Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 классов УМК Н.Д. Угриновича
Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП по информатике 10 класс | 37.89 КБ |
Пояснительная записка рабочей программы 10 класс информатика | 34.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ». 10 класс. Учитель: Ковалева С.Ю.
Календарно (учебно) - тематическое планирование
уроков информатики и ИКТ
в 10 классе
Учитель: Ковалева Сания Юсуповна
Количество годовых часов 35 часов
Количество тем 3 темы
Количество недельных часов 1 час
Количество часов, тем и тестов на каждую четверть
I четверть – 9 недель, 9 уроков, 1 контрольная работа,
II четверть – 7 недель, 7 уроков, 1 контрольная работа,
III четверть – 10 недель, 10 уроков, 2 контрольные работы,
IV четверть – 9 недель, 9 уроков, 2 контрольные работы.
№ урока | Дата | Тема урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Примерное д/з | МПС | Контроль | Технические средства или наглядные пособия или ИКТ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Повторение(2 часа) | |||||||
1 | Инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики. Повторение. | Учащиеся должны знать: - технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе, -основные понятия, изученные в 9 классе; | Дидактические задания, конспект | опрос | - инструкция по ТБ, - журнал по ТБ, Презентация на тему: «Правила техники безопасности в компьютерном классе» | ||
2 | Входная контрольная работа | Повторение ЗУН за курс 9 класса | тестирование | карточки | |||
Введение. Информация. Информационные процессы (4 часа) | |||||||
3 | Введение. Понятие информации. Виды и свойства информации. Информация в живой и неживой природе. | Учащиеся должны знать: -свойства информации -что такое вещество, энергия и информация, как они связаны между собой; определение информатики; -основные содержательные линии информатики - классификацию информационных процессов; Учащиеся должны уметь: - представить вещественно – энергетическую и информационную картину мира -различать информацию по видам; указывать свойства информации; выбирать наиболее удачную форму представления информации, | Введение. Стр. 7-9. | Биология Химия | Беседа | Презентация на тему: «Информация и ее свойства». «Информация в живой и неживой природе». | |
4 | Человек и информация. Информационные процессы в технике. | Учащиеся должны знать: - как протекают процессы связанные с человеческою деятельностью; -как протекают информационные процессы в технике. Учащиеся должны уметь: - приводить примеры информационных процессов | Введение. Стр.9. Индивидуальные задания для доклада-презентации. | физика | Опрос | Презентация на тему: «Человек и информация. Информационные процессы в технике». | |
5 | Количество информации. | Учащиеся должны знать: - содержательную точку зрения на информативность сообщения, - бит как единицу измерения информации, - формулу определения количества информации в сообщении (N=2i). Учащиеся должны уметь: - определять количество информации как меру уменьшения неопределенности знаний определять количество информации, -заключенное в тексте, составленном из символов определенного алфавита, - устанавливать связь между единицами измерения информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт) - кодировать информацию, восстанавливать информацию по ее кодовому представлению. | Введение. Стр. 9-11. | Математика | Решение задач из практикума. Презентация на тему: «Измерение количества информации». | ||
6 | Контрольная работа №1по теме: «Информация. Информационные процессы» | Проверить ЗУН по изученной теме | Контроль знаний | - карточки с заданием ЦОР | |||
Информационные технологии (16 часов) | |||||||
7 | Анализ контрольной работы. Кодирование и обработка текстовой информации. Практическая работа № 1 « Кодирование русских букв» | Учащиеся должны знать: понятия кодирование, декодирование, кодировки русского алфавита Учащиеся должны уметь: - кодировать и декодировать текст. | § 1.1.1 Стр. 14-17 | Практическая работа | Карточки с заданием | ||
8 | Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Практическая работа № 2 «Создание и форматирование документа» | Учащиеся должны знать: - понятия текстовые редакторы, форматирование. Учащиеся должны уметь: -создавать и форматировать документ | § 1.1.2 Стр. 17-21 § 1.1.3 Стр. 21-28 | Практическая работа Беседа | Карточки с заданием ПК ЦОР | ||
