Проект деятельности команды добровольцев по профилактике рискованного поведения
Сегодня в условиях экономического и нравственного кризисов, которые переживает Российская Федерация, особенно остро стоят вопросы распространения социально-негативных явлений в обществе. Наибольшее влияние данная ситуация оказывает на представителей молодого поколения: на подростков и молодёжь нашей страны. Во многом разрушена система воспитания в семье, в образовательных учреждениях и других социальных институтов. Вырастая в таких условиях, молодые люди имеют искаженную систему ценностей, они не в состоянии определиться в жизни, создать полноценную здоровую семью, вырастить новое эффективное поколение.
Так, например, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет, средний возраст приобщения людей к наркотикам – 13-15 лет.
Среди подростков и молодежи многие употребляют алкоголь и курят. Статистический анализ правонарушений, совершенных несовершеннолетними в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга в 2016 году демонстрирует, что 72% правонарушений связано с употреблением алкогольной продукции.
По статистике ВИЧ-инфекции в России быстро распространяется именно среди молодого поколения, тех, кому еще нет 25 лет. Каждый четвертый страдающий ВИЧ моложе 21 года. Сексуальные контакты среди подростков приводят к распространению не только ВИЧ и других инфекций, передающихся половым путем.
Подобные формы поведения теперь принято называть «рискованными», так как они являются потенциально опасными как для самого индивида, так и для окружающих его людей и общества в целом. Под этим термином подразумевается поведение, которое может привести к потере здоровья и социального благополучия, к инфицированию, психической или физической зависимости, насилию, суицидам.
Государством разработано множество программ, принято большое количество законов и других документов, направленных на противодействие негативным явлениям в обществе. Но кроме силовых и медицинских методов в ход должно быть пущено иное, серьезное оружие - воспитание неприятия негативных явлений, прежде всего у молодежи и юношества.
Таким образом, профилактические меры в борьбе с распространением негативных явлениях в молодежной среде сегодня являются особо актуальными. Метод профилактической работы «равный-равному» уже доказал свою эффективность. Он позволяет подростам и молодёжи лучше усваивать просоциальные формы поведения от своих сверстников. Более того, волонтеры, обучаясь методам профилактической работы, не только в дальнейшем помогают сверстникам выбрать правильный путь, но и сами придерживаются безопасному образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_formula_bezopasnosti.docx | 33.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
«Подростково-молодежный центр Петродворцового района Санкт-Петербурга»
. |
Проект
антинаркотического квеста «Формула безопасности»
Авторы:
Виноградова Любовь Владимировна
Специалист по работе с молодёжью
Шпехт Юлия Алексеевна
Специалист по работе с молодёжью
Санкт-Петербург
2017
Содержание
- Актуальность и значимость проекта
- Цель и задачи проекта
- Основные формы и методы реализации проекта
- Сроки реализации проекта
- Приложение 1
Актуальность и значимость проекта
Сегодня в условиях экономического и нравственного кризисов, которые переживает Российская Федерация, особенно остро стоят вопросы распространения социально-негативных явлений в обществе. Наибольшее влияние данная ситуация оказывает на представителей молодого поколения: на подростков и молодёжь нашей страны. Во многом разрушена система воспитания в семье, в образовательных учреждениях и других социальных институтов. Вырастая в таких условиях, молодые люди имеют искаженную систему ценностей, они не в состоянии определиться в жизни, создать полноценную здоровую семью, вырастить новое эффективное поколение.
Так, например, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет, средний возраст приобщения людей к наркотикам – 13-15 лет.
Среди подростков и молодежи многие употребляют алкоголь и курят. Статистический анализ правонарушений, совершенных несовершеннолетними в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга в 2016 году демонстрирует, что 72% правонарушений связано с употреблением алкогольной продукции.
По статистике ВИЧ-инфекции в России быстро распространяется именно среди молодого поколения, тех, кому еще нет 25 лет. Каждый четвертый страдающий ВИЧ моложе 21 года. Сексуальные контакты среди подростков приводят к распространению не только ВИЧ и других инфекций, передающихся половым путем.
Подобные формы поведения теперь принято называть «рискованными», так как они являются потенциально опасными как для самого индивида, так и для окружающих его людей и общества в целом. Под этим термином подразумевается поведение, которое может привести к потере здоровья и социального благополучия, к инфицированию, психической или физической зависимости, насилию, суицидам.
