КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Карцев Анатолий Михайлович

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3

ГЛАВА I. ОСНОВЫ ТЕХНИКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ………………………………………………………….. 4

1.1.  Общая характеристика технических действий в волейболе ……... 4

1.2. Теоретические и методические основы обучения техническим приемам волейболистов ………………………………………………………. 11

ГЛАВА II. ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ …………………………………………………………. 19

2.1. Тактические системы нападения в волейболе ……………………. 19

2.2. Методические аспекты тактической подготовки волейболистов .. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………... 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Двигательные действия волейболистов заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках, в большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерыв­ном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов, так и к уровню их интеллекта.

Качественно новый уровень развития волейболиста требует нового уровня развития физических качеств спортсмена (изменения правил, ком­плектование команд высокорослыми игроками; повышение атакующего по­тенциала за счет быстрых перемещений и повышенной скорости выполнения технических приемов с использованием всей длины сетки).

Каждый волейболист обязан эффективно действовать в нападении и защите для чего необходимо совершенствовать умение тактически правильно действовать в наиболее важной для результата игровой ситуации.

Анализ научно-методической литературы позволяет констатировать, что современный волейбол характеризуется увеличением атакующих действий, для организации которых необходима специализация технической и тактической подготовки игроков с учетом игровых функций [5]. При этом нападающий удар рассматривается как решающий фактор достижения успеха в волейбольном матче.

Объект исследования – технико-тактическая подготовка волейболистов.

Предмет исследования: методика обучения системы нападения

Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать методику обучения нападения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartsev_kursovaya_ispravlennaya.docx65.67 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Курский государственный университет»

Факультет физической культуры и спорта

  Кафедра теории и методики физической культуры

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Теория и методика физической культуры

на тему: ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ  ВОЛЕЙБОЛИСТОВ         

Обучающегося 3 курса

заочной формы обучения

направления подготовки

44.03.01  Педагогическое образование

направленность (профиль)

Преподавание физической культуры

Карцева Анатолия Михайловича

Руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры теории и методики

физической культуры

Володин Александр Васильевич

Допустить к защите:

________________     Володин А.В.            

 «____» ____________ 2018 г.  

Курск, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3

ГЛАВА I. ОСНОВЫ ТЕХНИКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ………………………………………………………….. 4

1.1.  Общая характеристика технических действий в волейболе ……... 4

1.2. Теоретические и методические основы обучения техническим приемам волейболистов ………………………………………………………. 11

ГЛАВА II. ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ …………………………………………………………. 19

2.1. Тактические системы нападения в волейболе ……………………. 19

2.2. Методические аспекты тактической подготовки волейболистов .. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………... 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..… 30

ВВЕДЕНИЕ

Двигательные действия волейболистов заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках, в большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов, так и к уровню их интеллекта.

Качественно новый уровень развития волейболиста требует нового уровня развития физических качеств спортсмена (изменения правил, комплектование команд высокорослыми игроками; повышение атакующего потенциала за счет быстрых перемещений и повышенной скорости выполнения технических приемов с использованием всей длины сетки).

Каждый волейболист обязан эффективно действовать в нападении и защите для чего необходимо совершенствовать умение тактически правильно действовать в наиболее важной для результата игровой ситуации.

Анализ научно-методической литературы позволяет констатировать, что современный волейбол характеризуется увеличением атакующих действий, для организации которых необходима специализация технической и тактической подготовки игроков с учетом игровых функций [5]. При этом нападающий удар рассматривается как решающий фактор достижения успеха в волейбольном матче .

Объект исследования – технико-тактическая подготовка волейболистов.

Предмет исследования: методика обучения системы нападения

Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать методику обучения нападения.

ГЛАВА I. ОСНОВЫ ТЕХНИКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

1.1. Общая характеристика технических действий в волейболе

Техника игры в волейбол рассматривается как комплекс специальных приемов и способов, необходимых для решения конкретных тактических задач в различных игровых ситуациях [7].

По целевому признаку организации действий технику игры делят на два раздела – технику нападения и технику защиты. Каждый раздел подразделяется на ряд технических приемов. Под техническим приемом подразумевают систему рациональных движений, сходных по своей структуре и направленных на решение однотипной задачи [15]. Каждый технический прием включает способы, которые отличаются друг от друга деталями выполнения.

В техническом приеме выделяют три последовательные фазы (части): подготовительная, основная и заключительная.

В подготовительной фазе движения направлены на создание наилучших условий для реализации смысловой задачи данного технического приема. В основной фазе движения направлены непосредственно на реализацию смысловой задачи технического приема. В заключительной фазе выполнение технического приема завершается, и игрок переходит к новым действиям. Наиболее значимыми для решения двигательной задачи технических приемов являются, по мнению специалистов волейбола, подготовительная и основная фазы [8; 16].

Защитные действия волейболиста складываются из стоек, техники перемещений и техники владения мячом (прием мяча после подачи, нападающего удара и блокирования).

Игровой стойкой в волейболе называется положение игрока, удобное для осуществления перемещений по площадке и выхода в исходное положение для выполнения технического приема [21].

Динамичность игры требует от волейболиста постоянной готовности к выполнению игровых приемов. Успешно реализовать их он может только тогда, когда своевременно принимает рациональную стойку и быстро перемещается по площадке.

В игре применяются три стойки – высокая, средняя и низкая. Каждая из стоек характеризуется сгибанием ног и наклоном туловища.

Высокая стойка – ноги на ширине плеч, одна впереди. Сгибание ног и наклон туловища незначительны, руки перед туловищем, масса тела равномерно распределена по всей площади опоры. Применяется при приемах и передачах мяча, летящего с небольшой скоростью, а также перед выполнением нападающего удара и блокирования.

Средняя стойка отличается от высокой чуть большим сгибанием ног, наиболее удобна при приеме мяча после подачи и при страховке.

Низкая стойка: игрок полуприсел, туловище слегка наклонено вперед, общий центр тяжести перемещен на переднюю часть опоры. Применяется при игре в защите, при приеме мячей, летящих с большой скоростью.

A.B. Котов, Н.Ю.  Котова выделяют следующие виды стоек:

- стойка для перемещения на блоке, или для блокирования;

- стойка для перемещения при приеме подачи, или для приема подачи;

- стойка для перемещения при приеме нападающих ударов, или для приема нападающих ударов;

- стойка для перемещения при передаче на удар, или для верхней передачи;

- стойка для разбега на удар [22].

