Использование информационных технологий на уроках математики
Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Информационные технологии являются неотъемлемой частью сферы образования. Они предоставляют возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. Использование информационных технологий является эффективным методическим приёмом, который стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_na_urokah_matematiki_piterskaya_ip.docx | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование информационных технологий на уроках математики»
Питерская Ирина Павловна, учитель математики и физики
Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Информационные технологии являются неотъемлемой частью сферы образования. Они предоставляют возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. Использование информационных технологий является эффективным методическим приёмом, который стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний.
Компьютерные технологии обучения – это совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся. Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся.
Современные информационно-коммуникационные технологии обучения - совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.
Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющий вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания. Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
- самостоятельно критически мыслить; грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной из насущных проблем для современного общества. Но применение ИКТ не решает автоматически эту проблему без наличия условий для их использования. Применение ИКТ позволяет в значительной степени продвинуться в достижении указанной цели. Процесс организации обучения школьников с использованием информационных технологий позволяет:
- сделать этот процесс интересным, а также увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
- свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций;
- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации;
- раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки;
- самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
- осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.
Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе значениях. Наряду с этим возможности ИКТ используются для развития памяти учащихся, развития умений организации учебного труда, умения находить необходимую информацию с помощью ИКТ, формирования логического, абстрактного и системного мышления, формирования мыслительных операций — анализа, доказательства, обобщения, классификации.
При проведении уроков математики я использую мультимедийные компьютерные презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, Урок-презентация также обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).
При изучении новой темы я провожу урок-лекцию с применением мультимедийной компьютерной презентации. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Также я использую презентацию для устных упражнений. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять в старших классах на уроках геометрии. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.
Компьютер и мультимедиа-ресурсы позволяют интегрировать и существенно обогатить возможности перечисленных технических средств обучения и, тем самым, преобразить конструирование и проведение всех уроков.
Использование информационных технологий дает возможность для:
- повышения мотивации обучения;
- индивидуальной активности;
- формирования информационной компетенции;
- свободы творчества;
- интерактивности обучения.
Таким образом, ИКТ становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса, способствующей повышению качества образования.
И, так как они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса, необходимо использовать все их возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.