Интегрированное занятие с учителем-логопедом «Я родом из Донского края»

Кинарейка Ольга Анатольевна

Коррекционно – образовательные задачи:  Закрепить знания детей о казачестве, характере, быте, обычаях казаков, природе родного края, полученные в музее, из сказок, презентаций. Формировать чувство преемственности поколений, уважения к старшим и мудрости предков. Учить  детей  сотрудничать в коллективе, развивая коммуникативные умения и навыки.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ДС Тополёк

Интегрированное занятие

«Я родом из Донского края»

Учитель-логопед высшей квалификационной категории:  

Михайленко Н.И.

Педагог-психолог высшей квалификационной категории:  

Кинарейка О.А.

г. Волгодонск 2017

Цель:  Обобщение знаний по теме  «Я родом из Донского края».

     Коррекционно – образовательные задачи:  Закрепить знания детей о казачестве, характере, быте, обычаях казаков, природе родного края, полученные в музее, из сказок, презентаций. Формировать чувство преемственности поколений, уважения к старшим и мудрости предков. Учить  детей  сотрудничать в коллективе, развивая коммуникативные умения и навыки.

     Коррекционно – развивающие задачи: Создание положительного эмоционального настроя, повышение сенсорной чувствительности, обучение основам саморегуляции. Развитие зрительного и слухового анализаторов,  творческого воображения. Развивать внимание, память, словесно-логическое мышление, аналитические способности, словарный запас, связную речь. Развивать умение видеть и объяснять положительные и отрицательные стороны какого-либо явления. Развивать самоконтроль за звукопроизношением в связной речи. Закреплять навыки пользования ситуативной речью. Развитие произвольности внимания, как необходимого компонента психологической готовности к школе.

 Коррекционно – воспитательные задачи: Воспитывать познавательные интересы и способности. Воспитывать любовь к Родине и своему краю. Формировать у воспитанников нравственно–патриотические чувства.  Развивать у детей эмоциональное отношение и интерес к культуре родного края. Воспитывать чувство гордости за свой родной край, героическое прошлое нашего народа. Воспитывать активную жизненную позицию гражданина малой родины, воспитывать наследников культуры и истории прошедших поколений. Прививать бережное отношение к своей семье. Воспитывать умения вслушиваться в речь взрослых и своих товарищей. Воспитывать произвольное поведение путём развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, подражательности, групповой сплочённости.

Оборудование: Картинный и фотоматериал по теме (папаха, фуражка, парочка, запон, цеберка, коромысло и т. д), две настенных доски, аудиозаписи, головной убор казака, ткань для моделирования реки, модули для строительства куреня, элементы казачьей одежды, быта (лавка, сундук,…) фотоаппарат, рисунки в рамках, картинки семьи, города, края, страны, планеты, карточки с предметными картинками, аудиозаписи.

Предварительная работа:  Посещение выставок в музеях на темы: «Казаки», «Промыслы и быт казаков». Прочтение сказок «Тётушки ложки» о казаках (быт, обычаи). Моделирование сказок, знакомство и закрепление словаря  (курень, грубка, запон, парочка, и т.д.). Разучивание песни «Что мы Родиной зовём», игры «Плетень». Игровые ситуации для развития психических процессов, развития умения передавать характер персонажей. Рисунки детей в рамках к песне «Что мы Родиной зовём», знакомство и заучивание пословиц и поговорок.

Приветствие.

Дети и педагоги стоят полукругом перед гостями.

1.Игра: «Хорошо-плохо»   

Л - Друзья, на дворе зима – это хорошо, потому что…. выпадает снег, можно играть в снежки, лепить снеговиков и т.д.

Л – Максим, начни со слова зима и скажи предложение целиком.

Один из детей говорит сложное предложение

П – Играть в снежки – это плохо, потому что … можно намочить одежду  и потом сидеть в группе или дома, заболеть и  т.д.

П – Артём, начни со слов играть в снежки  и скажи предложение целиком.

Л – Сидеть  дома  – это хорошо, потому что…к нам могут прийти гости.

