Конструирование изображений предметов из геометрических фигур.
Тема. Конструирование предметов из геометрических фигур.
Цель: учить конструировать изображения предметов из геометрических фигур.
Задачи:
Образовательные. Формирование: навыков самостоятельного определения формы, цвета, величины, количества необходимых деталей; навыков конструирования по образцу предметов из геометрических фигур.
Коррекционно-развивающие. Развитие:
- зрительно-слухового восприятия, словесно-логического и наглядно-действенного мышления на основе упражнений на анализ, синтез, обобщение;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie_izobrazheniy_predmetov_iz_geometricheskih_figur._3_klass.docx | 152.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка»
Конспект открытого занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классе
Тема.
Конструирование предметов из геометрических фигур.
Учитель Е.Н.Соломенцева
2017 г.
Тема. Конструирование предметов из геометрических фигур.
Цель: учить конструировать изображения предметов из геометрических фигур.
Задачи:
Образовательные. Формирование: навыков самостоятельного определения формы, цвета, величины, количества необходимых деталей; навыков конструирования по образцу предметов из геометрических фигур.
Коррекционно-развивающие. Развитие:
- зрительно-слухового восприятия, словесно-логического и наглядно-действенного мышления на основе упражнений на анализ, синтез, обобщение;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, на основе закрепления понятий: право-лево, верх, низ;
- развитие связной речи и диалогической речи на основе упражнений на определение последовательности событий, действий.
Воспитательные: воспитание познавательного интереса к занятиям, умение починяться определённым правилам поведения; развитие самоконтроля, внимательного отношения к ответам товарищей.
Тип занятия: изучение нового материала
Форма занятия: групповая.
Методы обучения: частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные, словесные, практические.
Оборудование: наборы геометрических фигур, карточки с заданием, серия картинок, презентация, музыкальное сопровождение.
Базовые учебные действия:
Личностные:
- самостоятельность в выполнении заданий.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт с учителем, работать в коллективе.
Регулятивные:
- умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Познавательные:
- умение слушать и формулировать ответы на вопросы; делать обобщения, сравнивать на наглядном материале по теме «Геометрические фигуры
Ход занятия.
1.Организационный момент.
-Добрый день! Я рада всех видеть!
1)Упражнения на развитие общей и мелкой моторики под музыкальное сопровождение.
2) Упражнение на развитие внимания, словесно-логического мышления.
- Какое сегодня число?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- В какой день мы отдыхаем?
- Какое сейчас время суток?
- Назови части суток.
- Какое время года?
- Назови весенние месяцы.
2. Повторение темы.
1) Загадки. Цель: закреплять знания о геометрических фигурах, продолжать учить сравнивать геометрические фигуры по форме, цвету, размеру, развивать пространственную ориентировку.
- Отгадав загадку такую же форму найдите у себя на парте.
Я фигура - хоть куда.
Очень ровная всегда.
Кубик мой любимый брат,
Потому что я …(Квадрат).
(Слайд 1) Внимательно посмотрите на эти квадраты. Что вы можете о них сказать?
- Какой квадрат находится в левом верхнем углу?
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый … (Треугольник).
- Где расположен жёлтый треугольник? (Слайд 2)
Нет углов у меня.
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку.
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой мой друг? (Круг).
- Сравните эти два круга. (Слайд 3)- Что вам напоминают эти круги? (Сигналы пешеходного светофора.)
- Вспомним правила перехода проезжей части дороги.
Он похожий на яйцо или на твое лицо
(Овал)
- Что общего у овалов. (Слайд 4).Чем они отличаются друг от друга?
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
- Сравните эти прямоугольники. (Слайд 5)
- Расположите на своём листе бумаги так же свои прямоугольники.
Он похожий на квадрат (Слайд 6)
Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (ромб).
- Что общего у ромбов. (Слайд 4)
- Чем они отличаются друг от друга?
2)Упражнение «Соотнесите фигуры с предметами такой же формы». (Слайды 7-8) Цель: развитие словесно-логического и наглядно-образного мышления на основе соотнесения геометрических фигур с предметами окружающей обстановки.
