Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 классов УМК Н.Д. Угриновича

Александрова Сания Юсуповна

Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ». 10 класс. Учитель: Ковалева С.Ю.

Календарно (учебно)  - тематическое  планирование

уроков                                                                 информатики  и ИКТ

в                                                                        10 классе

Учитель:                                                                 Ковалева Сания Юсуповна

Количество годовых часов                                         35 часов

Количество тем                                                        3 темы

Количество недельных часов                                        1 час

Количество часов, тем и тестов на каждую четверть        

I четверть – 9 недель, 9 уроков,  1 контрольная работа,

II четверть – 7 недель, 7 уроков, 1 контрольная работа,

III четверть – 10 недель, 10 уроков, 2 контрольные работы,

IV четверть – 9 недель, 9 уроков, 2 контрольные работы.


№ урока

Дата

Тема урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Примерное д/з

МПС

Контроль

Технические средства или наглядные пособия или ИКТ

1

2

3

4

5

6

7

8

Повторение(2 часа)

1

Инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики. Повторение.

Учащиеся должны знать:

- технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе,

-основные понятия, изученные в 9 классе;

Дидактические задания, конспект

опрос

- инструкция по ТБ,

- журнал по ТБ,

Презентация на тему: «Правила техники безопасности в компьютерном классе»

2

Входная контрольная работа

Повторение ЗУН за курс 9 класса

тестирование

карточки

Введение. Информация. Информационные процессы (4 часа)

3

Введение. Понятие информации. Виды и свойства информации. Информация в живой и неживой природе.

Учащиеся должны знать:

-свойства информации

-что такое вещество, энергия и информация, как они связаны между собой; определение информатики;

-основные содержательные линии информатики

- классификацию информационных процессов;

Учащиеся должны уметь:

- представить вещественно – энергетическую и информационную картину мира

-различать информацию по видам; указывать свойства информации; выбирать наиболее удачную форму представления информации,

Введение. Стр. 7-9.

Биология

Химия

Беседа

Презентация на тему: «Информация и ее свойства». «Информация в живой и неживой природе».

4

Человек и информация. Информационные процессы в технике.

Учащиеся должны знать:

- как протекают процессы связанные с человеческою деятельностью;

-как протекают информационные процессы в технике.

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры информационных процессов

 Введение.

Стр.9.

Индивидуальные задания для доклада-презентации.

физика

Опрос

Презентация на тему: «Человек и информация. Информационные процессы в технике».

5

Количество информации.

Учащиеся должны знать:

- содержательную точку зрения на информативность сообщения,

- бит как единицу измерения информации,

- формулу определения количества информации в сообщении (N=2i).

Учащиеся должны уметь:

- определять количество информации как меру уменьшения неопределенности знаний определять количество информации,

 -заключенное в тексте, составленном из символов определенного алфавита,

- устанавливать связь между единицами измерения информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт)

- кодировать информацию, восстанавливать информацию по ее кодовому представлению.

Введение. Стр. 9-11.

Математика

Решение задач из практикума. Презентация на тему: «Измерение количества информации».

6

Контрольная работа №1по теме: «Информация. Информационные процессы»

Проверить ЗУН по изученной теме

Контроль знаний

 - карточки с заданием

ЦОР

Информационные технологии (16 часов)

7

Анализ контрольной работы. Кодирование и обработка текстовой информации. Практическая работа

 № 1 « Кодирование русских букв»

Учащиеся должны знать:

понятия кодирование, декодирование, кодировки русского алфавита

Учащиеся должны уметь:

- кодировать и декодировать текст.

 § 1.1.1    Стр. 14-17

Практическая работа

Карточки с заданием

8

Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Практическая работа

№ 2 «Создание и форматирование документа»

Учащиеся должны знать:

- понятия текстовые редакторы, форматирование.

Учащиеся должны уметь:

-создавать и форматировать документ

§ 1.1.2      Стр. 17-21

 § 1.1.3      Стр. 21-28

Практическая работа

Беседа

Карточки с заданием

ПК

ЦОР

9

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Практическая работа

№ 3 « Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика»

Учащиеся должны знать:

- понятия компьютерные словари, системы компьютерного перевода.