Перемещения игроков различны по скорости. Выполняют их ходьбой (приставным или обычным шагом), бегом или скачком. Приставные шаги выполняются вперед, назад, вправо, влево. Начинается движение с ноги, ближе стоящей в направлении перемещения. Применяются приставные шаги для перемещения на небольшое расстояние, а также когда у игрока имеется достаточно времени. Скачок – это широкий шаг с безопорной фазой. Иногда перемещения выполняют сочетанием ходьбы, бега и скачков.

Основные виды перемещений к мячу:

 а) вперед: левая – правая (правая – левая); перемещение приставными шагами;

б) в сторону: перемещение приставными шагами; перемещение скрестными шагами;

в) назад: скрестными шагами назад под углом 45 градусов; шагами назад; поворот на 180 градусов и бегом;

г) сложные перемещения в стороны и остановки (передачи на удар, прием подачи и нападающих ударов, блок, удары по переходящим мячам): перемещение в сторону и остановка приставным шагом (два и более шага), перемещение в сторону приставным и остановка скрестным шагом, перемещение в сторону скрестным и остановка приставным шагом, поворот, бег, остановка приставным шагом. Когда игроки перемещаются в сторону на три и более шага, скрестный шаг является наиболее пригодным для перемещений.

 Л.В. Булыкиной выявлено, что 80% от общего числа выполняемых в игре технических приемов связано с перемещениями волейболистов по площадке в разные стороны и на разные расстояния. При этом выявлено, что перемещения выполняются: а) по четырем основным усредненным направлениям со следующей частотой: вперед – 39%, назад – 14%, влево – 21%, вправо – 26% от исходной позиции; б) на расстояния 0,5-3,0 м [5].

Изучать стойки и перемещения начинают в начале обучения волейболу. После ознакомления с исходными стартовыми положениями занимающийся учится принимать их при перемещении в различных направлениях, постепенно увеличивая расстояние и скорость передвижения.

Прием мяча. Это технический прием защиты, позволяющий оставить мяч в игре после нападающих действий соперника. Прием мяча снизу двумя руками – это решающий элемент при переходе от защиты к нападению. Осуществляют его тремя способами: двумя руками сверху, двумя руками снизу, одной рукой снизу [32].

Прием мяча сверху двумя руками. Как правило, скорость полета мяча при нападающих действиях противника выше, чем при первой передаче своего партнера. Это определяет специфику приема мяча сверху двумя руками. После перемещения ноги ставят так, чтобы одна была впереди другой. Причем, если передачу необходимо направить в левую от игрока сторону, впереди целесообразно оставить правую ногу, и наоборот. При выносе рук кисти примерно на уровне лица. Пальцы рук напряжены. Это связано с амортизацией удара мяча, летящего с повышенной скоростью. В ударном движении сохраняется общая структура, но амплитуда движений ног и рук меньше, движение более резко. Сопровождающее движение минимально.

Приём мяча двумя руками снизу используется для приёма подачи; защитных действий в поле; вынужденного паса (передачи на удар) партнёру (например, либеро из зоны нападения), вынужденного направления мяча на сторону противника (последнее касание)

Очевидно, что главными функциями приёма мяча снизу являются приём подачи и игра в защите.

Техника выполнения его заключается в следующем. Находясь в положении готовности ноги на ширине плеч или шире, параллельны или одна впереди другой, согнуты в коленях, руки выпрямлены и направлены вперед-вниз, локти приближены друг к другу, предплечья супинированы, кисти соединены, туловище слегка наклонено вперед. Осуществляя прием, игрок располагается так, чтобы мяч был перед ним. Мяч принимают на предплечья, ближе к кистям рук. Движение прямыми руками вперед-вверх производят только в плечевых суставах. Туловище выпрямляют, ноги активно разгибают. Движение, сопровождающее мяч, выполняют дальнейшим разгибанием ног и туловища, а также плавным смещением рук вперед-вверх вслед за мячом [7].

При выполнении прием мяча снизу двумя руками встречная скорость рук к мячу тем выше, чем меньше скорость полета мяча. При значительной скорости полета мяча в момент соприкосновения рук с мячом движения их в пространстве не происходит. Амортизация обеспечивается за счет незначительного опускания прямых рук вниз.

Прием мяча одной рукой с падением вперед – изучается только после приобретения определенной физической формы (достаточный уровень развития ловкости, гибкости, быстроты, силы мышц плечевого пояса).

Прием подач является средством тактической подготовки нападающих ударов и должен соответствовать по направлению, длине и высоте особенностям расположения игроков на площадке и выбранного стиля игры. Прием подач всегда увязан с атакой, и поэтому посылаемый связующему или атакующему игроку мяч должен быть удобным, т.е. должна быть точная посылка мяча в намеченную точку. Почти все команды используют основной способ приема подач в современной игре – прием мяча снизу двумя руками.

Групповые действия при приеме подач сводятся в основном к решению следующих задач:

– страховка игрока, принимающего подачу;

– страховка игрока, слабо принимающего подачу;

– взаимодействие при полном выключении из приема определенного игрока;

– взаимодействие со связующим игроком [16].

Наиболее действенным средством нейтрализации нападающих ударов игроков соперника является блок. Блок – технический прием защиты, с помощью которого преграждают путь мячу, летящему после нападающего удара.

Качество блока зависит от своевременности прыжка и взаимодействия блокирующих при групповом блоке. Если блок выполнен одним игроком, его называют индивидуальным или одиночным, если двумя или тремя игроками – групповым.

Индивидуальное и групповое блокирование по характеру тактических защитных действий подразделяется на зонное и ловящее. Первый вид блокирования предпочтителен для команд, имеющих рослых игроков, отличающихся хорошей прыгучестью, способных обеспечить равновысокий и плотный блок; второй применяют игроки с высокой индивидуальной техникой блокирования – этот блок должен быть плотным и ставиться точно против направления удара [40].

