О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

В статье проанализированы требования к знаниям и умениям будущих воспитателей ДОУ, отраженные в профессиональном стандарте педагога. Рассмотрены профессиональные качества воспитателя, необходимые для соответствия профессиональному стандарту. Раскрыто значение рефлексии и рефлексивных способностей в развитии личностных и профессиональных качеств будущих воспитателей ДОУ. Предложены пути организации учебных занятий студентов – будущих воспитателей ДОУ в рамках педагогических курсов на основе рефлексивного подхода.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, воспитатель ДОУ, рефлексия, рефлексивные способности, педагогическая рефлексия, вуз, педагогические дисциплины

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

Алиева Тахмина Мирзали кызы

МБДОУ «Детский сад «Большекуликовский» Базевский филиал»,

Россия, г. Тамбов

e-mail: tahmina.aliewa@yandex.ru

В статье проанализированы требования к знаниям и умениям будущих воспитателей ДОУ, отраженные в профессиональном стандарте педагога. Рассмотрены профессиональные качества воспитателя, необходимые для соответствия профессиональному стандарту. Раскрыто значение рефлексии и рефлексивных способностей в развитии личностных и профессиональных качеств будущих воспитателей ДОУ. Предложены пути организации учебных занятий студентов – будущих воспитателей ДОУ в рамках педагогических курсов на основе рефлексивного подхода.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, воспитатель ДОУ, рефлексия, рефлексивные способности, педагогическая рефлексия, вуз, педагогические дисциплины

С момента вступления в силу Закона «Об образовании в Российской Федерации» (1 сентября 2013), дошкольное образование закрепляется в качестве отдельного уровня общего образования. Это говорит о том, что высокие требования к уровню профессионализма, компетентности воспитателя ДОУ закреплены законодательно. Весомое значение имеет также факт принятия таких документов, как Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и Профессиональный стандарт педагога. ФГОС устанавливает ряд требований к условиям реализации основной программы дошкольного образования: кадровые, психолого-педагогические, материально-технические, финансовые и к предметно-развивающей среде. Кадровые условия являются главными.

Согласно Профессиональному стандарту, педагог ДОУ должен обладать следующими умениями и знаниями:

- уметь организовывать и владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, предметной, познавательно-исследовательской);

- уметь использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;

- уметь применять и знать методы физического, личностного и познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации;

- уметь выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;

- владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

- знать специфику дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

- знать основные психологические подходы: культурно-исторический, личностный и деятельностный;

- знать основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;

- знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте и особенности становления и развития детских деятельностей;

- знать современные тенденции развития дошкольного образования [1].

Для того, чтобы соответствовать требованиям профессионального стандарта, воспитатель ДОУ должен обладать следующими профессиональными качествами:

- эмпатия – умение тонко чувствовать  ребенка, сопереживать ему, сострадать, поддерживать;

- педагогический оптимизм – умение вдохновлять ребенка, умение видеть в воспитаннике хорошее, вселять веру в собственные силы, быть жизнерадостным;  

- педагогический такт – это умение воспитателя соблюдать оптимальный баланс во всей своей деятельности, знать всему меру и границы правил приличия;

- культура профессионального общения – умение устанавливать или выстраивать конструктивные взаимоотношения со всеми участниками педагогического процесса, обладать высоким культурным уровнем;

- авторитетность – умение завоевать доверие и признательность родителей, детей и коллег.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что для выполнения специфической профессиональной деятельности – воспитание детей дошкольного возраста, педагог ДОУ должен обладать определенными профессиональными и личностными качествами, которые должны закладываться еще с вузовских времен. Период обучения в вузе совпадает с юношеским периодом, а это, как известно, время формирования самосознания личности, самоопределения человека.

Преобразования в системе высшего образования произошли и на уровне профессиональной подготовки студентов, которые требуют использования инновационных методик и технологий в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов в образовательный процесс профессиональных образовательных учреждений на основе компетентностного подхода не исключает возможности применения рефлексивно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса в вузе и формирование рефлексивных способностей воспитателей ДОУ в данном процессе.

Воспитатель ДОУ должен быть тонким психологом, проницательным человеком, он должен знать подходы к людям совершенно разных характеров, обладать высоким самоконтролем, поскольку в своей работе воспитатель соприкасается с огромным количеством людей – это и дети, и родители, и коллеги, и другие участники педагогического процесса. Воспитатель должен уметь поставить себя на место другого человека, тонко чувствовать проблемные и конфликтные ситуации и уметь их предупредить, сглаживать, правильно решать, что самое важное, проанализировать ситуацию и сделать правильные выводы. Все эти способности, умения, качества будущие воспитатели должны сознательно развивать в себе с помощью рефлексирования.

Рефлексия (от позднелат. reflexio  обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека [2]. А.А. Бизяева под педагогической рефлексией понимает сложный психологический феномен, проявляющийся в способности педагога (в нашем случае воспитателя) входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как  к ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности [3, с.12].

С.С. Кашлев рассматривает педагогическую рефлексию как процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего саморазвития, развития и причин этого. Педагогическая рефлексия предполагает, по мнению автора, взаимооценку, взаимоотображение участников педагогического процесса, состоявшегося взаимодействия, отображение педагогом внутреннего мира, состояния развития детей и наоборот [4, с.107].

