Интегрированное занятие с учителем-логопедом «Я родом из Донского края»
Коррекционно – образовательные задачи: Закрепить знания детей о казачестве, характере, быте, обычаях казаков, природе родного края, полученные в музее, из сказок, презентаций. Формировать чувство преемственности поколений, уважения к старшим и мудрости предков. Учить детей сотрудничать в коллективе, развивая коммуникативные умения и навыки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ДС Тополёк
Интегрированное занятие
«Я родом из Донского края»
Учитель-логопед высшей квалификационной категории:
Михайленко Н.И.
Педагог-психолог высшей квалификационной категории:
Кинарейка О.А.
г. Волгодонск 2017
Цель: Обобщение знаний по теме «Я родом из Донского края».
Коррекционно – образовательные задачи: Закрепить знания детей о казачестве, характере, быте, обычаях казаков, природе родного края, полученные в музее, из сказок, презентаций. Формировать чувство преемственности поколений, уважения к старшим и мудрости предков. Учить детей сотрудничать в коллективе, развивая коммуникативные умения и навыки.
Коррекционно – развивающие задачи: Создание положительного эмоционального настроя, повышение сенсорной чувствительности, обучение основам саморегуляции. Развитие зрительного и слухового анализаторов, творческого воображения. Развивать внимание, память, словесно-логическое мышление, аналитические способности, словарный запас, связную речь. Развивать умение видеть и объяснять положительные и отрицательные стороны какого-либо явления. Развивать самоконтроль за звукопроизношением в связной речи. Закреплять навыки пользования ситуативной речью. Развитие произвольности внимания, как необходимого компонента психологической готовности к школе.
Коррекционно – воспитательные задачи: Воспитывать познавательные интересы и способности. Воспитывать любовь к Родине и своему краю. Формировать у воспитанников нравственно–патриотические чувства. Развивать у детей эмоциональное отношение и интерес к культуре родного края. Воспитывать чувство гордости за свой родной край, героическое прошлое нашего народа. Воспитывать активную жизненную позицию гражданина малой родины, воспитывать наследников культуры и истории прошедших поколений. Прививать бережное отношение к своей семье. Воспитывать умения вслушиваться в речь взрослых и своих товарищей. Воспитывать произвольное поведение путём развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, подражательности, групповой сплочённости.
Оборудование: Картинный и фотоматериал по теме (папаха, фуражка, парочка, запон, цеберка, коромысло и т. д), две настенных доски, аудиозаписи, головной убор казака, ткань для моделирования реки, модули для строительства куреня, элементы казачьей одежды, быта (лавка, сундук,…) фотоаппарат, рисунки в рамках, картинки семьи, города, края, страны, планеты, карточки с предметными картинками, аудиозаписи.
Предварительная работа: Посещение выставок в музеях на темы: «Казаки», «Промыслы и быт казаков». Прочтение сказок «Тётушки ложки» о казаках (быт, обычаи). Моделирование сказок, знакомство и закрепление словаря (курень, грубка, запон, парочка, и т.д.). Разучивание песни «Что мы Родиной зовём», игры «Плетень». Игровые ситуации для развития психических процессов, развития умения передавать характер персонажей. Рисунки детей в рамках к песне «Что мы Родиной зовём», знакомство и заучивание пословиц и поговорок.
Приветствие.
Дети и педагоги стоят полукругом перед гостями.
1.Игра: «Хорошо-плохо»
Л - Друзья, на дворе зима – это хорошо, потому что…. выпадает снег, можно играть в снежки, лепить снеговиков и т.д.
Л – Максим, начни со слова зима и скажи предложение целиком.
Один из детей говорит сложное предложение
П – Играть в снежки – это плохо, потому что … можно намочить одежду и потом сидеть в группе или дома, заболеть и т.д.
П – Артём, начни со слов играть в снежки и скажи предложение целиком.
Л – Сидеть дома – это хорошо, потому что…к нам могут прийти гости.
