Формирование лексико-грамматического строя речи у младших школьников с расстройством аутистического спектра
Введение. Актуальность темы исследования заключается в том, что в современном мире все больше появляется детей, у которых на разных этапах развития диагностируются расстройство аутистического спектра, осложненным умственной отсталостью. Сочетание аутизма и умственной отсталости - это сложное нарушение, при котором педагогические проблемы каждой из составляющих сложного нарушения усиливают проблемы другой, аутизм не позволяет использовать традиционные методы коррекции умственной отсталости, а наличие умственной отсталости не позволяет применять методы для формирования аффективного смысла окружающих объектов явлений, и ограничивает возможность применения эмоционально-ориентировочных методических подходов к коррекции аутизма.
Объектом исследования школьники с расстройством аутистического спектра, осложненным умственной отсталостью, вариант 8.3.
Предмет исследования: процесс формирования лексико-грамматического строя речи у младших школьников с расстройством аутистического спектра, осложненным умственной отсталостью с использованием адаптированных методов и приемов.
Цель исследования: изучение особенностей формирования лексико-грамматического строя речи у младших школьников с расстройством аутистического спектра, осложненным умственной отсталостью при помощи адаптированных методов и приемов.
Учитывая объект, предмет, цель исследования, был поставлен ряд задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую характеристику младших школьников с расстройством аутистического спектра, осложненным умственной отсталостью.
2. Выявить особенности речевого развития младших школьников с расстройством аутистического спектра, осложненным умственной отсталостью.
3. Изучить особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у младших школьников с расстройством аутистического спектра.
4. Обследовать речевое развитие учеников 1 класса с расстройством аутистического спектра, осложненным умственной отсталостью.
5. Провести коррекционно-логопедическую работу по формированию лексико-грамматического строя речи у младших школьников с расстройством аутистического спектра, осложненным умственной отсталостью с использованием модифицированных методик.
6. Проанализировать и сравнить полученные результаты в ходе коррекционной работы, на контрольном этапе эксперимента.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической, логопедической, методической литературы по теме исследования;
- изучение медико-педагогической документации на каждого ребенка;
- логопедическое обследование детей;
- констатирующее экспериментальное исследование;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
- Экспериментальная база и выборка: МОУ «СОШ № 84» 1 «Д» класс, для детей, обучающихся по АООП (вариант 8.3). В исследовании принимали участие 4 детей (8-9 лет) 1 «Д» класса. Исследование проводилось с 1 сентября 2017 года по 15 декабря 2017 года.
Научная новизна исследования заключается в том, что большинство логопедических методик остаются неприспособленными для диагностики уровня речевого развития детей с РАС. Логопедическое обследование и коррекционная работа, построенная на методических основах прикладного поведенческого анализа, описаны С.С. Морозовой. Также имеется методические разработки по развитию речи у детей с РАС Л.Г. Нуриевой.
Получены новые данные об особенностях формирования лексико-грамматического строя речи у младших школьников с расстройством аутистического спектра, осложнённым умственной отсталостью.
Определены направления эффективной коррекционно-логопедической работы, способствующей формированию лексико-грамматического строя речи у младших школьников с расстройством аутистического спектра, осложненным умственной отсталостью.
Научная значимость исследования заключается в том, что расстройства аутистического спектра, осложненным умственной отсталостью-это новое явление, которое требует новых стратегий и методов его решений.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
КРАТКОЕ СОЖЕРЖАНИЕ. В ведении обоснована актуальность проблемы и темы исследования, определены цель и задачи исследования, отражены практическая значимость и научная новизна исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первом разделе «Теоретический анализ речевого развития у младших школьников с расстройством аутистического спектра, осложненным умственной отсталостью» рассматривается психолого-педагогическая характеристика младших школьников с расстройством аутистического спектра, осложненным умственной отсталостью, а также описывается развитие речи и коррекционно-логопедическая работа.
Рассматриваются группы аутизма, выделенные О.С. Никольской, которые различаются системными характеристиками поведения, уровнем психического развития, взаимодействием с окружающей средой. Данные группы являются основными в оценке психолого-педагогического развития ребенка, представляя возможные формы и степени нарушения связи с внешним миром, в которых проявляется аутизм. Вместе с тем данные группы являются общими в оценке тяжести состояния. Каждый ребенок индивидуален, степень и тяжесть нарушения будет у всех разной.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую характеристику младших школьников с расстройством аутистического спектра осложненным умственной отсталостью, можем сделать вывод о том, что это сложное нарушение не только психического здоровья ребенка, но и органическое нарушение развития головного мозга. При котором у детей нарушены не только навыки социализации и коммуникации, но и развитие личности в целом.