Волейболист в стойке готовности перед сеткой – ноги на ширине плеч и несколько согнуты в коленных суставах, руки полусогнуты, локти опущены, кисти расположены параллельно сетке, взгляд направлен через сетку – игрок следит за действиями соперников. Как только игрок определил место атаки, он прыгает с места, а если удар производится в соседней зоне, то  перемещается приставными или обычными шагами к месту атаки и принимает исходное положение –  ноги сгибает до полу-приседа, руки незначительно разгибает и отводит назад в стороны для предварительного замаха, взгляд  переводит на мяч. Активным разгибание ног, выпрямлением туловища и резким маховым движением руками вперед-вверх чуть позже нападающего (при передаче на удар по средней траектории) блокирующий игрок выпрыгивает вверх, вынося вверх перед грудью согнутые в локтевых суставах и выпрямляя их. Пальцы параллельно поднятых вверх-вперед рук широко разведены, кисти слегка напряжены и расположены над сеткой с переносом на сторону соперника. Находясь в прыжке, блокирующий контролирует мяч и, одновременно следит за действиями нападающего. В момент постановки блока туловище незначительно сгибает в тазобедренном суставе, ноги выпрямлены. После постановки блока волейболист опускает руки так, чтобы не задеть сетку, и приземляется на обе ноги, продолжая внимательно следить за мячом [15].  

Быстрое перемещение к месту блокирования – одна из составляющих эффективного индивидуального блокирования.

Вторая составляющая блокирования – своевременная постановка рук на пути мяча, направленного со стороны соперника. Это зависит прежде всего от определенных качеств и способностей (умение предвосхищать ситуацию, правильно воспринимать и оценивать положение нападающего – мяча относительно сетки и т.д.), которые развиваются с помощью специальных упражнений.

При приеме нападающих ударов защитники действуют в зависимости от действий блокирующих игроков, от выбранной системы страховки, от установки тренера по поводу расположения в зонах в зависимости от той или иной ситуации.

Существуют системы игры в защите, которые определяются расположением игроков, страхующих блок.

- страховка игроком, не участвующим в блокировании;

- страховка игроком задней линии (игрок зоны 1, или 6, или 5);

- страховка игроками передней и задней линий [24].

Структурный подход к изучению техники предполагает рассмотрение ее кинематической, динамической, ритмической, анатомической и фазовой структуры.

Фазовая структура рассматривает особенности последовательности каждой фазы движения. Кинематическая структура характеризует взаимодействие движения в пространстве и времени и выражается в пространственных (направление движения, траектория, исходное положение, поза, амплитуда) и временных (темп, скорость, ускорение) характеристиках.

Динамическая структура раскрывает взаимодействие частей тела друг с другом и с внешними силами (проявление активных и реактивных сил, взаимодействие с опорой и мячом) и выражается в определении массы, силы и направления их действия.

Ритмическая структура отражает своеобразное сочетание временных и пространственных характеристик движения и показывает порядок выполнения отдельных фаз.

Анатомическая структура определяет взаимодействие костно-связочного и мышечного аппарата, режим работы мышц и координацию мышечных сокращений.

Анализ технических приемов волейбола, взаимосвязи пространственных, силовых и временных параметров движений позволил Н.В. Пашковой выявить то начальное звено, изучение которого позволяет быстрее и с наименьшими ошибками овладевать техническими приемами. Таким звеном является пружинящее движение корпусом, ногами и руками во время выполнения всех технических приемов в волейболе [33].

1.2. Теоретические и методические основы обучения техническим приемам волейболистов

Обучение и совершенствование техники – это многолетний процесс, который условно можно разделить на два периода – начальной технической подготовки (постановки техники) и дальнейшего совершенствования, когда происходит индивидуализация технического мастерства и достигается высокий технический уровень выполнения игровой функции.

Овладение рациональной техникой игры – главная задача в технической подготовке волейболистов. Выполнение этой задачи, считают А.В. Беляев, М.В. Савин, будет успешным, если в тренировочном процессе используются:

а) принцип постепенности при обучении технике игры (не закрепив один двигательный навык, не переходить к другому);

б) целенаправленная физическая подготовка как основа для образования двигательных навыков;

в) знание биомеханических закономерностей движения и действий при выполнении технических приемов волейбола;

г) знание причин возникновения ошибок при обучении и совершенствовании техники игры и исправление этих ошибок;

д) подводящие упражнения, тренажеры, обучающие устройства, которые делают технику движений доступной для детей без искажения ее сущности [7].

Процесс овладения техникой игры в волейбол подчиняется закономерностям формирования двигательных навыков к основным из них относят: постепенность и неравномерность, стабилизацию и пластичность, разрушение и перенос двигательного навыка.

При формировании двигательного навыка различают три фазы, следующие друг за другом. В первой фазе создается представление о двигательном действии и формируется первоначальное умение. Сначала упражнение выполняется не точно, сопровождается излишними мышечными усилиями и значительным повышением обмена веществ. В данной фазе отмечается генерализация возбуждения центральной нервной системы (ЦНС), а недостаточная координации в работе мышц приводит к скованности движений.

В первой фазе становления навыка педагог должен максимально облегчить занимающемуся овладение основой технического приема, создать ему такие условия, чтобы уже при первых попытках выполнить прием его ощущения соответствовали таковым при правильном выполнении приема вообще, исключить возможность появления ошибок, оградить от влияния всякого рода помех и т. д. Здесь первостепенное значение имеют подводящие упражнения.

Во второй фазе формируется умение совершенного выполнения двигательного действия. Двигательные ощущения становятся более четкими. Появляется возможность уточнить движения. В коре больших полушарий происходит концентрация нервных процессов с развитием внутреннего торможения.

Во второй фазе, когда происходит образование динамического стереотипа, необходимо стремиться к формированию гибкого навыка, прочного в своей основе, но пластичного во внешнем проявлении (сообразно складывающейся игровой обстановке). Достигают этого с помощью усложнений самого технического приема, особенно условий, в которых он выполняется.

Третья фаза – стабилизация и автоматизация. При выполнении действия не требуется сосредоточения внимания. Движение устойчиво к сбивающим факторам и не поддается внешнему торможению.

В третьей фазе на первый план выступает тактический аспект применения технического приема на надежной основе, позволяющей все внимание сосредоточить на анализе игровой ситуации, выборе наиболее разумного ответного действия и своевременном и результативном его применении. На стадии автоматизации главное – эффективность применения технического приема в сложных условиях (в игре и на соревнованиях).

В процессе обучения игре в волейбол Ю.Д. Железняк, Л.Н.  Слупский выделяют четыре последовательных этапа [16]. Первый этап – ознакомление с разучиваемым приемом. На данном этапе используют рассказ, показ и объяснение. Личный показ учитель дополняет демонстрацией наглядных пособий. Показ необходимо чередовать с объяснениями. Пробные попытки учащихся формируют первые двигательные ощущения.

