,9

   19,3    29,5

   19,8    30,0

   20,4    30,6

   21,0    31,2

   21,5    31,7

   22,1    32,3

   22,7    32,9

   23,3    33,5

   23,9    34,1

   24,5    34,7

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

от 18,7 до 28,7

   19,5    29,3

   19,8    29,8

   20,4    30,4

   21,0    31,0

   21,5    31,5

   22,1    32,1

   22,7    32,7

   23,3    33,3

   23,9    33,9

   24,5    34,5

   25,1    35,1

выше среднего

129

130

131

132

133

134

от 25,1 до 35,3

   25,7    35,9

   26,3    36,5

   26,9    37,1

   27,4    37,6

   28,0    38,2

129

130

131

132

133

134

от 25,6 до 35,6

   26,2    36,2

   26,8    36,8

   27,4    37,4

   28,0    38,0

   28,5    38,5

высокий

135

136

137

138

139

от 28,6 до 38,8

   29,2    39,4

   29,7    39,9

   30,3    40,5

   30,9    41,1

135

136

137

138

139

от 29,1 до 39,1

   29,7    39,7

   30,3    40,3

   30,9    40,9

   31,6    41,6

 

Таблица 3

 

ГРАНИЦЫ НОРМАЛЬНЫХ ВАРИАНТОВ МАССЫ ТЕЛА ПРИ РАЗНОМ РОСТЕ У ДЕТЕЙ 8 ЛЕТ

 

Варианты роста

мальчики

девочки

рост, см

вес, кг

рост, см

вес, кг

ниже среднего

116

117

118

119

120

121

122

от 16,7 до 25,4

   17,2    26,0

   17,8    26,5

   18,4    27,1

   19,0    27,7

   19,5    28,3

   20,1    28,8

116

117

118

119

120

121

122

от 15,9 до 24,9

   16,5    25,5

   17,2    26,1

   17,8    26,7

   18,4    27,4

   19,0    28,0

   19,6    28,6

средний

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

20,7    29,4

   21,2    30,0

   21,8    30,5

   22,4    31,1

   23,0    31,7

   23,5    32,2

   24,1    32,8

   24,7    33,4

   25,2    34,0

   25,8    34,5

   26,4    35,1

   26,9    35,7

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

20,3    29,2

   20,9    29,8

   21,5    30,5

   22,1    31,1

   22,8    31,7

   23,4    32,3

   24,0    33,0

   24,6    33,6

   25,2    34,2

   25,9    34,8

   26,5    35,4

выше среднего

135

136

137

138

139

27,5    36,2

   28,1    36,8

   28,7    37,4

   29,2    38,0

   29,8    38,5

134

135

136

137

138

139

27,1    36,1

   27,7    36,7

   28,3    37,3

   29,0    37,9

   29,6    38,5

   30,2    39,1

высокий

140

141

142

143

144

30,4    39,1

   30,9    39,7

   31,5    40,2

   32,1    40,8

   32,7    41,4

140

141

142

143

144

30,8    39,8

   31,5    40,4

   32,1    41,0

   32,7    41,7

   33,3    42,3

 

Таблица 4

 

ГРАНИЦЫ НОРМАЛЬНЫХ ВАРИАНТОВ МАССЫ ТЕЛА ПРИ РАЗНОМ РОСТЕ У ДЕТЕЙ 9 ЛЕТ

 

Варианты роста

мальчики

девочки

рост, см

вес, кг

рост, см

вес, кг

ниже среднего

121

122

123

124

125

126

127

от 18,9 до 28,8

   19,5    29,4

   20,1    30,0

   20,8    30,7

   21,4    31,3

   22,0    31,9

   22,6    32,5

121

122

123

124

125

126

127

от 18,3 до 28,8

   18,9    29,5

   19,6    30,1

   20,2    30,8

   20,9    31,4

   21,5    32,1

   22,2    32,7

средний

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

23,3    33,2

   23,9    33,8

   24,5    34,4

   25,1    35,0

   25,7    35,7

   26,4    36,3

   27,0    36,9

   27,6    37,5

   28,2    38,2

   28,9    38,8

   29,5    39,4

   30,1    40,0

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

22,8    33,4

   23,5    34,0

   24,1    34,7

   24,8    35,3

   25,4    36,0

   26,1    36,6

   26,7    37,3

   27,4    37,9

   28,0    38,6

   28,7    39,2

   29,3    39,9

   30,0    40,5

выше среднего

140

141

142

143

144

145

30,7    40,7

   31,4    41,3

   32,0    41,9

   32,6    42,5

   33,2    43,1

   33,9    43,8

140

141

142

143

144

145

30,6    41,2

   31,3    41,8

   31,9    42,5

   32,6    43,1

   33,2    43,8

   33,9    44,4

высокий

146

147

148

149

150

34,5    44,4

   35,1    45,0

   35,7    45,6

   36,4    46,3

   37,0    46,9

146

147

148

149

150

34,5    45,1

   35,2    45,7

   35,8    46,4

   36,5    47,0

   37,1    47,7

 