Учащиеся должны уметь:

-кодировать и декодировать символы с помощью таблицы кодов;

-находить информационный объем текстов и сообщений

§2.10

Русский язык

Опрос

Практическая работа

ПК, таблицы кодов, текстовый редактор, калькулятор,

10

Кодирование графической информации. Практическая работа

№ 4 « Кодирование графической информации».

Учащиеся должны знать:

-что такое растр, пиксель, пространственная дискретизация, палитра цветов, глубина цвета;

-  принцип кодирования графической -информации

-понятия аналоговый и графический способы представления графической информации, пространственная дискретизация,

-кодирование цвета точки, системы цветопередачи.

Учащиеся должны уметь:

-находить информационный объем графического изображения;

-находить соответствие между глубиной цвета и количеством отображаемых цветов

§ 1.2.1      Стр. 36-39

ИЗО

Индивидуальный опрос

Практическая работа

ПК, калькулятор, презентация на тему «Кодирование графической информации»

11

Растровая графика. Практическая работа

№ 5 « Растровая графика»

Учащиеся должны знать:

- понятия растровая графика, графические редакторы, графические примитивы, палитра цветов, геометрические преобразования, форматы растровых графических файлов,

GIF-анимация

Учащиеся должны уметь:

-строить объекты в растровом графическом редакторе

§ 1.2.2      Стр. 39-52

Индивидуальный опрос Практическая работа

Презентация на тему «Растровая графика»

12

Векторная графика Практическая работа № 6 «Трехмерная векторная графика»

Учащиеся должны знать:

- понятия векторная графика, форматы векторных графических файлов

Учащиеся должны уметь:

-строить объекты в векторном графическом редакторе

§ 1.2.3      Стр. 52-59

ИЗО

Опрос  Практическая работа

Презентация  на тему «Трехмерная векторная  графика»

13

Векторная графика Практическая работа

 № 7 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС».

Учащиеся должны знать:

-понятия векторная графика, системы компьютерного черчения, форматы векторных графических файлов

Учащиеся должны уметь:

-выполнять построение объектов в заданной среде

Стр.59-69 уч.

Черчение

Опрос

Практическая работа

Презентация программы для компьютерного черчения

14

Векторная графика Практическая работа

№8 «Создание флеш -анимации»

Учащиеся должны знать:

-понятия векторная графика, системы компьютерного черчения, форматы векторных графических файлов, флеш-анимация.

Учащиеся должны уметь:

-выполнять построение объектов в заданной среде

 Стр.69-72 уч.

ИЗО

Опрос

Практическая работа

ПК, Презентация программы для создания анимационного объекта

15

Административная контрольная работа  за первое полугодие

проверить качество усвоения знаний и умений по теме:

- Информация. Информационные процессы

-Информационные технологии

Контрольная работа

- карточки с заданием

16

Кодирование звуковой информации. Практическая работа №9 « Создание и редактирование оцифрованного звука»

Учащиеся должны знать:

- понятия временная дискретизация звука, глубина кодирования звука, частота дискретизации, качество оцифрованного звука, звуковые редакторы.

Учащиеся должны уметь:

-создать и отредактировать оцифрованный звук.

§ 1.3    

  Стр. 72-76

математика

Опрос

Практическая работа

ПК, Презентация программы для создания оцифрованного звука

17

Компьютерные презентации. Практическая работа

№ 10 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»»

Учащиеся должны знать:

- какие приложения ОС позволяют работать с мультимедийными объектами

-понятия: мультимедиа, мультимедийный документ, мультимедийная программа, мультимедийное оборудование

- понятия: презентация, дизайн презентации, анимация, звук, демонстрация, гиперссылки, управляющие кнопки.

Учащиеся должны уметь:

-разработать мультимедийнную презентацию

§1.3, §1.4

Индивидуальный опрос Практическая работа

Презентация  на тему «Компьютерные презентации»

-инструкции выполнения практической работы

  • Программа PowerPoint

18

Компьютерные презентации. Практическая работа

№ 11 «Разработка презентации «История развития ВТ»»

Учащиеся должны знать:

- понятия презентация, дизайн презентации, анимация, звук, демонстрация, гиперссылки, управляющие кнопки.