9 | Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Практическая работа № 3 « Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика» | Учащиеся должны знать: - понятия компьютерные словари, системы компьютерного перевода. Учащиеся должны уметь: -кодировать и декодировать символы с помощью таблицы кодов; -находить информационный объем текстов и сообщений | §2.10 | Русский язык | Опрос Практическая работа | ПК, таблицы кодов, текстовый редактор, калькулятор, | |
10 | Кодирование графической информации. Практическая работа № 4 « Кодирование графической информации». | Учащиеся должны знать: -что такое растр, пиксель, пространственная дискретизация, палитра цветов, глубина цвета; - принцип кодирования графической -информации -понятия аналоговый и графический способы представления графической информации, пространственная дискретизация, -кодирование цвета точки, системы цветопередачи. Учащиеся должны уметь: -находить информационный объем графического изображения; -находить соответствие между глубиной цвета и количеством отображаемых цветов | § 1.2.1 Стр. 36-39 | ИЗО | Индивидуальный опрос Практическая работа | ПК, калькулятор, презентация на тему «Кодирование графической информации» | |
11 | Растровая графика. Практическая работа № 5 « Растровая графика» | Учащиеся должны знать: - понятия растровая графика, графические редакторы, графические примитивы, палитра цветов, геометрические преобразования, форматы растровых графических файлов, GIF-анимация Учащиеся должны уметь: -строить объекты в растровом графическом редакторе | § 1.2.2 Стр. 39-52 | Индивидуальный опрос Практическая работа | Презентация на тему «Растровая графика» | ||
12 | Векторная графика Практическая работа № 6 «Трехмерная векторная графика» | Учащиеся должны знать: - понятия векторная графика, форматы векторных графических файлов Учащиеся должны уметь: -строить объекты в векторном графическом редакторе | § 1.2.3 Стр. 52-59 | ИЗО | Опрос Практическая работа | Презентация на тему «Трехмерная векторная графика» | |
13 | Векторная графика Практическая работа № 7 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС». | Учащиеся должны знать: -понятия векторная графика, системы компьютерного черчения, форматы векторных графических файлов Учащиеся должны уметь: -выполнять построение объектов в заданной среде | Стр.59-69 уч. | Черчение | Опрос Практическая работа | Презентация программы для компьютерного черчения | |
14 | Векторная графика Практическая работа №8 «Создание флеш -анимации» | Учащиеся должны знать: -понятия векторная графика, системы компьютерного черчения, форматы векторных графических файлов, флеш-анимация. Учащиеся должны уметь: -выполнять построение объектов в заданной среде | Стр.69-72 уч. | ИЗО | Опрос Практическая работа | ПК, Презентация программы для создания анимационного объекта | |
15 | Административная контрольная работа за первое полугодие | проверить качество усвоения знаний и умений по теме: - Информация. Информационные процессы -Информационные технологии | Контрольная работа | - карточки с заданием | |||
16 | Кодирование звуковой информации. Практическая работа №9 « Создание и редактирование оцифрованного звука» | Учащиеся должны знать: - понятия временная дискретизация звука, глубина кодирования звука, частота дискретизации, качество оцифрованного звука, звуковые редакторы. Учащиеся должны уметь: -создать и отредактировать оцифрованный звук. | § 1.3 Стр. 72-76 | математика | Опрос Практическая работа | ПК, Презентация программы для создания оцифрованного звука | |
17 | Компьютерные презентации. Практическая работа № 10 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»» | Учащиеся должны знать: - какие приложения ОС позволяют работать с мультимедийными объектами -понятия: мультимедиа, мультимедийный документ, мультимедийная программа, мультимедийное оборудование - понятия: презентация, дизайн презентации, анимация, звук, демонстрация, гиперссылки, управляющие кнопки. Учащиеся должны уметь: -разработать мультимедийнную презентацию | §1.3, §1.4 | Индивидуальный опрос Практическая работа | Презентация на тему «Компьютерные презентации» -инструкции выполнения практической работы