Таблица 5

 

ГРАНИЦЫ НОРМАЛЬНЫХ ВАРИАНТОВ МАССЫ ТЕЛА ПРИ РАЗНОМ РОСТЕ У ДЕТЕЙ 10 ЛЕТ

 

Варианты роста

мальчики

девочки

рост, см

вес, кг

рост, см

вес, кг

ниже среднего

125

126

127

128

129

130

131

от 20,5 до 32,2

   21,1    32,9

   21,8    33,6

   22,4    34,2

   23,1    34,9

   23,7    35,5

   24,4    36,2

125

126

127

128

129

130

131

от 19,1 до 31,9

   19,8    32,7

   20,5    33,4

   21,2    34,1

   21,9    34,8

   22,7    35,5

   23,4    36,3

средний

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

25,0    36,8

   25,7    37,5

   26,4    38,1

   27,0    38,8

   27,7    39,4

   28,3    40,1

   29,0    40,8

   29,6    41,4

   30,3    42,1

   30,9    42,7

   31,6    43,4

   32,2    44,0

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

24,1    37,0

   24,8    37,7

   25,5    38,4

   26,3    39,1

   27,0    39,9

   27,7    40,6

   28,4    41,3

   29,1    42,0

   29,9    42,7

   30,6    43,5

   31,3    44,2

   32,0    44,9

   32,7    45,6

выше среднего

144

145

146

147

148

149

150

32,9    44,7

   33,5    45,3

   34,2    46,0

   34,9    46,6

   35,5    47,3

   36,2    48,0

   36,8    48,6

145

146

147

148

149

150

33,5    46,3

   34,2    47,1

   34,9    47,8

   35,6    48,5

   36,3    49,2

   37,1    49,9

высокий

151

152

153

154

155

37,5    49,3

   38,1    49,9

   38,8    50,6

   39,4    51,2

   40,1    51,9

151

152

153

154

155

156

37,8    50,7

   38,5    51,4

   39,2    52,1

   39,9    52,8

   40,7    53,5

   41,4    54,3

 

Таблица 6

 

ГРАНИЦЫ НОРМАЛЬНЫХ ВАРИАНТОВ МАССЫ ТЕЛА ПРИ РАЗНОМ РОСТЕ У ДЕТЕЙ 11 ЛЕТ

 

Варианты роста

мальчики

девочки

рост, см

вес, кг

рост, см

вес, кг

ниже среднего

129

130

131

132

133

134

135

от 22,1 до 35,4

   22,8    36,1

   23,5    36,8

   24,2    37,5

   24,9    38,2

   25,5    39,0

   26,4    36,7

130

131

132

133

134

135

136

137

от 21,2 до 35,9

   22,0    36,7

   22,7    37,4

   23,5    38,2

   24,2    38,9

   25,0    39,7

   25,7    40,4

   26,5    41,2

средний

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

27,1    40,4

   27,8    41,1

   28,5    41,8

   29,2    42,5

   29,9    43,3

   30,7    44,0

   31,4    44,7

   32,1    45,4

   32,8    46,1

   33,5    46,8

   34,2    47,5

   34,9    48,3

   35,7    49,0

   36,4    49,7

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

27,2    41,9

   28,0    42,7

   28,7    43,4

   29,5    44,2

   30,2    44,9

   30,9    45,6

   31,7    46,4

   32,4    47,1

   33,2    47,9

   33,9    48,6

   34,7    49,4

   35,4    50,1

   36,2    50,9

   36,9    51,6

выше среднего

150

151

152

153

154

155

37,1    50,4

   37,8    51,1

   38,5    51,8

   39,2    52,5

   39,9    53,3

   40,7    54,0

152

153

154

155

156

157

158

159

37,7    52,4

   38,4    53,1

   39,2    53,9

   39,9    54,6

   40,6    55,3

   41,4    56,1

   42,1    56,8

   42,9    57,6

высокий

156

157

158

159

160

161

41,4    54,7

   42,1    55,4

   42,8    56,2

   43,5    56,8

   44,2    57,5

   45,0    58,3

160

161

162

163

164

165

43,6    58,3

   44,4    59,1

   45,1    59,8

   45,9    60,6

   46,6    61,3

   47,4    62,1

 

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ

К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по результатам психолого-педагогического обследования он набрал более 20 баллов за беседу. 3-9 баллов за тест Керна-Ирасека, имеет положительный результат за выполнение других проб.

