«Использование ИКТ в оценке своих достижений (мониторинга) учащимися начальных классов на уроках окружающего мира (На примере 1 класса УМК «Школа России», учебник А.А. Плешакова)».
Предварительный просмотр:
«Использование ИКТ в оценке своих достижений (мониторинга) учащимися начальных классов на уроках окружающего мира (На примере 1 класса УМК «Школа России», учебник А.А. Плешакова)».
Крестинина Елена Владимировна
Учитель начальных классов,
ГБОУ « Школа №1130», город Москва
В статье рассматривается формирование навыков мониторинга своих достижений младшими школьниками на уроках окружающего мира. Контроль и самоконтроль являются неотъемлемыми составными образовательно – воспитательного процесса, формирование умений оценивания собственных достижений представляет собой одну из наиболее важных задач, которые стоят перед педагогом начальной школы. Внедрение ИКТ может существенно оптимизировать процесс формирования умений оценивания собственных достижений в более доступной, увлекательной форме, стимулируя детей к самостоятельности в процессе изучения учебного материала.
Ключевые слова: самоконтроль, ИКТ, информационные технологии, младшие школьники.
Начало обучения в школе является переломным моментом в жизни каждого ребенка. Внешние проявления этого периода проявляются в изменении вида деятельности, появлении новых обязанностей, позиционировании бывшего дошкольника себя в качестве ученика. Но вместе с тем период характеризуется глубокими внутренними изменениями. В младшем школьном возрасте ребенок начинает усваивать нормы общественного поведения, о сознания, начинается формирование социально - значимых качеств. Для успешной социализации ребенка важной представляется работа по формированию у него развития самостоятельности в процессе регулирования, контроля и самоконтроля деятельности, прежде всего учебной [1, с.11].
Принимая во внимание высокий уровень развития технологий, целесообразным представляется внедрение ИКТ в процесс обучения с целью формирования навыков контроля и самоконтроля младших школьников. Особенно актуальным представляется внедрение ИКТ в процесс занятий по изучению окружающего мира. Трудности усвоения учебного материала именно данной дисциплины зачастую возникают по причине необходимости изучения и запоминания больших объемов информации, неумения детей организовывать работу с информационными материалами, недостаточности наглядных пособий, что вызывает рассеивание детского внимания, а, соответственно, и плохое понимание материала. Кроме того, программные требования представляются несколько сложными для детей, недавно покинувших ДОУ.
При грамотно разработанной системе упражнений, основанной на принципах последовательности, доступности, взаимообусловленности упражнений по изучению окружающего мира указанные трудности усвоения могут быть сведены к минимуму [3, с.23]. А высокая наглядность и коммуникативная направленность ИКТ позволит проводить занятия в увлекательной, нетрадиционной форме, стимулируя детей к построению собственных высказываний, обоснованию собственного мнения, способствуя, таким образом, формированию коммуникативно-информационной компетенции.
Принимая необходимость формирования навыков самоконтроля учениками собственных достижений в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности, на базе СОШ № 1130 осуществляется поэтапная работа с использованием ИКТ, направленная на формирование навыков самоконтроля.
На первом этапе осуществляется обучение детей пониманию необходимости контроля со стороны педагога. На следующем этапе ребенок учится анализировать деятельность своих одноклассников. Завершающим этапом становится обучение непосредственно навыкам мониторинга собственных достижений, самоанализу, самооценке и самокоррекции.
Формирование навыков мониторинга при помощи внедрения в образовательно – воспитательный процесс ИКТ осуществляется на всех видах занятий. В частности, при объяснении нового материала привычную доску заменяет интерактивная. Формирование навыков мониторинга собственных достижений может осуществляться на этапе актуализации опорных знаний либо же при подведении итогов занятия. На данном этапе используются преимущественно фронтальные формы работы. С целью выявления теоретического материала применяется воспроизведение полученных знаний в виде схем, таблиц, рисунков, путем выполнения творческих заданий. В процессе выполнения подобных заданий выявляется уровень усвоения учебного материала, становится ясным возможное наличие «пробелов» в знаниях, кроме того, у детей формируются навыки самоконтроля, информационная, коммуникативная компетенции. Творческие задания помогаю выявлять одаренных детей с целью последующего развития их способностей.
В последние годы в педагогической практике школы № 1130 на уроках окружающего мира все чаще используются уроки – видеофильмы с последующим выполнением заданий, направленных на развитие навыков мониторинга собственных достижений.