Государством разработано множество программ, принято большое количество законов и других документов, направленных на противодействие негативным явлениям в обществе. Но кроме силовых и медицинских методов в ход должно быть пущено иное, серьезное оружие - воспитание неприятия негативных явлений, прежде всего у молодежи и юношества.
Таким образом, профилактические меры в борьбе с распространением негативных явлениях в молодежной среде сегодня являются особо актуальными. Метод профилактической работы «равный-равному» уже доказал свою эффективность. Он позволяет подростам и молодёжи лучше усваивать просоциальные формы поведения от своих сверстников. Более того, волонтеры, обучаясь методам профилактической работы, не только в дальнейшем помогают сверстникам выбрать правильный путь, но и сами придерживаются безопасному образу жизни.
Цель и задачи проекта
Цель: формирование у участников сознательного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в ситуациях неопределённости, стремления к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Привлечение команды добровольцев, ориентированных на профилактику рискованного поведения;
- Разработка квеста;
- Привлечение учреждений района для помощи в организации и проведению мероприятия;
- Проведение квеста;
- Оценка эффективности мероприятия.
Целевой аудиторией проекта являются подростки и молодёжь Петродворцового района в возрасте от 14 до 30 лет.
Основные формы и методы реализации проекта
В ходе реализации проекта используется групповой метод организации профилактической работы. Мероприятие проводится в формате квеста.
Методы проведения мероприятия:
-развивающие и нацеленные на саморазвитие;
-игровые;
-информационные;
-решение ситуационных задач и др.
Материально-техническое оснащение:
- жилеты волонтёра;
-«фрукты»;
- аудио оборудование;
-микрофон;
-карта района;
-таблички (миф \ реальность);
-пакетик с мукой;
-набор для оказания первой медицинской помощи;
- канцелярская продукция (планшеты, ватманы, листы А4, ручки, и др.);
- наградная продукция.
Методическое оснащение:
- сценарный план мероприятия;
- информационные листовки и буклеты;
- диагностический материал (анкеты обратной связи).
Ожидаемый результат:
- формирование у участников сознательного отношения к вопросам личной и общественной безопасности;
- формирование у участников практических навыков и умений поведения в ситуациях неопределённости;
- формирование у участников установки на ведение здорового образа жизни, актуализация у них ценностного отношения к здоровью;
- привлечение участников к здоровому организованному досугу и вовлечение их в социально-полезную деятельность;
- снижение факторов риска потребления ПАВ (психоактивных веществ) в подростковой среде;
- увеличение количества волонтёровзаинтересованных в профилактической деятельности;
- планируемый охват участников – 70 человек.
Сроки реализации проекта
- Подготовительный этап - сентябрь-ноября 2017 года
Цель: создать условия для реализации проекта.
-Собрать инициативную команду добровольцев;
-Разработать квест;
- Привлечь учреждения района для помощи в организации и проведения мероприятия;
-Разработать анкету обратной связи.
- Практический этап - декабрь 2017 года
Цель: обеспечить реализацию проекта.
-Сбор, регистрация и инструктаж команд;
-Прохождение командами этапов квеста;
-Награждение команд.
- Контрольно-оценочный этап – декабрь 2017 года
Цель: оценить эффективность реализации проекта.
-Распространить анкеты обратной связи;
-Обработка анкет обратной связи.
Приложение 1
Сценарный план квеста «Формула безопасности»
10 команд собираются в назначенное время в Культурном центре «Каскад» по адресу Петергоф, Царицынская улица, 2А. Каждая команда приглашается в свое время с интервалом в 15 минут, где команды проходят регистрацию. После регистрации команду приветствует ведущий и знакомит с сопровождающим команду волонтёром.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть вас в хорошем настроении и с улыбками на лицах! Сегодня мы с вами собрались, чтобы принять участие в квесте. Называется он «Формула безопасности».
Итак, на каждой станции команде нужно будет выполнить определенное задание. Если вы выполняете его успешно, то в награду команда получает вкусный фрукт (очки-баллы). Не ешьте фрукты раньше времени, несомненно, они являются одной из составляющих здорового образа жизни, но они вам еще пригодятся.
На отправной станции команда получает фрагмент карты с адресом первой станций. После успешного прохождения станции команде дают следующий фрагмент карты. На каждой станции команда получает фрукты (очки-баллы) за правильные ответы (действия). На последней станции команды могут обменять накопленные фрукты на призы. Также на последней станции всем участникам выдаются информационные буклеты, из которых они смогут узнать правильные ответы квеста.
