Проект. Геометрические фигуры.
Актуальность проекта обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют часто спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, знания которых помогают им лучше ориентироваться в окружающем их мире. Опыт работы говорит о том, что восприятие геометрических фигур у детей дошкольного возраста происходит через игру, так как игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Только в игре ребенок усвоит то, что не усвоит в других видах деятельности. Задача педагога - способствовать успешному повышению мотивации, формированию познавательного интереса, саморегуляции детей в процессе формирования элементарных представлений о геометрических фигурах: научить посредством игры узнавать геометрические фигуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._geometricheskie_figury.docx | 47.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка»
Проект
по развитию элементарных математических представлений
Тема: «Геометрические фигуры»
для детей с интеллектуальными нарушениями (1-4 классы)
2018 год
Пояснительная записка
Актуальность
Одним из показателей готовности ребенка к школе – является интеллектуальная готовность, которая непосредственно характеризуется уровнем сформированности первичных математических представлений. Математика сложна для восприятия, как детей-школьников, так и дошкольников. Но не изучать ее нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление.
Актуальность проекта обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют часто спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, знания которых помогают им лучше ориентироваться в окружающем их мире. Опыт работы говорит о том, что восприятие геометрических фигур у детей дошкольного возраста происходит через игру, так как игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Только в игре ребенок усвоит то, что не усвоит в других видах деятельности. Задача педагога - способствовать успешному повышению мотивации, формированию познавательного интереса, саморегуляции детей в процессе формирования элементарных представлений о геометрических фигурах: научить посредством игры узнавать геометрические фигуры, уметь их показывать и, конечно, отличать одну от другой. В ходе игровой деятельности с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, проявляют свою инициативу. Затем дети с легкостью смогут применять приобретенные знания в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Актуальность данного вопроса привела к идее создания и реализации проекта «Волшебная страна геометрических фигур».
Контингент проекта:
дети старшего дошкольного возраста.
Цели и задачи, решаемые в рамках реализуемого проекта:
Цель проекта:
- Формирование элементарных представлений о геометрических
фигурах у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
- Закреплять знания о знакомых детям геометрических фигурах и
знакомить с новыми;
- Учить классифицировать геометрические фигуры по разным
основаниям (виду, величине);
- Учить называть и показывать элементы геометрических фигур;
- Учить преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания,
разрезания);
- Формировать умение видеть геометрические фигуры в предметах
окружающего мира.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
2 этап – основной.
3 этап – заключительный.
Подготовительный этап:
- Определение цели и задач реализации проекта.
- Определение наиболее эффективных форм и методов работы.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на
реализацию проекта.
- Подобрать материал и оборудование для работы.
- Ознакомление с интернет - ресурсами.
- Ознакомиться и проанализировать педагогическую литературу по
проблеме исследования.
- Ознакомление детей с играми на формирование элементарных
представлений о геометрических фигурах.
Основной этап:
Реализация плана проекта «Волшебная страна геометрических фигур»
в совместной деятельности педагога с детьми с использованием игровых ситуаций в интеграции образовательных областей:
Образовательная область «Физическое развитие»:
- подвижные игры.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
-беседы;
-сюжетно - ролевые игры.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
-дидактические игры;
-настольные развивающие игры;
-дидактические игры своими руками.
Образовательная область «Художественно -эстетическое развитие»:
-аппликация;
-рисование.
Образовательная область «Речевое развитие».
-чтение художественной литературы; -загадки. Конструктивная деятельность.
Основной этап:
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижная игра «Найди свой домик»
Задачи: Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствующих закреплению математических представлений, закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
Оборудование: 3 обруча, цветные круги на одежде детей, музыкальное сопровождение.
Ход игры.Игра требует большого пространства, лучше проводить ее на ковре. Дети свободно двигаются по комнате, по сигналу каждый из них занимает место в одном из обручей. Цвет кругов на одежде детей должен соответствовать цвету обручей.
Педагог проверяет правильность размещения детей. Если есть дети, которые не нашли себе места, нужно проговорить с ними варианты размещения внутри обручей. После этого игра повторяется.