Л - Сегодня к нам в группу пришли гости – это хорошо, потому что…будет что-то интересное и мы будем заниматься.

П – Заниматься, трудиться – это плохо, потому что… мы устанем  и не будем играть.

Л – А! Мы будем заниматься, и играть и с пользой проведём время.

П – С пользой?! Это хорошо! Ребятам скоро в школу, поэтому они должны много всего знать и уметь.

Л - Кто труда не боится, П - того лень сторонится!

Дети - Кто труда не боится, того лень сторонится!

2. Игра:  «Прочитай слово»

Л – Друзья, сегодня мы предлагаем  вам поговорить о (показывает  слово из недописанных букв на доске). Прочитайте. Не получается? Почему?

Дети ищут выход из ситуации, дописывают и читают слово «РОДИНА»

П – Ребята, а что мы Родиной зовём, что такое Родина?

Дети – Это я, моя семья,  наш  город  Волгодонск, наш  Донской край, наша страна Россия. Наша планета Земля.

Л – А в помощь вам эти картинки. В каком порядке мы выставим их на доске?  Начнём с себя.

Дети выкладывают картинки на той же доске в нужном  порядке.

(Общее фото, семья, город, область, карта России, планета Земля)

Л – Дети, а давайте попробуем это показать?

Дети вместе с педагогами выполняют одинаковые движения.

Я – рукой указываем на себя, моя семья – переплетаем пальцы, прижимая ладони, мой город – берёмся за руки, мой край – расставляем ноги шире,

моя страна – делаем шире круг, моя планета – идем по кругу.

П -  Родина – это то место, где мы родились и живем!

      Это город, в котором построен  наш дом!

      Родина, это наша семья, детский  сад и друзья!

      А, чтобы всем жилось хорошо, какими мы должны быть?

Дети – надо быть дружными, добрыми, внимательными друг к другу….

П -     Давайте будем все дружить,  добрые слова говорить,

         Никого  не обижать, и друг другу помогать!

П - Становитесь в плетень – будет жить веселей!  (музыка)

3. Игра: «Плетень»

Дети берутся за руки, создавая «плетень» и идут под музыку со словами, крайняя пара образует «ворота», через которые дети проходят по одному, не размыкая рук.

Тень-тень, потетень, выше города плетень.

Вышли дети погулять и плетень большой связать.

Тень-тень, потетень, выше города плетень.

Если дружба велика – будет Родина крепка!

2 раза

Дети стоят полукругом

4. « О Родине»

 Л – Как можно рассказать о Родине?

Дети - Можно  в  песне   (музыка)

Дети поют песню, указывают на рисунки, расположенные в  группе на стене

Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом.

Припев

Что мы Родиной зовём? Край,  где мы с тобой живём.

И скворцов весенних песни за распахнутым окном.

П – Ребята, а можно посвятить Родине стихи? Кто их прочитает?

Край родной, земля Донская, для меня ты всех родней.

Живу я здесь, и здесь родился, тобой любуюсь каждый день!

Ты цвети, наш край донской, становись всё краше.

Не уронит честь казачью поколенье наше!

5. Игра: «У Дона»

Л - Ребята, наша Родина очень большая, а мы с вами живём в краю около реки….

Дети – Дон. Мы живём в Донском краю.

П - Почему люди живут у воды?  

Дети - Можно ловить рыбу, ходить по воду, купаться, стирать, лепить из глины посуду, поливать растения.

Хорошо  на Дону люди живут,

Рыбу ловят, песни поют.

Можно в речке искупаться

И природой любоваться!

П – Ребята, а чем пахнет  у реки?

Дети - водой, цветами, травой,…

П – Предлагаю  прилечь и отдохнуть.          

           Мы тихонько отдыхаем, сном волшебным засыпаем

    Дышится здесь так легко, очень ровно, глубоко!

  Дышим запахом воды, дышим запахом травы,

    Аромат цветов вдыхаем, хорошо мы отдыхаем.

Напряженье улетело, и расслаблено все тело.

        А теперь пора вставать, будем дальше мы играть!

П - Сколько разных слов ребята,  живет в природе? Найдите их.