Учащиеся должны уметь:

--разработать мультимедийнную презентацию

§ 1.4  

   Стр. 85-91

история

Опрос Практическая работа

 Презентация  на тему «История ВТ»

  • Программа PowerPoint

19

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа

№ 12 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

Учащиеся должны знать:

- понятия двоичное кодирование, система счисления, непозиционная система счисления, позиционная система счисления.

Учащиеся должны уметь:

--переводить числа из одной системы счисления в другую сс

Дидактические задания

математика

Контрольная работа Практическая работа

Презентация  на тему «Системы счисления»

-карточки с заданиями

 -Практикум

-Программа Калькулятор

20

Электронные таблицы. Практическая работа №13 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

Учащиеся должны знать: 

- понятия электронные таблицы, столбцы, строки, ячейка, активная ячейка, диапазон ячеек, типы и форматы данных, относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Учащиеся должны уметь:

- при создании формул в ЭТ использовать относительные, абсолютные и смешанные ссылки

- разрабатывать ЭТ, соблюдая принципы относительной и абсолютной адресации,

- сортировать таблицы по значению нескольких столбцов

§ 1.5.2     Стр. 96-102

Беседа

Практическая работа

Презентация  на тему «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

-Программа  Microsoft Excel

21

Построение диаграмм и графиков. Практическая работа

№ 14 «Построение диаграмм различных типов»

Учащиеся должны знать: 

-понятия диаграмма, график

Учащиеся должны уметь:

- создавать диаграммы и графики для наглядного представления информации в ЭТ

§ 1.5.3      Стр. 102-111

Математика

И др.

Беседа

Практическая работа

-Программа  Microsoft Excel

-Презентация  на тему «Построение диаграмм и графиков»

-инструкции выполнения практической работы

22

Контрольная работа

№ 2 на тему: «Информационные технологии».

Проверить ЗУН по изученной теме

Контрольное тестирование

- карточки с заданием

Коммуникационные технологии (11 часов )

23

Анализ контрольной работы. Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 15 «Представление общего доступа к принтеру в локальной сети»

Учащиеся должны знать:

- понятия локальная сеть, линейная шина, одноранговая локальная сеть, сервер, звезда, сегмент сети, коммутатор, концентратор, маршрутизатор, проводные и беспроводные сети.

Учащиеся должны уметь:

- работать в локальной сети

§ 2.1      Стр. 115-122

Беседа

Практическая работа

Презентация на тему «Локальные компьютерные сети»

24

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету.

Практическая работа №16 «Создание подключения к Интернету»

Учащиеся должны знать:

-понятия интернет, региональные сети, корпоративные сети, IP-адрес, доменная система имен, протокол передачи данных TCP/IP.

-понятия интернет-провайдер, Dial-up-подключение, модуляция, демодуляция, модем, ADSL-подключение, Wi-Fi-подключение.

Учащиеся должны уметь:

- создать подключение к интернету

§ 2.2

 Стр. 122-129

Беседа

Практическая работа

Презентации на тему

«Интернет» «Подключение к Интернету»

-инструкции

25

Подключение к Интернету. Практическая работа

№ 17«Подключение к Интернету и определение IP- адреса»

Учащиеся должны знать:

- понятия интернет-провайдер, Dial-up-подключение, модуляция, демодуляция, модем, ADSL-подключение, IP- адреса

Учащиеся должны уметь:

- создать подключение к интернету и определять адрес

§ 2.3    

Стр. 129-139

Беседа

Практическая работа

Видеодемонстрация подключения по теме урока

26

Всемирная паутина. Практическая работа

№ 18 «Настройка браузера»

Учащиеся должны знать:

- понятия топология WWW, гиперссылка, язык разметки гипертекста, Flash-технология,Web-сайт, Интернет-портал, браузер.

Учащиеся должны уметь:

- настраивать браузер

§ 2.4   Стр. 140-146

Практическая работа

Презентация на тему «Всемирная паутина»

27

Электронная почта. Практическая работа

№19 «Работа с электронной почтой»

Учащиеся должны знать:

- понятия адрес электронной почты, почтовые программы, учетная запись, почтовые черви, спам, защита от спама, Web-почта.