Л - Сегодня к нам в группу пришли гости – это хорошо, потому что…будет что-то интересное и мы будем заниматься.
П – Заниматься, трудиться – это плохо, потому что… мы устанем и не будем играть.
Л – А! Мы будем заниматься, и играть и с пользой проведём время.
П – С пользой?! Это хорошо! Ребятам скоро в школу, поэтому они должны много всего знать и уметь.
Л - Кто труда не боится, П - того лень сторонится!
Дети - Кто труда не боится, того лень сторонится!
2. Игра: «Прочитай слово»
Л – Друзья, сегодня мы предлагаем вам поговорить о (показывает слово из недописанных букв на доске). Прочитайте. Не получается? Почему?
Дети ищут выход из ситуации, дописывают и читают слово «РОДИНА»
П – Ребята, а что мы Родиной зовём, что такое Родина?
Дети – Это я, моя семья, наш город Волгодонск, наш Донской край, наша страна Россия. Наша планета Земля.
Л – А в помощь вам эти картинки. В каком порядке мы выставим их на доске? Начнём с себя.
Дети выкладывают картинки на той же доске в нужном порядке.
(Общее фото, семья, город, область, карта России, планета Земля)
Л – Дети, а давайте попробуем это показать?
Дети вместе с педагогами выполняют одинаковые движения.
Я – рукой указываем на себя, моя семья – переплетаем пальцы, прижимая ладони, мой город – берёмся за руки, мой край – расставляем ноги шире,
моя страна – делаем шире круг, моя планета – идем по кругу.
П - Родина – это то место, где мы родились и живем!
Это город, в котором построен наш дом!
Родина, это наша семья, детский сад и друзья!
А, чтобы всем жилось хорошо, какими мы должны быть?
Дети – надо быть дружными, добрыми, внимательными друг к другу….
П - Давайте будем все дружить, добрые слова говорить,
Никого не обижать, и друг другу помогать!
П - Становитесь в плетень – будет жить веселей! (музыка)
3. Игра: «Плетень»
Дети берутся за руки, создавая «плетень» и идут под музыку со словами, крайняя пара образует «ворота», через которые дети проходят по одному, не размыкая рук.
Тень-тень, потетень, выше города плетень.
Вышли дети погулять и плетень большой связать.
Тень-тень, потетень, выше города плетень.
Если дружба велика – будет Родина крепка!
2 раза
Дети стоят полукругом
4. « О Родине»
Л – Как можно рассказать о Родине?
Дети - Можно в песне (музыка)
Дети поют песню, указывают на рисунки, расположенные в группе на стене
Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом.
Припев
Что мы Родиной зовём? Край, где мы с тобой живём.
И скворцов весенних песни за распахнутым окном.
П – Ребята, а можно посвятить Родине стихи? Кто их прочитает?
Край родной, земля Донская, для меня ты всех родней.
Живу я здесь, и здесь родился, тобой любуюсь каждый день!
Ты цвети, наш край донской, становись всё краше.
Не уронит честь казачью поколенье наше!
5. Игра: «У Дона»
Л - Ребята, наша Родина очень большая, а мы с вами живём в краю около реки….
Дети – Дон. Мы живём в Донском краю.
П - Почему люди живут у воды?
Дети - Можно ловить рыбу, ходить по воду, купаться, стирать, лепить из глины посуду, поливать растения.
Хорошо на Дону люди живут,
Рыбу ловят, песни поют.
Можно в речке искупаться
И природой любоваться!
П – Ребята, а чем пахнет у реки?
Дети - водой, цветами, травой,…
П – Предлагаю прилечь и отдохнуть.
Мы тихонько отдыхаем, сном волшебным засыпаем
Дышится здесь так легко, очень ровно, глубоко!
Дышим запахом воды, дышим запахом травы,
Аромат цветов вдыхаем, хорошо мы отдыхаем.
Напряженье улетело, и расслаблено все тело.
А теперь пора вставать, будем дальше мы играть!
П - Сколько разных слов ребята, живет в природе? Найдите их.
