Программа тема: «Индивидуальная образовательная программа ребенка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»
Содержание коррекционно – развивающей работы инклюзивного образования с детьми с ОВЗ.
В данном разделе используются следующие термины и понятия.
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
К группе лиц с ОВЗ относятся: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра (РАС), со сложными дефектами и др.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников. Необходимым условием реализации ООП ДО с группами комбинированной
направленности является соблюдение кадровых условий — наличие в штатном расписании учителя-логопеда, педагога-психолога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижневартовский центр охраны труда»
Курс «Логопедия»
Тема: «Индивидуальная образовательная программаребенка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»
Выполнила слушатель: Кузнецова Наталья Владимировна
Группа
Дата отправки на проверку «05» 02. 2018 г.
Нижневартовск 2018 г.
Содержание коррекционно – развивающей работы инклюзивного образования с детьми с ОВЗ.
В данном разделе используются следующие термины и понятия.
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
К группе лиц с ОВЗ относятся: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра (РАС), со сложными дефектами и др.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников. Необходимым условием реализации ООП ДО с группами комбинированной
направленности является соблюдение кадровых условий — наличие в штатном расписании учителя-логопеда, педагога-психолога.
Принципы построения образовательного процесса
Построение образовательного процесса в ДОУ, которое реализует инклюзивную практику, диктует необходимость создания структурно- функциональной модели, спроектированной на основе интеграции системного, компетентного и дифференцированного подходов, ориентирующих педагогов на овладение воспитанниками социальными здоровьесберегающими, коммуникативными, деятельностными, информационными компетенциями.
Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:
- принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);
- принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации).
Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка.
Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;
- принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия — это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;
- принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения.
Специалисты (воспитатель, логопед, психолог, при участии методиста), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом- принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике; - принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка; - принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, развивающие методы и средства. Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики — обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, т.е. с разными образовательными потребностями.
Алгоритм выявления детей с ОВЗ
Предусматривается следующий алгоритм выявления детей с ОВЗ и создания для них специальных образовательных условий.
1. В начале нового учебного года в образовательной организации педагоги, в том числе педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, т. е. специалисты психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) организации, выявляют детей с ОВЗ.
2. После этого проводится заседание консилиума и принимается решение о необходимости прохождения территориальной психолого-медико- педагогической комиссии (ПМПК) в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого- медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г. No 95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии», и определения специальных условий для получения образования согласно ст. 79 ФЗ No 273 «Закон об образовании в Российской Федерации».
3. По результатам обследования на ПМПК даются рекомендации по созданию для ребенка специальных образовательных условий (ст. 79 ФЗ No273. («Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем
Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».)
4. На основании рекомендаций ПМПК специалисты ПМПК образовательной организации разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут и/или адаптированную образовательную программу.
5. После разработки индивидуального образовательного маршрута и/или адаптированной образовательной программы, педагоги и
специалисты образовательной организации осуществляют их реализацию и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка. Заседания консилиума по уточнению индивидуального образовательного маршрута и/или адаптированной образовательной программы должны проводиться не реже одного раза в 3 месяца.
Организация деятельности групп комбинированной направленности
Деятельность группы комбинированной направленности должна сочетать в себе два организационных подхода: — в расписании группы должны быть учтены занятия (определены помещения, время, специалисты), предусмотренные адаптированной образовательной программой ребенка с ОВЗ — как индивидуальные, так и групповые, — в расписании группы должны быть учтены групповые занятия, реализующие задачи основной образовательной программы. Режим дня и недели в группе комбинированной направленности для разных
детей может быть гибким (кто-то может находиться в саду в режиме полного дня, кто-то только 2–3 дня до обеда). Кому-то могут быть противопоказаны определенные формы работы.
Организация деятельности группы может модифицироваться в соответствии с динамикой развития ситуации в группе. При планировании работы необходимо учитывать баланс между спокойными и активными занятиями, занятиями в помещении и на воздухе, индивидуальными занятиями, работой в малых и больших группах. При реализации программ следует разрабатывать разные формы активности детей в малых группах и в целом в группе, разноуровневые задания, учитывать индивидуальные особенности детей.
Инклюзивная практика осуществляется как в процессе реализации образовательных программ, так и в ходе режимных моментов:
- индивидуальных занятий с учителем-логопедом, педагогом-психологом и другими специалистами ДОУ;
- активных действий в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
- совместной деятельности и игры в микрогруппах с другими детьми,
- приема пищи;
- дневного сна;
- фронтальных занятий;
- организации взаимодействия в детско-родительских группах;
- праздников, конкурсов, экскурсий, походов выходного дня.
Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком. Например, работу логопеда по развитию речи дополняет работа психолога по развитию коммуникативных функций. Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей.
Характеристики предметно-развивающей среды:
- безопасность;
- комфортность;
- соответствие возрастным особенностям развития детей и их интересам;
- вариативность; - информативность.
Обязательным условием развития детей с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию проектной и исследовательской деятельности. Для этого можно использовать дополнительные развивающие программы («Маленький исследователь», программы по организации проектной деятельности, программы физического воспитания, музыкального развития и др.). Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, сверстников, дети учатся с помощью взрослого учитывать взаимодействии.
Фронтальные формы организации активности детей могут решать, как познавательные, так и социальные задачи.
Организация взаимодействия в детско-родительских группах представляет собой комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие, музыкальные занятия. Эти занятия ведут специалисты: педагог- психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель. взаимодействия специалисты проявляют позитивное отношение ко всем детям, демонстрируют конструктивные способы поведения, оказывают информационную поддержку родителям. Присутствие на занятии нормально развивающихся детей дает возможность
детям с ОВЗ следовать за сверстниками и учиться у них, а те, в свою очередь, получают позитивный опыт общения с детьми с ОВЗ. Праздники, экскурсии, конкурсы— важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада. Включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям, так как они выступают основными образовательных услуг для своих детей с ОВЗ. Задача родителей заключается в организации жизни ребёнка таким образом, чтобы он мог ощущать свою принадлежность к обществу.