| ||
18 | Компьютерные презентации. Практическая работа № 11 «Разработка презентации «История развития ВТ»» | Учащиеся должны знать: - понятия презентация, дизайн презентации, анимация, звук, демонстрация, гиперссылки, управляющие кнопки. Учащиеся должны уметь: --разработать мультимедийнную презентацию | § 1.4 Стр. 85-91 | история | Опрос Практическая работа | Презентация на тему «История ВТ»
| |
19 | Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 12 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» | Учащиеся должны знать: - понятия двоичное кодирование, система счисления, непозиционная система счисления, позиционная система счисления. Учащиеся должны уметь: --переводить числа из одной системы счисления в другую сс | Дидактические задания | математика | Контрольная работа Практическая работа | Презентация на тему «Системы счисления» -карточки с заданиями -Практикум -Программа Калькулятор | |
20 | Электронные таблицы. Практическая работа №13 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах» | Учащиеся должны знать: - понятия электронные таблицы, столбцы, строки, ячейка, активная ячейка, диапазон ячеек, типы и форматы данных, относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Учащиеся должны уметь: - при создании формул в ЭТ использовать относительные, абсолютные и смешанные ссылки - разрабатывать ЭТ, соблюдая принципы относительной и абсолютной адресации, - сортировать таблицы по значению нескольких столбцов | § 1.5.2 Стр. 96-102 | Беседа Практическая работа | Презентация на тему «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах» -Программа Microsoft Excel | ||
21 | Построение диаграмм и графиков. Практическая работа № 14 «Построение диаграмм различных типов» | Учащиеся должны знать: -понятия диаграмма, график Учащиеся должны уметь: - создавать диаграммы и графики для наглядного представления информации в ЭТ | § 1.5.3 Стр. 102-111 | Математика И др. | Беседа Практическая работа | -Программа Microsoft Excel -Презентация на тему «Построение диаграмм и графиков» -инструкции выполнения практической работы | |
22 | Контрольная работа № 2 на тему: «Информационные технологии». | Проверить ЗУН по изученной теме | Контрольное тестирование | - карточки с заданием | |||
Коммуникационные технологии (11 часов ) | |||||||
23 | Анализ контрольной работы. Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 15 «Представление общего доступа к принтеру в локальной сети» | Учащиеся должны знать: - понятия локальная сеть, линейная шина, одноранговая локальная сеть, сервер, звезда, сегмент сети, коммутатор, концентратор, маршрутизатор, проводные и беспроводные сети. Учащиеся должны уметь: - работать в локальной сети | § 2.1 Стр. 115-122 | Беседа Практическая работа | Презентация на тему «Локальные компьютерные сети» | ||
24 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Практическая работа №16 «Создание подключения к Интернету» | Учащиеся должны знать: -понятия интернет, региональные сети, корпоративные сети, IP-адрес, доменная система имен, протокол передачи данных TCP/IP. -понятия интернет-провайдер, Dial-up-подключение, модуляция, демодуляция, модем, ADSL-подключение, Wi-Fi-подключение. Учащиеся должны уметь: - создать подключение к интернету | § 2.2 Стр. 122-129 | Беседа Практическая работа | Презентации на тему «Интернет» «Подключение к Интернету» -инструкции | ||
25 | Подключение к Интернету. Практическая работа № 17«Подключение к Интернету и определение IP- адреса» | Учащиеся должны знать: - понятия интернет-провайдер, Dial-up-подключение, модуляция, демодуляция, модем, ADSL-подключение, IP- адреса Учащиеся должны уметь: - создать подключение к интернету и определять адрес | § 2.3 Стр. 129-139 | Беседа Практическая работа | Видеодемонстрация подключения по теме урока | ||
26 | Всемирная паутина. Практическая работа № 18 «Настройка браузера» | Учащиеся должны знать: - понятия топология WWW, гиперссылка, язык разметки гипертекста, Flash-технология,Web-сайт, Интернет-портал, браузер. Учащиеся должны уметь: - настраивать браузер | § 2.4 Стр. 140-146 | Практическая работа | Презентация на тему «Всемирная паутина» | ||
