Формирование грамотного и осознанного чтения как способ совершенствования техники чтения в начальных классах
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 5»
Формирование грамотного и осознанного чтения как способ совершенствования техники чтения в начальных классах
Боблак
Татьяна Николаевна
Норильск
2008 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Формирование грамотного и осознанного чтения как способ совершенствования техники чтения в начальных классах……………..4
- Выявление типичных затруднений учащихся при овладении грамотным и осознанным чтением………………………………..4
1.2. Виды упражнений по совершенствованию техники чтения учащихся начальной школы…………………………………………………………
Глава 2. Практические результаты……………………………………………
Заключение……………………………………………………………
Литература
Приложение
Введение
Как известно, одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Психолог Н. И. Жинкин считает, что речь — это канал развития интеллекта. Чем раньше он будет освоен, тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Одной из основных задач обучения младших школьников является обучение чтению. В начальной школе особенно важно уделять внимание грамотности и осознанности читаемого. Правильное, осознанное чтение позволит ребенку с первых дней грамотно писать на уроках русского языка.
Актуальность темы в том, что в процессе осуществления школьной реформы стало очевидно, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Вот почему одной из основных задач обучения младших школьников на современном этапе является качественному обучение чтению.
Центральная задача
- вернуть ребенка к книге, как к основному источнику культуры народа.
Цели и задачи
- выявить типичные затруднения учащихся при овладении оптимальным чтением и определить пути преодоления данной проблемы;
- разработать технологическую сторону процесса формирования и совершенствования техники чтения учащихся начальной школ;
Предметом моего исследования является тот структурный компонент обучения, который подчинён одной цели: обучение качественному чтению.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Формирование грамотного и осознанного чтения как способ совершенствования техники чтения в начальных классах
1.1. Выявить типичные затруднения учащихся при овладении грамотным и осознанным чтением
Владение языком, точной, правильной устной и письменной речью - необходимое условие формирования успешной личности.
В наш век развития высоких компьютерных технологий, телевидения и мобильной связи, все труднее и труднее удержать школьника на расстоянии от этих благ цивилизации. Некогда самая читающая в мире страна, давно сдала свои позиции, поставив перед школой задачу – вернуть ребенка к книге, как к основному источнику культуры народа.
Школа должна научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в понятной для окружающих форме. Вместе с развитием речи идет и развитие мышления детей. На уроках русского языка и чтения развитие речи – центральная задача.
Существует ряд причин, в том числе и социальных, почему многие дети неохотно и мало читают. Но главной причиной такого явления всё-таки является несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. Как же помочь детям? Для решения этой задачи я веду работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения.
Меня всё время волновали вопросы:
- Как сделать, чтобы учение не превратилось в горькую пытку?
- Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым?
- Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие детей?
Поиск ответов заставлял пробовать, что-то отвергать, что-то накапливать в своем опыте. Мною сделан вывод о том, что просто научить читать недостаточно. Надо научить ребёнка думать, рассуждать о прочитанном, сопереживать, анализировать события и поступки героев.
Формирование навыков чтения оценивается по следующим параметрам:
- понимание прочитанного,
- объём прочитанного,
- способ чтения,
- скорость (беглость) чтения,
- правильность чтения,
- выразительность.
Наблюдения также показывают, что выпускники начальной школы не всегда могут объяснить значение слов, выражений, которые они встречали в произведениях, не всегда связно передают содержание прочитанного текста, испытывают затруднения при чтении длинных слов со стечением согласных, а также при озаглавливании частей произведения, допускают ошибки при чтении. Применение новых приёмов позволяет улучшить качество чтения.
Если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он и в коллективе класса занимает заметное место. И наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности. Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий.
Многолетний опыт учителей показывает, что дети продолжают хорошо учиться в старших классах, если начальную школу они закончили, имея навык чтения 120–150 слов. Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.
Как же добиться этой оптимальной скорости чтения, какие резервы обучения можно использовать?
Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребенок над книгой, обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть.
Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребенка больше читать, нужно выяснить, в чем исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймем, какую помощь ему необходимо оказать.
Что же мешает учащимся овладеть приемами оптимального чтения в начальном звене обучения?
- Неправильное дыхание при чтении.
- Плохая артикуляция звуков, слабый уровень владения речевым аппаратом. (Неправильные позиции языка, губ, зубов при произнесении звуков).
- Плохая память.
- Неразвитое поле (угол) зрения.
- Неразвитая антиципация (догадка).
- Неустойчивое внимание, слабые волевые качества.
- Неумение переключаться с одного вида деятельности на другой.
- Отсутствие эффективности словарной работы на уроке перед чтением текста.
- Отсутствие культуры чтения в семье.
Отсюда ясно, что учителю необходимо овладеть педагогической диагностикой и на основе ее использовать комплексные системы упражнений.
1.2. Виды упражнений по совершенствованию техники чтения учащихся начальной школы
Технику чтения, как известно, составляют 4 компонента (осознанность, беглость, выразительность, правильность). Каждый из этих компонентов сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, т. е. осуществляется без напряжения, полу - или автоматически и впоследствии применяется для успешного изучения других школьных дисциплин. Для развития всех этих качеств: сознательности, беглости, правильности и выразительности использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его интересным и эмоциональным.
В настоящее время в начальной школе первостепенное значение на уроках чтения уделяется осознанию ребенком содержательной стороны читаемого текста. Ребенок должен изначально понимать, о чем он читает, понимать смысл слова, словосочетания, предложения, текста в целом. Необходимо добиваться правильности, безошибочности чтения. Правильное, осознанное чтение позволит ребенку с первых дней грамотно писать на уроках русского языка. В дальнейшем отработка умения читать целыми словами поможет ученику быстро набрать темп чтения. Если ученик осмысленно воспринимает произведения художественной словесности, понимает их содержание, заключённое в художественных образах, то у него развивается воображение, фантазия, способность мышлению, применению языковых средств, пониманию стилей общения.
Очень часто при чтении незнакомого и трудного текста, осмысление предмета (применение знаний и установление новых логических связей) представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс. Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами. К первой группе упражнений, направленных на осознание, понимание текста относятся логические упражнения, где ребята учатся находить общие и отличительные признаки в различных связях, объединять в одно целое эти признаки, устанавливать связь между различными явлениями и понятиями. Рассмотрим эти упражнения, представляющие самую большую группу.
Упражнение “Составь новое слово”.
Задание: нужно составить новое слово, взяв из первого столбика первый слог, а из слов второго столбика второй слог. Работу усложняя, предлагаю детям составить не любые слова, а слова на определенную тему, например, на тему “Животные”.
Дети учатся наблюдать и устанавливать связь между словами в упражнении “Найди четвертое”. Сначала нужно посмотреть, какая же логическая связь между первой парой слов. И на основе этой связи надо подобрать недостающее слово.
А) Песня – композитор. Самолет - ? (изобретатель, конструктор)
Б) Нож – сталь. Стул - ? (дерево)
Ко второй группе по развитию осознанности чтения можно отнести игры со словами. Эти упражнения требуют от учащихся внимания к слову, к его частям. Ведь внимание это катализатор чтения и поэтому необходимо научиться управлять вниманием детей. Если у ученика неустойчивое внимание, значит, оно быстро переключается на посторонние мысли, предметы и интерес к чему-либо снижается. Поэтому необходимо научиться управлять вниманием детей, т. к. это важнейшее средство, которое необходимо в процессе освоения техники сознательного чтения.
Особенно нравится детям такое задание. Оно преподносится в такой форме: “Превратите лес в деревья (1ряд), мак в подарок(2ряд), рака в пароход (3 ряд)”. Последующее слово должно быть на одну букву длиннее предыдущего, но при этом все придуманные слова подчинены одной теме. Такое упражнение используется уже в конце первого класса. Каждое слово концентрирует внимание учащихся, т. к. такое задание требует выполнения сразу нескольких условий.