Одно из наиболее характерных проявлений аутизма – это отклонение в речевом развитии, по данным Л. Каннера, В.В. Лебединского, О.С. Никольской и др. Речь у детей с расстройством аутистического спектра, осложненным умственной отсталостью, либо вообще отсутствует, либо развитие проходит медленно, не в соответствии с его возрастными нормами.
Нарушения речи у детей с аутизмом и умственной отсталостью видны еще в раннем возрасте. У таких детей позже появляется гуление, а затем и лепет. Так, у детей присутствует непонятная жестикуляция. Они реже произносят согласные звуки. В период взросления речь становится ненамного лучше. Словарный запас очень бедный. Отсутствуют личные местоимения. Отмечается грубое недоразвитие лексико-грамматического строя речи. В речи появляются эхолалии, дети могут много раз повторять одно и то же услышанное слово или фразу, которые никак не будут привязаны к ситуации [Шипицына 1997:5]. К сожалению, в младшем школьном возрасте проблемы с речью все еще остаются. У младших школьников с расстройством аутистического спектра, осложнённым легкой или умеренной умственной отсталостью, диагностируется системное недоразвитие речи. Речь у таких детей мало чем отличается от речи ребенка 2-3 летнего возраста, который только начал полноценно говорить. В речи встречаются грубые ошибки в согласовании существительных с прилагательными, в использовании глаголов.
К периоду обучения в школе, развитие речи у младших школьников с расстройством аутистического спектра осложненным умственной отсталостью, отстает на несколько лет. Уровень развития речи у таких детей можно сравнивать с развитием речи детей четырехлетнего возраста. У этих детей нарушены не только все компоненты речевой системы, но и нарушен языковой и внутренний уровень речи. Ограниченный словарный запас, недоразвитие лексического строя речи не дают детям учится общаться с окружающим миром. У таких детей речевые ошибки являются стойкими. И для того чтобы их преодолеть необходимо много времени. Недоразвитие устной речи, не позволяет развиваться в полной мере и письменной речи.
Для успешного обучения младших школьников с расстройством аутистического спектра, отягченным умственной отсталостью, необходимо соблюдать некоторые условия:
1. На начальном этапе обучения должны преобладать индивидуальные занятия. Для того чтобы ребенок привык к режиму, обстановке, к людям, которые его будут обучать. Затем можно переходить к групповым занятиям и даже в будущем к инклюзии.
2. Помимо этого, на начальном этапе коррекционная работа должна быть направлена на развитие коммуникативных способностей, а также на социализацию ребенка в обществе. Помимо этого, нужно развивать невербальные предпосылки интеллектуальной деятельности.
3. Работа должна быть построена на комплексности: то есть в сочетании психолого-педагогических и медико-социальных методов.
Так как недоразвитие речи у младших школьников с аутистическим спектром осложненное умственной отсталостью носит системный характер, то логопедическую работу необходимо строить в направлении развития всех компонентов речи. На логопедических занятиях необходимо расширять словарный запас, обогащать активный и пассивный словарь, уточнять значение слов, развивать предикативный словарь, учить употреблять в собственной речи глаголы и прилагательные.
Логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя речи у младших школьников с расстройством аутистического спектра осложненным умственной отсталостью должна быть комплексной, то есть в сочетании с психолого-педагогическими и медико-социальными методами. Помимо этого, актуальным остается вопрос какие использовать методы и приемы не только по формированию лексико-грамматического строя, но по развитию речи в целом, так как этот вопрос остается актуальным на сегодняшний день.
Во втором разделе «Организация и коррекционная работа по формированию лексико-грамматического строя речи у младших школьников с расстройством аутистического спектра, осложненным умственной отсталостью» описывается процесс организации логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у младших школьников с расстройством аутистического спектра, осложненным умственной отсталостью, производится анализ и оценка динамических изменений речевого развития у детей, в процессе коррекционной работы и на контрольном этапе.
Для выявления уровня речевого развития использовалась адаптированная тестовая экспресс-диагностика устной речи младших школьников Т.А. Фотековой.
Для оценки успешности выполнения заданий методики была применена балльно-уровневая система.
В работе исследовали: сенсомоторный уровень речи, грамматический строй речи, словарь и навык словообразования, понимание лексико-грамматических отношений, навыки языкового анализа. Навык усвоения лексико-грамматических форм исследовали на материале отдельных слов и словосочетаний. Баллы, полученные детьми за пробы в ходе исследования, мы отразили в диаграммах. По данным полученным на констатирующем этапе, мы сделали вывод о том, что у детей был нарушен лексико—грамматический строй речи.