Дети находят картинки у реки (под тканью) и отдают педагогу-психологу.
6. Игра «Донские слова» (ассоциации)
П – Сейчас вам нужно будет запомнить слова, а картинки вам в этом помогут.
Рыба - (вода) Корова – (трава)
Пастух – (овца) Поле – (коза)
Птица – (звезда) Солнце – (цветок)
Дерево – (листок) Дождь - (грибок)
Дорога – (земля) Песня – (хоровод)
По «реке» плывёт папаха
7. Игра: «Находка»
Л – Ой, что это? Ребята посмотрите! Плывёт….
Дети – Папаха – головной убор казака.
Л - Откуда она здесь? Почему она в реке? Где казак? Что с ним случилось?
Дети – Казак раненый лежит где-то у реки, а папаха слетела с его головы.
(по мотивам сказки «Папаха») (музыка)
«Шёл казак на побывку домой, шел он лесом, дорогой прямой…»
Л – Дети, да мы же с вами попали в казачью сказку, а папаха нам что-то хочет рассказать, достаёт конверт из папахи.
Дети читают: «Помогите нам наладить житьё – бытьё. Казак, казачка»
Л – Ребята, тут картинки какие-то, предметы, вы знаете, что это? Для кого?
Дети рассматривают картинки
Л - Что нам делать с этими картинками? Вот казак, вот казачка… Как мы будем помогать нашим героям?
Дети - Надо распределить предметы между казаком и казачкой.
П – Ольга Анатольевна, поможете нам?
Дети называют предметы, распределяют на доске, объясняют их применение в казачьей жизни.
Дети: Это парочка – одежда - кофта и юбка одного цвета, нужна казачке.
Это шашка – оружие необходимое в бою, нужна казаку.
Макитра, грубка, папаха, чёрики, фуражка (картуз), шашка, половик, конь, сбруя, парочка, рушник, цеберка.
8. Игра: «Курень»
Л – Ребята, мы уже смогли наладить житьё-бытьё казаку и казачке? Что мы ещё можем сделать?
Дети – Ещё нет, надо построить курень, а в центре него поставить печь, не забыть про сундук, стол, лавку, кровать,…
Л – А эта схема-план вам поможет? (предлагает план детям)
Дети моделируют курень из мягких модулей. Взрослые помогают выставить фон в виде картонной стены с окошком.
Л – Ребята, а какие комнаты есть в курене?
Дети – холодные сени, рабочая комната, горница, зала, спальня.
Л – Ребята, мы помогли казаку и казачке? У нас всё получилось? Мы построили весь курень или только его часть?
Л – Опишите как расположены предметы в курене?
Дети – в центре куреня – печь, справа стол, на котором посуда, слева сундук с казачьей одеждой, около стены люлька, перед печью лавка.
9. Фотография на память.
Л – Ребята, а как люди в наше время узнают о том, как жили казаки в давние времена?
Дети – Видели в музее предметы, которыми пользовались эти люди, фотографии, читали сказки, смотрели кино.
П – А в нашей горнице тоже висит фотография большой казачьей семьи. Вот она.
П – А вы хотите оставить фотографию на память о нашей встрече?
Дети – Да! Очень!
П – Распределим роли?
Л - Кто в казачьей семье государь, старший, главный?
Дети – Казак.
Ребёнок (Л) надевает папаху.
П – Пройдись, казак, важной походкой, присядь на главное место.
Садится на лавку в центре куреня.
Л – Кто супружница казака?
Дети – Казачка.
Повязывает платок (Л), надевает бусы.
П – Пройдись, казачка, плавной, гордой походкой.
Садится рядом с казаком.
Л – Дети, а кому оказывают в казачьей семье особое уважение?
Дети: Старшему казаку - деду, старшей казачке – бабушке.
Ребёнок надевает жилет и картуз (Л)
Таким образом, распределяются семейные роли детей, дедушки, бабушки.
П – Казаки, казачки улыбнитесь, дружной семьёй похвалитесь.