Дети находят картинки  у  реки (под тканью) и отдают педагогу-психологу.

6. Игра «Донские слова»  (ассоциации)

П – Сейчас вам нужно будет запомнить слова, а  картинки вам в этом помогут.

Рыба - (вода)              Корова – (трава)

Пастух – (овца)          Поле – (коза)

Птица – (звезда)        Солнце – (цветок)

Дерево – (листок)      Дождь  - (грибок)

Дорога – (земля)        Песня – (хоровод)

По «реке» плывёт папаха

7. Игра: «Находка»

Л – Ой, что это? Ребята посмотрите! Плывёт….

Дети – Папаха – головной убор казака.

 Л - Откуда она здесь? Почему она в реке? Где казак? Что с ним случилось?

Дети – Казак раненый лежит где-то у реки, а папаха слетела с его головы.

(по мотивам сказки «Папаха») (музыка)

«Шёл казак на побывку домой, шел он лесом, дорогой прямой…»

Л – Дети, да мы же с вами попали в казачью сказку, а папаха нам что-то хочет рассказать,  достаёт конверт из папахи.

Дети читают: «Помогите нам наладить житьё – бытьё.  Казак, казачка»

Л – Ребята, тут картинки какие-то, предметы, вы знаете, что это? Для кого?

Дети рассматривают картинки

Л - Что нам делать с этими картинками? Вот казак, вот казачка…  Как мы будем помогать нашим героям?

Дети - Надо распределить предметы между казаком и казачкой.

П – Ольга Анатольевна, поможете нам?

Дети называют предметы, распределяют на доске, объясняют их применение в казачьей жизни.

Дети: Это парочка – одежда - кофта и юбка одного цвета, нужна казачке.

Это шашка – оружие необходимое в бою, нужна казаку.

Макитра, грубка, папаха, чёрики, фуражка (картуз), шашка, половик, конь, сбруя, парочка, рушник, цеберка.

8. Игра: «Курень»

Л – Ребята, мы уже смогли наладить житьё-бытьё казаку и казачке? Что мы ещё можем сделать?

Дети – Ещё нет, надо построить курень, а в центре него поставить печь, не забыть про сундук, стол, лавку, кровать,…

Л – А эта схема-план вам поможет? (предлагает план детям)

Дети моделируют курень из мягких модулей. Взрослые помогают выставить фон в виде картонной стены с окошком.

Л – Ребята, а какие комнаты есть в курене?

Дети – холодные сени, рабочая комната,  горница, зала, спальня.

Л – Ребята, мы помогли казаку и казачке? У нас всё получилось? Мы построили весь курень или только его часть?

Л – Опишите как расположены предметы в курене?

Дети – в центре куреня – печь, справа стол, на котором посуда, слева сундук с казачьей одеждой, около стены люлька, перед печью лавка.

9. Фотография на память.

Л – Ребята, а как люди  в наше время узнают  о том, как жили казаки в давние времена?

Дети – Видели в музее предметы, которыми пользовались эти люди, фотографии, читали сказки, смотрели кино.

П – А в нашей горнице тоже висит фотография большой казачьей семьи. Вот она.

П – А вы хотите оставить фотографию на память о нашей встрече?

Дети – Да! Очень!

П – Распределим роли?

Л -  Кто в казачьей семье государь, старший, главный?

Дети – Казак.

Ребёнок (Л) надевает папаху.

П – Пройдись, казак, важной  походкой, присядь на главное место.

Садится на лавку в центре куреня.

Л – Кто супружница казака?

Дети – Казачка.

Повязывает платок (Л), надевает бусы.

П – Пройдись, казачка, плавной, гордой походкой.

Садится рядом с казаком.

Л – Дети, а кому оказывают в казачьей семье особое уважение?

Дети: Старшему казаку - деду, старшей казачке – бабушке.

Ребёнок надевает жилет и картуз (Л)

Таким образом, распределяются семейные роли детей, дедушки, бабушки.

П – Казаки, казачки улыбнитесь, дружной семьёй похвалитесь.