В упражнении “Найди животное” ученики должны найти спрятавшееся название животного среди строчек стихотворения.
Насос сосёт речную воду,
И шланг протянут к огороду. (осётр)
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной. (овца) (1 класс)
Достаточно трудное упражнение, т.к. учащиеся должны не просто найти части этих слов, но и объединить их, чтобы можно было прочитать слово.
В каждом классе есть несколько учеников, которые постоянно не укладываются в предусмотренные нормативы. В общем-то, умея читать, они делают это чрезвычайно медленно, с многочисленными ошибками и часто без понимания прочитанного. Принимаемые учителем и родителями меры (упорные тренировки в чтении, систематические дополнительные занятия) не приводят к желаемому результату.
В этом случае развивать навыки чтения следует иным путем, отличающимся от выполнения учебных заданий или от изнурительных тренировок. Предлагаемый путь – различные, необычные, веселые упражнения со словами и текстом.
1. Чтение “зашумленных слов” (Злая колдунья нарочно хочет запутать нас. Прочитать слова – лишить колдунью ее злой силы).
2. Чтение наложенных друг на друга слов.
3. Отделение слов от псевдослов. (Прочитать слова, найти псевдослово. Читать первое слово, сразу смотреть на второе, стараться его понять. Читать сначала медленно, затем быстро).
Использование на уроках различных загадок, ребусов, шарад также относятся к этой группе упражнений.
К третьей группе относятся упражнения по работе с деформированными, неоконченными предложениями, текстами. Использование этих упражнений являются основой использования приема антиципации или предвосхищения, т. е. смысловой догадки. Антиципация – это психологический процесс ориентации на будущее. Он основан на знании логики развития события, усвоении результатов анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным мышлением. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных условий. Развитию антиципации способствуют следующие упражнения.
1.Упражнение “Восстанови текст” ребята распределяют последовательность строк в тексте.
2. С текстами можно выполнять такие задания, как “Составь предложения”, “Закончи рассказ”, “Поставь знаки препинания”. Эти задания используются и на уроках русского языка.
К четвертой группе упражнений относится работа учащихся с текстом. Прочитав любой текст, осознание прочитанного учащимися, я проверяю с помощью вопросов по содержанию. Эти вопросы задаю устно или письменно на доске. Вопросы можно написать на индивидуальных карточках, которые можно предложить слабым или наоборот сильным детям, на уроке или в виде домашнего задания. С помощью вопросов можно предложить различные виды работы на уроке. Например: озаглавь текст или каждую часть, 1) расположи вопросы по порядку содержания текста; 2) зачитай ответ на второй вопрос; 3) поставь вопросы ко второму абзацу текста; 4) составь план.
Упражнение “Чтение – разведка”. Оно заключается в том, что дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением учителем. Цель такого задания - умение ориентироваться в представленном материале и находить главное, а также развитие скорости чтения.
Для развития правильности чтения использую упражнения, в которых наиболее точно необходимо отразить признаки, свойства предметов, которые направлены на развитие запоминания, а, значит, развивают внимание, память учащихся. Правильность чтения отрабатывается в таких упражнениях, как “Опиши предмет”, где учащиеся должны описать свойства наглядного или предполагаемого предмета; “Назови картинки”, где учащиеся запоминают показанные предметы на картинках и затем по памяти их перечисляют.
Хорошие результаты дает работа с упражнением “Фотоглаз”.
Упражнение “Фотоглаз”. Дети самостоятельно читают, запоминают (фотографируют) слова с доски. Учитель читает другие слова или предложения, или текст. Учащиеся должны определить есть ли там такие слова, которые указаны на доске.
Заучивание наизусть стихотворения очень хорошо развивает память учащихся. Навык правильности чтения отрабатывается при чтении слов, отличающихся одной буквой: мышка – мошка – мишка – миска, при чтении слов, где имеются одинаковые буквы: куст – стук, марш – шрам; при чтении слов, имеющих одинаковые части: приехал, пришёл, принёс, припев.