Исследование проводится в два этапа и предусматривает коррекцию школьно-необходимых функций. Первое углубленное психолого-педагогическое обследование детей проводят психолог и воспитатель детского дошкольного учреждения (детей, не посещаемых детский сад, обследует психолог и учитель, который будет осуществлять набор учащихся в 1-й класс).

Данные обследования и соответствующие рекомендации родителям заносятся в педагогическую карту ребенка. На этом этапе выявляются дети, составляющие группу риска неготовности к школьному обучению по уровню развития школьно-необходимых функций, а также дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и способностями к занятиям определенными видами деятельности.

Первой группе детей рекомендуется комплекс упражнений по коррекции, второй группе - индивидуальные занятия (задания) для развития задатков в способности.

Повторное углубленное обследование детей осуществляется перед поступлением в школу (апрель - май). Оно проводится теми же специалистами по аналогичной схеме. На основании результатов первого и второго обследования окончательное заключение о готовности детей к школе дает психолого-педагогическая комиссия, которая состоит из психолога, физиолога, врача педиатра, валеолога и учителя. В условиях разноуровневой дифференциации комиссия может сформировать классы 1, 2, 3-го уровней. Для детей 3-го уровня проводится дополнительное психолого-педагогическое обследование перед началом учебного года.

 

ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РИСКА НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ТЕЧЕНИЯ

АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

Тестом является прогностическая таблица в которой представлены данные о наличии отягощенных факторов биологического и социального анамнеза ребенка, могущие неблагоприятно влиять на течение его адаптации в школе. Учет этих факторов позволяет заранее, еще до начала обучения, выявлять детей "группы риска" неблагоприятного течения адаптации в школе. Риск нарушения социальной адаптации к школьным факторам, выявляемым до начала их воздействия по предлагаемому тесту рекомендуется ослаблять путем целенаправленного оздоровления таких детей. Прогностическая таблица может заполняться непосредственно родителями ребенка после соответствующих разъяснений, педагогом детского сада, участковой медицинской сестрой (для неорганизованных детей). Для каждого из 21 фактора подчеркивается соответствующая градация, 21 фактор заполняется для того, чтобы лучше оценить культурный уровень семьи, хотя представление об этом, как правило, имеется у воспитателя или участковой медсестры. После этого суммируются прогностические коэффициенты (ПК), соответствующие  подчеркнутым градациям факторов, с учетом знака "+" или "-". При сумме ПК больше (+13) баллов дается заключение о высоком риске неблагоприятного течения адаптации ребенка к школе. С этими детьми заранее проводятся медико-педагогические мероприятия по устранению или уменьшению неблагоприятных факторов риска, а также необходимые оздоровительные мероприятия (устранение психотравмирующих ситуаций в семье, формирование мотивации к обучению, школьно-необходимых функций, выявление и лечение начальных признаков невротизации и других отклонений в состоянии здоровья). В начале обучения эти дети требуют индивидуального подхода со стороны учителя, учета их валеологических особенностей, проведения психопрофилактических мероприятий. При сумме ПК меньше (-13) баллов дается заключение о благоприятном прогнозе. Если сумма ПК находится в интервале между –13 и +13 баллами, следует ожидать среднеблагоприятного течения адаптации в школе.

 

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

Для определения риска неблагоприятного течения адаптации к школе

Ф.И.О. _____________________________________________________________________

Адрес ________________________________________________ Телефон _____________

Детский сад ________________________________________________________________

 

 

Название фактора

Градация

ПК

1

Вес ребенка при рождении

2500-3499 граммов

3500 и более

- 2,79

3,98

2

До какого возраста ребенка кормили грудью

до 2-х месяцев

2-4 месяца

5-6 мес.

7-12мес.