27 | Электронная почта. Практическая работа №19 «Работа с электронной почтой» | Учащиеся должны знать: - понятия адрес электронной почты, почтовые программы, учетная запись, почтовые черви, спам, защита от спама, Web-почта. Учащиеся должны уметь: - работать с электронной почтой в интернете | § 2.5 Стр. 146-155 | Презентация на тему «Электронная почта» | |||
28 | Общение в Интернете в реальном времени. Практическая работа № 20 «Общение в реальном времени в глобальной и локальной компьютерных сетях» | Учащиеся должны знать: -понятия сервер, ICQ, Интернет-телефония, SMS- и MMS-сообщения. Учащиеся должны уметь: - работать в режиме он-лайн в компьютерных сетях | § 2.6 Стр. 156-167 | Развитие коммуникации | Практическая работа | Презентация на тему «Общение в Интернете в реальном времени» - инструкции выполнения практической работы | |
29 | Файловые архивы. Практическая работа № 21 «Работа с файловыми архивами» | Учащиеся должны знать: - понятия серверы файловых архивов, протоколы передачи файлов, менеджеры загрузки файлов, FTP-клиенты, Off-line браузеры. Учащиеся должны уметь: - работать с файловыми архивами | § 2.7 Стр. 168-176 | Русский язык | Опрос Практическая работа | Презентация на тему «Файловые архивы» -Конспект. | |
30 | Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Практическая работа № 22. «Геоинформационные системы в Интернете» | Учащиеся должны знать: -понятия Интернет-радио, Интернет-телевидение, Web-камеры, понятия географические информационные системы, интерактивные карты, картографический ресурсGoogle Earth, спутниковая навигация. Учащиеся должны уметь: - работать в интернете по заданной инструкции | § 2.8, 2.9 Стр. 176-184 | география | Беседа Практическая работа | Презентации на тему «Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете», «Геоинформационные системы в Интернете» | |
31 | Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Практическая работа № 23 «Заказ в Интернет-магазине» | Учащиеся должны знать: -понятия хостинг, реклама, доски объявлений, Интернет-аукционы, Интернет-магазины, цифровые деньги. - понятия Интернет-библиотека, Интернет-энциклопедия, Интернет-словари. Учащиеся должны уметь: - сделать заказ в интернет--магазине | §2.11 Стр. 194-199 §2.12 Стр. 199-201 | Русский язык | Беседа Практическая работа | Презентация на тему «Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете» | |
32 | Основы языка разметки гипертекста. Практическая работа №24. «Разработка сайта с использованием Web-редактора» | Учащиеся должны знать: - -понятия структура HTML-кода Web-страницы Учащиеся должны уметь: - создать страницу сайта | Индивидуальные задания | Английский язык | Практическая работа | Презентация на тему «Основы языка разметки гипертекста» -конспект | |
33 | Контрольная работа № 3 на тему: «Коммуникационные технологии» | Проверить усвоение ЗУН по изученной теме. | Контрольное тестирование | Тестирование на ПК | |||
34 | Анализ контрольной работы. Повторение. | Провести анализ по результатам контрольного тестирования. Повторить ЗУН по изученной теме. | |||||
35 | Итоговая контрольная работа | Обобщить и закрепить основные ЗУН за курс 10 класса. -проверить качество усвоения знаний и умений по темам: - Информация. Информационные процессы - Компьютерное и программное обеспечение - Информационные технологии | Контрольная работа | - карточки с заданием |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 классов
УМК Н.Д. Угриновича
Раздел 1. Пояснительная записка.
Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) от 05.03.2004 №108) и программы для общеобразовательных учреждений по информатике и ИКТ (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н.Бородин.-4-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 448 с.). Для реализации программы используется УМК Н.Д. Угриновича для 10 класса.
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствие с Базисным учебным планом рассчитано на 35 часов в 10 классе.
В Федеральном базисном учебном плане расписано 75% учебных часов, остальные 25% учебных часов распределяется на региональном и школьном уровне. За счет этого регионального и школьного компонентов учебных часов рекомендуется увеличить количество часов на изучение курса "Информатика и ИКТ" на 25%, т.е. на 9 часов в 10 классе.