Второй этап – изучение приема в упрощенных условиях. Успех обучения на данном этапе во многом зависит от правильного подбора подводящих упражнений: по своей структуре они должны быть близки к техническому приему или тактическому действию и посильны для учащихся.

При разучивании простых приемов и действий их выполняют в целом. При разучивании сложных по структуре приемов и действий (атакующий удар) их разделяют на составные части, выделяя основное звено. По возможности, надо быстрее подвести учащихся к выполнению приема в целом.

На этой стадии обучения используются методы управления (команды, распоряжение, зрительные и слуховые сигналы, зрительные ориентиры, технические средства и т.д.), двигательной наглядности (непосредственная помощь учителя, применение вспомогательного оборудования), информации (сила удара по мячу, точность попадания).

Третий этап – изучение приема или действия в усложненных условиях. Здесь применяются: повторный метод, метод усложнений условий выполняемого приема (действия), игровой и соревновательный методы, сопряженный метод, круговая тренировка.

Повторный метод на этом этапе является основным. Только многократное повторение обеспечивает становление и закрепление умений и навыков. С целью формирования гибкого навыка повторность предполагает изменение условий (постепенное усложнение) выполнения приема (действия), включая выполнение его на фоне утомления. Сопряженный и игровой методы позволяют одновременно решать задачи по совершенствованию техники и развитию специальных физических качеств, а также технико-тактической подготовки и комплексной, игровой.

Четвертый этап предполагает закрепление приема (действия) в игре. Здесь используется метод анализа выполнения движений (графические, условно-кодированные, магнитофонные, видео), специальные задания в игре по технико-тактической подготовке, игровой и соревновательный методы. Изучение каждого приема предполагает обязательное закрепление его в условиях подготовительных и учебных игр. Высшим уровнем закрепления навыка является соревнование.

А.В. Беляев, М.В. Савин для овладения техническими приемами волейбола предлагают последовательную схему обучения:

- терминологически правильно назвать прием;

- показ приема тренером или на слайдах, плакатах, видеотехнике с комментариями о его роли в игре;

- объяснить технику выполнения приема с демонстрацией (положение звеньев тела до выполнения, в момент выполнения, после выполнения технического приема);

- делаются попытки практического выполнения приема – исходное положение (стойка), перемещение, имитация в целом или по частям;

- упражнения с мячами с партнером в самых простых условиях;

- работа на тренажерах, специальном оборудовании (если необходимо) с мячами и без мячей;

- по мере усвоения двигательных действий условия выполнения упражнений усложняются (увеличение количества мячей, партнеров, дополнительные задания и т.д.);

- выполнение технического приема (приемов) в условиях, приближенных к игре [7].

В книге О.С. Чехова рекомендуется следующие дидактические шаги при формировании навыков игры в волейбол:  

1) овладение структурными звеньями (блоками) приема;

2) сочетание звеньев (блоков) приема;

3) объединение звеньев в целостный акт, выполнение приема в упрощенных условиях;

4) прочное овладение основой приема;

5) усложнение условий выполнения приема, овладение его способами, деталями техники;

6) обеспечение надежности приема в сложных условиях игры;

7) формирование гибкого навыка, обеспечивающего эффективность приема в сложных условиях игры [32].

Последовательность обучения имеет высокую значимость для правильного построения учебно-тренировочного процесса. Ее следует рассматривать в трех аспектах: локальном – применительно к способам отдельного приема или действия, региональном – применительно ко всем способам и видам отдельно в технической и тактической подготовке и общем – для всей технико-тактической подготовки в динамике учебно-тренировочного процесса.

Прежде чем приступить к обучению игроков новому техническому приему, необходимо развить до оптимального уровня их физические качества в сочетаниях именно для данного приема, а также создать и укрепить у них правильное представление, используя при этом объяснение тренера, показ техники и другие методы [39].

Совершенствование техники должно проходить с учетом индивидуальных особенностей каждого игрока. Это необходимо, во-первых, для максимального использования положительных индивидуальных особенностей спортсмена и, во-вторых, для определения игровой функции волейболистов.

При обучении приему снизу недопустимы максимальные скорости подхода к мячу, они должны быть малыми или в быстром шаге.

Г.Е. Семенов, Н.А. Завизионова обучение техники приема мяча снизу рекомендуют производить поэтапно:

1. Рассказ и показ приема мяча снизу в целом на месте, имитация движения без мяча.

2. Имитация (без мяча). Выполняем на каждый шаг прием снизу на расстоянии 5 м; возврат на И.П. и повтор 3 раза.

3. С мячом в руках выполнить предыдущее упражнение. Руки прямые мяч держать кистями, выполнить прием, выпрямляя ноги.

4. Упражнения в парах, расстояние 5 м. Поочередно подходить к партнеру на расстояние 2 м и бросать мяч за счет разгибания ног, занять И.П., повторить 3 раза.

5. Упражнения в парах. И.П. широкая стойка ноги врозь, наклон корпуса 45°; игрок готовый для приема, а второй подает ему мяч точно на запястья, первый делает встречное движение ногами, возвращая мяч партнеру с траекторией полета высотой 3-4 м (3-4 серии по 5 повторений).

6. Упражнения в парах, расстояние 5 м, игроки выполняют прием снизу в одно касание 5 раз по 3 серии на расстояние 5м.

7. Прием мяча снизу над собой (5 раз по 5 серий).

8. Упражнения в парах. Броски влево или вправо от партнера, 5 раз в каждую сторону 2-3 серии. Перемещаться к мячу приставным шагом или скачком.

9. В тройках: один бросает через сетку другой принимает, а третий стоит у сетки, ловит мяч после приема и бросает мяч под сеткой первому игроку. Повторить 2-3 серии по 10 раз [38].

Н.В. Пашковой рассматривается совершенствование методики обучения двигательным умениям и навыкам в волейболе на основе системы развивающего обучения с использованием теории учебной деятельности. Суть предложенной автором методики обучения двигательным действиям принципиально отличается от общепринятой в настоящее время в спортивных школах тем, что используется дедуктивный путь, который предусматривает обучение от «общего к частному» [34].