Для успешной реализации всех этапов формирования навыков мониторинга в практике школы № 1130 была разработана система упражнений с использованием ИКТ, которые находят широкое применение на уроках закрепления полученных знаний, умений и навыков. Подбор дидактических материалов для занятий осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
- стимулирование учеников к формированию навыков мониторинга собственных достижений;
- соответствие требованиям программы;
- стимулирование учеников к формированию различных приемов самоконтроля и самооценки;
- соответствие реализации индивидуального и дифференцированного подходов;
- обеспечение оптимального соотношения контроля со стороны педагога и самоконтроля;
- обеспечение реализации различных форм самоконтроля: индивидуального, группового, фронтального [4].
Разработанные упражнения рассчитаны на различные формы работы: фронтальные, групповые, парные, индивидуальные, комбинированные. В качестве заданий для домашней работы детям предлагается найти интересную информацию по изучаемым темам в Интернете, широко используется групповая подготовка презентаций с помощью родителей и педагога. В процессе работы над созданием проектов каждый ребенок получает индивидуальное задание, соответствующее его личностным интересам и особенностям. Контроль подготовительного процесса помогает педагогу вовремя реагировать на качество выполнения работ, указывая каждому участнику на возможные недочеты, что, в свою очередь, помогает ребенку осуществлять самоанализ собственной деятельности, развивая навыки и вырабатывая приемы мониторинга. Представление подготовленных материалов с организацией последующего обсуждения служит оптимальным средством социализации ребенка, развивает его умения выступать перед аудиторией, развивает творческие способности в случае представления информации в качестве театральной постановки.
Незаменимы ИКТ и в процессе проведения уроков в нетрадиционной форме: уроки – дискуссии, уроки – конференции, уроки – праздники, уроки – спектакли и пр.
Наиболее активно используются ИКТ на занятиях контроля знаний. Использование тестовых заданий позволяет не только экономить время на занятии, посредством высокой наглядности вовлечь детей в активную работу, но и благодаря наличию возможности вернуться к повторному прохождению тестирования способствует закреплению навыков самоконтроля. В частности, в УМК «Школа России» в программе по изучению окружающего мира предусмотрено изучение тем, посвященных строению насекомых, птиц, рыб. В ходе последовательного выполнения заданий по соотнесению названия с картинкой, ребенок наглядно видит, соответствует ли выбранное им слово изображению на картинке. В случае правильного выполнения задания перед ребенком появляются смайлики либо надписи, выражающие поощрение. Подобные упражнения позволяют первокласснику оценить собственные достижения, что особенно актуально в ситуации, когда выставление оценок неприменимо. Вместе с тем, выполнение тестовых заданий дает максимально объективные знания об уровне успеваемости каждого отдельного ученика педагогу, позволяя ему своевременно реагировать на возможное непонимание материала отдельными первоклассниками.
Таким образом, использование ИКТ на любом из видов занятия может стать оптимальным средством для формирования у первоклассников навыков мониторинга собственных достижений. В результате внедрения в процесс изучения окружающего мира ИКТ было отмечено значительное повышение уровня мотивации к изучению дисциплины. В частности, большее количество первоклассников принимают активное участие в групповой работе по поиску интересных фактов с последующим оформлением их в виде презентаций или театральных представлений с демонстрацией слайдов, увеличилось количество детей, принимающих участие в олимпиадах и общешкольных мероприятиях, тематика которых связана с темами учебной программы по изучению окружающего мира. Отмечен также более высокий уровень усвоения теоретических знаний, высокая активность детей в процессе подготовки и проведения занятий, отмечен рост самостоятельности в процессе выполнения заданий. Кроме того, был отмечен высокий уровень вовлеченности родителей в совместную работу с детьми, что обеспечивает гармоничное воспитание ребенка, как в стенах учебного заведения, так и за его пределами.
Список литературы:
- Арет А.Я. Основные положения теории самовоспитания: Автореф. дис. докт. пед наук. - Л., 1964. - 39 с.
- Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. - М: Просвещение, 1983. - 144 с.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения. - Томск: Пеленг, 1992. - 111 с.
- Ижойкина Л.В. Система упражнений по формированию самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников при обучении естествознанию// Современные проблемы науки и образования.
- Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: 1989. - 271 с.
- Черкавский, Н. И. Формирование профессионально-методических умений студентов пединститута на занятиях / Н.И. Черкавский. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-т, 1983 – 216 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / - М.: - Педагогика, 1989. - 554 с.