Учащиеся должны уметь:

- работать с электронной почтой в интернете

§ 2.5   Стр. 146-155

Презентация на тему «Электронная почта»

28

Общение в Интернете в реальном времени. Практическая работа

№ 20 «Общение в реальном времени в глобальной и локальной компьютерных сетях»

Учащиеся должны знать:

-понятия сервер, ICQ, Интернет-телефония, SMS- и MMS-сообщения.

Учащиеся должны уметь:

- работать в режиме он-лайн в компьютерных сетях

§ 2.6   Стр. 156-167

Развитие коммуникации

Практическая работа

Презентация на тему «Общение в Интернете в реальном времени»

- инструкции выполнения практической работы

29

Файловые архивы. Практическая работа

 № 21 «Работа с файловыми архивами»

Учащиеся должны знать:

- понятия серверы файловых архивов, протоколы передачи файлов, менеджеры загрузки файлов, FTP-клиенты, Off-line браузеры.

Учащиеся должны уметь:

- работать с файловыми архивами

§ 2.7   Стр. 168-176

Русский язык

Опрос

Практическая работа

Презентация на тему «Файловые архивы»

-Конспект.

30

Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Практическая работа

№ 22. «Геоинформационные системы в Интернете»

Учащиеся должны знать:

-понятия Интернет-радио, Интернет-телевидение, Web-камеры, понятия географические информационные системы, интерактивные карты, картографический ресурсGoogle Earth, спутниковая навигация. Учащиеся должны уметь:

- работать в интернете по заданной инструкции

§ 2.8, 2.9   Стр. 176-184

география

Беседа

Практическая работа

Презентации на тему «Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете», «Геоинформационные системы в Интернете»

31

Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Практическая работа

№ 23 «Заказ в Интернет-магазине»

Учащиеся должны знать:

-понятия хостинг, реклама, доски объявлений, Интернет-аукционы, Интернет-магазины, цифровые деньги.

- понятия Интернет-библиотека, Интернет-энциклопедия, Интернет-словари.

Учащиеся должны уметь:

- сделать заказ в интернет--магазине

§2.11   Стр. 194-199

§2.12   Стр. 199-201

Русский язык

Беседа

Практическая работа

Презентация на тему «Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете»

32

Основы языка разметки гипертекста. Практическая работа

№24. «Разработка сайта с использованием Web-редактора»

Учащиеся должны знать:

- -понятия структура HTML-кода Web-страницы

Учащиеся должны уметь:

- создать страницу сайта

Индивидуальные задания

Английский язык

Практическая работа

Презентация на тему «Основы языка разметки гипертекста»

-конспект

33

Контрольная работа

 № 3 на тему: «Коммуникационные технологии»

Проверить усвоение ЗУН по изученной теме.

Контрольное тестирование

Тестирование на ПК

34

Анализ контрольной работы. Повторение.

Провести анализ по результатам контрольного тестирования.

Повторить ЗУН по изученной теме.

35

Итоговая контрольная работа

Обобщить и закрепить основные ЗУН за курс 10 класса.

-проверить качество усвоения знаний и умений по темам:

- Информация. Информационные процессы

- Компьютерное и программное обеспечение

- Информационные технологии

Контрольная работа

- карточки с заданием



Предварительный просмотр:

Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 классов 

УМК Н.Д. Угриновича

Раздел 1. Пояснительная записка.

Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) от 05.03.2004 №108) и  программы для общеобразовательных учреждений по информатике и ИКТ (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н.Бородин.-4-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 448 с.). Для реализации программы используется УМК Н.Д. Угриновича для 10 класса.

Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствие с Базисным учебным планом рассчитано на 35 часов в 10 классе.

В Федеральном базисном учебном плане расписано 75% учебных часов, остальные 25% учебных часов распределяется на региональном и школьном уровне. За счет этого регионального и школьного компонентов учебных часов рекомендуется увеличить количество часов на изучение курса "Информатика и ИКТ" на 25%, т.е. на 9 часов в 10 классе.

Учебный предмет изучается в 10 классе, рассчитан  на 35 ч в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение 3 тематических контрольных работ и 3 административных контрольных работ: входная, за I полугодие и итоговая контрольные работы.

Распределение количества часов, тем и контрольных работ на каждую четверть следующее:

I четверть – 9 недель, 9 уроков,  1 контрольная работа,

II четверть – 7 недель, 7 уроков, 1 контрольная работа,

III четверть – 10 недель, 10 уроков, 2 контрольные работы,

IV четверть – 9 недель, 9 уроков, 2 контрольные работы.