Подвижная игра «Отгадай» Задачи: Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствующих закреплению математических представлений, закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник. Оборудование: квадраты, треугольники, шары разных цветов. Ход игры. Дети становятся в круг, в центре которого находится водящий. По кругу разложены геометрические фигуры. Звучит музыка. Как только музыка замолкает, водящий останавливается. Возле какой фигуры он остановился, описание той фигуры он дает. Например, говорит, на что похож круг: на блин, на солнце, на тарелку… Игра повторяется несколько раз.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
Беседа «Веселые фигуры»
Задачи: развивать умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.
Сюжетно - ролевая игра «Фотосалон»
Дидактические задачи: закреплять знание геометрических фигур, развивать
память и внимание.
Оборудование: карточки с изображением фигур; раздаточный материал: набор фишек (пуговиц или мелких игрушек), карточка размером 10x15 или 15x20 см, фишки.
Ход игры. Педагог предлагает детям стать фотографами, т.е. на своей карточке-фотопластинке изображать фишками или мелкими игрушками геометрические формы, которые «придут» в «фотосалон». За быструю и правильную фотографию можно заработать монетки (фишки).
В конце игры подводятся итоги: награждают того, кто набрал больше всех фишек, или выявляют «лучшего фотографа города».
Образовательная область «Познавательное развитие».
Дидактическая игра «Что изменилось?» Дидактические задачи: закрепить название геометрических фигур, развивать память. Ход игры: на доске шаблоны геометрических фигур, дети закрывают глаза, воспитатель меняет фигуры местами и спрашивает: «Что изменилось?».
Дидактическая игра «Подбери фигуру»
Дидактические задачи: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.
Материал. Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.
Ход игры: Воспитатель объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».
Дидактическая игра «Сложи фигуру»
Задачи: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.
Материал. Фланелеграф. Модели геометрических фигур.
Ход игры. В. помешает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают, из какого количества они составили фигуру.
Дидактическая игра «Составь фигуру» Дидактические задачи: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом. Оборудование: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см).
Задания:
- Составить квадрат и треугольник маленького размера.
- Составить маленький и большой квадраты.
- Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
- Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.
Дидактическая игра «Только одно свойство».
Дидактические задачи: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.
Ход игры. У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.
Дидактическая игра «Найди и назови».
Дидактические задачи: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета. Ход игры. На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Дидактические задачи: учить различать и называть круг, квадрат и треугольник.
Ход игры: у воспитателя мешочек с геометрическими фигурами. Дети на ощупь, Например: «Это квадрат. У него четыре угла, четыре стороны, он синего цвета и тд.»
Второй вариант. Педагог предлагает одному ребенку достать из мешочка большой треугольник, а другому — маленький. После того как дети выполнят задание, необходимо уточнить, какую фигуру достал каждый ребенок, какого она цвета и какой величины.
Дидактическая игра «Сломанная машина»
Дидактические задачи: учить замечать нарушения в изображенном предмете.
Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.
Ход игры: На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.
Дидактическая игра «Найди фигуру».
Дидактические задачи: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру Ход игры: Воспитатель загадывает загадки о фигурах, дети выбирают картинки, на которых нарисованы предметы такой же формы.
Настольные развивающие игры:
«Подбери по цвету и форме», «Леля и Сережа в мире фигур», «Леля и Сережа в мире цвета», «Геометрические формы», «Посчитаем, поиграем».
Задачи: формировать приёмы логического мышления, систематизировать знания о геометрических фигурах.
Дидактические игры своими руками: «Выложи орнамент из геометрических фигур», «Стиральная машинка», «Подбери по цвету».
Задачи: формировать приёмы логического мышления, систематизировать знания о геометрических фигурах.
Образовательная область «Художественно -эстетическое развитие».
Аппликация: «Деревня»
Ход: Ведущий предлагает детям «нарисовать» картину. Все вместе продумывают ее сюжет: какой будет деревня. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. Затем дети выполняют работу.
«Нарисуй квадрат»
Задачи: Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку.
Материалы: тетрадные листы в клетку, простые и цветные карандаши.
Ход: Воспитатель загадывает детям загадку:
Четыре есть у нас угла,
Четыре стороны.
