Программа клуба по интересам детей Волшебные капли Эбру
Программа клуба по интересам детей Волшебные капли Эбру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа клуба по интересам детей Волшебные капли Эбру | 360.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ермаковский детский сад №3 комбинированного вида»
Программа кружка
Дополнительного образования
«Волшебные капли Эбру»
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Самсонова Н. В.,
воспитатель
с. Ермаковское
Пояснительная записка
Современного ребёнка сложно заинтересовать стандартным набором изобразительных материалов и техник, уровень умственного развития и потенциал нового поколения требует новых идей в творчестве.
Снижение интереса и мотивации к творчеству имеет несколько причин:
- отсутствие у детей необходимых знаний, умений и технических навыков в рисовании.
- шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка.
- скудные знания об окружающем мире.
Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, умению мыслить нестандартно. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в изо деятельности, получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу от творчества и верят, что ошибки это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие.
Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее.
Я в своей работе использую нетрадиционную технику рисования Эбру, которая создает атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивает инициативу, дает эмоционально положительный эффект от деятельности. Дети создают новое, оригинальное, воплощая свой замысел.
Цель методической разработки – раскрытие творческих способностей обучающихся, через овладение техникой рисования на воде – Эбру.
Задачи:
• Развивающая – развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.
• Воспитательная – воспитывать самостоятельность в создании рисунка, чувство прекрасного, аккуратность.
• Образовательная – познакомить детей с техникой рисования на воде. Ввести понятие Эбру ( в целях избыточной информации). Познакомить с историей появления такого способа рисования. Учить наносить краски на поверхность воды, использовать контраст цвета. Закреплять знания о безопасности при экспериментировании, умение пользоваться красками, кисточками.
Эбру (акварисование) - это технология рисования по поверхности воды специальными нетонущими красками. Художник рисует красками, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности. Такое возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение. Поэтому воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить.
В качестве загустителя воды используется экстракт растения гевен (Astragalus membranaceus) из рода астрагал. Это многолетнее, травянистое, колючее растение произрастает в Южной и Юго-Восточной Анатолии.
Краски для эбру изготавливаются на основе трех основных составляющих: натурального пигмента, воды и бычьей желчи, поэтому они прекрасно держат свою форму, не смешиваются между собой.
Мастер следит за расплывающимися пятнами краски и формирует из них нужный ему узор или рисунок при помощи палочки, проволоки, шила, или расчески, тем самым создавая полностью законченное произведение. После того как работа над рисунком завершена, его можно отпечатать на бумагу, холст, керамику, стеклянные сувениры, ткань или одежду. Так неповторимый рисунок становится украшением интерьера, одежды и аксессуаров.
В переводе слово «эбру» — «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки «Эбру» называли «турецкая бумага» или «мраморная бумага».
Исторически существовало и существует несколько техник Эбру[10].
«Баттал эбру»
Данная техника состоит в том, что краску разбрызгивают кистью на поверхность воды и тот узор, который получился, просто переносят на бумагу, ничего при этом не изменяя. То есть минимум «вмешательства» со стороны исполнителя. (Одно из значений слова battal — «крупный, размашистый». И действительно, когда художник распыляет краску, движения получаются размашистые). На рисунках эбру, выполненных в этой технике, каким бы высоким ни был уровень мастерства и умений исполнителя, узор формируется исключительно «сам по себе». Здесь художник — всего лишь одна из составляющих, наравне с водой и краской.
«Эбру шаль»
Рисунки, которые получаются в этой технике, напоминают орнаменты на традиционных анатолийских платках и шалях. Отсюда и название.
Краску разбрызгивают на поверхность воды, с помощью шила формируют рисунок «приливы и отливы» — проводят им по поверхности влево-вправо или вверх-вниз, затем по этому же рисунку делают круговые движения шилом.
«Хатип эбру»
Среди других техник ей отведено важное место, поскольку с ее помощью впервые удалось получить рисунок, на котором был виден орнамент. По сути, эта техника была переходным этапом от абстрактных текстур к эбру с изображениями цветов. Состоит в том, что на поверхность воды последовательно наносят несколько капель краски так, чтобы центры каждой из них совпадали (как у концентрических окружностей). Затем с помощью шила придают этим кругам разнообразную форму, чтобы получился цветочный орнамент.