Методика включает следующие основные этапы:

• формирование учебно-познавательных мотивов и беседы с занимающимися с целью овладения ими необходимыми теоретическими знаниями;

• изучение каждого вида движений и создание учебных ситуаций, в которой дети сами выделяют общие двигательные способности, необходимые для игры в волейбол;

• повторение этих движений в форме игры с целью их совершенствования, таким образом, формируя интерес к изучаемым двигательным действиям.

М.Н. Чапурин, Е.Н. Симзяева указывают на то, что обучение техническим приемам осуществляется без учета имеющихся между ними структурно-логических связей, не позволяя реализовать дидактический потенциал положительного переноса между разучиваемыми двигательными действиями. Это приводит к тому, что волейболисты, не выделяя общего, что присуще всем приемам или группам приемов, не в состоянии затем в полной мере использовать эффект положительного переноса знаний и умений выполнения одного элемента или технического приема в целом на овладение другими приемами [44].

Методика обучения технике волейбола рассматривается М.Н. Чапуриным как педагогическая система и характеризуется в отношении:  

а) целевой направленности;

б) содержания структурных компонентов;  

в) механизмов внутреннего и внешнего функционирования;

г) возникновения и развития.

Цель ее функционирования определяется как формирование готовности выполнять технические приемы волейбола на уровне двигательного умения. Структурными компонентами данной системы выступают этапные и оперативные цели, содержание обучения, субъект и объект обучения.

Оперативные цели выделяют на основе структурно-логического анализа техники волейбола и отражают направленность обучения на усвоение отдельных элементов ее содержания [43].

ГЛАВА II. ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

2.1. Тактические системы нападения в волейболе

Тактическая система игры характеризуется расположением игроков команды на площадке, распределением функций между ними и применением средств техники.

Каждая система нападения имеет множество тактических комбинаций, осуществляемых посредством приема и передач мяча и завершаемых нападающими ударами.

Система игры со второй передачи на двух нападающих

Система игры в нападении на двух нападающих применяется тогда, когда в команде есть один или два связующих игрока, слабо играющих в нападении. Так, при расположении связующего игрока на передней линии в зонах 2, 3 и 4 розыгрыш всех тактических комбинаций осуществляется через игрока, располагающегося под сеткой.

Несмотря на кажущуюся простоту расстановок и ограниченность тактических комбинаций при системе игры в нападении на двух нападающих, при соответствующих условиях, а именно при разнообразных передачах, эта система нападения часто бывает не менее эффективной, чем другие [25].

Ниже приведены возможные комбинации при системе нападения на двух нападающих.

Комбинации системы при первой передаче в зону 3.

1. Игрок зоны 3 направляет высокую передачу для удара игроку зоны 4.

2. Игрок зоны 3, стоя лицом к партнеру, направляет высокую передачу для удара в зону 2.

3. Игрок зоны 3 направляет прострельную передачу на «столб» игроку зоны 4.

4. Игрок зоны 3 направляет прострельную передачу игроку зоны 4, посылая мяч в середину этой зоны.

5. Игрок зоны 3 выполняет низкую передачу перед собой, нападающий зоны 4 производит удар с короткой передачи.

6. Нападающий зоны 4 с передачи игрока зоны 3 производит удар «на взлете».

7. Нападающий зоны 4 производит удар с передачи игрока зоны 3, направленной за голову в этой же зоне.

8. Нападающий зоны 4 делает отвлекающий маневр, забегая за игрока зоны 3, и имитирует удар с передачи за голову, а передача следует игроку зоны 2.

9. Нападающие зон 4 и 3 имитируют атаку из зоны 4. В последний момент игрок зоны 3 неожиданно (за счет кистевой передачи) направляет мяч за голову игроку зоны 2.

10. Игрок зоны 3 стоит лицом к зоне 2 и имитирует передачу в эту зону. В последний момент он передает мяч за голову игроку зоны 4(передача может быть высокой, полупрострельной или короткой).

Комбинации системы при первой передаче в зону 2.

1. Игрок зоны 2 направляет обычную передачу в зону 4.

2. Игрок зоны 2 посылает мяч в зону 3.

3. Игрок зоны 3 располагается в правой расстановке и выполняет удар с передачи за голову, которую выполняет игрок зоны 2.

4. Игрок зоны 3, имитируя атаку, из правой расстановки забегает в зону 2, а передача следует игроку зоны 4.

5. То же, но нападающий зоны 4 играет с пристрельной передачи. Вариант первый: атака с прострельной передачи в своей зоне; вариант второй: атака с прострельной передачи, направленной на границу зон 3 и 4.

6. Нападающий зоны 4 идет на короткую передачу, а игрок зоны 3 из левой расстановки атакует с невысокой передачи, полученной слева от опускающегося после имитации удара игрока зоны 4[17].

7. Игрок зоны 3 идет на удар с короткой передачи, а игрок зоны 4, забегая в зону 2, производит удар с передачи за голову.

8. Оба нападающих играют с прострельных передач – один в зоне 3, другой в зоне 4.

9. Игрок зоны 3 имитирует атаку с короткой передачи, удар производит игрок зоны 4 с прострельной передачи в своей зоне.

10. Нападающий зоны 4 атакует с обычной передачи, игрок зоны 2 производит удар на взлете за головой игрока зоны 3.

Комбинации системы при расположении связующего игрока в зоне 4 те же, что и комбинации при расстановке связующего в зоне 3, так как последний после подачи перемещается в зону 3 и оттуда разыгрывает мяч.

Система игры со второй передачи на трех нападающих

Часть комбинаций, описанных выше, постоянно применяется и при данном варианте нападения, однако здесь они значительно разнообразнее, так как передачи для удара могут быть направлены не на одного из двух, а на одного из трех игроков. Это обстоятельство в значительной мере затрудняет организацию группового блокирования, что создает этой системе игры заслуженную популярность и является поводом для ее использования большинством отечественных и зарубежных команд [15].

Ниже приводятся некоторые комбинации системы.

Комбинации системы при первой передаче на выходящего игрока

1. Нападающий удар с передачи, направленной за голову, при отвлекающих действиях партнера. Эта комбинация требует точной передачи и быстрых действий отвлекающего игрока, имитирующего атаку. Передающий игрок, выходящий с задней линии, находится у сетки между зонами 2 и 3. Нападающий игрок из зоны 3 выполняет разбег на удар с короткой передачи или с передачи «на взлете». Все действия этого игрока направлены на создание впечатления у противника, что именно он будет производить нападающий удар. Передающий игрок также всеми своими действиями показывает, что передача будет им направлена игроку зоны 3, а затем, в последний момент, за счет кистевой передачи он посылает мяч за голову. Игрок зоны 2 завершает комбинацию без блока или имея против себя одного блокирующего игрока.