Учебный предмет изучается в 10 классе, рассчитан на 35 ч в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение 3 тематических контрольных работ и 3 административных контрольных работ: входная, за I полугодие и итоговая контрольные работы.
Распределение количества часов, тем и контрольных работ на каждую четверть следующее:
I четверть – 9 недель, 9 уроков, 1 контрольная работа,
II четверть – 7 недель, 7 уроков, 1 контрольная работа,
III четверть – 10 недель, 10 уроков, 2 контрольные работы,
IV четверть – 9 недель, 9 уроков, 2 контрольные работы.
Базовый уровень преподавания предмета по стандарту ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Цели изучения учебного предмета "Информатика и ИКТ"
Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
В ходе обучения информатике по данной программе решаются следующие задачи:
- обеспечить вхождение учащихся в информационное общество;
- научить учащихся пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор и др.).
Организация практических работ
При изучении предмета «Информатика и информационные технологии» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами. Всего на выполнение практических работ должно быть отведено не менее половины всего учебного времени.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, рассчитанных, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Используются также индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, формы организации учебного процесса.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.
Раздел 2. Содержание тем учебного курса.
- Повторение (2 часа).
- Ведение. Информация и информационные процессы(4 часа).
Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Процесс передачи информации. Источник и приемник информации. Сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче. Скорость передачи информации.
- Информационные технологии (16 часов)
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D. Построение основных чертежных объектов. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Анимация. Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов (документов). Форматирование документа. Выбор параметров страницы. форматирование абзацев, символов. Списки. Таблицы. Гипертекст. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Практика на компьютере
Создание растровых изображений. Создание векторных рисунков. Создание мультимедийных презентаций. Создание анимаций в презентациях. Создание, редактирование и форматирование документов. Создание гипертекстового документа. Построение графиков функции. Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов (гистограмм, круговых и др.).
- Коммуникационные технологии( 11 часов).
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов. Передача информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. Электронная почта и телеконференции. Всемирная паутина. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете. Основы HTML. Разработка Web-сайта.
Практика на компьютере
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, Web-страницы, презентации с использованием шаблонов. Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
- Итоговое повторение(2 часа).
Раздел 3. Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения данного предмета в 10 классе учащийся должен:
Знать:
- Различные подходы к определению понятия «информация»;
- Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
- Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц);
- Назначение и функции операционных систем.
Уметь:
- Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- Распознавать информационные процессы в различных системах;
- Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
- Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать знания и умения в практической и повседневной жизни для:
- Эффективной организации индивидуального информационного пространства;
- Автоматизации коммуникационной деятельности;
- Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности;
- Эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Раздел 4. Перечень учебно-методического комплекса.
Учебные пособия
для учащегося:
- Н.Д. Угринович. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
для учителя:
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 8-11классе. Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ, 2010;
- Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н.Бородин.-4-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 448 с.
Раздел 5. Список литературы.
Дополнительные пособия для учащихся:
- Н.Д.Угринович «Практикум. Информатика и ИКТ» М.:Бином.Лаборатория Знаний,2010 г.
Дополнительные пособия для учителя:
- Н.Д.Угринович «Практикум.Информатика и ИКТ»М.:Бином.Лаборатория Знаний,2010 г.;
- Газета «Школьная компьютерра».
- Методическая газета для учителей информатики «Информатика»
- Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
- Босова Л.Л. и др. Обработка текстовой информации: Дидактические материалы.- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
- Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007
- Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – СПб: БХВ-Петербург, 2002.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010// «Вестник образования» -2002- № 6 - с.11-40.
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по информатике.
- Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Технические средства обучения:
- Мультимедийный компьютер
- Мультимедиапроектор
- Принтер
- Модем ASDL
- Наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
- Колонки для озвучивания всего класса
- Сканер
- Web-камера
- Цифровой фотоаппарат
- Локальная вычислительная сеть
- Интерактивная доска
Информационные средства и цифровые образовательные ресурсы:
- Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008.