Для проведения коррекционно-логопедической работы разработан план, который включала в себя индивидуальные и групповые занятия. При работе с детьми использовались различные традиционные и нетрадиционные дидактические игры, пособия и игровые приемы, создавались различные игровые ситуации. На групповых занятиях принимали участие дети класса, на которых изучались лексические темы, а также отрабатывались приемы коррекции фонетики, грамматики и связной речи. Поскольку нарушения лексико-грамматического строя речи у детей были различными, мы проводили индивидуальные занятия с каждым ребенком отдельно, на котором отрабатывались полученные знания, умения, навыки во время групповых занятий. Занятия мы старались проводить интересно для детей, используя разнообразные приемы и методы.
Для развития лексико-грамматического строя речи у младших школьников с расстройством аутистического спектра, осложненным умственной отсталостью, необходимо применять как можно больше наглядных пособий и картинок. Для того, чтобы правильно усваивался и запоминался материал, нужно закреплять каждую тему как минимум 2-3 занятия. У таких детей идет медленнее накопление словаря, а значит, необходимо полученные знания применять у речи не только на занятиях с логопедом, но и на других уроках. Логопедические занятия нацелены на развитие связной устной речи, и в ходе занятия дети должны учиться отвечать на поставленные вопросы развернутым ответом. На индивидуальных занятиях стоит делать упор на тот речевой материал, который ребенок не усвоил в ходе группового занятия. Также обязательно необходимо давать домашнее задание по той теме, которую проходили на занятии. Ведь больший процент успеха развития речи лежит на том, насколько точно было отработано домашнее задание дома.
Помимо этого, необходимо учитывать степень проявления аутистического синдрома и глубину умственной отсталости. Работа с такими детьми очень зависит от настроения ребенка. Если ребенок пришел в школу с плохим настроением, то соответственно, ему будет тяжело, что-то объяснить или дождаться от него верных ответов. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых младших школьников с расстройством аутистического спектра способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников.
На контрольном этапе с целью оценки эффективности, проведенной нами работы, мы провели повторную диагностику устной речи. поскольку основной задачей коррекционно-логопедической работы, стояло формирование лексико-грамматического строя речи у младших школьников с расстройством аутистического спектра осложненным умственной отсталостью, мы использовали ту же адаптированную диагностику устной речи Т.А. Фотековой.
Итак, сравнение результатов, полученных на контрольном этапе, с данными констатирующего этапа эксперимента показало, что состояние речевого развития, в частности лексико-грамматического строя речи у учащихся 1 «Д» класса в результате коррекционного воздействия стало намного лучше. Дети стали давать правильные ответы, но в речи у них еще остались ошибки стойкого характера, на исправление которых потребуется немного больше времени.
Таким образом, применение адаптированных методик развития речи у младших школьников с расстройством аутистического спектра на индивидуальных и групповых логопедических занятиях, насыщенность их игровыми ситуациями с привлечением сказочных героев, создание доброжелательной атмосферы, показало положительный результат нашей работы на столь коротком отрезке времени.
В заключении представлены выводы о подтверждении достижения цели и решении задач исследования.
Диагноз «расстройство аутистического спектра, осложненное умственной отсталостью», – это сложное нарушение развития не только психики, но и головного мозга. Два таких нарушения у одного ребенка не дают использовать известные нам методы коррекции аутизма и умственной отсталости. К сожалению, на сегодняшний день в логопедии не создано программы коррекции речи при умственной отсталости и аутизме одновременно. Можно использовать отдельно методы коррекции и развития коммуникативной речи при аутизме и отдельно методы развития речи при умственной отсталости. При таких нарушениях характер речевых отклонений во многом не совпадает.
Актуальным остается вопрос о том, по каким методикам развивать речь у младших школьников с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью. Так как развитие речи у таких детей отстает от возрастной нормы на 2 и более лет, то можно использовать методики развития речи для дошкольников или адаптировать те методики, которые разрабатывались для детей с другой категорией речевых нарушений. В специальной литературе методы и приемы коррекции речевых нарушений у младших школьников с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью описываются фрагментарно. Также трудно найти полное описание системы логопедической работы с такими детьми. Логопедические диагностики, которые предлагают разные авторы, остаются неприспособленными для детей с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью.
Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы: индивидуальные и групповые занятия, в ходе которых использовались адаптированные дидактические методики и методы, а также задания для развития не только лексико-грамматического строя речи, но и в целом повышения уровня развития речи и коммуникативных способностей учащихся оказались достаточно эффективными. На групповых занятиях игры с мячом вызывали у детей огромный интерес. Также применение игровых средств и внедрение их в классические приемы обучения младших школьников с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью, позволило нам удерживать работоспособность на высоком уровне, несмотря на то, что у этих детей происходит быстрое перенасыщение информацией и истощение организма.
Логопедическая работа должна быть системной, комплексной, проводиться в совместном комплексе взаимодействия всего педагогического коллектива специалистов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vkr.doc | 1.58 МБ |