Общая характеристика, особенности и классификация плавания

Карцев Анатолий Михайлович

1. Введение в учебный предмет «Плавание»

2. Краткая история развития плавания

3. Влияние плавание на организм человека

4. Характеристика видов плавания

Литература

1.     Викулов А.Д. Плавание: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 367 с.

2.     Плавание: учебник / под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: ФиС, 1999. – 184 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_1.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Общая характеристика, особенности и классификация плавания

1. Введение в учебный предмет «Плавание»

2. Краткая история развития плавания

3. Влияние плавание на организм человека

4. Характеристика видов плавания

Литература

  1. Викулов А.Д. Плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 367 с.
  2. Плавание: учебник / под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: ФиС, 1999. – 184 с.

1. Введение в учебный предмет «Плавание»

Понятие «плавание» рассматривают со следующих позиций: плавание как физическое действие и плавание как учебный предмет.

Плавание представляет собой циклические движения руками и ногами с четко согласованным ритмом дыхания и равномерным участием больших групп мышц.

Плавание как физическое действие — способность (или умение) человека держаться на поверхности воды и передвигаться в заданном направлении без посторонней помощи и дополнительных приспособлений.

Плавание как учебный предмет — область знаний, которая включает гидродинамические и биохимические законы взаимодействия человека с водой, технику плавания, методику обучения и т. д.

Плавание как учебный предмет представляет собой область знаний, изучающую законы взаимодействия организма пловца с водой — средой, в которой организуются его двигательные действия.

Целью дисциплины является формирование у студентов профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, необходимых для проведения занятий по плаванию с детьми различного возраста.

Плавание базируется на следующих дисциплинах: анатомии, физиологии, гигиене, педагогике, психологии, биомеханике, теории и методике физической культуры и спорта.

В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представление:

-        о генезисе способов спортивного плавания;

-        о гидродинамических основах плавания;

-        о плавательном спорте на современном этапе;

-        о водных видах спорта;

-        об организации работы по обучению плаванию в разных типах учеб-ных заведений.

Студенты должны знать:

-        историю развития плавания;

-        основные характеристики движений пловца;

-        технику безопасности на занятиях по плаванию;

-        технику спортивных и прикладных способов плавания, стартов и поворотов;

-        методику начального обучения плаванию;

-        методику обучения технике спортивных способов плавания, стартов и поворотов;

-        особенности использования плавания как оздоровительного средства;

-        технику оказания помощи на воде;

-        организацию и проведения соревнований и физкультурно-массовых мероприятий с использованием плавания.

Студенты должны уметь:

-        составлять план-график и программу начального обучения плаванию;

-        готовить план-конспект занятия по плаванию;  

-        транспортировать утопающего;

-        оказывать первую помощь травмированному или пострадавшему;

-        определять и исправлять причины ошибок в технике плавания обуча-ющихся;

-        проводить занятия по плаванию с различным контингентом занимаю-щихся;

Студенты должны иметь навыки:

-        владения техникой способов спортивного плавания;

-        владение техникой ныряния.

2. Краткая история развития плавания

С древних времен плавание применялось в быту и в труде человека (например, во время рыбной ловли и охоты за водоплавающей дичью, при нырянии за жемчугом и ценными раковинами). Многие профессии древних народов, селившихся возле морей, рек и озер, требовали отличного владения плаванием.

Археологические, находки (вазы, статуэтки, амфоры, барельефы, папирусы, гробницы, наскальная живопись, фрески) свидетельствуют о том, что за несколько тысячелетий до нашей эры народы Египта, Ассирии, Финикии и некоторых других стран умели хорошо плавать, и им были известны способы плавания, напоминающие современный кроль и брасс.

В Древней Греции еще до нашей эры плавание являлось одним из основных средств физического воспитания, причем не только юношей, но и девушек. «Хромым» (т.е. калекой) считался тот, кто не умел читать, писать, а также плавать.

Долгие годы во многих государствах плавание занимало важное место в военном деле. Умение преодолевать водные преграды в одежде, в воинских доспехах, с вещами и грузом, разведка, специальные задания диверсионного характера требовали отличной плавательной подготовленности.