Практика применения эбру в России еще молода, однако ей заинтересовались психологи как одной из инновационных технологий арттерапии. Они отметили, что терапевтический эффект основан на гармонизирующем, развивающем и релаксационном воздействии Эбру как искусства на психофизическое состояние и личностное развитие человека.
Благодаря аква рисованию детская фантазия и воображение развиваются с космической скоростью. Внимательно наблюдая за детворой, можно проследить, как в малышах открывается собственный микромир, в котором они творчески проявляют себя и получают от этого огромное удовольствие. Кроме того, эбру приносит и сугубо практическую пользу: развивает моторику рук, терпение и выдержку, а также оказывает успокоительный эффект, о котором особенно страстно мечтают родители гиперактивных детишек].
Используя технику эбру, безусловно, можно получить красивую картинку, но эбру оказывается намного шире, чем просто техника ради результата. Это замечательный способ научиться ценить процесс, а не конечный итог. Как сказал кто-то из великих: «Счастье – это средство передвижения, а не пункт назначения».
Организация работы кружка
Сроки реализации 1 год обучения при постоянном составе детей. Возраст– 5-6 лет, количество группы – 4 человек.
В работе использую комбинированные занятия, которые состоят из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей:
В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию (приложение 1-2).
Занятия проводятся 1раз в неделю по 25-30мин в соответствии с тематическим планом, предусматривающим три цикла:
• 1-й - начальный - знакомство с инструментами и материалами, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать на воде;
• 2-й – освоение основных приемов рисования: салют, ёлочки, ромашки, сердечки и тюльпаны
• 3-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах этого древнего искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами.
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год.
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
1) через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
2) через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Тестовые материалы для итогового контрольного опроса обучающихся на выявление уровня знаний теоретического материала
Как называются основные инструменты, необходимые для эбру?
Как правильно приготовить раствор для занятий эбру?
Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет?
фиолетовый цвет? зелёный цвет?
Какие цвета относятся к тёплой гамме? Какие цвета относятся к холодной гамме?
Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму?
Какие геометрические фигуры ты знаешь?
Какие техники эбру ты знаешь?(баттал-эбру, эбру-шаль, хаттиб-эбру)
Каким способом рисовать цветок?(завести краску шилом в центр круга)
Каким способом рисовать листики у цветка?(вытягивать краску из центра)
Таблица контроля практических умений и навыков обучающихся во время итоговых просмотров по окончании учебного года
Фамилия, имя ребенка | Активность и самостоятельность в рисовании | Уровень формирования мелкой моторики | Умение находить новые способы изображения, передавать в работах свои чувства | Оценка по 10- балльной системе |
В качестве форм подведения итогов используются Эбру-викторины, Эбру-конкурсы, участие в выставках различного уровня.
Примерный тематический план изобразительной деятельности
№ | Задачи | Кол-во занят | Тематика занятий |
1 | Познакомить детей с техникой рисования эбру. | 2 | “Волшебство пятен. Салют” |
2 | Учить детей смешивать краски | 2 | "Морозные узоры. «Узоры на стекле" |
3 | Учить создавать образы под музыку, развивать творческое воображение | 2 | Техника «Баттал эбру» «Садовые гвоздики» |
4 | Учить создавать образы под музыку, развивать творческое воображение | 2 | Техника «Эбру шаль» |
5 | Учить рисовать волны на воде с помощью гребня | 2 | «Море. Шторм» «Зимний лес» |
6 | Учить делать цветочный орнамент | 2 | Техника «Хаттиб эбру» |
7 | Закреплять навык рисования завитков | 2 | «Цветы тоже бывают разными» |
8 | Учить приему вытягивания | 2 | «Волшебные цветы» |
9 | Развивать тактильную чувствительность и моторику пальцев рук | 2 | «Космические фантазии» |
10 | Учить творчески выражать свой замысел, закреплять способы рисования | 4 | «Фантастическое животное» |
11 | Развивать композиционные умения при изображении групп предметов | 3 | «Гвоздики»,«Анютины глазки» |
12 | Закрепление знакомых техник рисования, развитие воображения | 2 | «Прекрасное рядом» |
13 | Закрепить технические навыки и умения | 2 | «Подсолнухи» |
14 | Развивать творческую самостоятельность через технику рисования краскам и на воде | 3 | «Ветка сирени» |
15 | Воспитывать художественный вкус в познании прекрасного. | 4 | «Весенние фантазии» |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1а. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте
. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
1. Иванова О. Л., И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
2. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
3. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/Л. Д. Лебедева - СПб: «Речь», 2003. — 265с.
4. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
5. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 62-65.
6. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
7. Блог Алексея Пелевина статья Эбру-терапия на вооружении челябинских психологов. https://aleksey-pelevin.blogspot.ru/2015/04/blog-post_27.html
8. Методическая разработка. Развитие творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования у воспитанников. Светлана Барышева http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-razvitie-tvorcheskih-sposobnostei-posredstvom-netradicionyh-tehnik-risovanija-u-vospitanikov.html
9. Рисование на воде эбру. Мастер-класс с пошаговыми фото для детей. Власова Ирина Тимофеевна, http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-timofevna-vlasova/master-klas-pod-dozhdem-po-risovaniyu-kraskami-yebru-s-yelementami-aplikaci-s-poshagovym-foto.html
10. Техники эбру/ http://ru.dokusu.com/ebru-sanati-teknikleri/
11. Эбру-терапия как инновационная технология реабилитации детей с нарушениями развития Бажанова Е. В. http://pandia.ru/text/80/155/9577.php
12. «Уроки рисунка»/АкваЭксперт.Ру/http://graphic.org.ru/video.html
Приложение 1.
Упражнения для развития мелкой моторики
"Гроза"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
Капли первые упали, (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали. (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, следует показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней. (постучать по столу всеми пальцами обеих рук) Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)
Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора. (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)
В небе молния сверкает,
Гром все небо разрывает. (нарисовать пальцем в воздухе молнию) (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами) Вновь посмотрит нам в оконце!
"Цветочки"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
В нашей группе на окне, (сжимают и разжимают кулачки)
Во зеленой во стране, (показывают ладошками "горшочки")
В расписных горшочках (поднимают ладошки вверх вертикально)
Подросли цветочки. Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья. (загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого)
Их польем мы спозаранку,(поливают из воображаемой лейки) (складывают ладони обеих рук)
Я и все мои друзья!
"Колокольчик"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
- Дон-дон-дон,
- Колокольчик звенит. (пошевелить пальчиками обеих рук)
- Ля-ля-ля,
- Что-то он говорит. (поднести указательные пальцы обеих рук ко рту)
Динь-динь-динь,
- Наклоняет головку. (опустить ладошки вниз)
Бом-бом-бом,
- Растрепал всю прическу. (провести ладошками по волосам)
Дзынь-дзынь-дзынь,
- Солнцу он улыбнулся. (улыбнуться и похлопать в ладоши)
Наконец-то проснулся. (постучать пальцами одной руки о пальцы другой).
Приложение 2.
Развивающие кинезиологические упражнения
"Колечко"
Ребенок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
"Кулак - ребро - ладонь"
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении упражнения педагог предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак - ребро - ладонь"), произносимыми вслух или про себя.
"Зеркальное рисование"
Ребенку предлагается взять в обе руки карандаши или фломастеры и рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы на чистом листе. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно повышается эффективность работы мозга.
"Горизонтальная восьмерка"
Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза: сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно.
"Симметричные рисунки"
Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки: цветок, ель и т. д.
"Пианист" Педагог предлагает ребенку поиграть на пианино. Для этого просит его прижать ладонь к поверхности стола и сначала по порядку, а затем хаотично поднимать пальцы по одному и называть их.
"Накачаем мышцы"
Сидя, дети сгибают руки в локтях, сжимают и разжимают кисти рук, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполняется до максимальной усталости кистей. Затем нужно расслабить руки и встряхнуть их.
- Мне нравится (1)