Фото на память

Л - Казачьему роду -  нет переводу.

Приветствие.

Дети и педагоги стоят полукругом перед гостями.

1.Игра: «Хорошо-плохо»   

Л - Друзья, на дворе зима – это хорошо, потому что…. выпадает снег, можно играть в снежки, лепить снеговиков и т.д.

Л – Максим, начни со слова зима и скажи предложение целиком.

Один из детей говорит сложное предложение

П – Играть в снежки – это плохо, потому что … можно намочить одежду  и потом сидеть в группе или дома, заболеть и  т.д.

П – Артём, начни со слов играть в снежки  и скажи предложение целиком.

Л – Сидеть  дома  – это хорошо, потому что…к нам могут прийти гости.

Л - Сегодня к нам в группу пришли гости – это хорошо, потому что…будет что-то интересное и мы будем заниматься.

П – Заниматься, трудиться – это плохо, потому что… мы устанем  и не будем играть.

Л – А! Мы будем заниматься, и играть и с пользой проведём время.

П – С пользой?! Это хорошо! Ребятам скоро в школу, поэтому они должны много всего знать и уметь.

Л - Кто труда не боится, П - того лень сторонится!

Дети - Кто труда не боится, того лень сторонится!

2. Игра:  «Прочитай слово»

Л – Друзья, сегодня мы предлагаем  вам поговорить о (показывает  слово из недописанных букв на доске). Прочитайте. Не получается? Почему?

Дети ищут выход из ситуации, дописывают и читают слово «РОДИНА»

П – Ребята, а что мы Родиной зовём, что такое Родина?

Дети – Это я, моя семья,  наш  город  Волгодонск, наш  Донской край, наша страна Россия. Наша планета Земля.

Л – А в помощь вам эти картинки. В каком порядке мы выставим их на доске?  Начнём с себя.

Дети выкладывают картинки на той же доске в нужном  порядке.

(Общее фото, семья, город, область, карта России, планета Земля)

Л – Дети, а давайте попробуем это показать?

Дети вместе с педагогами выполняют одинаковые движения.

Я – рукой указываем на себя, моя семья – переплетаем пальцы, прижимая ладони, мой город – берёмся за руки, мой край – расставляем ноги шире,

моя страна – делаем шире круг, моя планета – идем по кругу.

П -  Родина – это то место, где мы родились и живем!

      Это город, в котором построен  наш дом!

      Родина, это наша семья, детский  сад и друзья!

      А, чтобы всем жилось хорошо, какими мы должны быть?

Дети – надо быть дружными, добрыми, внимательными друг к другу….

П -     Давайте будем все дружить,  добрые слова говорить,

         Никого  не обижать, и друг другу помогать!

П - Становитесь в плетень – будет жить веселей!  (музыка)

3. Игра: «Плетень»

Дети берутся за руки, создавая «плетень» и идут под музыку со словами, крайняя пара образует «ворота», через которые дети проходят по одному, не размыкая рук.

Тень-тень, потетень, выше города плетень.

Вышли дети погулять и плетень большой связать.

Тень-тень, потетень, выше города плетень.

Если дружба велика – будет Родина крепка!

2 раза

Дети стоят полукругом

4. « О Родине»

 Л – Как можно рассказать о Родине?

Дети - Можно  в  песне   (музыка)

Дети поют песню, указывают на рисунки, расположенные в  группе на стене

Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом.

Припев

Что мы Родиной зовём? Край,  где мы с тобой живём.

И скворцов весенних песни за распахнутым окном.

П – Ребята, а можно посвятить Родине стихи? Кто их прочитает?

Край родной, земля Донская, для меня ты всех родней.

Живу я здесь, и здесь родился, тобой любуюсь каждый день!

Ты цвети, наш край донской, становись всё краше.

Не уронит честь казачью поколенье наше!

5. Игра: «У Дона»

Л - Ребята, наша Родина очень большая, а мы с вами живём в краю около реки….

Дети – Дон. Мы живём в Донском краю.

П - Почему люди живут у воды?  