2. «Крест». Игрок зоны 3 разбегается на удар с короткой передачи на выходящего, имитируя удар «на взлете».

Нападающий зоны 2, перемещаясь в зону 3, завершает комбинацию. Успех зависит от умелых действий передающего игрока, который в зависимости от расположения блокирующих игроков противника определяет, кому из нападающих направить мяч для завершающего удара.

3. «Обратный крест». В комбинации участвуют два игрока нападения – зон 3 и 4. Игрок зоны 4 энергично выходит из своей зоны на выходящего волейболиста и имитирует удар с передачи «на взлете». Нападающий зоны 3, перемещаясь в зону 4 за спину своего партнера, производит удар.

4. «Эшелон». Эта комбинация требует слаженности, умения, хорошо имитировать удар и точно производить вторую передачу, выполняемую выходящим игроком. В комбинации участвуют три волейболиста: выходящий и нападающие зон 3 и 4. Игрок зоны 3идет на удар с короткой передачи, заставляя противника организовать блокирование. Выходящий игрок направляет передачу за спортсмена зоны 3 переместившемуся туда нападающему зоны 4, который проводит удар без противодействия блокирующего, так как имитационные движения игрока зоны 3 отвлекли на себя блокирующего игрока противника.

5. «Вдогонку». Комбинация выполняется в быстром темпе. Первым начинает движение игрок зоны 2, который как бы догоняет мяч в зоне 3, на расстоянии 1-1,5 м от выходящего игрока. Игрок зоны 3 перемещается в зону 2 и, получив мяч от выходящего игрока, завершает комбинацию. Заканчивать комбинацию как в этом, так и в других случаях могут и другие волейболисты передней линии.

Во всех приведенных комбинациях показано участие лишь двух атакующих игроков. На самом же деле третий игрок передней линии также всегда участвует в тактических комбинациях, выполняя нападающий удар с обычных, полупрострельных или прострельных передач из зоны 2 или 4 [19].

Тактическая система нападения с первой передачи

Не менее эффективной, чем предыдущие, является и система игры в нападении с первой передачи. Однако из-за сложности приема мяча с подачи и передачи его сразу на удар эта система игры в настоящее время, как правило, стала применяться только в процессе самой игры, когда полет мяча имеет простую траекторию, удобную для розыгрыша мяча с первой передачи. При этой системе нападающий, которому предназначается передача, располагается в 2-3 м от сетки. Исключение составляют игровые расстановки, при которых первая передача направляется на удар под левую руку игроку зоны 2 или 3, находящемуся в непосредственной близости от сетки.

В связи с тем, что первая передача на удар не всегда может быть точной, ее рекомендуется выполнять не на основного нападающего (сильнейшего на линии), а на вспомогательного или связующего игрока с тем, чтобы в случае плохой первой передачи более сильный волейболист мог завершить комбинацию ударом со второй передачи-откидки, которая является более точной.

Игрокам атакующей команды при первой передаче на удар сразу следует руководствоваться расстановкой блокирующих игроков противника.

Завершающий удар целесообразнее выполнять в зоне слабо блокирующего игрока противника.

Иногда при неточной первой передаче есть смысл произвести удар, так как блокирующие в данном случае будут ждать откидку. Это обстоятельство обязывает нападающих игроков совершенствоваться в нападающих ударах с неточных передач.

Если первая передача направлена таким образом, что нападающий удар с этой передачи не может представлять опасности для противника и последний не блокирует, следует передать мяч из опорного исходного положения на удар одному из своих партнеров [45].

Комбинации системы при первой передаче в зону 2.

1. Первая передача направляется из зоны 5 в зону 2, волейболист зоны 2 выполняет нападающий удар.

2. Из зоны 2 нападающий откидывает мяч для завершающего удара игроку зоны 3.

3. Из зоны 2 нападающий откидывает мяч для завершающего удара игроку зоны 4.

4. Из зоны 2 нападающий откидывает мяч за голову перемещающемуся туда для откидки игроку зоны 3.

Комбинации системы при первой передаче в зону 4.

1. Передача для удара направлена игроку зоны 4, который и производит удар.

2. Игрок зоны 4 вместо удара откидывает мяч игроку зоны 3.

3. То же, но откидывает мяч в зону 2.

4. Из зоны 4 игрок откидывает мяч за голову для удара переместившемуся туда игроку зоны 3.

Комбинации при первой передаче в зону 3.

1. Первая передача направлена игроку зоны 3 из зоны 2. Игрок зоны 3 производит удар с первой передачи. Если в зоне 3 находится игрок, умеющий бить левой рукой, то первую передачу для удара можно направлять из зон 4 и 5.

2. Первая передача направлена из зоны 2, игрок зоны 3, имитируя удар, выполняет передачу за голову в зону 4, игрок которой и завершает атаку.

3. То же, с передачей в зону 2.

4. После имитации удара игрок зоны 3 выполняет короткую передачу за голову игроку зоны 4, который производит удар по опускающемуся блоку.

5. То же, при передаче из зоны 5 с атакой с короткой передачи из зоны [16].

Системы нападения используются командами в большинстве случаев при розыгрыше мяча с подачи (за исключением системы игры с первой передачи). В процессе игры при сильных нападающих ударах, когда тактический замысел игрок не может реализовать из-за трудности приема мяча, нападающие удары производятся из различных зон площадки с первых и вторых передач, исполняемых не в соответствии с тактическим планом игры.

Наиболее эффективными являются атаки с первой передачи, выполняемые в сочетании с отвлекающими действиями, и удары с первых прострельных передач и передач мяча «на взлете». Такие атаки требуют отличного взаимодействия передающего игрока с нападающим.

2.2. Методические аспекты тактической подготовки волейболистов

Тактическая подготовленность волейболистов непосредственно связана с проявлениями в их деятельности процессов отражения, с помощью которых волейболист познает содержание игры. Психологические процессы, обеспечивающие регуляцию спортивной деятельности, могут быть взяты как компоненты (факторы) готовности волейболистов к соревновательной деятельности. Поэтому есть необходимость дать характеристику отдельных психических функций, проявляемых в волейболе  [16].