6,2

0,0

0,09

-7,7

3

Болел ли ребенок на 2-м году жизни воспалением легких

да

нет

-7,58

-1,98

4

Был ли у матери токсикоз 1-й половины беременности (рвота, тошнота)

да

нет

4.02

-2,25

5

Был ли токсикоз у матери во 2-й половине беременности (повышение давления, изменения в моче)

да

нет

4,42

-1,95

6

6. Была ли у ребенка асфикция при рождении (закричал после рождения не сразу)

да

нет

6,74

-1,43

7

Социальное положение матери

рабочая

служащая

6,02

-1,57

8

Употребление алкоголя матерью

по праздникам

по выходным дням

два раза в неделю, чаще

-1,43

6,74

9

Курит ли мать

да

нет

10,43

-1,46

10

Социальное положение отца

рабочий

служащий

3,3

-2,56

11

Употребление алкоголя отцом

по выходным дням

по праздникам,

2 раза в неделю, чаще

8,93

-6,08

12

Курит ли отец

да

нет

2,2

-4,15

13

Взаимоотношения между родителями

спокойные

резкие

-2,5

10,62

14

Имеются ли разногласия между родителями в воспитании ребенка

да

нет

4,42

-1,95

15

Применяются ли в семье физические методы воспитания

часто

редко, нет

4,03

-2,26

16

Как ребенок проводит выходные дни

активно с родителями дома, предоставлен сам себе

отправляют к родственникам

-3,17

 

5,48

17

Имеется ли у ребенка желание идти в школу

да

нет

-4,56

4,48

18

Имеется ли у ребенка отдельная комната

да

нет

-6,47

1.3

19

Появилось ли у ребенка в период привыкания к детским яслям, саду расстройство сна, аппетита, нарушение поведения

да

нет

3,30

-2,56

20

Появилось ли у ребенка в период привыкания к детским яслям, саду учащение простудных заболеваний

да

нет

4,56

-5,56

21

Культурный уровень в семье

высокий

средний

низкий

-7,26

2,9

10,42

 

Частота посещения кинотеатров, наличие в семье библиотеки ______________________

 

Сумма ПК ____________________________

 

Заключение о прогнозе: благоприятный - меньше (-13), среднеблагоприятный в интервале (+13) до (-13), неблагоприятный - больше (+13).

 

У семилетних первоклассников течение адаптации к школе оценивается по выраженности и продолжительности невротических реакций. Их отсутствие или слабая выраженность в течение двух четвертей учебного года свидетельствует о благоприятном прогнозе течения адаптации, умеренная выраженность невротических реакций на протяжении трех четвертей с дальнейшим ослаблением их проявления к концу учебного года - свидетельство условно благоприятного прогноза (среднеблагоприятный). При значительной выраженности симптоматики, близкий к неврозу - прогноз неблагоприятный.

У шестилетних первоклассников оценка течения адаптации предполагает учет нарушений соматического здоровья (недостаточная прибавка массы тела - 900 г и менее, рост острой заболеваемости, снижение содержания гемоглобина до 116 г/л и ниже, понижение остроты зрения). Отсутствие указанных изменений свидетельствует о благоприятной адаптации, наличие отдельных сдвигов - об условно благоприятной адаптации (среднеблагоприятный), сочетание всех изменении означает неблагоприятную адаптацию.

У учащихся, приступивших к предметному обучению (5-й класс), действуют другие критерии оценки течения адаптации. Возникновение ряда нарушений (рост заболеваний ОРВИ по сравнению с предшествующим годом, формирование хронической патологии ЛОР-органов, понижение остроты зрения, формирование нарушений опорно-двигательного аппарата, заболевания желудочно-кишечного тракта и т.д.), или появление выраженных невротических реакций – типичная для неблагоприятной адаптации. Появление невротических реакций слабой или умеренной выраженности или одного из указанных соматических нарушений свидетельствует о среднеблагопрятной адаптации. Отсутствие нарушений в состоянии здоровья ребенка указывает на благоприятную адаптацию.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

"ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ"

Характеристика "Готовность ребенка в началу школьного обучения" заполняется к концу 1-й четверти 1-го класса. В ней находят отражение данные, полученные школьными работниками в результате изучения ребенка на этапе его поступления в школу, в период школьной адаптации с учетом сведений, содержащихся в медицинской карте ребенка и характеристике дошкольного учреждения (последняя вкладывается в карту). Этот документ подписывает председатель и члены школьной психолого-педагогической комиссии, осуществляющей комплектование разноуровневых классов.

I. Психологическая и социальная готовность к школе (соответствующий уровень обводится кружочком).

а) Желание учиться в школе:

1. ребенок хочет идти в школу

2. особого желания пока идти нет

3. идти в школу не хочет.

б) Учебная мотивация:

1. осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность;

2. собственные цели учения не осознаются, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения (возможность ходить вместе со сверстниками в школу, носить школьную форму, иметь портфель и т.д.);

3. цели учения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит.

в) Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:

1. достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя;

2. контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее всегда или не совсем адекватны;

3. плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.

г) Организованность поведения:

1. поведение организованное,

2. поведение недостаточно организованное,

3. поведение неорганизованное.

ВЫВОД: общая оценка уровня психологической и социальной готовности к школе:

1. выше среднего, средний (развитие большинства показателей готовности оценивается по первому уровню);

2. ниже среднего (развитие большинства показателей готовности оценивается по второму уровню);

3. низкий (развитие большинства показателей оценивается по третьему уровню).

 

II. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.

а). Фонематический слух, артикуляционный аппарат:

1. нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива;

2. в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда);

3. ребенок косноязычен (необходимо обследование логопеда).

б). Мелкие мышцы руки:

1. рука хорошо развита, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами;

2. рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребенок работает с напряжением;

3. рука развита плохо, карандашом, ножницами ребенок работает плохо.

в). Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость:

1. достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок;

2. отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок;

3. ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, малоподвижен.

г). Координация в системе "глаз - рука":

1. может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски);

2. графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносит в тетрадь с незначительными искажениями;

3. при переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускает грубые нарушения.

д). Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров):

1. соответствует средним показателям возрастной группы;

2. ниже средних показателей возрастной группы;

3. намного ниже средних показателей возрастной группы.

 

ВЫВОД: общая средняя оценка уровня развития школьнозначимых психофизиологических функций:

1. выше среднего, средний (развитие большинства показателей готовности оценивается первым уровнем);

2. ниже среднего (развитие большинства показателей готовности оценивается вторым уровнем);

3. низкий (развитие большинства показателей готовности оценивается третьим уровнем).

 

III. Развитие познавательной деятельности

а) Кругозор:

1. представление о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года;

2. представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;

3. кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем мире отрывочны, бессистемны.

б) Развитие речи:

1. речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;

2. ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна;

3. слова приходится вытягивать, ответы чаще всего одно сложные, в речи много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложений).

в) Развитие познавательной активности, самостоятельности:

1. ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;

2. ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок;

3. уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.

г) Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):

1. правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи;

2. задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослых;

3. выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания;

4. при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей - нужна обучающая помощь, помощь воспринимается с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется,

д) Произвольность деятельности:

1. удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца;

2. удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке;

3. деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, деятельность прерывается из за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.

е) Контроль деятельности:

1. соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели, ребенок сам может сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью;

2. частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие;

3. полное несоответствие результатов своих усилий поставленной цели, ребенок сам этого несоответствия не видит.

ж) Темп деятельности:

1 соответствует средним показателям возрастной группы,

2 ниже средних показателей возрастной группы,

3 намного ниже средних показателей возрастной группы.

з) Учебные знания, умения (перечислить имеющиеся). Указать конкретно, с какими запасами учебных умений ребенок идет в школу (знание букв, элементарное математическое представление и др.).

 

ВЫВОД: общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности:

1. выше среднего, средний (развитие большинства показателей оценивается первым уровнем);

2. ниже среднего (развитие большинства показателей оценивается вторым уровнем);

3. низкий (развитие большинства показателей оценивается третьим уровнем);

4. очень низкий (развитие интеллектуальных умений оценивается четвертым уровнем, при оценке большинства показателей - третьим).

 

IV. Состояние здоровья:

а) особенности развития на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковые имели место, повлиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания);

б) темп развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить);

в) состояние соматического здоровья (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность: сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом).

 

ВЫВОД: группа здоровья ____________________________________________________

 

V. Трудности школьной адаптации:

а) трудности, связанные с поведением ребенка;

б) трудности, связанные с организацией учебной деятельности;

в) наблюдаемые признаки предрасположенности ребенка к нарушениям здоровья (соответствующее подчеркнуть): тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, головокружение, плохой аппетит, навязчивые привычки, грызение ногтей и др.

Жалобы со стороны родителей (соответствующее подчеркнуть): чрезмерная усталость после школы, недосыпание, нарушение сна, страх темноты, одиночество, непослушание, конфликтность, беспричинный подъем температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких запахов, звуков, жары, духоты, холода, потливость, аллергические реакции, ночное недержание мочи, другие жалобы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рекомендации по индивидуальной работе с ребенком _____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Председатель школьной

психолого-педагогической комиссии___________________

                                                                         (подпись)

Члены комиссии___________________

                                      (подпись)

                                      ___________________

                                      (подпись)

                             ___________________

                                      (подпись)