- На какой предмет похож круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник, треугольник.
3. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний.
- Как выдумаете, какая сегодня тема занятия?
Конструирование предметов из геометрических фигур.
На прошлых занятиях мы с вами конструировали из конструктора.
Сегодня мы будем конструировать предметы, но не из деталей конструктора, а из геометрических фигур.
4.Изучение новой темы.
1) Упражнение «Цыпленок».
Цель: формировать умение узнавать знакомые формы на рисунке-образце, определять количество необходимых деталей, собирать по образцу предметы из геометрических фигур.
- Из каких фигур состоит изображение? Найди и закрась геометрические фигуры, из которых составлен цыплёнок.
- Соберите изображение цыпленка на листе (Слайд 9)
2) На доске серия сюжетных картинок: мальчик, дерево, дом, ракета.
- Составьте рассказ по картинкам. (Жил был мальчик. Мальчик жил в красивом доме. Вокруг дома росли красивые цветы и деревья. Мальчик хотел стать космонавтом. Когда он вырос, то он улетел на ракете).
а)Конструирование мальчика из геометрических фигур. (Слайд 10) б)Конструирование домика из геометрических фигур.
в)Конструирование ракеты из геометрических фигур.
- Из каких геометрических фигур состоит ёлочка. Что вы можете сказать о этих треугольниках? Сравните, чем они различаются и в чём их сходство.
Какую работу сейчас выполняли?
- Конструировали домик из геометрических фигур
- В каком порядке выполняли работу?
- Ребята, а вы кем хотите стать, когда вырастите? (ответы).
- Для этого нужно хорошо учиться, чтобы многое знать.
5. Закрепление знаний.
1).Конструирование автомобиля, медведя из геометрических фигур. Загадка. Пью бензин и масло ем,
Хоть не голодно совсем.
А без них я так болею,
Что поехать не сумею! (Автомобиль)
2). Игра «Цвет. Форма. Размер». Цели: закрепление знаний о свойствах, форме геометрических фигур; учить выделять эталон из множества, формирование умения группировать предметы по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме).
- Предлагаю поиграть у доски: разные геометрические фигуры нужно разделить: по размеру (большие и маленькие); по форме (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник); по цвету (красные, синие, желтые, зеленые)
(Дети выходят по очереди к доске и раскладывают фигуры по признакам)
3) Ролевая игра «Магазин». Цель: развитие связной, диалогической речи; формировать умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.
6. Итог. Проверка полученных знаний.
- Чему учились на занятии? Как называлась тема нашего занятия? Что понравилось?
- Учились конструировать предметы из геометрических фигур
- Что нужно сделать, чтобы работа получилась такая же, как на образце?
- Внимательно смотреть, думать, какие фигуры взять и как их положить, выполнить задание и сравнить с образцом
(Дети становятся в круг, взявшись за руки. Звучит релаксационная музыка.)
- Вы все сегодня хорошо работали на занятии: соблюдали правила поведения, не ссорились, помогали друг другу. Желаю вам здоровья, удачи. Желаю, чтобы вы хорошо учились.
Занятие окончено,
Все сделаны заданья.
Гостям мы скажем на прощание:
«Спасибо, до свидание!»
ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка»
Самоанализ открытого занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классе
Тема.
Конструирование предметов из геометрических фигур.
Учитель Е.Н.Соломенцева
2017 г.
Цель: учить конструировать изображения предметов из геометрических фигур.
Задачи:
Образовательные. Формирование: навыков самостоятельного определения формы, цвета, величины, количества необходимых деталей; навыков конструирования по образцу предметов из геометрических фигур.
Коррекционно-развивающие. Развитие:
- зрительно-слухового восприятия, словесно-логического и наглядно-действенного мышления на основе упражнений на анализ, синтез, обобщение;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, на основе закрепления понятий: право-лево, верх, низ;
- развитие связной речи и диалогической речи на основе упражнений на определение последовательности событий, действий.
Воспитательные: воспитание познавательного интереса к занятиям, умение починяться определённым правилам поведения; развитие самоконтроля, внимательного отношения к ответам товарищей.