Все стороны равны у нас
И все углы равны. (квадрат)
Воспитатель предлагает детям нарисовать квадраты разных цветов и показывает последовательность рисования: «От точки вправо нужно провести прямую линию, равную двум клеткам, вниз провести еще одну прямую линию, равную двум клеткам, затем влево еще одну такую же линию и вверх до исходной точки. От верхнего правого угла квадрата вправо надо отсчитать три клетки и нарисовать еще один такой же квадрат»
Дети в тетрадях рисуют квадраты простым карандашом до конца строки.
Затем воспитатель показывает на доске прием штриховки квадрата сверху вниз, не отрывая руки.
Дети заштриховывают квадраты разными цветами
«Рисование на прогулке палочками на песке»
Задачи: развивать интерес к геометрическим фигурам через занимательный материал, развивать творчество детей.
Материалы: наборы счетных палочек, песок.
Ход: Воспитатель читает стихи, а дети рисуют геометрические фигуры счетными палочками на влажном песке.
Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получается.
Раскрашивание готовой формы: «Машина».
Задачи: развивать интерес к геометрическим фигурам через занимательный материал, развивать творчество детей.
Материалы: листы с изображением машин из геометрических форм, краски, кисти, баночки с водой, салфетки.
Ход: Дети зарисовывают элементы машины, состоящей из геометрических фигур разными цветами.
Образовательная область «Речевое развитие».
Загадки «Найди фигуру».
Дидактические задачи: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру, развивать речь.
Ход игры: Воспитатель загадывает загадки о фигурах, дети выбирают картинки, на которых нарисованы предметы такой же формы.
Чтение стихотворений – загадок о геометрических фигурах.
Задачи: развивать умение отгадывать загадки, формировать приёмы логического мышления.
А братишка мой, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие...
(Фигуры)
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
(Треугольник)
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
(Круг)
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...
(Квадрат)
Три мои стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются -
Угол получается.
Что же вышло? Посмотри!
Ведь углов – то тоже три.
На меня вы посмотрите, Моё имя назовите. (Треугольник)
Треугольник подпилили
И фигуру получили:
Два тупых угла внутри
И два острых – посмотри.
Не квадрат, не треугольник,
А похож на многоугольник (трапеция).
Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (ромб).
Чтение сказок: «Зимовье зверей», «Колобок». Пересказ детьми сказок по модели с заместителями «Зимовье зверей», «Колобок».
Задачи: Закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение слушать и обсуждать художественные произведения.
«Конструктивная деятельность»
Конструирование по схеме «Построим фигуру».
Задачи: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления.
Ход: Воспитатель раскладывает детям картинки с схемами геометрических фигур. Дети выбирают картинки и выкладывают на столе геометрические фигуры из элементов фигур.
Конструирование из палочек.
«Мастерим геометрические фигуры»
Задачи: Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств. Развитие логического мышления.
Материалы: наборы счетных палочек, веревочки (шнурки)
Ход: Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек.
Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг). Дети делают круги из веревочек.
Заключительный этап:
- Выставка совместных работ детей.
- Создание математического уголка и пополнение новым материалом.
- Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты ориентированы не только на формирование элементарных представлений о геометрических фигурах у детей старшего возраста, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувства уверенности в своих знаниях, инициативности, саморегуляции, самостоятельности, интереса к познанию, стремления к преодолению трудностей, развитие у детей конструктивных способностей, умение преобразовывать одни фигуры в другие, а также классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине).
Литература.
1. «Программа дошкольного образования», издание 2-е, исправленное и дополненное, под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014г.
2. Агафонова О., Соболева О. «Буквальные задачки или счет идет на сказки!». – М.: Дрофа-Плюс, 2007.
3. Ерофеева Т.И. «Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов». – М.: Просвещение.
4. Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений». 4 книги. – М.: Мозаика-Синтез.
5. Шевелев К.В. «Дошкольная математика в играх». ФЭМП у детей 5-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2004.
6. «Математика – учимся играя», М. Ю. Стожарова, Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2008.
7. «Конспекты занятий по математике», Н. Л. Куваева, Ю. В. Микляева, АЙРИС ПРЕСС Москва 2008.
8. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», Г. А. Корнеева, Т. А. Мусеибова, М., 2000.