Фото на память
Л - Казачьему роду - нет переводу.
Приветствие.
Дети и педагоги стоят полукругом перед гостями.
1.Игра: «Хорошо-плохо»
Л - Друзья, на дворе зима – это хорошо, потому что…. выпадает снег, можно играть в снежки, лепить снеговиков и т.д.
Л – Максим, начни со слова зима и скажи предложение целиком.
Один из детей говорит сложное предложение
П – Играть в снежки – это плохо, потому что … можно намочить одежду и потом сидеть в группе или дома, заболеть и т.д.
П – Артём, начни со слов играть в снежки и скажи предложение целиком.
Л – Сидеть дома – это хорошо, потому что…к нам могут прийти гости.
Л - Сегодня к нам в группу пришли гости – это хорошо, потому что…будет что-то интересное и мы будем заниматься.
П – Заниматься, трудиться – это плохо, потому что… мы устанем и не будем играть.
Л – А! Мы будем заниматься, и играть и с пользой проведём время.
П – С пользой?! Это хорошо! Ребятам скоро в школу, поэтому они должны много всего знать и уметь.
Л - Кто труда не боится, П - того лень сторонится!
Дети - Кто труда не боится, того лень сторонится!
2. Игра: «Прочитай слово»
Л – Друзья, сегодня мы предлагаем вам поговорить о (показывает слово из недописанных букв на доске). Прочитайте. Не получается? Почему?
Дети ищут выход из ситуации, дописывают и читают слово «РОДИНА»
П – Ребята, а что мы Родиной зовём, что такое Родина?
Дети – Это я, моя семья, наш город Волгодонск, наш Донской край, наша страна Россия. Наша планета Земля.
Л – А в помощь вам эти картинки. В каком порядке мы выставим их на доске? Начнём с себя.
Дети выкладывают картинки на той же доске в нужном порядке.
(Общее фото, семья, город, область, карта России, планета Земля)
Л – Дети, а давайте попробуем это показать?
Дети вместе с педагогами выполняют одинаковые движения.
Я – рукой указываем на себя, моя семья – переплетаем пальцы, прижимая ладони, мой город – берёмся за руки, мой край – расставляем ноги шире,
моя страна – делаем шире круг, моя планета – идем по кругу.
П - Родина – это то место, где мы родились и живем!
Это город, в котором построен наш дом!
Родина, это наша семья, детский сад и друзья!
А, чтобы всем жилось хорошо, какими мы должны быть?
Дети – надо быть дружными, добрыми, внимательными друг к другу….
П - Давайте будем все дружить, добрые слова говорить,
Никого не обижать, и друг другу помогать!
П - Становитесь в плетень – будет жить веселей! (музыка)
3. Игра: «Плетень»
Дети берутся за руки, создавая «плетень» и идут под музыку со словами, крайняя пара образует «ворота», через которые дети проходят по одному, не размыкая рук.
Тень-тень, потетень, выше города плетень.
Вышли дети погулять и плетень большой связать.
Тень-тень, потетень, выше города плетень.
Если дружба велика – будет Родина крепка!
2 раза
Дети стоят полукругом
4. « О Родине»
Л – Как можно рассказать о Родине?
Дети - Можно в песне (музыка)
Дети поют песню, указывают на рисунки, расположенные в группе на стене
Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом.
Припев
Что мы Родиной зовём? Край, где мы с тобой живём.
И скворцов весенних песни за распахнутым окном.
П – Ребята, а можно посвятить Родине стихи? Кто их прочитает?
Край родной, земля Донская, для меня ты всех родней.
Живу я здесь, и здесь родился, тобой любуюсь каждый день!
Ты цвети, наш край донской, становись всё краше.
Не уронит честь казачью поколенье наше!
5. Игра: «У Дона»
Л - Ребята, наша Родина очень большая, а мы с вами живём в краю около реки….
Дети – Дон. Мы живём в Донском краю.
П - Почему люди живут у воды?