Данную функцию можно разделить условно на несколько уровней. Первый из них – это психофизиологический уровень элементарных процептивных действий, связанных с формированием зрительного образа регуляции предметных двигательных действий. У волейболистов время сложной реакции отличается высокими величинами и вместе с тем имеет большие колебания в зависимости от состояния тренированности.

В ряде исследований подчеркивается, что быстрота и точность восприятия могут характеризоваться как уровень мастерства спортсменов, так и степень его готовности, к соревнованиям. Однако недостаточно просто различать сигнал и быстро на него реагировать. Важно правильно выбрать нить двигательных действий, чтобы осуществить тот или иной технический прием. И здесь особую роль играет восприятие движений, лежащее в основе формирования навыков выполнения приемов в волейболе. Само собой разумеется, что для успеха в волейболе особую роль играет зрительно-моторная координация, вязанная с точностью дифференцировки пространственных, временных и динамических параметров двигательных действий в волейболе. Специфика "двигательного состава" в волейболе диктует необходимость в развитии и совершенствовании специализированных восприятий волейболистов [27].

Показано, что в процессе тренировки возрастает мышечно- двигательная чувствительность тех анализаторов, которые непосредственно «обеспечивают» двигательную деятельность.

Результаты экспериментальных исследований показывают, что наиболее высокой точностью дифференцировки параметров движений обладают связующие игроки.

Изучая влияние упражнений различной интенсивности на функциональное состояние нервно-моторного аппарата, было установлено у волейболистов под влиянием тренировки при выполнении технических приемов происходит сокращение фазы возбуждения и уменьшение нервных импульсов, что способствует более тонкой дифференцировке при выполнении того или иного приема игры в волейбол [31].

Недостаточную мышечно-двигательную чувствительность обычно считают основной причиной неправильного выполнения спортивного упражнения в процессе формирования и совершенствования двигательного действия. Тактическое действие есть нечто иное, как отказ от заготовленных схем и самостоятельность в принятии решения. Поскольку эта особенность ведения игры уже отмечена как главная, то мы можем признать, что нестереотипность поведенческого акта игроков является проявлением творческого характера.

Для успеха игры волейболисту необходимо владеть индивидуальной и коллективной тактикой игры. Под индивидуальной тактикой понимаются действия игроков, при помощи которых они, используя свой технический арсенал, с наибольшей эффективностью и наименьшей затратой сил добиваются успеха при решении отдельных тактических задач в условиях игровой деятельности. Уровень индивидуальной тактики игрока зависит от его технического мастерства.

Помимо индивидуальной тактической подготовленности волейболист должен уметь выполнять совместные действия для достижения конечного результата – успешного исхода состязания».

Групповая (совместная) тактика основывается на взаимодействии нескольких игроков, выполняющих конкретную игровую задачу, и строится на необходимости точно прогнозировать действия партнера.

К средствам тактики в волейболе относят все технические приемы и способы. Особое внимание уделяется развитию способности каждого спортсмена применять такие технические приемы и способы, которые приносят наибольший эффект в тактических действиях команды.

При овладении специализированными двигательными навыками в процессе обучения игре в волейбол используются упражнения, подготовительные, подводящие и специальные, индивидуальные, групповые и командные, а также учебная игра и соревнования.

При обучении тактическим действиям и особенно сложным – с участием шести игроков – рекомендуется вначале совершенствовать тактические комбинации без активного противодействия противоположной группы игроков или команды. Затем в упражнения включаются пассивное сопротивление без блокирующих игроков. После этого в специальные упражнения включается активное сопротивление блокирующих игроков и атака осуществляется в соответствии с организацией блокирования. Представляется, что нападающие здесь подключаются лишь на последнем этапе совершенствования комбинаций. Такое позднее подключение, по нашему мнению, не способствует развитию ориентировки игроков, рациональному выбору действий и делает процесс формирования тактических навыков неприемлемо стереотипным. Однако, еще не все вопросы обучения и совершенствования получил и должное теоретическое и практическое обоснование. Это в особенности касается методики начального обучения.

До сих пор в ряде пособий обучение игре предлагается начинать с овладения техникой движений, а изучение тактики относится на более поздний этап – после овладения техникой [27].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основой спортивного мастерства волейболистов является их технико-тактическая подготовленность, уровень которой во многом определяет результативность и зрелищность игры.

Тактика представляет наиболее сложную составляющую игровой деятельности, где одновременно объединяется теория и практика игрового противоборства. Превосходство в тактике выступает как решающее условие достижения победы в спортивном соревновании. Ее ядро составляют специфические формы оперативного мышления спортсменов.

В теории и практике волейбола для обучения и совершенствования технико-тактических действий игроков предлагаются разнообразные упражнений, но в то же время отсутствует их систематизация, нет достаточно обоснованных рекомендаций по их применению в учебно-тренировочном процессе волейболистов, занимающихся в школьной спортивной секции.

