Диагностика динамики формирования по возростным группам элементарных представлений о массе предметов и объеме вместимости посуды
Развитие представлений детей о массе и способах ее измерения
Ориентировка в предметах по массе входит составной частью в раздел «Величина» программы развития элементарных математических представлений. В детском саду осуществление этой задачи ведется по двум линиям:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fei.pptx | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие представлений детей о массе и способах ее измерения Ориентировка в предметах по массе входит составной частью в раздел «Величина» программы развития элементарных математических представлений. В детском саду осуществление этой задачи ведется по двум линиям: путем накопления представлений о массе в жизни и играх; в процессе специально организованной работы.
С 2 до 3 лет малыш начинает осознавать массу объекта. В этом возрасте он воспринимает массу объекта неотделимо от него. Двухлетний малыш старается взять тяжелую сумку и, поняв, что это ему никак не удается, просит помощи у взрослых.
«Чем различаются?» Педагог предлагает ребенку сравнить, взвесив на руке, и определить, какой предмет легче, какой тяжелее при существенной разнице в массе: книга и карандаш, камень и лист бумаги, гантели и бумажная галка, воздушный шар и футбольный мяч, перышко и книга, гвоздь и семечко.
К 3-4 годам у детей уже сформировано понятие о тяжести объекта, они могут оценить его тяжесть, и если он тяжелый, они уже, не пробуя, сразу попросят взрослого о помощи. При сравнении массы объектов мы употребляем понятия « легкий - тяжелый ». У ребенка этого возраста такие понятия находятся в пассивном запасе речи .
Целенаправленное обучение начинается в средней группе ( от 4-5 лет ) с формирования представлений о массе как признаке предмета. В результате широкого взаимодействия с окружающим предметным миром у ребенка к этому возрасту появляется необходимый чувственный опыт.
В 4-5 года определяют большой предмет как тяжелый; пытаются передвигать, перекладывать предмет, взвешивают на ладонях рук, перекладывают с одной ладони на другую и пользуются словом тяжелый, весы также не используются по назначению. Такой же предмет по массе пытаются искать, но безуспешно. Соотношение массы также не воспринимаются .
В 5-6 лет высказывали сомнение по поводу оценки массы предмета (большого и маленького), пытаются поднять предмет двумя руками, переложить его; взвешивают предметы на ладонях, перекладывая из одной руки в другую; оценивают предметы как легкие или тяжелые; используют весы по назначению; соотношение предметов по массе различают практически, но в речи не выражают; находит такой же предмет с небольшой ошибкой.
В 5 - 6 лет дети осваивают умения сопоставлять предметы по массе с помощью чашечных или электронных весов, проверяя таким образом результаты сравнения предметов путем «идеального» действия; определяют равенство и неравенство, независимо от внешнего вида. Например, большие по размеру, но легкие, маленькие пакеты или мешочки, но тяжелые. Самостоятельно группируют и классифицируют предметы по массе, строят сериационные ряды из 7 - 10 предметов.
В старшей группе можно использовать самые простые весы на рычаге с двумя чашками для проверки результатов сравнения масс двух предметов, определённых «на руке». В данном случае лишь моделируется то сенсорное действие, которое производят дети, «взвешивая» предметы «на руке». С помощью весов формируется также представление об инвариантности массы. Например, из куска глины предлагается вылепить два одинаковых по размеру шарика. Их равенство по массе проверяется на чашечных весах. Затем из одного из шариков дети делают какой-нибудь предмет. На одну чашу весов помещают вылепленный предмет, на другую - шарик. Равновесие чаш покажет детям равенство масс. Можно несколько раз менять форму предмета и, используя весы, убеждаться в неизменности (инвариантности) массы. Так, дети на практике приходят к выводу: преобразования, которые изменяют внешний вид объекта, оставляют неизменной его массу .
В 6 - 7 лет дети включаются в поиск ответов на вопросы типа «Можно ли, измеряя ложкой песок в двух мешочках, определить массу того и другого? Что узнаете при этом?» при этом все действия выполняются практически. Педагог может перед детьми поставить познавательную задачу: найти способ выявления равенства по массе двух сосудов с водой, пользуясь двумя стаканами разных размеров. Или при определении массы необходимо установить связь между делением целого на не равные и равные части и массой частей, то есть оценивается объем жидкости, массы сыпучих тел и деления плоских, объемных предметов.
Спасибо за внимание