Базовые учебные действия:
Личностные:
- самостоятельность в выполнении заданий.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт с учителем, работать в коллективе.
Регулятивные:
- умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Познавательные:
- умение слушать и формулировать ответы на вопросы; делать обобщения, сравнивать на наглядном материале по теме «Геометрические фигуры».
Тип занятия: изучение нового материала
Формы работы: групповая работа.
Методы обучения: частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные, словесные, практические.
Оборудование: наборы геометрических фигур, карточки с заданием, серия картинок, презентация.
Место занятия в учебном плане.
Работа ведется на основе авторской программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционны) образовательных учреждений VIII вида, автор Л.А.Митяева, Э.Я.Удалова. - Коррекционная педагогика.
Раздел «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения. В процессе обучения дети должны усвоить, что геометрическая фигура — это образец (эталон), сравнивая с которым можно определить форму предмета. В этом случае нельзя ограничиваться простым показом и называнием формы предмета, так как запоминание не должно быть механическим. Только практическая деятельность детей (рисование предметов разной формы, их группировка, сопоставление, конструирование и др.) будет способствовать полноценному запоминанию и усвоению выделенных свойств, а значит, овладению сенсорным эталоном в целом. Овладению эталонами формы (как и величины) способствует конструирование. Значимость конструирования определяется единством практической и мыслительной деятельности детей.
Продолжительность занятия 25 минут. На данную тему отводится два часа.
Мотивационно-развивающая деятельность развивалась путем использования, наглядного материала, презентация.
Методика проведения занятия по курсу «Развитие психоиоторики и сенсорных процессов».
Структура занятия строится по такому же плану, как и уроки по предметам, но в организационном моменте всегда рекомендуется проводить релаксационные мероприятия, в которые входят упражнения на развитие общей и мелкой моторики, релаксационные упражнения.
1.Организационный момент. Разминка проводилась с использованием здоровьесберегающих технологий и была направлена на развитие дыхания, общей и мелкой моторики, на стабилизацию психоэмоционального настроения.
Упражнение на внимание и настрой на занятие.
2. Повторение темы.
1)Загадки. Цель: закреплять знания о геометрических фигурах, продолжать учить сравнивать геометрические фигуры по форме, цвету, размеру, развивать пространственную ориентировку.
2) Упражнение «Соотнесите фигуры с предметами такой же формы». Цель: развитие словесно-логического и наглядно-образного мышления на основе соотнесения геометрических фигур с предметами окружающей обстановки.
3) Актуализация чувственного опыта и опорных знаний включала в себя определение детьми содержания и темы занятия.
4.Работа по теме.
1) Упражнение «Цыпленок».
Цель: формировать умение узнавать знакомые формы на рисунке-образце, определять количество необходимых деталей, собирать по образцу предметы из геометрических фигур.
2) На доске серия сюжетных картинок: мальчик, дерево, дом, ракета.
Изучение темы осуществлялось с применением технологии: Коллективная система обучения. Проектные методы обучения (составление рассказа по картинкам, конструирование рассказа). Развивающее обучение. Проблемное обучение. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью затрудняются установить последовательность действий, представить будущие действия и их результат, не могут дать отчет о работе, если она все же выполнена. А это означает, что конструированию следует целенаправленно обучать.
Физкультминутка была включена в сценарий рассказа по серии картинок (дети пели песню «От улыбки») и была направлена на активизацию мыслительной деятельности и формирование адекватного настроения обучающихся. При этом отметим, что дети с интеллектуальной недостаточностью, как правило, инертны, неэмоциональны, пассивны и не проявляют особого желания активно действовать с предметами и игрушками. Создание у них положительного эмоционального отношения к предлагаемой деятельности является немаловажной задачей работы учителя.
Количество наглядного материала соответствует цели, задачам и содержанию занятия. Прослеживались межпредметные связи: связь с предметами «Музыка и пение», ритмика, математика.
Цель занятия достигнута, задачи выполнены.
Комментарии
Конструирование предметов из геометрических фигур
Тема занятия очень актуальна в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.