- Д.Тарасов. Готовые видеуроки и тесты на каждый урок для Windows и Linux на DVD-ROM. – 2012.
- Электронные образовательные ресурсы на http://videouroki.net.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.
- Электронные образовательные ресурсы на www.1september.ru и др.
- Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2010.
- Коллекция медиаресурсов
- Электронные базы данных
- Интернет, Сайт интернет - поддержки УМК Угриновича.
Программное обеспечение:
- операционная система Windows;
- операционная система Linux;
- калькуляторы NumLock Calculator и Wise Calculator;
- текстовый редактор OpenOffice Writer;
- электронные таблицы OpenOffice Calc;
- векторный графический редактор OpenOffice Draw;
- средство разработки презентаций OpenOffice Impress;
- растровый графический редактор GIMP;
- систему компьютерного черчения Компас;.
- систему векторной флэш-анимации Macromedia Flash;
- систему онлайновых словарей и переводчиков.
- электронные таблицы Microsoft Excel;
- приложение разработки разработки презентаций Microsoft PowerPoint.
- растровый графический редактор Paint;
- систему сканирования и распознавания текстов Microsoft Office Document Imaging;
- стандартную программу Звукозапись;
- интегрированное приложение для работы в Интернете: SeaMonkey (бывшая Mozilla).
- менеджеры загрузки файлов, FTP-клиенты и off-line браузеры: FlashGet, Total Commander, Offline Explorer.
- интерактивное общение в Интернете: ZoomChat, Skype, ICQ, Intranet Chat.
- инструментальные средства разработки Web-страниц и Web-сайтов: SeaMonkey (Компоновщик).
- Web-сайт: Справочник по HTML 4.0.
- геоинформационные модель: GoogleEarth.
- браузер Internet Explorer .
- почтовая программа: Outlook Express.
Раздел 7. Нормы оценки знаний, умений и навыков
по информатике и ИКТ
Оценка практических работ
оценка «5» ставится, если:
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
- проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
- соблюдает правила техники безопасности;
- в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
- · правильно выполняет анализ ошибок.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если
- работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
- в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если
- работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;
- работа проводилась неправильно;
- ученик совсем не выполнил работу.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся
- правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
- правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
- строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
- может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если
- ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
- учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся
- правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
- допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся
- не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3;
- не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка тестовых работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
- допустил не более 2% неверных ответов.
Оценка 4 ставится, если
- выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
Оценка 3 ставится, если учащийся
- выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
- если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Оценка 2 ставится, если
- работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;
- работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
- ученик совсем не выполнил работу.
При работе за компьютером учитывается:
- Правильность включения компьютера и загрузки операционной системы.
- Умения оценивать ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
- Умения выбирать и загружать нужную программу.
- Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь».
- Умения выполнять основные операции управления файлами.
- Умения выполнять основные операции в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS
Отметка «5»
- Правильно включается компьютер и загружается операционная система
- Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
- Правильно выбирается и загружается нужная программа.
- Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на достаточно высоком уровне.
- Правильно выполняются основные операции управления файлами.
- Правильно выполняются основные операции в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования.
- Получен правильный результат.
Отметка «4»
- Правильно включается компьютер и загружается операционная система
- Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
- Правильно выбирается и загружается нужная программа.
- Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на достаточно высоком уровне.
- Правильно выполняются основные операции управления файлами.
- Допущены незначительные неточности при выполнении основных операций в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования.
- Получен правильный результат.
Отметка «3»
- Правильно включается компьютер и загружается операционная система
- Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
- Правильно выбирается и загружается нужная программа.
- Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на достаточном уровне.
- Правильно выполняются основные операции управления файлами.
- Допущены ошибки при выполнении основных операций в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования.
- Получен неправильный результат.
Отметка «2»
- Неправильно выбирается и загружается нужная программа.
- Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на низком уровне.
- Не правильно выполняются основные операции управления файлами.
- Отсутствуют умения работы в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования.
- Результат не получен.