Команда получает первый фрагмент карты с адресом первой станции (Константиновская ул. д.1 – Николаевская больница). Вместе с сопровождающим идет, на место проведения.
1. Больница (Максимальное количество -10 баллов)
Ребята заходят в помещение. В помещении находится врач . Команда выстраивается в шеренгу.
Врач обращается к команде: В медицинской практике используется термин «золотой час». Он подчеркивает важность оказания помощи пациентам, у которых возникают острые расстройства здоровья, в первые минуты или десятки минут с момента возникновения нарушений.
Поэтому каждый человек должен владеть минимальным набором знаний и умений, которые можно применить для оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в результате несчастного случая или острого расстройства здоровья, не дожидаясь пассивно прибытия «скорой».
После слов врач дает задание оказать первую медицинскую помощь пострадавшему и выдает команде набор для оказания первой медицинской помощи.
Перед командами инсценируется передозировка наркотическими средствами.
Команда принимает набор действий по оказанию первой помощи.
После выполнения задания врач рассказывает как правильно поступать в данной ситуации и определяет количество баллов (фруктов), которые следует выдать команде.
Волонтер выдает команде фрукты (баллы) и фрагмент карты с адресом следующей станции (Санкт-Петербургский пр. д.6/6 Отделение полиции). Вместе с сопровождающим идет, на место проведения станции.
2. Полиция (Максимальное количество -10 баллов)
Команда заходит в помещение. В помещении находится сотрудник полиции и волонтеры. Команда выстраивается в шеренгу. Перед командой инсценируется момент закладки.
Сотрудник полиции дает задание: Команде необходимо отреагировать на данный случай, определить свои дальнейшие действия.
Команда рассказывает, что она будет делать в данной ситуации и проделывает какие-то действия. После выполнения задания сотрудник полиции рассказывает, как правильно поступать в данной ситуации.
Сотрудник полиции принимает решение, какое количество фруктов (баллов) выдать команде. Волонтер выдает фрукты и фрагмент карты с адресом следующей станции (Санкт-Петербургский пр. д.32).
Команда вместе с сопровождающим идет, на место проведения станции.
3. Собор (Максимальное количество -10 баллов)
Ведущий станции (волонтёр) обращается к команде: В нашем мире нас окружает много мифов относительно различных явлений и вещей, поэтому мы проверим, сможете ли вы определить правду от вымысла. Сейчас, мы раздадим команде две таблички, на которых написано «Правда» и «Миф». Я буду зачитывать утверждения, ваша задача поднять табличку с правильным ответом. Количество баллов определяется количеством правильных ответов.
Ведущий станции зачитывает утверждение.
Утверждение 1. «Наркотики делятся на« тяжелые »и« легкие»
Ребята поднимают табличку с ответом.
Ведущий станции зачитывает правильный ответ.
Ответ: миф
В обществе сложился стереотип, что наркотики делятся на «тяжелые» и «легкие», но на самом деле это не так. В одной официальной классификации наркотических веществ не имеется разделения на «легкие» и «тяжелые». Это — искусственно созданные понятия. Возможно, тем, кому хочется обмануть вероятных потребителей, якобы «легкие» наркотики безопасные.
Ведущий станции зачитывает утверждение.
Утверждение 2. «Наркоманы долго не живут»
Ребята поднимают табличку с ответом.
Ведущий станции зачитывает правильный ответ.
Ответ: миф
Наркомания — «молодая» болезнь. Продолжительность жизни людей уменьшается в разы. Однако причиной смерти часто является не сам факт употребления, а передозировка.
Ведущий станции зачитывает утверждение.
Утверждение 3. «Алкоголь является наркотиком»
Ребята поднимают табличку с ответом.
Ведущий станции зачитывает правильный ответ.
Ответ: правда
В 1975г. ВОЗ вынесла решение: Считать алкоголь наркотиком.
Ведущий станции зачитывает утверждение.
Утверждение 4. Если колоться редко, то наркозависимость не возникнет
Ребята поднимают табличку с ответом.
Ведущий станции зачитывает правильный ответ.
Ответ: миф
Это тоже известный миф. Уже второй прием психоактивного вещества говорит о нездоровом интересе, в следующий – сокращает периоды между дозами и лишь усиливает наркозависимость.
Ведущий станции зачитывает утверждение.
Утверждение 5. «Безвредных наркотиков не бывает»
Ребята поднимают табличку с ответом.