Дети - Можно ловить рыбу, ходить по воду, купаться, стирать, лепить из глины посуду, поливать растения.
Хорошо на Дону люди живут,
Рыбу ловят, песни поют.
Можно в речке искупаться
И природой любоваться!
П – Ребята, а чем пахнет у реки?
Дети - водой, цветами, травой,…
П – Предлагаю прилечь и отдохнуть.
Мы тихонько отдыхаем, сном волшебным засыпаем
Дышится здесь так легко, очень ровно, глубоко!
Дышим запахом воды, дышим запахом травы,
Аромат цветов вдыхаем, хорошо мы отдыхаем.
Напряженье улетело, и расслаблено все тело.
А теперь пора вставать, будем дальше мы играть!
П - Сколько разных слов ребята, живет в природе? Найдите их.
Дети находят картинки у реки (под тканью) и отдают педагогу-психологу.
6. Игра «Донские слова» (ассоциации)
П – Сейчас вам нужно будет запомнить слова, а картинки вам в этом помогут.
Рыба - (вода) Корова – (трава)
Пастух – (овца) Поле – (коза)
Птица – (звезда) Солнце – (цветок)
Дерево – (листок) Дождь - (грибок)
Дорога – (земля) Песня – (хоровод)
По «реке» плывёт папаха
7. Игра: «Находка»
Л – Ой, что это? Ребята посмотрите! Плывёт….
Дети – Папаха – головной убор казака.
Л - Откуда она здесь? Почему она в реке? Где казак? Что с ним случилось?
Дети – Казак раненый лежит где-то у реки, а папаха слетела с его головы.
(по мотивам сказки «Папаха») (музыка)
«Шёл казак на побывку домой, шел он лесом, дорогой прямой…»
Л – Дети, да мы же с вами попали в казачью сказку, а папаха нам что-то хочет рассказать, достаёт конверт из папахи.
Дети читают: «Помогите нам наладить житьё – бытьё. Казак, казачка»
Л – Ребята, тут картинки какие-то, предметы, вы знаете, что это? Для кого?
Дети рассматривают картинки
Л - Что нам делать с этими картинками? Вот казак, вот казачка… Как мы будем помогать нашим героям?
Дети - Надо распределить предметы между казаком и казачкой.
П – Ольга Анатольевна, поможете нам?
Дети называют предметы, распределяют на доске, объясняют их применение в казачьей жизни.
Дети: Это парочка – одежда - кофта и юбка одного цвета, нужна казачке.
Это шашка – оружие необходимое в бою, нужна казаку.
Макитра, грубка, папаха, чёрики, фуражка (картуз), шашка, половик, конь, сбруя, парочка, рушник, цеберка.
8. Игра: «Курень»
Л – Ребята, мы уже смогли наладить житьё-бытьё казаку и казачке? Что мы ещё можем сделать?
Дети – Ещё нет, надо построить курень, а в центре него поставить печь, не забыть про сундук, стол, лавку, кровать,…
Л – А эта схема-план вам поможет? (предлагает план детям)
Дети моделируют курень из мягких модулей. Взрослые помогают выставить фон в виде картонной стены с окошком.
Л – Ребята, а какие комнаты есть в курене?
Дети – холодные сени, рабочая комната, горница, зала, спальня.
Л – Ребята, мы помогли казаку и казачке? У нас всё получилось? Мы построили весь курень или только его часть?
Л – Опишите как расположены предметы в курене?
Дети – в центре куреня – печь, справа стол, на котором посуда, слева сундук с казачьей одеждой, около стены люлька, перед печью лавка.
9. Фотография на память.
Л – Ребята, а как люди в наше время узнают о том, как жили казаки в давние времена?
Дети – Видели в музее предметы, которыми пользовались эти люди, фотографии, читали сказки, смотрели кино.
П – А в нашей горнице тоже висит фотография большой казачьей семьи. Вот она.
П – А вы хотите оставить фотографию на память о нашей встрече?
Дети – Да! Очень!