В учебной и методической литературе по волейболу большое внимание уделяется упражнениям для овладения и совершенствования волейболистами техническими приемами в нападении  и гораздо в меньшей степени упражнениям, направленным на обучение и совершенствование технико-тактических действий в защите.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверин И. В. Специальная подготовка волейболиста // Спорт в школе. – 2000. – №11. – С. 9-16.
  2. Аврамова Н.В. Повышение спортивного мастерства квалифицированных волейболисток 15-17 лет на основе программирования и коррекции ведущих технических приемов: дис. … канд. пед. наук. – Набережные Челны, 2013. – 164 с.
  3. Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. – Минск: Нар. света, 2005. – 72 с.
  4. Беляев А.В. Обучение технике игры в волейбол и её совершенствование. – М.: Человек; Олимпия, 2007. – 56 с.
  5. Булыкина JI.B. Формирование двигательных игровых навыков волейболистов у учащихся общеобразовательных школ: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1998. – 24 с.
  6. Бурцев А.В. Формирование пространственно-временной ориентировки при выполнении технических приемов на основе экстраполяции двигательных действий волейболистов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Набережные Челны, 2011. – 23 с.
  7. Волейбол: учебник для высших учебных заведений физической культуры / под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. – М.: Физкультура, образование, наука, 2000. – 368 с.
  8. Волейбол: учебник для институтов физической культуры / под ред. А.К. Дягтерева. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 244 с.
  9. Глебко Т.В. Методика технической подготовки юных волейболисток на основе развития функциональных возможностей сенсорных систем: автореф. дис. … кан. пед. наук. – Челябинск, 2008. – 22 с.
  10. Годунова Н.И. Взаимосвязь качества приема мяча снизу двумя руками и верхней прямой подачи с различными сторонами подготовленности юных волейболисток: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Малаховка, 1999. – 24 с.
  11. Гончарова А.В. Повышение надежности защитных действий волейболисток с учетом решения спортивных двигательных задач // Теория и практика физической культуры. – 2007. – №12. – С. 45-48.
  12. Денисов М.В. Методика применения сопряженных воздействий в учебно-тренировочном процессе квалифицированных волейболистов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ставрополь, 2011. – 26 с.
  13. Денисов М.В. Совершенствование технических приемов волейбола на основе метода сопряженного воздействия // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2010. – № 66 (1). –  С. 41-46.
  14. Довбыш В.И., Баранец П.А., Ермаков С.С. Совершенствование технической подготовленности волейболистов методами круговой тренировки // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. науч. тр. / под ред. проф. С.С. Ермакова. – Харьков: ХГАДИ, 2009. – № 2. – С. 13-19.
  15. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А., Чачин А.В. Волейбол: методическое пособие. – М.: Олимпия ПРЕСС, 2005. – 112 с.
  16. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 128 с.
  17. Золотухина Г.Г. Приемы обучения техническим действиям игре в волейбол: методическая разработка. – Ивня, 2012. – 12 с.
  18. Зябкина С.В., Кореневская Г.П., Леганьков С.В. Организация и методика проведения занятий по волейболу: методические рекомендации. – Смоленск, 2006. – 39 с.
  19. Каширин В.А. Формирование специальной ловкости волейболистов массовых разрядов с учетом особенностей соревновательной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Чебоксары, 2008. – 22 с.
  20. Кириллова Н.В. Обучение технике передачи мяча в волейболе // Спорт в школе. – 2001. – №8. – С. 18-19.  
  21. Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 231 с.
  22. Котов A.B., Котова Н.Ю. Методики обучения техническим приемам в волейболе: методические рекомендации. – Могилев: УО «МГУ им. A.A. Кулешова» 2009. – 60 с.
  23. Кузнецов B.C., Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. – М.: Владос, 2004. – 175 с.
  24. Легоньков С.В. Методика обучения техническим приёмам игры в волейбол: учебное пособие. – Смоленск: СГИФК, 2003. – 72 с.
  25. Марков К.К., Пашкова Н.В. Инновационные подходы к обучению двигательным действиям в волейболе на основе теории учебной деятельности // Инновационные технологии в развитии современного спорта. – Иркутск: ИрГТУ, 2008. – С. 162-167.
  26. Марков К.К., Пашкова Н.В. О некоторых возможных направлениях совершенствования методики двигательного обучения в волейболе  // Физическая культура и спорт в системе образования. – Красноярск: СФУ, 2007. – С. 303-305.
  27. Мещерякова О.Н. Оптимизация технико-тактической подготовленности юных волейболисток на основе развития специальной ловкости: дис. … канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2003. – 159 с.
  28. Назаренко Л.Д., Демиденко О.В. Развитие точности в подготовке волейболистов массовых разрядов: учебно-методическое пособие. –Ульяновск: УлГТУ, 2004. – 64 с.
  29. Новик Е. Применение тренажеров в кондиционной и технической подготовке волейболистов // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 12. –С. 42-44.
  30. Озерова Г.Е. Программа «Основы волейбола для школьников» для подростков 14-17 лет на 3 года обучения [Электронный ресурс] // Школа: день за днём. – Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=499.
  31. Осколкова В.А., Сунгуров М.С. Волейбол: учеб. пособие для секций, коллективов физической культуры. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 335 с.
  32. Основы волейбола / сост. О.С. Чехов. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 168 с.
  33. Пашкова Н.В. Обучение двигательным действиям в волейболе на основе теории учебной деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – №8. – С. 75-78.
  34. Пашкова Н.В. Совершенствование методики обучения детей 9-11 лет двигательным действиям в волейболе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Красноярск, 2009. – 23 с.
  35. Савин М.В. Особенности технико-тактической подготовки волейболистов различной квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2007. – 29 с.
  36. Селезнева О.В. Критерии оценки и физические предпосылки овладения юными волейболистами техникой приема мяча двумя руками снизу после подачи // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: материалы V Всерос. науч.-практич. конф. – Новосибирск, 2009. – С. 218-222.
  37. Селезнева О.В. Начальное обучение техническим приемам волейбола высокорослых девочек 13-14 лет: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Белгород, 2012. – 24 с.
  38. Семенов Г.Е., Завизионова Н.А. Обучение элементам техники волейбола студентов специального учебного отделения // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. науч. тр. / под ред. проф. С.С. Ермакова. – Харьков: ХГАДИ, 2009. – № 2. – С. 119-125.
  39. Ситников А.Я. Волейбол в школе: техника выполнения и методика обучения подаче и приему мяча с подачи: методические рекомендации. – Красноярск: КГПУ, 1998. – 23 с.
  40. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учебник для студентов вузов / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – 2-е изд. М.: Академия, 2004. – 518 с.
  41. Тюрин В.А. Методика обучения и совершенствования передвижениям и приему мяча снизу в волейболе: учебное пособие. – М.: ВФВ, 1994. – 48 с.
  42. Фурманов А.Г. Подготовка волейболистов. – М., 2007. – 329 с.
  43. Чапурин М.Н. Педагогические условия обучения волейболу в физическом воспитании студентов нефизкультурных вузов: дис. ... канд. пед. наук. – Чебоксары, 2007. – 175 с.
  44. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н. Основные технические характеристики волейбола как средства физического воспитания студенческой молодежи // Физическая культура, спорт и здоровье: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Йошкар–Ола: Изд-во МарГУ, 2013. – С. 25-28.
  45. Чачин А.В.   Взаимосвязь специальной физической и технической подготовки волейболистов 15-17 лет в процессе тренировки: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1998. – 24 с.
  46. Шнейдер В.Ю. Методика обучения игры в волейбол. – М.: Человек, 2009. – 56 с.
  47. Шулятьев В.М. Теоретико-методические и организационные основы подготовки резервов квалифицированных волейболистов: дис. … докт. пед. наук. – Омск, 1997. – 323 с.