Редчайшими памятниками архитектурного искусства, сохранившимися до наших дней, являются бассейны при римских термах Нерона (38 х 26 м), Каракаллы (55 х 20 м) и Диоклетиана (100 х 50 м).

Спортивное плавание зародилось на рубеже XV—XVI вв. Одно из первых соревнований по плаванию проведено в Венеции в 1515 г. Оно способствовало прогрессивному развитию техники способов плавания, росту скоростей плавания.

Первые школы плавания появились во второй половине XVIII в. в Германии, Австро-Венгрии, Франции. В 1869 г. возникла первая в мире спортивная организация пловцов — «Ассоциация любителей спортивного плавания Англии».

К концу XIX в. плавание приобрело большую популярность как вид спорта. Первые в России современные спортивные соревнования были проведены в 1894 г. Петербургским кружком любителей плавания в Павловске, на реке Славянке. Были построены крытые бассейны в московских Центральных банях, еще через три года — в знаменитых Сандунах, а в 1902 г. – при Киевском кадетском корпусе.

Вслед за Россией и Великобританией соревнования по пла¬ванию стали проводиться и в других европейских странах. Так, на протяжении двух последних десятилетий XIX в. появились спортивные организации по плаванию в Швеции (1882 г.), Гер¬мании и Венгрии (1886 г.), Франции (1887 г.), Голландии и США(1888 г.), Новой Зеландии (1890 г.), Италии и Австрии (1899 г.) и в других странах.

В 1889 г. в Будапеште состоялась первая крупная междуна¬родная встреча по плаванию с участием спортсменов несколь¬ких европейских стран. После этого международные соревно¬вания пловцов стали проводиться ежегодно — поочередно в различных странах Европы. Большинство из них проходило в специально сооруженных плавательных бассейнах самых различных размеров, поэтому программа соревнований включала тогда разные дистанции — от 50 до 2000 м, выбираемые каждой страной, исходя из местных условий. Единых «международных» дистанций не было.

В конце XIX столетия спортивное плавание включено в программу Олимпийских игр. Популярность плавания в мире, включение его в программу Олимпийских игр и стремление к интеграции национальных союзов пловцов привело к созданию в 1908 г. Международной любительской федерации плавания (ФИНА), что послужило дальнейшему развитию этого вида спорта, расширению его представительства в олимпийской программе.

На первых Олимпийских играх современности (1896 г.) программа полностью состояла из заплывов «вольным стилем»? где спортсмены соревновались – без разделения на стили плавания – на дистанциях 100, 500 и 1200 м. Проводился также заплыв для матросов – на стометровке в одежде. Пловцы выступали в сложных условиях: в открытом море, в прохладной апрельской воде и при неблагоприятной погоде. Отличился венгр Альфред Хайош. Завоевав «золото» в плавании на 100 м, он стал первым в истории олимпийским чемпионом среди пловцов, а затем повторил свой успех на дистанции 1200 м. По общему количеству наград первенствовали греческие пловцы: 8 медалей (но их делегация была и самой представительной, а в «заплыве матросов» участвовали только три грека.)

В 1900 г., на II Олимпиаде, в программу соревнований включено плавание на спине. В этот период плавали в основном перевернутым брассом.

В 1904 г. в самостоятельный способ выделен способ плавания брасс.

Международные соревнования до 1908 г. проводились без унифицированных правил. Постоянной регистрации мировых рекордов не было. Программа Олимпийских игр изменялась по желанию страны-организатора.

Современное спортивное плавание — второй (после легкой атлетики) вид спорта по представительству в программе Олимпийских игр, где пловцы разыгрывают 32 комплекта медалей. Героями Олимпийских игр в разные годы были: представители СССР и России – победитель трех Олимпиад Владимир Сальников (1980—1988 гг.) и рекордсмен мира в спринтерском плавании, четырехкратный олимпийский чемпион Александр Попов (1992-1996 гг.).

3. Влияние плавание на организм человека

Ни один вид спорта не имеет такого гигиенического и оздоровительного значения, как плавание. Занятия в воде закаливают организм человека, помогают бороться с простудными заболеваниями. Регулируют деятельность сердца, дыхательной и нервной систем, активизируют обменные процессы. Улучшают выделительную функцию, способствуют гармоническому развитию.