Ведущий станции зачитывает правильный ответ.
Ответ: правда
Все наркотики ядовиты для организма
Ведущий станции зачитывает утверждение.
Утверждение 6. «Наркотики спасают человека от жизненных неурядиц, пустоты и неуверенности в завтрашнем дне»
Ребята поднимают табличку с ответом.
Ведущий станции зачитывает правильный ответ.
Ответ: миф
Действительно, на короткое время они позволяют забыться, уйти от реальности. Человек вместо того, чтобы решать сложные вопросы, устраняется от них, позволяя событиям развиваться самостоятельно.
Ведущий станции зачитывает утверждение.
Утверждение 7. «Чистые наркотики безвредны»
Ребята поднимают табличку с ответом.
Ведущий станции зачитывает правильный ответ.
Ответ: миф
Скажите, пожалуйста, так ли уж важно, «чистые» наркотики или нет, если ты все равно становишься зависимым от них? К тому же, все наркотики, которые продаются на «черном» рынке (а их у нас абсолютное большинство), загрязнены примесями, иногда – ядовитыми.
Ведущий станции зачитывает утверждение.
Утверждение 8. Резкий отказ от употребления наркотических веществ может убить
Ребята поднимают табличку с ответом.
Ведущий станции зачитывает правильный ответ.
Ответ: миф
Это далеко не так. И хотя ломка является тяжелым испытанием, однако через несколько недель сильные боли в суставах, ломота в теле, кашель проходят. Со временем наркотические вещества убивают. Резкий отказ от употребления наркотиков – путь к спасению, а не к смерти.
Ведущий станции зачитывает утверждение.
Утверждение 9. Попробуй один раз наркотик, это не страшно
Ребята поднимают табличку с ответом.
Ведущий станции зачитывает правильный ответ.
Ответ: миф
Те, кто так говорят, не скажут, что ты можешь заразиться СПИДом, тебя ждет наркотическая зависимость, а также то, что можно умереть от превышения дозы наркотиков.
Ведущий станции зачитывает утверждение.
Утверждение 10. Только 3-4% из тех, кто проходит курсы реабилитации, отказываются от наркотиков навсегда
Ребята поднимают табличку с ответом.
Ведущий станции зачитывает правильный ответ.
Ответ: правда
Ведущий станции выдает команде фрукты (баллы) и фрагмент карты с адресом следующей станции (Разводная ул. д.19/1). Команда вместе с сопровождающим идет, на место проведения станции.
4. Наркологический кабинет (Максимальное количество -10 баллов)
Команда заходит в помещение.
Специалист наркологического кабинета встречает команду.
Специалист наркологического кабинета обращается к команде: Зная свои права, вы можете предупреждать их нарушение и бороться за их соблюдение. Ребята, вот вы, например, знаете, что вы имеете право обратиться за консультацией в наркологический кабинет, но, при этом не вставать на учет?
Сейчас мы и проверим, как вы знаете законы.
Специалист зачитывает вопросы.
Ребята в течение отведенного времени отвечает.
Ведущий зачитывает вопросы:
Команда отвечает на вопросы.
Волонтер фиксирует правильные ответы.
Волонтер выдает команде фрукты (баллы) и фрагмент карты с адресом следующей станции (Разводная ул. д.29). Вместе с сопровождающим идет, на место проведения станции.
5. ПМК «Бриг» (Максимальное количество -10 баллов)
Команда заходит в помещение. Располагается на отведенном месте.
Ведущий станции обращается к команде: Ответ на первое предложение наркотиков может быть решающим для всей твоей жизни. Что ты выберешь: попробовать или нет. Даже если ты выберешь отказ, хватит ли у тебя силы настоять на своем?
Сейчас вашей задачей будет придумать как можно больше аргументов, чтобы отказаться от предложений по сбыту или употреблению наркотиков.
Команда выполняет задание
Ведущий станции принимает решение о количестве фруктов, которые следует выдать команде.
Волонтер выдает команде фрукты (баллы).
Ведущий снова обращается к команде: Друзья, теперь предстоит самая сложная задача за весь квест. На станциях вы получали разные фрукты, а теперь нужно их обменять на призы. Каждый приз имеет свою стоимость.
Озвучивается стоимость призов.
Ребята выбирают призы.
Ведущий обращается к команде: Спасибо большое за участие! Надеемся, вы не только интересно провели время, но и получили массу новых и полезных знаний.