Дети - Можно ловить рыбу, ходить по воду, купаться, стирать, лепить из глины посуду, поливать растения.

Хорошо  на Дону люди живут,

Рыбу ловят, песни поют.

Можно в речке искупаться

И природой любоваться!

П – Ребята, а чем пахнет  у реки?

Дети - водой, цветами, травой,…

П – Предлагаю  прилечь и отдохнуть.          

           Мы тихонько отдыхаем, сном волшебным засыпаем

    Дышится здесь так легко, очень ровно, глубоко!

  Дышим запахом воды, дышим запахом травы,

    Аромат цветов вдыхаем, хорошо мы отдыхаем.

Напряженье улетело, и расслаблено все тело.

        А теперь пора вставать, будем дальше мы играть!

П - Сколько разных слов ребята,  живет в природе? Найдите их.

Дети находят картинки  у  реки (под тканью) и отдают педагогу-психологу.

6. Игра «Донские слова»  (ассоциации)

П – Сейчас вам нужно будет запомнить слова, а  картинки вам в этом помогут.

Рыба - (вода)              Корова – (трава)

Пастух – (овца)          Поле – (коза)

Птица – (звезда)        Солнце – (цветок)

Дерево – (листок)      Дождь  - (грибок)

Дорога – (земля)        Песня – (хоровод)

По «реке» плывёт папаха

7. Игра: «Находка»

Л – Ой, что это? Ребята посмотрите! Плывёт….

Дети – Папаха – головной убор казака.

 Л - Откуда она здесь? Почему она в реке? Где казак? Что с ним случилось?

Дети – Казак раненый лежит где-то у реки, а папаха слетела с его головы.

(по мотивам сказки «Папаха») (музыка)

«Шёл казак на побывку домой, шел он лесом, дорогой прямой…»

Л – Дети, да мы же с вами попали в казачью сказку, а папаха нам что-то хочет рассказать,  достаёт конверт из папахи.

Дети читают: «Помогите нам наладить житьё – бытьё.  Казак, казачка»

Л – Ребята, тут картинки какие-то, предметы, вы знаете, что это? Для кого?

Дети рассматривают картинки

Л - Что нам делать с этими картинками? Вот казак, вот казачка…  Как мы будем помогать нашим героям?

Дети - Надо распределить предметы между казаком и казачкой.

П – Ольга Анатольевна, поможете нам?

Дети называют предметы, распределяют на доске, объясняют их применение в казачьей жизни.

Дети: Это парочка – одежда - кофта и юбка одного цвета, нужна казачке.

Это шашка – оружие необходимое в бою, нужна казаку.

Макитра, грубка, папаха, чёрики, фуражка (картуз), шашка, половик, конь, сбруя, парочка, рушник, цеберка.

8. Игра: «Курень»

Л – Ребята, мы уже смогли наладить житьё-бытьё казаку и казачке? Что мы ещё можем сделать?

Дети – Ещё нет, надо построить курень, а в центре него поставить печь, не забыть про сундук, стол, лавку, кровать,…

Л – А эта схема-план вам поможет? (предлагает план детям)

Дети моделируют курень из мягких модулей. Взрослые помогают выставить фон в виде картонной стены с окошком.

Л – Ребята, а какие комнаты есть в курене?

Дети – холодные сени, рабочая комната,  горница, зала, спальня.

Л – Ребята, мы помогли казаку и казачке? У нас всё получилось? Мы построили весь курень или только его часть?

Л – Опишите как расположены предметы в курене?

Дети – в центре куреня – печь, справа стол, на котором посуда, слева сундук с казачьей одеждой, около стены люлька, перед печью лавка.

9. Фотография на память.

Л – Ребята, а как люди  в наше время узнают  о том, как жили казаки в давние времена?

Дети – Видели в музее предметы, которыми пользовались эти люди, фотографии, читали сказки, смотрели кино.

П – А в нашей горнице тоже висит фотография большой казачьей семьи. Вот она.

П – А вы хотите оставить фотографию на память о нашей встрече?

Дети – Да! Очень!

П – Распределим роли?

Л -  Кто в казачьей семье государь, старший, главный?