Многие врачи считают, что плавание является эффективным средством лечения атеросклероза, астмы, гипертонической болезни, сколиозов, микрокардиодистрофии.

Плавание оказывает на организм человека всестороннее глубокое влияние. Сама водная среда и создаваемое ею физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех систем.

Тело плывущего человека находится в горизонтальном положении, а это благотворно сказывается на работе сердечно-сосудистой системы. Одновременно с этим значительно снижаются силы земного притяжения, что облегчает нагрузку на мышечную систему и оказывает благотворное влияние на организм человека.

Обучение плаванию связано с необходимостью преодолеть боязнь воды и неуверенность в своих силах. Плавание в определенной мере способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов.

При плавании сердцу не приходиться перекачивать кровь вверх, как это бывает в других видах спорта (при вертикальном положении тела). У регулярно занимающихся плаванием наблюдается замедление частоты пульса в покое до 45—55 ударов в минуту, поэтому в настоящее время плавание считается одним из лучших средств лечебной физкультуры для укрепления и развития сердечной деятельности.

Занятия плаванием — лучшая тренировка для дыхательной системы. Обычно жизненная емкость легких не превышает 3,5—4 тысячи куб.см., а у хороших пловцов она возрастает почти вдвое. Под влиянием занятий плаванием нормализуется секреторная деятельность, усиливается обмен веществ.

Во время погружения человека в воду наступает перестройка терморегуляции тела, т.к. вода имеет более низкую температуру и обладает значительной теплопроводностью, в 28 раз превышающую теплопроводность воздуха, а теплоемкость — в 4 раза большую, чем воздух.

Пловцы отличаются ростовыми данными от своих товарищей по другим видам спорта, и объясняется это тем, что при плавании позвоночный столб временно разгружается от гравитационных нагрузок (как уже говорилось выше). При занятиях плаванием уменьшается жировая масса, укрепляются стопы ног, более пропорционально развивается мышечный корсет. Путем тренировки и закаливания можно приучить свой организм к относительно длительному плаванию в воде с температурой +10 °С.

Особенно велико оздоровительное воздействие плавания на детский организм. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают координацию движений. Они своевременно формируют «мышечный корсет», предупреждая искривления позвоночника; снижают возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости и силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.

Регулярные занятия плаванием повышают жизненный тонус у взрослых людей. Это подтверждают наблюдения за физическим состоянием занимающихся в группах здоровья, где среди других видов физических упражнений используются плавание и аквааэробика.

Известно немало случаев, когда при отклонениях в состоянии здоровья, требующих ограничения физических нагрузок, упражнения в воде оказывали подлинно целебное воздействие. Плавание, в отличие от других средств лечебной физической культуры, является более эффективным для реабилитации после многих заболеваний, так как занятия в воде происходят в условиях относительной невесомости.

Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц.

  1. Характеристика видов плавания

Вид плавания — одно из направлений (так называемая разновидность) активной физической деятельности человека в воде. Каждый из видов плавания характеризуется особыми движениями или способами передвижения в водной среде. А способ передвижения в воде определяет технику плавания.

Виды плавания:

спортивное

оздоровительное

игровое

фигурное (художественное, синхронное)

прикладное

подводное

Спортивное плавание  характеризуется системой специальной подготовки и участием в соревнованиях, которые проходят по определенным правилам. К классическому виду спортивных соревнований относят состязания в бассейнах стандартных размеров (ванны длиной 25 м и 50 м) путем преодоления различных строго регламентированных расстояний (дистанции) за определенное время. Основная задача пловца в спортивном плавании – подготовиться к скоростному преодолению дистанции и показать свой максимально возможный результат на соревнованиях. Саму дистанцию преодолевают различными строго регламентированными правилами соревнований способами.

Способы спортивного плавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй.

До сих пор во всех классификациях и правилах вместо кроля на груди упоминается способ вольный стиль, т.е. пловец может плыть любым способом без ограничений и даже менять его по ходу дистанции. Но так как способ кроль на груди является самым быстрым из существующих на сегодня, то пловцы используют именно его.

По скорости самым быстрым является кроль на груди, затем баттерфляй, кроль на спине и брасс.