Базовый уровень преподавания предмета по стандарту ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Цели изучения учебного предмета "Информатика и ИКТ"

Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

В ходе обучения информатике по данной программе решаются следующие задачи:

  • обеспечить вхождение учащихся в информационное общество;
  • научить учащихся пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор и др.).

Организация практических работ

При изучении предмета «Информатика и информационные технологии» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из  других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами. Всего на выполнение практических работ должно быть отведено не менее половины всего учебного времени.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий,  рассчитанных, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и  направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Используются также  индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, формы организации учебного процесса.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.

               Раздел 2. Содержание тем учебного курса.

  1. Повторение (2 часа).
  2. Ведение. Информация и информационные процессы(4 часа).

Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Процесс передачи информации. Источник и приемник информации. Сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче. Скорость передачи информации.

  1. Информационные технологии (16 часов)

Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D. Построение основных чертежных объектов. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Анимация. Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов (документов). Форматирование документа. Выбор параметров страницы. форматирование абзацев, символов. Списки. Таблицы. Гипертекст. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Практика на компьютере

Создание растровых изображений. Создание векторных рисунков. Создание мультимедийных презентаций. Создание анимаций в презентациях. Создание, редактирование и форматирование документов. Создание гипертекстового документа. Построение графиков функции. Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов (гистограмм, круговых и др.).

  1. Коммуникационные технологии( 11 часов).

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов. Передача информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. Электронная почта и телеконференции. Всемирная паутина. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете. Основы HTML. Разработка Web-сайта. 

Практика на компьютере

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, Web-страницы, презентации с использованием шаблонов. Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

  1. Итоговое повторение(2 часа).

Раздел 3. Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения данного предмета в 10 классе учащийся должен:

Знать:

  • Различные подходы к определению понятия «информация»;
  • Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
  • Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц);
  • Назначение и функции операционных систем.

Уметь:

  • Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • Распознавать информационные процессы в различных системах;
  • Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
  • Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать знания и умения в практической и повседневной жизни для:

  • Эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  • Автоматизации коммуникационной деятельности;
  • Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности;
  • Эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Раздел 4. Перечень  учебно-методического комплекса.

Учебные пособия

для учащегося:

  • Н.Д. Угринович. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  для учителя:

  • Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 8-11классе. Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ, 2010;
  • Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н.Бородин.-4-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 448 с.

Раздел 5. Список литературы.

Дополнительные пособия для учащихся:

  • Н.Д.Угринович «Практикум. Информатика и ИКТ» М.:Бином.Лаборатория Знаний,2010 г.

Дополнительные пособия для учителя:

  • Н.Д.Угринович «Практикум.Информатика и ИКТ»М.:Бином.Лаборатория Знаний,2010 г.;
  • Газета «Школьная компьютерра».
  • Методическая газета для учителей информатики «Информатика»
  • Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  • Босова Л.Л. и др. Обработка текстовой информации: Дидактические материалы.- М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007.
  • Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007.
  • Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007
  • Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – СПб: БХВ-Петербург, 2002.
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010// «Вестник образования» -2002- № 6 - с.11-40.
  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по информатике.
  • Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Технические средства обучения:

  • Мультимедийный компьютер
  • Мультимедиапроектор
  • Принтер
  • Модем ASDL
  • Наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  • Колонки для озвучивания всего класса
  • Сканер
  • Web-камера
  • Цифровой фотоаппарат
  • Локальная вычислительная сеть
  • Интерактивная доска

Информационные средства и цифровые образовательные ресурсы:

  • Угринович Н.Д. Компьютерный практикум  на CD-ROM. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2008.
  • Д.Тарасов. Готовые видеуроки и тесты на каждый урок для Windows и Linux на DVD-ROM. – 2012.
  • Электронные образовательные ресурсы на http://videouroki.net.
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.
  • Электронные образовательные ресурсы на www.1september.ru  и др.
  • Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2010.
  •  Коллекция медиаресурсов
  •  Электронные базы данных
  •  Интернет,     Сайт интернет - поддержки УМК Угриновича.