Рефлексивные способности позволяют человеку абстрагироваться от себя и от всего происходящего, быть как бы вне всего, что позволяет увидеть проблему со стороны. В этот момент, как говорил В.Г. Белинский: «…человек распадается на два человека, из которых один живет, а другой наблюдает за ним и судит о нем» [цит. по. 5, с. 35].

От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Рефлексирующий воспитатель – это активный, увлеченный, заинтересованный своим делом педагог. Поскольку рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью, то воспитатель ДОУ на основе полученных выводов корректирует последующую свою деятельность, деятельность своих воспитанников для того, чтобы получить лучшие результаты. Рефлексируя, анализируя свои поступки, мысли, чувства, мотивы и пытаясь понять других людей, будущие воспитатели ДОУ познают себя, раскрывают свои сильные и слабые стороны, учатся контролировать актуальную ситуацию, видят объективные причины и проблемы ситуаций, которые прошли и ясно видят будущее, что позволяет оперативно и безошибочно повлиять на стечение обстоятельств.

О высоком уровне развития рефлексивных способностей воспитателя ДОУ свидетельствует обладание широкой эрудицией, педагогической интуицией, обладание высокоразвитым интеллектом, высоким уровнем нравственной культуры, владение новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, гибкость мышления, творческий подход к своей деятельности, потребность в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.

Следует отметить, что воспитатель, выходя в реальную педагогическую практику, попадает в ситуацию перманентной неопределенности. Теория предписывает учитывать исходное состояние обученности и воспитанности учащихся, но не указывает, как это можно сделать на практике. В рамках собственно практической работы будущему воспитателю трудно достаточно точно определить, что именно усваивается воспитанниками, каков результат этого усвоения, к какой модели деятельности следует стремиться [6].

В этих условиях как раз особое значение приобретает педагогическая  рефлексия будущего воспитателя ДОУ, его способность наиболее полно и адекватно отразить педагогическую действительность в своем сознании, оценить педагогическую ситуацию и свое место в этом процессе, принять обоснованное решение.

Развитие педагогической рефлексии возможно и необходимо в рамках педагогического вуза на различных курсах как педагогического, так и психологического профиля.

Общее умение рефлексировать представляется в виде совокупности отдельных умений, в частности:

– умение контролировать свои действия, в том числе и интеллектуальные;

– умение отслеживать логику развития своей мысли (суждения);

– умение видеть в известном неизвестное, в очевидном непривычное, то есть видеть противоречие;

– умение осуществлять диалектический подход к анализу ситуации;

– умение вставать на позиции разных «наблюдателей» [7].

Овладение будущим воспитателем дошкольного образования  педагогической рефлексией предполагает становление у него своеобразной гуманистической ориентировки, включающей поиск смысла своей профессии, выбор профессиональной позиции.

Процесс развития педагогической рефлексии в вузе – это многоуровневый, многомерный процесс, своего рода технолого-педагогическая система, основывающаяся на технолого-коммуникативном взаимодействии всех участников учебной деятельности, диагностике результатов процесса развития. Все это помогает студентам осмысливать свою будущую практическую деятельность, проводить постоянный анализ и самоанализ, формировать адекватное понимание и регулирование в последующем своей педагогической деятельности и деятельности воспитанников.

В личном саморазвитии студентов происходят изменения, предполагающие возникновение устойчивой ориентации на «обратную связь», прежде всего, с собой; развиваются умения прогнозировать возможные собственные затруднения, систематизировать свои результаты, моделировать свою учебную деятельность с учетом накопленного (пусть пока небольшого) рефлексивного опыта. В результате этого студенты активнее участвуют в работе на семинарско-практических занятиях, конкурсах, в работе проблемных групп, научно-практических конференциях и т.д.

Рефлексивные способности будущих воспитателей ДОУ могут быть сформированы следующими путями:

1) через включение специальных приемов рефлексивного обучения в традиционные педагогические курсы, например, «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Педагогические технологии» и другие;

2) через модуль по формированию рефлексивных умений будущих воспитателей, представленный как самостоятельный спецпрактикум, в следствии чего у студентов развивается интерес к будущей профессии, педагогическая направленность, т.е. педагогические дисциплины выполняют роль фундамента, на основе которого будущие воспитатели формируют профессиональные умения и навыки при изучении специальных дисциплин.

Сегодня перед вузами страны стоит важная задача – предоставление на рынок труда специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности и конкурентоспособности. Для воспитателей ДОУ особое значение имеет уровень рефлексивной компетентности. Именно рефлексивная компетентность является тем орудием, с помощью которого возможно достигнуть высокого уровня мастерства и профессионализма.


Литература

  1. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]: введен в действие с 1 января 2015 г. // СПС  КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=155553;fld=134;dst=1000000001,0;rnd=0.8277246303929906 (дата обращения 20.04.2016)
  2. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. М., СПб., 1997.
  3. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков, 2004.
  4. Кашлев С.С. Организация рефлексивной деятельности участников процесса экологического образования  // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. 2011. №1. С. 105-115.
  5. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М., 2004.
  6. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб., 2002.
  7. Биктагирова Г.Ф. О необходимости развития педагогической рефлексии будущего педагога-психолога // Вестник ТГГПУ. 2009. №2-3 (17-18). С. 32-37.

Автор:

Алиева Тахмина Мирзали кызы – младший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Ивушка», г. Тамбов