 Программа соревнований на олимпийских играх включает плавание данными способами в бассейне 50 м на различные дистанции: вольный стиль (50, 100, 200, 400, 800 м для женщин и  50, 100, 200, 400 и 1500 м для мужчин), кроль на спине  (100, 200 м), брасс  (100, 200 м), баттерфляй (100, 200 м), комплексное плавание (200 и 400 м), включающее в себя преодоление равных отрезков  дистанции разными способами, сменяющимися в четкой последовательности (сначала баттерфляй, потом кроль на спине, брасс, вольный стиль) и эстафетное плавание.

В эстафетном плавании 4х100 м, 4х200 м вольным стилем принимают участие четыре пловца, которые плывут поочередно вольным стилем одинаковый отрезок 100 м (200 м), в комбинированной же эстафете 4х100 м каждый из пловцов плывет одним из четырех способов, которые также идут друг за другом в четкой последовательности (первый этап в комбинированном  плавании начинается со способа кроль на спине, потом брасс, баттерфляй и вольный стиль).

Программа чемпионатов мира и других международных соревнований несколько отличается от олимпийской, более того, в настоящее время проводятся отдельно соревнования в бассейнах 50 м и 25 м (на короткой воде), в связи с чем и мировые достижения регистрируются отдельно.

Спортивное плавание имеет свои разновидности. Например, марафонское  проводится на открытой воде — дистанции 5, 10, 25 км. Существует зимнее плавание (в холодной воде) — объединившее в себе элементы закаливания (моржевания) и плавания на скорость. Плавание как один из видов входит в программу триатлона, не так давно включенного в олимпийскую программу.  Также плавание на различные дистанции входит как обязательное упражнение в различные виды многоборья, например современное пятиборье (олимпийский вид), морское многоборье и др.

Оздоровительное плавание — использование особенностей плавательных движений и нахождения тела в воде в лечебных, профилактических, гигиенических, закаливающих, восстановительных, тонизирующих и др. целях. Способы плавания могут использоваться самые разнообразные — спортивные и самобытные. Плавание рекомендуется людям всех возрастов, за исключением случаев ограничения по состоянию здоровья. Однако именно плавание имеет минимум ограничений для людей с различными отклонениями в здоровье, по сравнению с другими видами физических упражнений, что связано со специфическими особенностями самого плавания. Во многих случаях плавание рекомендовано врачами  и специалистами в качестве восстановительно-реабилитационных мероприятий, коррекции и т. д.

Оздоровительное плавание используется в системе физического воспитания человека на протяжении всей его жизни. Многие оздоровительные центры и лагеря расположены именно на морских побережьях и водоемах.

Игровое плавание — использование всевозможных подвижных игр в условиях водной среды. Игры вызывают большие эмоции, повышают активность, способствуют появлению инициативы, развивают координацию. Разнообразные игры и развлечения широко применяются в оздоровительных лагерях, при организации водных праздников. Одна из таких игр — водное поло — стала олимпийским видом спорта.

Фигурное (художественное, синхронное) плавание — совокупность различных комплексов движений, включающих элементы хореографии, акробатические и гимнастические комбинации. Может выполняться индивидуально и группами. Используется при организации водных праздников и представлений. Синхронное плавание является и отдельным видом спорта, входящим в олимпийскую программу соревнований.

Прикладное плавание — способность человека держаться на воде (то есть обладать навыком плавания) и производить в воде жизненно необходимые действия и мероприятия. Например, человек идет в бассейн, чтобы за какое-то время научиться плавать. Он не хочет быть спортсменом, он не хочет или не может заниматься оздоровительным плаванием, но он хочет овладеть навыком плавания, чтобы выжить в экстренной ситуации, оказавшись в воде, помочь пострадавшим и т. д. Прикладное плавание является частью профессиональной подготовки работников силовых и спасательных структур, людей, чья рабочая деятельность связана с водой. Многие из них сдают специальные нормативы по плаванию для определения своей профессиональной пригодности. Прикладное плавание подразделяется на виды: преодоление водных преград, ныряние, спасение утопающих.

Подводное — плавание человека под водой с помощью различных поддерживающих средств и приспособлений (не путать с нырянием). Большое распространение в настоящее время получил дайвинг как часть активного и экстремального туризма. Подводное плавание существует и как вид спорта.