Программное обеспечение:

  • операционная система Windows;
  • операционная система Linux;
  • калькуляторы  NumLock Calculator и Wise Calculator;
  • текстовый редактор OpenOffice Writer;
  • электронные таблицы OpenOffice Calc;
  • векторный графический редактор OpenOffice Draw; 
  • средство разработки презентаций OpenOffice Impress; 
  • растровый графический редактор GIMP; 
  • систему компьютерного черчения Компас;.
  • систему векторной флэш-анимации Macromedia Flash;
  • систему онлайновых словарей и переводчиков.
  • электронные таблицы Microsoft Excel;
  • приложение разработки разработки презентаций Microsoft PowerPoint.
  • растровый графический редактор Paint;
  • систему сканирования и распознавания текстов Microsoft Office Document Imaging;
  • стандартную программу Звукозапись;
  • интегрированное приложение для работы в Интернете: SeaMonkey (бывшая Mozilla).
  • менеджеры загрузки файлов, FTP-клиенты и  off-line браузеры: FlashGet, Total Commander, Offline Explorer.
  • интерактивное общение в Интернете: ZoomChat, Skype, ICQ, Intranet Chat.
  • инструментальные средства разработки Web-страниц и Web-сайтов: SeaMonkey (Компоновщик).  
  • Web-сайт: Справочник по HTML 4.0.
  • геоинформационные модель: GoogleEarth.
  • браузер Internet Explorer .
  • почтовая программа: Outlook Express.

Раздел 7. Нормы оценки знаний, умений и навыков

по информатике и ИКТ

Оценка практических работ

оценка «5»  ставится, если:

  • выполнил    работу    в    полном    объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;
  • проводит  работу  в  условиях,   обеспечивающих  получение   правильных результатов и выводов;
  • соблюдает правила техники безопасности;
  • в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи,    графики, вычисления;
  • ·     правильно выполняет анализ ошибок.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не     более одной ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если

  • работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
  •  в ходе проведения работы были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если

  •  работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;
  • работа проводилась неправильно;
  • ученик совсем не выполнил работу.

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся

  • правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
  • правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
  •  строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
  •  может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

                Оценка «4» ставится, если

  • ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
  •  учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

               

               Оценка «3» ставится, если учащийся

  • правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  • умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
  • допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  •  допустил четыре-пять недочетов.

               Оценка «2» ставится, если учащийся

  •  не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3;
  •  не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка тестовых работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся

  • выполнил   работу   в   полном   объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;
  •  допустил не более 2% неверных ответов.

               Оценка 4 ставится, если 

  • выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).

               Оценка 3 ставится, если учащийся

  • выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
  • если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.

               Оценка 2 ставится, если

  • работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;
  • работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
  •  ученик совсем не выполнил работу.

При работе за компьютером учитывается:

  • Правильность включения компьютера и загрузки операционной системы.
  • Умения оценивать ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
  • Умения выбирать и загружать нужную программу.
  • Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь».
  • Умения выполнять основные операции управления файлами.
  • Умения выполнять основные операции в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS

Отметка «5»

  • Правильно включается компьютер и загружается операционная система
  • Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
  • Правильно выбирается и загружается нужная программа.
  • Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на достаточно высоком уровне.
  • Правильно выполняются основные операции управления файлами.
  • Правильно выполняются основные операции в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования.
  • Получен правильный результат.

Отметка «4»

  • Правильно включается компьютер и загружается операционная система
  • Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
  •  Правильно выбирается и загружается нужная программа.
  • Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на достаточно высоком уровне.
  • Правильно выполняются основные операции управления файлами.
  • Допущены незначительные неточности при выполнении основных операций в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования.
  • Получен правильный результат.

Отметка «3»

  • Правильно включается компьютер и загружается операционная система
  • Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
  •  Правильно выбирается и загружается нужная программа.
  •  Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на достаточном уровне.
  • Правильно выполняются основные операции управления файлами.
  • Допущены ошибки при выполнении основных операций в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования.
  • Получен неправильный результат.

Отметка «2»

  • Неправильно выбирается и загружается нужная программа.
  • Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на низком уровне.
  • Не правильно выполняются основные операции управления файлами.
  •  Отсутствуют умения работы в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования.
  •     Результат не получен.