Выбор карточек со словами, совпадающими с эталоном. (Дается слово, нужно из 10-15 карточек найти подобные, прочитать слова). Слово – эталон “Освещение”.
Немаловажную роль при чтении отводится обучению беглости чтения. Важность быстрого чтения в образовательном процессе отрицать было бы неправильно. Ежегодный прирост научно-технической литературы во всем мире составляет сейчас 60 млн. страниц. Но это не предел. Ученые подсчитали, что в начале 21 века объем информации возрастет в 10 раз! Как же научиться управлять информационным потоком, как выделять самое важное и необходимое в данный момент? Учить управлять надо с самой первой ступени школы. Выделять главное поможет осмысленность читаемого материала, а справиться с большим объемом информации скорочтение.
Для развития беглости чтения необходимо расширять поле зрения учащихся и активизировать органы речи.
Обязательным условием для повышения скорости чтения является проведение работы по развитию периферического (бокового) зрения.
Таким образом, повышение скорости чтения – это увеличение способности воспринимать информацию в большем объёме за единицу времени при остановке глаз во время чтения.
Вторая группа упражнений по развитию беглости чтения направлена на активизацию органов речи.
С первого класса урок чтения начинаю с речевой зарядки, которая состоит из обучения учащихся правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произнесению звуков, слогов, слов, выражений. Начинать нужно с дыхательных упражнений, ибо правильное дыхание – основа речи.
На третьем этапе - “Произнеси верно!” - необходимо добиться отчётливого произнесения слогов, слов. Это закладывает базу для произнесения скороговорок, трудных слов, встречающихся в тексте, и служит дополнительным способом повышения мотивации для работы по совершенствованию техники речи. Необходимо использовать и такие упражнения, где бы у учеников была не только слуховая, но и зрительная опора при произнесении слогов, слов. На этом этапе используется чтение открытых (но, ли, ма…), но и закрытых (он, ил, ам…) слогов. Хорошие результаты даёт чтение слогов со стечением согласных (стре-, празд-, ткну-.)
Основными задачами четвёртого этапа речевой зарядки является работа над чётким произнесением скороговорок. На уроке можно использовать 1-2 скороговорки. Как правило, лёгкие скороговорки чередуются с трудными, короткие с длинными. Работу над скороговоркой необходимо начинать с разбора её смысла. Затем следует медленное проговаривание слов скороговорки. Когда слышишь, что учащиеся освоили правильно все звуки в словах скороговорки, то можно переходить к более быстрому темпу проговаривания.
Приём жужжащего чтения, очень эффективный и дающий хорошие результаты. Результативный потому, что читают все учащиеся одновременно, вслух, вполголоса и, что важно, каждый со своей скоростью. Провожу на каждом уроке пятиминутный тренинг чтения. Использую также на уроках различные виды чтения: хоровое чтение, чтение одновременно с учителем, чтение с убыстрением темпа, скачкообразное чтение “Кенгуру”, чтение “Спринт” (кто быстрее), чтение “Буксир” (за учителем или сильным учеником).
К последней группе приемов относятся упражнения на развитие выразительности чтения.
Выразительность чтения позволяет ученику сопереживать, сочувствовать литературному герою, оценивать его поступки. Этот навык раскрывает и расширяет границы внутреннего состояния ребенка, направляет его чувства, стремления, вырабатывает активность мыслей.
В чтении ученик должен ориентироваться в первую очередь на смысл прочитанного, чтобы развивалось его мышление. В результате такой работы ученик научится подходить к любому тексту аналитически, выделять его внутреннюю смысловую структуру и логику. Главное же, что его обучение в целом станет более осмысленным, и понятийное мышление ребёнка, которое не рождается само по себе, а лишь формируется в процессе обучения, будет эффективно развиваться.