Дети – Казак.

Ребёнок (Л) надевает папаху.

П – Пройдись, казак, важной  походкой, присядь на главное место.

Садится на лавку в центре куреня.

Л – Кто супружница казака?

Дети – Казачка.

Повязывает платок (Л), надевает бусы.

П – Пройдись, казачка, плавной, гордой походкой.

Садится рядом с казаком.

Л – Дети, а кому оказывают в казачьей семье особое уважение?

Дети: Старшему казаку - деду, старшей казачке – бабушке.

Ребёнок надевает жилет и картуз (Л)

Таким образом, распределяются семейные роли детей, дедушки, бабушки.

П – Казаки, казачки улыбнитесь, дружной семьёй похвалитесь.

Фото на память

Л - Казачьему роду -  нет переводу.

Игра: «У Дона»

Л - Ребята, наша Родина очень большая, а мы с вами живём в краю около реки….  Дети – Дон. Мы живём в Донском краю.

П - Почему люди живут у воды?  

Дети - Можно ловить рыбу, ходить по воду, купаться, стирать, лепить из глины посуду, поливать растения.

 Хорошо  на Дону люди живут,  рыбу ловят, песни поют. Можно в речке искупаться и природой любоваться!

П – Ребята, а чем пахнет  у реки? Дети - водой, цветами, травой

П – Предлагаю  прилечь и отдохнуть.          

Мы тихонько отдыхаем, сном волшебным засыпаем

Дышится здесь так легко, очень ровно, глубоко!                 Дышим запахом воды, дышим запахом травы,

Аромат цветов вдыхаем, хорошо мы отдыхаем.

Напряженье улетело, и расслаблено все тело.

А теперь пора вставать, будем дальше мы играть!

(Потянулись к солнышку, поклонились к земле матушке)

- Сколько разных слов ребята,  живет в природе? Найдите их.

 – Сейчас вам нужно будет запомнить слова, а  картинки в этом помогут.

Фотография на память.

Л – Ребята, а как люди  в наше время узнают  о том, как жили казаки в давние времена?

Дети – Видели в музее предметы, которыми пользовались эти люди, фотографии, читали сказки, смотрели кино.

П – А в нашей горнице тоже висит фотография большой казачьей семьи. Вот она.

П – А вы хотите оставить фотографию на память о нашей встрече?

Дети – Да! Очень!

П – Распределим роли?

П – Пройдись, казак, важной  походкой, присядь на главное место.

П – Пройдись, казачка, плавной, гордой походкой. Казаки, казачки улыбнитесь, дружной семьёй похвалитесь.  

Л - Казачьему роду -  нет переводу.

                               

П – Играть в снежки – это плохо, потому что … можно намочить одежду  и потом сидеть в группе или дома, заболеть и  т.д.                                                                                     П – Артём, начни со слов играть в снежки  и скажи предложение целиком.                                                                                  Л – Сидеть  дома  – это хорошо, потому что…к нам могут прийти гости.                                                                                  Л - Сегодня к нам в группу пришли гости – это хорошо, потому что…будет что-то интересное и мы будем заниматься.                            П – Заниматься, трудиться – это плохо, потому что мы устанем  и не будем играть.                                                        Л – А! Мы будем заниматься, и играть и с пользой проведём время.         П – С пользой?! Это хорошо! Ребятам скоро в школу, поэтому они должны много всего знать и уметь.

П - Родина – это то место, где мы родились и живем!

      Это город, в котором построен  наш дом!

      Родина, это наша семья, детский  сад и друзья!

  А, чтобы всем жилось хорошо,

                                           какими мы должны быть? 

Дети – надо быть дружными, добрыми, внимательными друг к другу….

П -     Давайте будем все дружить,

          добрые слова говорить,

         Никого  не обижать, и друг другу помогать!

П - Становитесь в плетень – будет жить веселей!  

 «Плетень»

Тень-тень, потетень, выше города плетень.

Вышли дети погулять и плетень большой связать.

Тень-тень, потетень, выше города плетень.

Если дружба велика – будет Родина крепка!