П – Распределим роли?
Л - Кто в казачьей семье государь, старший, главный?
Дети – Казак.
Ребёнок (Л) надевает папаху.
П – Пройдись, казак, важной походкой, присядь на главное место.
Садится на лавку в центре куреня.
Л – Кто супружница казака?
Дети – Казачка.
Повязывает платок (Л), надевает бусы.
П – Пройдись, казачка, плавной, гордой походкой.
Садится рядом с казаком.
Л – Дети, а кому оказывают в казачьей семье особое уважение?
Дети: Старшему казаку - деду, старшей казачке – бабушке.
Ребёнок надевает жилет и картуз (Л)
Таким образом, распределяются семейные роли детей, дедушки, бабушки.
П – Казаки, казачки улыбнитесь, дружной семьёй похвалитесь.
Фото на память
Л - Казачьему роду - нет переводу.
Игра: «У Дона»
Л - Ребята, наша Родина очень большая, а мы с вами живём в краю около реки…. Дети – Дон. Мы живём в Донском краю.
П - Почему люди живут у воды?
Дети - Можно ловить рыбу, ходить по воду, купаться, стирать, лепить из глины посуду, поливать растения.
Хорошо на Дону люди живут, рыбу ловят, песни поют. Можно в речке искупаться и природой любоваться!
П – Ребята, а чем пахнет у реки? Дети - водой, цветами, травой
П – Предлагаю прилечь и отдохнуть.
Мы тихонько отдыхаем, сном волшебным засыпаем
Дышится здесь так легко, очень ровно, глубоко! Дышим запахом воды, дышим запахом травы,
Аромат цветов вдыхаем, хорошо мы отдыхаем.
Напряженье улетело, и расслаблено все тело.
А теперь пора вставать, будем дальше мы играть!
(Потянулись к солнышку, поклонились к земле матушке)
- Сколько разных слов ребята, живет в природе? Найдите их.
– Сейчас вам нужно будет запомнить слова, а картинки в этом помогут.
Фотография на память.
Л – Ребята, а как люди в наше время узнают о том, как жили казаки в давние времена?
Дети – Видели в музее предметы, которыми пользовались эти люди, фотографии, читали сказки, смотрели кино.
П – А в нашей горнице тоже висит фотография большой казачьей семьи. Вот она.
П – А вы хотите оставить фотографию на память о нашей встрече?
Дети – Да! Очень!
П – Распределим роли?
П – Пройдись, казак, важной походкой, присядь на главное место.
П – Пройдись, казачка, плавной, гордой походкой. Казаки, казачки улыбнитесь, дружной семьёй похвалитесь.
Л - Казачьему роду - нет переводу.
П – Играть в снежки – это плохо, потому что … можно намочить одежду и потом сидеть в группе или дома, заболеть и т.д. П – Артём, начни со слов играть в снежки и скажи предложение целиком. Л – Сидеть дома – это хорошо, потому что…к нам могут прийти гости. Л - Сегодня к нам в группу пришли гости – это хорошо, потому что…будет что-то интересное и мы будем заниматься. П – Заниматься, трудиться – это плохо, потому что… мы устанем и не будем играть. Л – А! Мы будем заниматься, и играть и с пользой проведём время. П – С пользой?! Это хорошо! Ребятам скоро в школу, поэтому они должны много всего знать и уметь.
П - Родина – это то место, где мы родились и живем!
Это город, в котором построен наш дом!
Родина, это наша семья, детский сад и друзья!
А, чтобы всем жилось хорошо,
какими мы должны быть?
Дети – надо быть дружными, добрыми, внимательными друг к другу….
П - Давайте будем все дружить,
добрые слова говорить,
Никого не обижать, и друг другу помогать!
П - Становитесь в плетень – будет жить веселей!
«Плетень»
Тень-тень, потетень, выше города плетень.
Вышли дети погулять и плетень большой связать.
Тень-тень, потетень, выше города плетень.
Если дружба велика – будет Родина крепка!