Глава 2. Практические результаты
Работаю над данной проблемой три года, я добилась следующих результатов. (Приложение №1)
Одним из приемов стимулирования учащихся является самозамер техники чтения. Он проводится в конце каждого урока чтения. В течение одной минуты дети читают текст и записывают результат. В конце каждого месяца результаты оцениваются самим учеником. Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке и повышает интерес к чтению. Такая работа развивает не только речь учащихся, но и мышление, память, воображение.
Чтобы проследить рост каждого ребенка строю индивидуальные графики техники чтения (Приложение №2)
Свои работы дети записывают в тетради-речевички, создают книжки-малышки. Дети любят иллюстрировать свои стихи, сказки, сочинения и другие литературные произведения, находить отрывки из прочитанных произведений к нарисованным иллюстрациям. На уроках литературного чтения использую элементы драматизации и театрализации. Уже в 1-ом, 2-ом классах пробуем ставить спектакли по прочитанным произведениям. Всем очень хочется быть артистами. Дети учатся выразительно читать и говорить, непринужденно вести себя перед зрителями. Очень нравится ребятам готовить рисованные “диафильмы” по прочитанному. Здесь проявляется талант каждого, умение проследить за ходом событий произведения при сборке “диафильма”, пересказывать по рисункам. Они выступают на уроках в роли писателей, поэтов, художников, иллюстраторов, артистов, экологов. Во время такой работы дети преображаются, их глаза начинают светиться огоньком фантазии и, самое главное, творчества. От урока к уроку замечаешь, как меняется детская лексика, развивается речь твоих учеников, обогащается словарный запас. Такая творческая работа, я думаю, способствует формированию и закреплению положительной мотивации к учению.
Заключение
Работа учителя по обучению чтению должна быть регулярной и обеспечить приобщение детей к искусству художественного слова. Ведь дети чутки к истинно художественной литературе.
Делая вывод, можно сказать, что совершенствование техники чтения осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения должны вводиться с 1 класса. На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока, возраста учащихся. Правильное, осознанное чтение помогает ребенку грамотно писать на уроках русского языка, быстро решать задачи и выполнять задания на уроках математики.
Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей я ищу пути повышения качества обучения на своих уроках. Я изучаю опыт ученых, педагогов – новаторов, работающих в этой области, и выбираю оттуда наиболее важные и продуктивные, на мой взгляд, приемы и методы работы по совершенствованию чтения младших школьников.
Ознакомившись с трудами доктора педагогических наук, профессора Наталии Николаевны Светловской, руководствуясь её теорией методики обучения чтению. Согласно этой теории работу по формированию правильной читательской деятельности и читательской самостоятельности начинаю с составления диагностики психологического портрета класса.
Завершая свое выступление, мне хотелось бы процитировать слова А.И.Герцена “Не забывай, что самое колоссальное орудие многостороннего образования - чтение”, и мы, учителя начальных классов в ответе за то, какое образование получат наши дети в будущем
Литература:
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников на уроках чтения. М.,1978.
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М. Просвещение.1966.
- Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. М.1986г.
- Грушевская М.С. Нарушение письма у младших школьников.//Н.Ш.1984 №6.
- Давыдов В.В Проблема развивающего обучения. М.1986г.
- Жедек П.С. Пути совершенствования обучению орфографии.//Н.Ш.1988 № 10.
- Жуйков С. Ф. “Формирование орфографической ориентировки в процессе чтения”. Первое сентября № 6 – 2004 г.
- Клак Ли. Техника быстрого чтения. Минск. Парадокс 2001 г.
- Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.1990.
- Мали Л.Д. Арямова О.С. Климова С.А. Пескова Н.С. “Речевое развитие младших школьников”, Пенза,1993г.
- Мельникова И.И. Развитие речи детей 7–10 лет. Ярославль. Академия развития 2002 г.
- Русский язык в начальных классах, теория и практика обучения./Под ред. М.С.Соловейчик. М.1993.
- Сборник программ. Образовательная система “Школа 2100”. М. “Баласс”2001.
- Скорочтение. / Составитель О.В.Козловский. М.: ООО Издательство АСТ. Донецк 2004г.